Особенности развития психических расстройств у пораженных,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

медицинского персонала и спасателей в ЧС различного характера

Психические расстройства, возникающие в ЧС, имеют много общего с клиническими нарушениями, развивающимися в обычных условиях, в то же время у них есть три важные особенности:

первая – характеризует количественные характеристики (распространенность) психических нарушений. Так как на человека при катастрофе действует множество психотравмирующих факторов, в обычных условиях встречающихся крайне редко, действие этих факторов сконцентрировано во времени и происходит внезапно – психические расстройства одномоментно возникают у большого числа людей;

вторая – качественная, она характеризует клиническую картину, которая в этих случаях часто сводится к небольшому числу типичных проявлений. Если в обычных условиях мы видим самые разнообразные нарушения психической деятельности – психиатрическая номенклатура насчитывает сотни диагнозов, то в острый период катастрофы психические расстройства по содержанию будут ограничиваться несравненно более узким кругом диагнозов;

третья – заключается в том, что, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную для жизни и здоровья ситуацию, пострадавший вынужден продолжать борьбу с последствиями катастрофы ради выживания и спасения жизни близких и всех окружающих. В нормальных условиях психические нарушения насторожили бы самого человека или его окружающих и побудили бы его обратиться к врачу.

Этап острых психических реакций при ЧС имеет два пути развития адаптационных процессов:

- этап переадаптации или перехода в состояние относительно устойчивой адаптации к условиям ЧС;

- этап неустойчивой психической деятельности, который в свою очередь может привести к глубоким психическим изменениям.

Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В целом же адаптация проявляется в возникновении приспособительных форм поведения человека, при переменах обстановки.

Психологи употребляют этот термин как определение постоянного процесса активного приспособления индивида к социально-психологическим условиям существования. При этом адаптация понимается и как процесс, и как состояние. При этом различают состояние устойчивой психологической адаптации и переадаптации.

Устойчивая психологическая адаптация – процесс приспособления всех психических функций человека психологическому климату новых условий среды с целью получения максимального самораскрытия, снижения эмоционального напряжения и т. д. Данное состояние, например, испытывает спасатель в привычной для себя среде обитания и служебной деятельности до участия в ликвидации ЧС.

Психологическая переадаптацияэто процесс перехода из состояния устойчивой психологической адаптации в привычных условиях работы и быта, например, в состояние адаптации во время проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС.

Изучение и анализ психических расстройств в ЧС различного характера позволяет выделить три основных периода, при которых у пострадавших наблюдаются разного рода психические нарушения.

Первый период (период острой реакции на стресс) связан с внезапно возникающей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, ураган и т. д.). Он обычно ограничен временными рамками – от момента возникновения этой угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения аварийно-спасательных работ (период изоляции). Его продолжительность обычно не превышает нескольких часов. В это время мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека наиболее древние по своей природе в эволюционном отношении простые или сложные реакции страха.

При простой реакции страха в момент начала ЧС у большинства пострадавших появляется состояние растерянности, непонимания смысла происходящего. Не более 15-20% людей способны сохранить самообладание, правильно оценить обстановку и действовать в соответствии с ЧС. Лишь 10% людей можно отнести к абсолютно устойчивым к стрессу, что связано с генетическими факторами (Т. Д. Дмитриева). Для всех остальных реакция на стресс зависит от его силы и продолжительности действия, а также от индивидуальной ранимости по отношению к конкретным стрессорам. Люди в этот момент ошеломлены и малоактивны.

У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других – психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.

Продолжительность простой реакции страха у психически здоровых людей составляет несколько минут (обычно до 10), после чего начинается деятельность для спасения и выживания.

После преодоления первичной растерянности наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономичными, увеличивается мышечная сила. Это позволяет значительному числу людей переместиться в безопасное место. Одновременно несколько нарушается речь. Это проявляется в увеличении ее темпа, запинках, повышении силы и звонкости голоса. Для человека в таком состоянии характерны мобилизация воли, внимания, двигательных функций. В последующем, как правило, наблюдается нечеткость воспоминаний об окружающем, свои же действия помнят хорошо. Типичным для него является изменение восприятия времени: продолжительность короткого периода воспринимается в несколько раз длиннее реального.

 При сложных реакциях страха в первую очередь происходят двигательные расстройства, которые могут проявляться в активной или пассивной форме.

 При активной форме двигательных расстройств возникает острое психомоторное возбуждение – человек беспорядочно и бесцельно мечется, делая большое количество быстрых нецеленаправленных (бессмысленных) движений, что мешает ему правильно и быстро принять решение и укрыться в безопасное место. Мимика и жесты становятся чрезмерно живыми, темп речи ускоряется, иногда речь носит характер монолога. Суждения поверхностны, а иногда лишены смысловой нагрузки. В ряде случаев наблюдается паническое бегство.

Пассивная форма двигательных расстройств (гиподинамический вариант) характерна тем, что человек впадает в оцепенение и как бы застывает на месте. Нередко старается уменьшиться, принимая эмбриональную позу, садится на корточки, охватывает голову руками. Речь у него в таких случаях бывает отрывочной, ограничивается в основном краткими, лишенными смысловой нагрузки восклицаниями, причитаниями или она полностью отсутствует. При попытке оказать ему помощь он либо невольно подчиняется, либо реагирует негативно, оказывая сопротивление. В наиболее выраженных случаях пассивной формы двигательных расстройств развивается так называемый психогенный ступор – когда человек лежит с закрытыми глазами и не реагирует на окружающее.

При сложных реакциях страха сознание сужено, однако сохраняется возможность восприятия окружающего, избирательность поведения и возможность находить выход из затруднительного положения. Наряду с психическими расстройствами отмечаются тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, ознобоподобный тремор, обмороки, у беременных женщин – выкидыши.

Следует отметить, что во время острой реакции на стресс поведение в первую очередь определяется основным инстинктом – инстинктом самосохранения.

Для острого периода типичны также острые реактивные психозы. Наиболее тяжелые психические расстройства могут возникать у лиц, получивших закрытые травмы или ранения. В этих случаях требуется тщательно анализировать связь развившихся психических нарушений, как с психотравмирующими факторами, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и др.).

Второй период по своим временным рамкам соответствует периоду выполнения аварийно-спасательных работ (период спасения).

Медицинский персонал и спасатели, привлекаемые к ликвидации ЧС, должны учитывать, что психические нарушения, которые в зависимости от характера и масштаба ЧС могут развиваться у 25-30% людей, оказавшихся в зоне бедствия (очаге поражения), затруднят, а иногда и сделают невозможным эффективное использование местного населения для проведения аварийно-спасательных работ.

Психические нарушения у людей здесь связаны не только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий. Они обусловлены потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семьи, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и выраженной депрессией. Психические нарушения у пострадавших могут иметь различные виды расстройств: психозы и неврозы. Психозы более опасны для пострадавшего и требуют специализированной медицинской (психиатрической) помощи. Они, как правило, не позволяют человеку осуществлять целенаправленную деятельность.

Острые шоковые психозы (сложная реакция страха) появляются при непосредственном переживании нагрянувшей угрозы жизни или здоровью (пожар, взрыв, землетрясение, ураган и др.). Такие психозы могут проявляться в активной и пассивной формах двигательных расстройств (их краткая характеристика приведена при рассмотрении психических нарушений у пострадавших в первом периоде ЧС).

Реактивные подострые психозы могут быть следующими:

- психогенная депрессия: медленное развитие состояния подавленности, затрудненная ориентация, двигательная заторможенность, которая может перерасти и в обездвиженность (ступор), бредовые интерпретации;

- истерическая депрессия: после короткого периода истерического возбуждения развивается состояние апатии, тоски, уныния, возможно с порывистыми проявлениями гнева, однако психическая деятельность грубо не нарушается;

- параноидальный психоз: неприятная мучительная тревога, эмоциональное напряжение, беспокойство, не исключено бредовое состояние;

- параноидо-галлюцинативный синдром: активная психическая деятельность затруднена. Бывает, что пострадавший представляет себя в других условиях или другим человеком. Целенаправленное мышление заменяется воображением. Возможны галлюцинации в виде голосов, детского плача, криков о помощи и др. Случается, возникает мания преследования;

- синдром Ганзера: под влиянием психотравмирующих факторов ЧС происходит значительное сужение сознания. При этом характерны явления «миморечи», когда на элементарные вопросы пострадавший отвечает невпопад и мимо действия (он не в состоянии выполнить или повторить элементарные действия);

- синдром пуэрилизма: детскость поведения при значительном сужении сознания, детская мотивация речи, детские эмоции на фоне взрослого опыта.

Для большей части пострадавших в ЧС наиболее характерны состояния непсихотических расстройств, проявляющихся в форме истерического невроза и неврастении.

Истерические неврозы имеют четыре основных типа:

- двигательные расстройства: припадки, параличи, парезы. Они могут сопровождаться стонами, криками, плачем. Не исключены заикание, утрата звучания голоса, дрожание отдельных групп мышц, неспособность стоять на месте или, наоборот, «врастание в землю» при полной сохранности двигательного аппарата;

- нарушение работы органов чувств: утрата кожной чувствительности, истерическая слепота, глухота, немота;

- психические нарушения: страхи, внезапные перепады настроения, подавленность, театральность поведения и др.;

- физиологические нарушения: «ком» в горле, истерическая рвота, сердечная аритмия, бронхоспазм, поносы.

Неврастения возникает вследствие переутомления, недостаточного отдыха (сна), длительного воздействия психотравмирующих факторов. Вначале она проявляется в виде повышенной возбудимости, после чего наступает истощенность физиологических резервов человека. Она проявляется в утомляемости, раздражительности, слабости, неспособности сосредоточиться, сконцентрировать внимание на чем-либо, в головной боли, нарушениях сна.

Непсихотические расстройства не нарушают способности человека осуществлять трудовую деятельность, принимать решения, правильно оценивать ситуацию. Иными словами, пострадавшие с неврозами легкой и средней степени тяжести в случае крайней необходимости могут привлекаться для выполнения определенных функций в процессе аварийно-спасательных работ.

Третий период развития ЧС для пострадавших начинается после их эвакуации в безопасные районы или после ликвидации ЧС. С точки зрения психических нарушений он характеризуется возникновением у части лиц, переживших ЧС, через некоторое время (от 3-5 дней до 6 месяцев и более) так называемого посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

 ПТСР долгое время считалось нормальной реакцией на стресс; оно расценивалось, преимущественно, как психологическое явление, при котором показано психотерапевтическое вмешательство, а фармакотерапия в противовес психотерапии представлялась второстепенной и даже нежелательной.

В современном представлении ПТСР – это хроническое психическое расстройство, обусловленное психологическим дистрессовым событием, выходящим за рамки обычного житейского опыта индивида, которое с психологической точки зрения может вызвать стресс у каждого здорового человека, вне зависимости от его прежнего опыта и социального положения. Это могут быть, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близких), внезапное разрушение жилья или общественного здания, потеря родных, близких и др.

Характерным признаком ПТСР является то, что пережитое событие сопровождалось сильными эмоциями страха или ощущением беспомощности перед лицом обстоятельств. ПТСР подвержено приблизительно 8% всего населения, при этом женщин вдвое больше, чем мужчин.

Структура расстройств психической деятельности при ПТСР включает в себя две взаимосвязанные группы нарушений:

первая - симптомы упорного вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, вызывающий у человека сильный психологический дискомфорт, т. е. симптомы постоянного переживания травматического события:

- периодически повторяющиеся и навязчивые беспокойные воспоминания о событии;

- интенсивный психологический дистресс под влиянием событий, которые символизируют или напоминают травматическое событие, включая его годовщины или другие памятные даты;

- внезапно возникающее чувство и последующее поведение, как если бы травматическое событие происходило вновь, включая повторное переживание случая, иллюзии и галлюцинации;

вторая - симптомы постоянного «избегания», проявляющиеся в стремлении устраниться от мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о психотравмирующем событии.

Эти симптомы в основном сопровождаются такими явлениями, как уменьшение силы эмоционального реагирования, снижение интереса к ранее значимым видам деятельности, чувство зависимости или отчужденности от людей, снижением физического тонуса, угнетением либидо, аппетита.

Для ПТСР также свойственны не существовавшие у пострадавшего ранее (до ЧС) нарушения сна, раздражительность, вспышки внезапного гнева, трудности сосредоточения внимания, повышенная (не соответствующая обстоятельствам) бдительность, готовность к оборонительной реакции («бей или беги»).

Кроме перечисленных общих признаков, ПТСР могут сопровождаться ощущениями эмоциональной зависимости, притуплением или отсутствием эмоционального реагирования, неспособностью вспомнить какой-либо важный аспект психотравмирующего события и др.

Еще одна типичная характеристика ПТСР – они нарушают социальную, профессиональную или иную значимую деятельность. Это связано со снижением работоспособности пострадавшего, ухудшением качества его жизнедеятельности.

Хотя биологическая основа ПТСР изучена недостаточно, предполагается, что свой вклад в расстройство вносят изменения в серотонинэргической и норадреналинэргической системах, а также в системе гипоталамус-гипофиз-надпочечники.

Психогенные расстройства в отдаленном периоде ЧС нередко сочетаются с патохарактерологической патологией, представленной широким кругом расстройств личности, соматической патологией, но в первую очередь они перекрываются психической патологией. Существенное место в структуре развивающихся в отдаленном периоде ЧС состояний занимают аффективные расстройства с развитием депрессии, проявляющиеся ситуационными реакциями со снижением настроения, переживаниями тоски и тревоги с неопределенным чувством грозящей беды, тягостными физическими ощущениями в виде стеснения в области сердца, груди, во всем теле.

Во многих случаях депрессия – это ответная реакция на события жизни, поэтому специального медицинского лечения не требуется. Тем не менее при обнаружении признаков депрессивного состояния необходима консультация специалиста.

Наиболее частыми последствиями ЧС, выявляемыми в отдаленные ее периоды, являются психосоматические нарушения, собственно психосоматические заболевания - ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, нейродермиты, т.е. те формы соматической патологии, которые, в соответствии с современными представлениями, относятся к расстройствам аффективного спектра.

 

3.4.4. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении

Для поддержания работоспособности и профилактики нервно-психических нарушений у населения и спасателей, участвующих в ликвидации ЧС, необходимо применение различных способов психологической защиты.

Психологическая защита населения и лиц, участвующих в его спасении включает:

- общую и специальную профилактику психогенных заболеваний;

- психофизиологическое обеспечение спасателей;

- морально-психологическую подготовку населения и лиц, участвующих в его спасении;

- фармакологическую коррекцию функционального состояния и работоспособности спасателей при проведении аварийно-спасательных работ;

- психотерапию и др.

Общая и специальная профилактика психогенных заболеваний (реактивных психозов, неврозов, психопатий и психосоматических болезней) у населения и спасателей включает:

- мероприятия, направленные на гармоничное формирование личности;

- мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни;

- предотвращение действия на организм болезнетворных причин (инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды на организм человека);

- повышение выносливости психики к вредным воздействиям;

- предупреждение развития заболеваний путем ранней диагностики и лечения;

- предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы;

- применение методов длительной поддерживающей терапии;

- обеспечение населения и спасателей средствами индивидуальной защиты, необходимыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения;

- организацию медицинской сортировки пораженных, изоляцию лиц находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой и психотерапевтической помощи, эвакуацию лиц, нуждающихся в госпитализации;

- организацию информирования людей об обстановке в зоне ЧС, о характере и объеме проводимых аварийно-спасательных работ, мерах по оказанию само- и взаимопомощи, местах расположения медицинских и эвакуационных пунктов. Среди сообщений должны присутствовать фамилии спасенных и эвакуированных жителей, информация о местах их эвакуации. Это поможет части населения получить сведения о родных и близких, что в значительной мере будет способствовать улучшению его психического состояния.

Нормализации психического состояния населения во многом способствует четкая организация аварийно-спасательных работ с привлечением местных жителей, сохранивших способность к осознанной целенаправленной деятельности. Человек, перенесший тяжелую психическую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой-либо физической работе (и не одного, а в составе группы). При этом основными формами взаимоотношений спасателей с населением должны быть уважение, сочувствие, личный пример. В случае же, когда люди находятся в состоянии оцепенения, шока или паники, целесообразно использовать жесткий командный стиль общения с ними.

Психофизиологическое обеспечение спасателей – составная часть медико-психологической защиты спасателей – это система мероприятий, направленных на оценку характера и выраженности профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств, на поддержание этих качеств в процессе профессиональной деятельности, а также на сохранение психического и соматического здоровья. Объект психофизиологического обеспечения – спасатели аварийно-спасательных формирований, персонал СМК и другие профессиональные контингенты, принимающие участие в ликвидации ЧС.

 Основными задачами психофизиологического обеспечения спасателей являются:

- психофизиологический профессиональный отбор спасателей;

- психофизиологическое освидетельствование спасателей;

- периодический (диспансерный) психофизиологический контроль спасателей;

- психологическая подготовка спасателей;

- психологическая поддержка спасателей;

-психофизиологическая экспертиза трудоспособности и функциональная реабилитация спасателей.

Психофизиологический профессиональный отбор – первичное психофизиологическое освидетельствование с целью выделения из числа кандидатов на работу, проходящих психофизиологическое освидетельствование, лиц, обладающих необходимой структурой и степенью выраженности психологических и психофизиологических качеств, существенных для овладения конкретной профессией и для дальнейшего поддержания профессиональной работоспособности на должном уровне.

Результаты анализа спасателей психологических и психофизиологических особенностей специалистов, полученные при психофизиологическом отборе, используются в дальнейшем для расстановки кадров, оценки динамики их функционального состояния, индивидуализации их профессионального обучения и психологической подготовки.

Психофизиологическое освидетельствование – организационная форма проводимого в рамках психофизиологического обеспечения исследования профессионально важных психологических и психофизиологических качеств человека, направленного на оценку функционального состояния и работоспособности. Психофизиологическое освидетельствование проводится в целях психофизиологического профессионального отбора, периодического (диспансерного) психофизиологического контроля спасателей и психофизиологической экспертизы трудоспособности.

Психологическая подготовка спасателей – комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Психологическая подготовка спасателей включает адаптацию спасателей к деятельности в чрезвычайных ситуациях, а также создание у спасателей еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, и способствующего сохранению трудоспособности специалиста.

Психологическая поддержка спасателейкомплекс психопрофилактических мероприятий, который проводится непосредственно во время работы в экстремальных условиях и направлен на уменьшение психического напряжения спасателей и негативного влияния стрессогенных факторов на их работоспособность.

Психофизиологическая экспертиза трудоспособности – форма психофизиологического освидетельствования, проводящегося в связи с профессиональными срывами и (или) расстройствами здоровья, характер которых позволяет предположить их связь с нарушениями психической психофизиологической адаптации человека, влияющими на профессиональную работоспособность. Целью является решение вопроса о возможности дальнейшего выполнения специалистом его обязанностей путем установления степени соответствия психологических и психофизиологических качеств человека требованиям профессиональной деятельности. Психофизиологическая экспертиза трудоспособности проводится по представлению руководства.

Морально-психологическая подготовка населения и лиц, участвующих в его спасении – это целенаправленный процесс формирования у населения и лиц, участвующих в его спасении твердых убеждений, нравственных примеров поведения и таких психологических качеств, которые усиливают его способности выполнить возложенные обязанности в самых опасных ситуациях и обстановке.

Одним из мероприятий медицинской защиты, выполняемых медицинским составом до возникновения ЧС, является участие медицинского персонала в морально-психологической подготовке населения и спасателей к действиям в ЧС методами:

- формирования у населения и личного состава спасателей правильного представления о действии на организм поражающих факторов современного оружия, а также поражающих факторов техногенных и природных катастроф;

- доведения достижений медицинской науки и медицины катастроф по предупреждению поражений (заболеваний) в ЧС и лечению пораженных (больных);

- показа эффективности медицинских мероприятий и средств защиты при воздействии поражающих факторов ядерного, химического, биологического оружия и поражающих факторов техногенных и природных катастроф;

- выработки уверенности в том, что в случае поражения (заболевания) будет своевременно оказана медицинская помощь, осуществлен вынос в безопасное место и проведена эвакуация в медицинские учреждения для дальнейшего лечения.

Чтобы ослабить негативное воздействие на человека психологического напряжения, нужны постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формирование психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закрепление необходимых психологических качеств.

Главным здесь является максимальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте или на объекте.

Особенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трезво мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедствия невозможно. Только практика поможет приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую устойчивость. Вот почему при проведении занятий с личным составом аварийно-спасательных формирований нужно не только словесно описывать предполагаемые действия или ограничиваться показом кино- и видеофильмов, но и обязательно отрабатывать на практике приемы и способы тех спасательных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное сознательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упражнений.

 Формирование таких морально-волевых и психологических качеств, как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность противостоять страху и панике, выдерживать высокие физические нагрузки, должно стать неотъемлемой составной частью всей системы подготовки и обучения формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях. Психологическая подготовка личного состава АСФ ведется непрерывно в процессе повседневной трудовой деятельности, на занятиях и учениях, непосредственно при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий.

Высокий психологический эффект дают учения и многократные тренировки по выполнению как отдельных приемов и действий, так и всего комплекса спасательных и других неотложных работ в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям. Именно при этом претворяется в жизнь важный принцип психологической закалки — внесение в действия людей допустимых элементов напряженности, опасности и риска. Напряженность достигается увеличением физических и нервно-психологических нагрузок на личный состав, созданием психологической модели реальной обстановки, а также условий, которые могут сложиться при ликвидации последствий природных и техногенных ЧС. Элементы напряженности и опасности постепенно приучают людей преодолевать высокую психологическую нагрузку, активно и результативно выполнять возложенные на них задачи в сложной обстановке. Весь комплекс обучения и тренировок направлен на формирование практических навыков по быстрому восстановлению работоспособности и психологической устойчивости.

Особое значение приобретает подготовка коллективов - всех сотрудников предприятий, организаций и учреждений к повышению стойкости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообладания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, развитию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо проводить дифференцированно, с учетом предназначения каждого формирования ГО ЧС и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллектив. И делать это надо на учениях и тренировках. Опыт ликвидации последствий трагических событий, в которых концентрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы общества, должен быть широко использован на занятиях по подготовке личного состава формирований к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей - один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива парализует волю.

 Психологическая защита населения и лиц, участвующих в его спасении может осуществляться с применением методов психотерапии. Психотерапия – целенаправленное использование психических воздействий для лечения больных. Психотерапию принято разделять на общую и частную или специальную. Психотерапия – лечебное мероприятие, воздействующее на вторую сигнальную систему, а через нее и на весь организм человека. Но психотерапия – это не только воздействие словом, хотя слово – самый важный компонент этого воздействия. Имеет значение мимика врача, его поведение, интонация голоса, а также обстановка, в которой больной слышит слова врача.

К методам психотерапии относятся: психотерапевтическое убеждение, функциональная тренировка, внушение в бодрствующем состоянии, гипнотерапия (индивидуальная и коллективная), аутогенная тренировка и др.

Эффективным медицинским средством защиты и психологической поддержки спасателей в ЧС является фармакологическая коррекция их функционального состояния и работоспособности при проведении аварийно-спасательных работ. Она проводится по следующим направлениям:

- направленное регулирование психоэмоциональной сферы и защита от психологического стресса;

- экстренное повышение физической работоспособности;

- восстановление работоспособности после истощающих нагрузок;

- профилактика переутомления;

- применение фармакологических средств медицинской защиты;

-повышение переносимости кислородного голодания, высоких или низких температур внешней среды.

Контрольные вопросы:

1. Дать определение и перечислить мероприятия медицинской защиты.

2. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты, их характеристика и правила пользования ими.

3. АИ-2, содержимое, порядок использования.

4. Состав, задачи прививочных бригад; методика расчета в их потребности.

5. Содержание и задачи медико-психологической защиты населения и спасателей в ЧС.

6. Характеристика психотравмирующих факторов ЧС.

7. Особенности развития психических расстройств у пораженных, медицинского персонала и спасателей в ЧС.

8. Основные способы психологической защиты населения и лиц, участвующих в его спасении.

 

Вопросы для тестового контроля к занятию №3

 

1. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Защита населения от поражающих факторов катастроф базируется на принципах:

- Универсальность

- Дифференцированный подход к характеру и объему защитных мероприятий

- Комплексность

- Заблаговременность

- Материальной заинтересованности

 

2. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Основными способами защиты населения являются:

- Применение средств индивидуальной и медицинской защиты

- Эвакуация

- Укрытие в защитных сооружениях

- Заблаговременность

- Рассредоточение

   

3. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.  Мероприятиями медицинской защиты являются:

- Проведение радиационной, химической и биологической разведки

- Обеспечение населения и спасателей медицинскими средствами защиты

- Применение средств химической защиты

- Применение средств медицинской защиты

- Прогнозирование и оценка медико-санитарной обстановки

 

  4. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.  Медицинские средства защиты подразделяются на:

- Средства, повышающие устойчивость организма человека к различным неблагоприятным химическим и физическим факторам

- Средства профилактики инфекционных заболеваний

- Средства медицинской противохимической защиты

- Средства, обеспечивающие эффективное проведение частичной санитарной обработки

- Санитарно-гигиенические средства

 

  5. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Медицинские средства противорадиационной защиты включают перечисленные, кроме:

- Радиопротекторы

- Радиолокаторы

- Средства противохимической защиты

- Адсорбенты

- Комплексоны

 

6. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. К медицинским средствам противорадиационной защиты не относятся:

- Антигеморрагические средства

- Стимуляторы ЦНС

- Стимуляторы кроветворения

- Активаторы холинэстеразы

- Адаптогены

 

7. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Антидотом при отравлении фосгеном является:

- Атропин

- Противодымная смесь

- Дипироксим

- Реактиваторы холинэстеразы

- Унитиол

    

8. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Антидотом при отравлении мышьяксодержащими ядами является:

- Атропин

- Противодымная смесь

- Дипироксим

- Реактиваторы холинэстеразы

- Унитиол

 

9. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Антидотом при поражениях раздражающими веществами является:

- Атропин

- Противодымная смесь

- Дипироксим

- Фициллин

- Унитиол

 

10. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11 состоит из:

- Стеклянного флакона с полидегазирующей жидкостью

- Четырех ватно-марлевых тампонов

- Пленочного конверта, в который помещен тампон

- Алюминиевого баллона с полидегазирующей жидкостью

- Двух ватно-марлевых салфеток

 

11. УКАЖИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ. Чтобы воспользоваться шприц-тюбиком, надо:

- Извлечь шприц-тюбик из аптечки индивидуальной

- Вращая по часовой стрелке колпачок, проткнуть мембрану

- Вращая по часовой стрелке канюлю, проткнуть мембрану

- Держась за корпус шприц-тюбика, ввести иглу в мягкие ткани бедра или плеча

- Держась за жесткий ободок канюли, ввести иглу в мягкие ткани бедра или плеча

 

12. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Цистамин из АИ-2 используется:

- При употреблении зараженных РВ продуктов питания и воды

- При желудочно-кишечных расстройствах после облучения

- Как средство профилактики лучевых поражений

- Как средство профилактики поражений биологическими средствами

- Как средство профилактики поражений отравляющими веществами

 

13. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В шприц-тюбике АИ-2 находится:

- Будаксим (афин)

- Калия иодид

- Этаперазин

- Промедол

- Цистамин

 

14. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Этаперазин из АИ-2 используется:

- При употреблении зараженных РВ продуктов питания и воды

- При желудочно-кишечных расстройствах после облучения

- Как средство профилактики лучевых поражений

- Как средство профилактики поражений биологическими средствами

- Как средство купирования тошноты и рвоты после поражений ОВ

   15. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В круглом пенале красного цвета АИ-2 находится:

- Хлортетрациклин

- Будаксим

- Этаперазин

- Сульфадиметоксин

- Тарен

 

  16. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. К задачам психофизиологического обеспечения спасателей не относятся:

- Материально-техническое

- Психофизиологическое освидетельствование

- Психофизиологический отбор

- Психологическая подготовка

- Медицинское снабжение

 

  17. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. К методам морально-психологической подготовки населения и спасателей не относятся:

- Формирование у населения и спасателей правильного представления о действии на организм поражающих факторов техногенных и природных катастроф

- Показ эффективности медицинских мероприятий и средств защиты при воздействии поражающих факторов техногенных и природных катастроф

- Организация медицинской сортировки пораженных

- Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни

- Выработка уверенности в том, что в случае поражения будет своевременно оказана медицинская помощь

 

18. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Психологическая защита населения и спасателей включает:

- Своевременная эвакуация пораженного населения

- Психофизиологическое обеспечение

- Организация медицинской сортировки пораженных

- Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни

- Фармакологическая коррекция работоспособности и трудоспособности

 

19. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Посттравматическим стрессовым расстройствам при ЧС подвержено население (в %):

- 3

- 5

- 8

- 11

- 14

 

20. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ.  Посттравматические стрессовые расстройства у переживших ЧС могут развиться через (дней):

- 1

- 5

- 30

- 90

- 180

 

21. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Медицинская защита в ЧС – это:

- Составная часть медико-санитарного обеспечения

- Комплекс мероприятий, проводимых с целью предотвращения или максимального ослабления воздействия поражающих факторов катастроф

- Составная часть защиты населения в ЧС

- Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения

- Комплекс медицинских мероприятий, проводимых с целью предотвращения или максимального ослабления воздействия поражающих факторов катастроф

 

22. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Мероприятиями медицинской защиты в ЧС не являются:

- Медико-санитарное обеспечение пораженного населения

- Медицинская сортировка пораженного населения

- Обеспечение населения и спасателей медицинскими средствами защиты

- Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженного населения

- Мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в ЧС

23. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Для предупреждения инфекционных заболеваний в ЧС проводится профилактика:

- Специфическая

- Экстренная

- Общая экстренная

- Специальная

- Неспецифическая

24. УКАЖИТЕ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ. Общая экстренная профилактика инфекционных заболеваний в ЧС проводится:

- До возникновения ЧС

- До установления вида возбудителя

- После установления вида возбудителя

- До определения чувствительности возбудителя к антибиотикам

- После определения чувствительности возбудителя к антибиотикам

 

25. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В гнезде №5 АИ-2 находится:

- Промедол

- Тетрациклин

- Сульфадиметоксин

- Этаперазин

- Калия иодид

 

26. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. В состав прививочных бригад для работы в ЧС входят:

- Фельдшер, медсестра

- Фельдшер, 2 медсестры

- 2 медсестры, водитель, санитар

- Фельдшер, медсестра, санитар

- Врач, 2 медсестры

 

27. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. Прививочные бригады для работы в ЧС формируются на базе:

- Амбулаторно-поликлинических учреждений

- ЛПУ федерального уровня

- Учреждений спецмедснабжения

- Стационарных ЛПУ в субъектах РФ

- Станций переливания крови

 

28. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. При использовании живых вакцин специфическая профилактика должна проводиться после окончания курса экстренной (неспецифической) профилактики через:

- 1 день

- 2 дня

- 12 часов

- 3 дня

- 4 дня

 

29. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. При радиационных поражениях – облучении до 1 Гр – комплексная иммунизация проводится в сроки:

- 1 день

- 3 дня

- любые

- 5 дней

- 14 дней

 

30. УКАЖИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. При радиационных поражениях – облучении 1-2 Гр – комплексная иммунизация проводится в сроки:

- 1 день

- 1 неделя

- любые

- 2-3 недели

- 5-6 недель

ГЛАВА 4

ПОДГОТОВКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.