Урок музыки - основная форма организации музыкального обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Урок – общая характеристика

В общепедагогическом смысле под формами организации (организационными формами) обучения понимается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.

Организационные формы классифицируются по различным критериям. Например: 1) по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы); 2) по месту учебы (школьные и внешкольные); 3) по длительности занятий (классическое занятие (45 минут), спаренное занятие (90 минут), спаренное укороченное, занятие произвольной длительности).

В настоящее время продолжает развиваться классно-урочная система обучения, возникшая в 18 веке (Я.А. Коменский). Ключевой ее компонент – урок.

Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе. Несмотря на то, что в школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, праздники, факультативные занятия и др.), урок имеет первостепенное значение.

Сущность урока музыки, как и любого другого, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.

Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).

В уроке музыки должны быть представлены все компоненты образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы и др.

^ Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам. С одной стороны, урок музыки – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку. С другой стороны, урок музыки – это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительны черты с уроками по другим учебным предметам, особенно естественно-научного цикла.

^ Общие черты:

- конечная цель общего образования;

- в основе построения лежат психолого-педагогические закономерности;

- опора на общепедагогические принципы;

- сама форма урока с ее основными признаками (постоянный состав класса, обязательность урока, его продолжительность, такие формы работы, как сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала и др.);

- целостность, направленность на достижение цели, освоение содержания, видов учебной деятельности;

- основные методы обучения.

^ Отличительны черты (которые придают своеобразие и общим чертам):

- главная отличительная черта урока музыки – это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства;

- непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;

- преимущество на уроках коллективных форм работы;

- главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;

- творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;

- преимущество диалога;

- нетрадиционная структура уроков, своеобразие типов;

- опора на проблемный вид обучения.

^ 2. Типы уроков музыки

Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).

Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования - создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.

Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, пресс-конференция, соревнование, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, музыкальная коллекция, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.

Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.

Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:

- урок введения в тему;

- урок углубления темы;

- урок обобщения темы;

- обобщающий урок-концерт года.

^ Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.

Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов: 1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания; 2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации; 3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.

^ Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.

Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов: 1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти); 2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения); 3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).

^ Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.

Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.

^ Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.

В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:

- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;

- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);

- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.

Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.

Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа. Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:

- направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;

- направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;

- создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;

- воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;

- оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;

- развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;

- создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;

- формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.

^ Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:

- целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;

- оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;

- художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);

- единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;

- создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;

- структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;

- опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);

- создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;

- деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).

В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.

Лекция 9 (тема 2.2.3.):

Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.