Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Характеристика музыкально-ритмической деятельности, младших школьников.

Наряду с другими деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие детей. Посредством музыки и движения у детей развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Развивающее значение музыкально-ритмической деятельности проявляется и в том, что она активизирует чувство ритма, способствует углубленному освоению музыкального материала урока. При помощи движений школьники передают характерные особенности произведения. Однако из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится мало времени, используются лишь отдельные элементы.

В основе музыкально-ритмических движений лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи. Движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

Музыкально-ритмическая деятельность имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоки (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскоков с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши – тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелки»); построения и перестроения; движения с предметами (с мячом, лентами, флажками); элементов танцев (русского – хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, «ковырялочка» и др.).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

Готовясь к уроку, педагог подбирает музыкальный материал так, чтобы он и по тематике и по двигательным навыкам отвечал цели урока, углублял и закреплял конкретные музыкально-слуховые представления, музыкальные знания. Качество выполнения учащимися движений зависит от понимания ими музыкального образа, а также выразительного исполнения произведения учителем. Материал педагог должен знать наизусть. Все движения учитель должен показать школьникам сам. В процессе разучивания движений используется образное слово, пояснение, стихотворный текст. Яркое сравнение помогает учащимся правильно и выразительно его исполнить.

^ 2. Пластическое интонирование: общая характеристика

Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у школьников слышание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия. Пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

Согласно Б.В. Асафьеву, интонирование – это осознанное проживание музыкального смысла, следовательно пластическое интонирование может быть рассмотрено как осознанное проживание музыкального смысла (образа) и его пластическая интерпретация. Пластическое интонирование определяют также как анализ-интерпретацию музыки в движении.

«Каждый понимает музыку по-своему» - эта распространенная мысль не вполне верна. Отличия в восприятии безусловно есть – это оценки, оттенки восприятия, индивидуальные ассоциации и т.п. Но обязательно существует и общее, то есть «эмоциональные константы». Такой константой является интонация – свернутое чувство или мысль художника. Сходство человеческих чувств позволяет улавливать интонацию одинаково, целостно, на уровне интуиции. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жест, прикосновение, сказанное слово (Л.П. Маслова).

Поскольку все виды искусства говорят с нами теми же языками, что и люди: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритма, то восприятие художественного произведения аналогично общению с другим человеком. Интонация – единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.

Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиористы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врожденных жестах, установив, что представителями различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.

Бэдсвилл утверждал, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий. И наоборот, наблюдая за жестами, можно «внутренним слухом» услышать интонацию речи.

Это явление в психологии называется конгруэнтностью. Учет всего контекста пластики, комплекса жестов, взглядов, мимика – есть целостное, интонационное прочувствование, «схватывание смысла», истинной информации. Этот принцип интонационного проживания, сближения актера с образом, память на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит в основе системы К.С. Станиславского.

Таким образом, интонацию можно понять и лучше прочувствовать при помощи соответствующих ей движений, то есть телом. Другого пути для познания «спрятанного смысла» нет (Л.П. Маслова).

Итак, музыкальная интонация напрямую связана с пластикой, мимикой, жестом. При помощи пластики можно передать настроение, характер музыки, ее отдельных выразительных средств. Самое главное, она позволяет проследить развитие музыкального образа в целом. В пластическом интонировании наглядно проявляется индивидуальный творческий процесс, характер восприятия. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.

Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку.

Пластическому интонированию педагогикой искусства в настоящее время отводится значительное место.

^ 3. Методы пластического интонирования

Методика зеркала (В. Коэн, Израиль). Такое название дано методики потому, что: 1) дети как в зеркале повторяют все движения учителя; 2) в движениях учителя, как в зеркале, отражается его восприятие музыки, учитель показывает то, как он слышит музыку.

Придуманные учителем движения к музыкальному произведению – не фиксация отдельных элементов музыки, не передача пульсации или фразировки, не «свободное дирижирование», а эмоциональный и целостный интонационный анализ музыки в простых и естественных движениях рук, головы, корпуса.

Общими правилами для составления зеркала являются следующие положения:

1) повтор музыки (предложений, фраз, тем) влечет за собой повтор движений; варьированный повтор – измененные движения;

2) в «зеркале» отражается членение мелодии (симметрия музыкальных построений – движения вправо и влево; предложения, оканчивающиеся вопросительной интонацией (доминанта) вызывают напряженный открытый жест, а утвердительной (тоника) – закрытый, завершающий;

3) «количество» энергии в том или ином фрагменте музыки вызывает или широкие, размашистые, или нежные, едва заметные движения; в жестах отражаются моменты начала развития, кульминации, завершения музыкального «цикла».

Создавая «зеркало», надо не только многократно вслушиваться в отрывок, но и свериться с нотным текстом.

Создавая пластическое зеркало – пластический эквивалент музыкального образа, учитель несет ответственность: он не только раскрывается свое слышание музыки, но и фактически «навязывает» именно такое слышание. Поэтому жест должен быть точен эмоционально и структурно, чтобы не «выйти в конфликт» с музыкой. Это ведь не танец, а выражение через моторику процесса восприятия музыки во всех ее нюансах.

Широко распространен в отечественной музыкальной педагогики метод пластической импровизации (свободные движения, передающие индивидуальное слышание художественного образа). Его разновидностями являются методы идентификации с образом и метод одушевления. В первом случае исполнитель как бы вживается в образ человека- героя произведения, воссоздает его жесты, мимику, позы, походку) Во втором случае исполнитель как бы «одушевляет» художественный образ «неживого объекта» (облако, земля, цветок, солнце, дождь и др.). При импровизации следует учитывать авторскую интерпретацию.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.