При крупных катастрофах, в результате которых резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия обитания населения в зонах катастроф и увеличиваются возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний, возрастает роль санитарно-эпидемиологических учреждений, формирований и подразделений по проведению соответствующих мероприятий в очагах катастроф и районах, прилегающих к ним.
В соответствии с Положением о функциональной подсистеме РСЧС – «надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой» в РФ создана санитарно-эпидемиологическая служба для работы в чрезвычайных ситуациях, которая включает:
1) силы и средства санитарно-эпидемиологической службы МЗ РФ:
- федеральное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФС Роспотребнадзора);
- федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ): «Центр гигиены и эпидемиологии», противочумные учреждения (противочумный центр, противочумные станции), научно-исследовательские институты эпидемиологического и гигиенического профиля;
- федеральные государственные учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ;
- территориальные управления ФС Роспотребнадзора по субъектам РФ и их территориальные отделы;
- специализированные формирования ФС Роспотребнадзора;
2) силы и средства санитарно-эпидемиологического профиля МО, МЧС, МВД и других министерств и ведомств РФ всех уровней.
Перед санитарно-эпидемиологической службой в условиях работы в ЧС стоят следующие основные задачи:
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в районах катастроф и на прилегающих к ним территориях, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения;
- осуществление контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой, организация экспертизы пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды на зараженность РВ, ОВ, ОХВ, патогенными микроорганизмами;
- организация экстренной медицинской и противоэпидемической помощи пострадавшему населению;
- сохранение здоровья личного состава формирований и восстановителей в период ликвидации медицинских последствий; - взаимодействие с ведомственными медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах поражения;
- специальная подготовка сотрудников санитарно-эпидемиологических учреждений и формирований для работы в ЧС;
- обучение и тренировка работающих на объектах экономики и населения действиям и поведению в очагах бедствий.
Решение задач, стоящих перед санитарно-эпидемиологической службой, может быть обеспечено посредством проведения ряда практических и организационно-методических мероприятий. К ним относятся:
- создание, оснащение, подготовка и поддержание в высокой степени готовности региональных центров гигиены и эпидемиологии, формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, сил и средств НИИ, функционирующих в РСЧС, разработка и внедрение в практику службы теоретических, методических и организационных основ противоэпидемического обеспечения населения в ЧС;
- накопление, хранение, освежение, учет и контроль медицинского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в ЧС;
- подготовка медицинского персонала к работе в ЧС, обучение населения страны оказанию первой помощи и правилам адекватного поведения при различных видах катастроф;
- оперативное управление силами санитарно-эпидемиологической службы и взаимодействие с министерствами, агентствами и службами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф, с целью обеспечения своевременной медико-санитарной помощи пострадавшим при ЧС;
- контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС в мирное и военное время;
- организация сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) по своевременному обнаружению и индикации биологического заражения питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды при ЧС мирного и военного времени;
- организация и осуществление контроля санитарно-эпидемиологической обстановки, прогнозирование возможности эпидемий на территории РФ.
Задачи и организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
В соответствии с Положением о функциональной подсистеме РСЧС – «надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой» - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (для обеспечения быстрого реагирования на ЧС) создаются следующие специализированные формирования:
на межрегиональном и федеральном уровнях:
- санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО);
- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и группы экспертов по вопросам гигиенической экспертизы и эпидемиологии;
на муниципальном и региональном уровнях:
- специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ);
-санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ): [эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические)];
- группы: санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР), санитарно-химической разведки (ГСХР) и радиационной разведки (ГРР).
Численность мобильных формирований службы на межрегиональном и региональном уровнях, их профиль, штатный состав, оснащение зависят от возможностей здравоохранения и прогнозируемых медико-санитарных последствий катастроф с учетом наличия опасных предприятий и производств, сейсмической активности, возможных зон наводнений и затоплений, разветвленности железнодорожных, автомобильных путей сообщения и т.п.
Специализированные формирования ФС Роспотребнадзора являются мобильными формированиями постоянной готовности и предназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.
Специализированные формирования создаются на базе федеральных государственных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ, противочумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах ЧС возлагается на региональные управления ФС Роспотребнадзора по субъектам РФ. Они работают в тесном взаимодействии со штабами ГО ЧС административной территории.
Руководители региональных управлений ФС Роспотребнадзора по субъектам РФ в рамках своей компетенции осуществляют общее руководство и контроль за деятельностью специализированных формирований соответствующих федеральных государственных учреждений здравоохранения, направленной на предупреждение и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени.
Специализированные формирования ФС Роспотребнадзора формируются на базе ФГУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ из штатной численности учреждения, за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагирования.
Филиалы ФГУЗ – центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ и НИИ, не имеющие возможностей формирования санитарно-эпидемиологического отряда, в зависимости от штатной численности формируют отдельные санитарно-эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады, в том числе и на межмуниципальном уровне, или группы санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и радиационной разведки.
Укомплектование специализированных формирований личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ФГУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ-формирователях.
Ответственность за постоянную готовность специализированных формирований к действиям при ЧС возлагается на главного врача ФГУЗ, формирующего отряд.
Специализированные формирования действуют с целью организации и проведения оперативных санитарно-эпидемиологических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и военного времени.
Задачами специализированных формирований являются :
- ведение санитарно-эпидемиологической разведки в зоне возможного очага заражения (загрязнения) патогенными биологическими агентами (ПБА), опасными химическими (ОХВ) и радиоактивными веществами (РВ);
- отбор проб объектов окружающей среды (воздух, вода, почва и др.), пищевых продуктов и продовольственного сырья и проведение их исследований на наличие ПБА, ОХВ и РВ;
- санитарно-эпидемиологическая экспертиза продовольственного сырья, пищевых продуктов, питьевой воды и других объектов окружающей среды с выдачей предварительного заключения об их пригодности;
- установление зоны возможного заражения (загрязнения) территорий и контингентов лиц, подвергнувшихся неблагоприятному воздействию;
- предоставление обобщенных результатов исследований и экспертиз главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъекте РФ и руководителю регионального управления Роспотребнадзора по субъектам РФ для принятия окончательного решения.
Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) и группы экспертов по вопросам гигиенической экспертизы и эпидемиологии создаются на базе противочумных институтов, НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля. Они предназначены для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах опасных инфекций и районах широкомасштабных катастроф.
Положение, штатно-организационная структура, Примерный табель оснащения специализированных санитарно-противоэпидемических бригад, создаваемых на базе противочумных учреждений утверждены приказом Минздрава России от 12.08.2003 года №400 «О совершенствовании организации работы специализированных противоэпидемических бригад противочумных учреждений».
В составе СПЭБ имеются: управление, эпидемиологическое и бактериологическое отделения. Штатным расписанием в данном формировании предусмотрено 30 человек, в т.ч. 10 врачей и 11 помощников эпидемиолога и санитарного врача.
Профиль и состав противоэпидемических бригад (ПЭБ) определяется возможностями ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ и характером их основной деятельности.
Группы санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР), санитарно-химической разведки (ГСХР) и радиационной разведки (ГРР) формируются на базе федеральных государственных учреждений здравоохранения (ФГУЗ) «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ и являются нештатными специализированными формированиями быстрого реагирования, входящими в состав СЭО.
Они предназначены для проведения эпидемиологического обследования очагов ЧС, проведения санитарно-эпидемиологической разведки (ГСЭР), санитарно-химической разведки (ГСХР) и радиационной разведки (ГРР) и отбора проб с объектов внешней среды.
Группа состоит из 3-х человек: командир – врач-эпидемиолог (токсиколог или радиолог), фельдшер (лаборант) и водитель-санитар. Группа оснащается укладками для отбора проб и специальной одеждой (ГСЭР, например, противочумными костюмами) за счет формирователя – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ. ГСЭР в течение часа способна обследовать территорию в 2 км² с отбором 8 проб с объектов внешней среды.
Специализированные формирования и включенные в них подразделения функционируют: в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в чрезвычайном режиме.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 472.