Использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам имеет важное значение в борьбе с преступностью, защите от преступных посягательств прав и законных интересов граждан, интересов общества и государства. Вместе с тем нельзя не учитывать реально существующего риска отрицательных побочных последствий этой деятельности. Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру и особенностям чревата опасными нарушениями прав и свобод человека. Поэтому использование оперативно-розыскных средств требует чрезвычайной осторожности. Эта деятельность должна быть строго регламентирована.
Под результатами оперативно-розыскных мероприятий понимаются полученные органами предварительного следствия на основании и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, фактические данные, имеющие значение для расследования преступления.
Эти данные могут не содержать конкретных сведений о совершенном или готовящемся преступлении, но использоваться для проведения таких следственных действий, как обыск, предъявление для опознания, очные ставки. Кроме того, подобная информация позволяет принять меры, препятствующие уничтожению орудий преступления, денежных средств, полученных в ходе преступной деятельности, реализации преступного замысла, и др.
Фактические данные также могут прямо указывать на признаки преступления и причастных к нему лиц и в дальнейшем использоваться как в ОРД, так и в качестве доказательств в процессе расследования после их соответствующей проверки и процессуального закрепления. Возможность их использования в качестве доказательств определяется следователем, а при продолжении оперативной разработки преступной группы - по согласованию с инициатором разработки.
Порядок предоставления результатов ОРМ, имеющих значение для уголовно-процессуальной деятельности, регламентирован положениями ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД). Анализ положений указанной статьи свидетельствует о том, что законодатель использует понятие "результаты оперативно-розыскной деятельности", но не раскрывает его содержания. Формулировка этого определения появилась в результате внесения в УПК в 2003 г. изменений.
Под результатами оперативно-розыскной деятельности понимают сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершающегося или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК).
В законе предусмотрены и на практике применяются две формы использования в доказывании по уголовным делам данных, полученных в результате ОРД, а именно: использование результатов данной деятельности для подготовки и осуществления следственных и судебных действий (ч. 1 ст. 11 Закона об ОРД) и представление соответствующими органами данных, полученных в ходе ОРД, об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу и используемых в соответствии с уголовно-процессуальным законом для формирования доказательств.
Наиболее полно процесс предоставления результатов ОРД определен совместным приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97 /147, утвердившим Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
Результаты ОРД представляются дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД, при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также при выполнении поручений дознавателя, органа дознания, следователя, указания прокурора или исполнения требования суда по уголовным делам, находящимся в их производстве (п. 1 Инструкции).
Установленный порядок предоставления результатов ОРД может применяться в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, о чем прямо указано в п. 2 Инструкции.
Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе (п. 21 Инструкции).
В соответствии с Инструкцией представление результатов ОРД включает в себя: вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд; вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача нарочным и т.д.), причем способ фактической передачи результатов ОРД избирается органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативно-правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.
На основе оперативно-розыскных данных (информации, сведений), содержащихся в документах и материалах, представленных органу дознания, следователю, прокурору или суду, принимается ряд уголовно-процессуальных решений. К таким решениям, согласно прямым указаниям ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об ОРД, относится возбуждение уголовного дела, а также производство следственных и судебных действий.
Согласно ст. 140 УПК и Закону об ОРД результаты ОРД могут служить основанием для возбуждения уголовного дела. В качестве таких результатов выступают материалы ОРД, содержащие достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
Основой формирования доказательств являются результаты "непосредственного восприятия в условиях проведенного ОРМ обстоятельств и фактов, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, лицом, оказывающим конфиденциальное содействие органам, осуществляющим ОРД".
Направляя органу дознания или следователю материалы, орган, осуществляющий ОРД, лишь предполагает возможность их использования в процессе доказывания по уголовному делу. Для того чтобы эта возможность была реализована органом дознания или следователем, материалы ОРД должны содержать сведения о соблюдении установленных законом правил получения оперативно-розыскных данных, учитывать требования, которые определяют допустимость и достоверность доказательств.
Пленум Верхового Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" обратил внимание судов на следующее важное обстоятельство. Например, результаты ОРМ, связанные с ограничением конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам лишь тогда, когда они получены по решению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
При использовании материалов ОРМ не допускается ознакомление с ними посторонних лиц. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД, оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим органам, осуществляющим ОРД, в порядке и случаях, которые установлены настоящим федеральным законом. Доступ других работников правоохранительных органов к подобным сведениям должен быть исключен.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 231.