1. Характеристика инструментально исполнительской деятельности
Игра на детских музыкальных инструментах – один из видов коллективной исполнительской деятельности учащихся. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать его художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности, креативность. При этом важно эмоциональное отношение ребенка к музицированию, восприятие им звучания отдельных инструментов в их выразительном значении, усвоение определенных приемов игры.
Включение в урок игры на музыкальных инструментах связано с решением следующих задач: 1) стимулировать исполнительскую деятельность детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время (на праздниках, в семье, в игре с друзьями); 2) способствовать формированию у школьников художественных потребностей и вкуса; 3) воспитывать интерес к игре в оркестре; различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; 4) активизировать развитие музыкальных способностей; 5) способствовать формированию представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.
В результате занятий школьники должны:
- знать названия инструментов и правила их хранения;
- уметь различать на слух тембры инструментов и осознавать их выразительную сущность;
- овладеть приемами и способами игры на каждом инструменте;
- понимать выразительные особенности звукоизвлечения;
- осознавать выразительность музыкальных средств и владеть способами их передачи в инструментальном исполнении;
- овладеть навыками ансамблевого исполнения, подбора по слуху несложных мелодий, уметь корректировать качество исполнения товарищами различных партий в несложных хорошо знакомых произведениях;
- знать расположение высоких и низких звуков на звуковысотных инструментах;
- уметь ориентироваться в записи несложных партитур к песенным и инструментальным миниатюрам, к пьесам для слушания;
- уметь грамотно прочесть свою партитуру и предложить свою «оркестровку» с обоснованием замысла.
Приемы разучивания партитуры: 1) при помощи нотной или ритмической записи (партитуры); 2) по показу учителя; 3) по слуху; 4) зрительное запоминание игры. Разучивание партии должно сопровождаться анализом ритмического рисунка, а также способов и приемов игры.
Интересной разновидностью инструментального музицирование может быть «игровое четырехручие», когда педагог исполняет на фортепиано какое-либо несложное произведение, а ученик (по показу учителя) ритмично играет на одной или двух клавишах в более высоко или низко расположенной октаве. Чаще всего это тоника или доминанта тональности пьесы.
^ 2. Классификации детских музыкальных инструментов
Ударные музыкальные инструменты.
1. Ударно-шумовые (ритмические) – они не обладают определенной высотой звучания. К этой группе относятся: треугольник, барабан, бубен, маракасы, детские погремушки, ложки, клавес, коробочка, пандейра, бубенцы, трещетка, кастаньеты, тарелки (подвесные и напалечные).
2. Мелодические ударные инструменты: металлофон ксилофон, колокольчики.
Духовые музыкальные инструменты.
Основу детских духовых инструментов составляют клавишные (триола, вермона, симона, мелодия-3 и др.). Их дополняют панфлейта, народные свирели, дудочки, свистульки, блокфлейта, окарина (глиняная свистулька).
По звукообразованию духовые инструменты делятся на свистковые и язычковые (звукообразование основано на колебании голосовых пластинок – язычков). К свистковым относятся вермона, панфлейта, свирель, свистулька, блокфлейта. К язычковым относятся триола, симона, мелодия-3.
Триола и вермона имеют диатонический звукоряд. Симона и мелодия-3 – хроматический. Особенности таких инструментов в том, что они могут исполнять гармонические интервалы и аккорды.
Струнно-щипковые детские музыкальные инструменты: цимбалы (15 струн, есть возможность перейти из мажора в минор); цитра (15 мелодических струн и 12 дополнительных гармонических, образующих аккорды для аккомпанемента – тоника, субдоминанта, доминанта).
^ Электромузыкальные инструменты (ЭМИ).
«Пиле», «Анюта» - хроматический звукоряд. Это однотембровые инструменты, на которых можно выполнить динамические оттенки, легато, нон-легато, стаккато.
«Малыш» - хроматический звукоряд. Однотембровый инструмент с двумя регуляторами (громкость и вибрато).
«Звучащая нотная азбука» - это и пособие по освоению нотной грамоты, и музыкальный инструмент. Возможно исполнение в умеренном и медленном темпе, нон-легато и стаккато.
ФАЭМИ - многотембровый ЭМИ с диапазоном от «фа» контроктавы до ми четвертой. Имеет 8 переключателей – 19 вариантов окраски звука, эффект вибрато и смягчения тембра. Все виды звуковедения.
ФАЭМИ-М. Это многотембровый инструмент, который может передавать звучание органа.
^ Пневматические язычковые музыкальные инструменты.
К этой группе принадлежат гармоники всех видов, в том числе - имеющие клавиатуру фортепианного типа. Сюда относятся: органола с ножными мехами для подачи воздуха, гармоника «Крошка», аккордеон «Малыш», баян «Малыш».
В работе с учащимися начальных классов используются лишь самые элементарные музыкальные инструменты. Чаще всего это инструменты ударной группы – ритмические (ударно-шумовые) Для каждого такого инструмента существует специальное обозначение, которое широко применяется, например, в Хрестоматиях для программы Д.Б. Кабалевского.
^ 3. Последовательность обучения детей игре
на ритмических музыкальных инструментах
Первый этап: подготовительный. Он направлен на то, чтобы ознакомить детей с музыкальными инструментами, с правилами обращения с ними, с приемами игры. Важно создать условия для того, чтобы дети смогли ощутить выразительную сущность тембра каждого инструмента.
Второй этап: передача на музыкальном инструменте пульса (метрической пульсации) музыки. Наиболее удобно это делать в опоре на пульс шага, марша.
Третий этап: передача сильной, а затем и слабой доли. Удобно начинать этот этап на музыкальном материале с трехдольным размером (например, вальса, полонеза).
Четвертый этап: обучение детей исполнению на музыкальном инструменте ритма произведения. В этих целях используются несложные, знакомые детям мелодии пьес и песен.
Пятый этап – передача остинатной фигуры. Таких ритмических фигур, которые автономны, не дублируют ритм или пульс, может быть в каждом произведении несколько. При этом если в начале их предлагает педагог, то в последствии могут придумывать и сами дети.
Каждый из этапов не ограничен во времени, и каждый последующий вводится после того, как освоен предыдущий. При изучении нового способа игры, те, что были усвоены ранее, также продолжают использоваться в инструментальном музицировании. Освоение нового этапа расширяет исполнительские возможности «оркестра». В результате он способен исполнять значительное количество разнообразных партий и включать в себя много музыкальных инструментов.
При освоении любого из этапов, необходимо, чтобы дети учились играть с разными динамическими оттенками, слушали других, стремились к ансамблю. Если музыкальные инструменты привлекаются для участия в исполнении (в качестве сопровождения к музыкальному произведению, звучащему в записи или в исполнении учителя), то их надо научить слышать и передавать все изменения, происходящие в музыке.
Лекции 16 и 17 (тема 4.1.2.):
Дата: 2019-07-24, просмотров: 258.