1. Урок – общая характеристика
В общепедагогическом смысле под формами организации (организационными формами) обучения понимается внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Организационные формы классифицируются по различным критериям. Например: 1) по количеству учащихся (массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы); 2) по месту учебы (школьные и внешкольные); 3) по длительности занятий (классическое занятие (45 минут), спаренное занятие (90 минут), спаренное укороченное, занятие произвольной длительности).
В настоящее время продолжает развиваться классно-урочная система обучения, возникшая в 18 веке (Я.А. Коменский). Ключевой ее компонент – урок.
Урок – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.
Урок музыки – основная форма организации музыкального образования в школе. Несмотря на то, что в школе ведется внеклассная работа по музыкальному воспитанию (кружки, праздники, факультативные занятия и др.), урок имеет первостепенное значение.
Сущность урока музыки, как и любого другого, составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся, которая должна быть всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки.
Основными видами учебной музыкальной деятельности (способами, формами общения с музыкой) школьников на уроках принято считать слушание, исполнение музыки (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, творчество (сочинение и импровизация).
В уроке музыки должны быть представлены все компоненты образовательного процесса: цель, задачи, содержание, методы и др.
^ Общие и отличительные черты уроков музыки и уроков по другим предметам. С одной стороны, урок музыки – неотъемлемая часть общеобразовательного процесса в школе, поэтому он должен соответствовать всем необходимым требованиям к уроку. С другой стороны, урок музыки – это урок искусства, вследствие чего он обладает выраженным своеобразием. В связи с этим, урок музыки имеет как общие, так и отличительны черты с уроками по другим учебным предметам, особенно естественно-научного цикла.
^ Общие черты:
- конечная цель общего образования;
- в основе построения лежат психолого-педагогические закономерности;
- опора на общепедагогические принципы;
- сама форма урока с ее основными признаками (постоянный состав класса, обязательность урока, его продолжительность, такие формы работы, как сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения материала и др.);
- целостность, направленность на достижение цели, освоение содержания, видов учебной деятельности;
- основные методы обучения.
^ Отличительны черты (которые придают своеобразие и общим чертам):
- главная отличительная черта урока музыки – это урок искусства, а не научной дисциплины. Музыкальное искусство – особая форма отражения действительности, в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера. В связи с этим, музыкальное познание должно происходить на основе единства эмоций и разума, сознания и чувства;
- непременное единство художественного и технического, когда художественное (цель) постоянно освещает техническое (путь к цели), когда работа над техникой одновременно есть и работа над художественностью (выразительностью), образностью;
- преимущество на уроках коллективных форм работы;
- главное содержание любого урока – сама музыка, общение с ней;
- творческий характер всех видов учебной музыкальной деятельности;
- преимущество диалога;
- нетрадиционная структура уроков, своеобразие типов;
- опора на проблемный вид обучения.
^ 2. Типы уроков музыки
Под типом вообще принято понимать форму, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками. При этом тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей. Типы уроков музыки разнообразны и существенно отличаются от типов уроков по естественно-научным дисциплинам (уроки изучения новых знаний, формирования новых умений, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, практического применения знаний и умений, комбинированного (смешанного) типов).
Типы уроков музыки имеют как правило нетрадиционную структуру, то есть являются нестандартными. Это связано с тем, что ключевая проблема музыкального образования - создание на занятиях атмосферы интереса и увлеченности, в цель нестандартных уроков именно в том и состоит, чтобы возбудить и удержать интерес школьников к учебному труду.
Среди распространенных типов уроков музыки следующие: урок-образ, пресс-конференция, соревнование, театрализованный урок, урок, проводимый учащимися, творчества, конкурс, викторина, игра, музыкальная коллекция, концерт, интегрированный урок, урок-кроссворд, музыкальная передача, музыкальный салон и др.
Очевидно, что в разряд нестандартных уроков входят такие типы, которые обычно фигурируют как вспомогательные, внеклассные и внеурочные организационные формы. Безусловно, такие типы уроков интересны, необычны, очень нравятся учащимся. В то же время специалисты считают, что превращать их в главную форму работы нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.
Вполне приемлемы для уроков музыки и традиционный комбинированный тип, который может быть построен, например, так: организационный момент – повторное изучение – изучение нового, формирование новых умений – закрепление, систематизация – задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть своеобразно окрашены.
Тематическим построением программы Д.Б. Кабалевского обусловлены такие типы уроков как:
- урок введения в тему;
- урок углубления темы;
- урок обобщения темы;
- обобщающий урок-концерт года.
^ Урок введения в тему. Его главным признаком является наличие в содержании первоначальной обобщенной характеристики нового ключевого знания. В каждой четверти один урок такого типа.
Процесс введения в тему складывается на уроке обычно из трех основных моментов: 1) активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся под углом зрения нового ключевого знания; 2) само введение в тему, которое происходит на основе создания поисковой ситуации; 3) первоначальное обобщенное представление о новом знании закрепляется в ходе восприятия музыкального материала урока.
^ Урок углубления темы. Главный признак – наличие в его содержании новой характеристики ключевого знания. Уроков этого типа в каждой четверти большинство.
Процесс углубления темы складывается обычно из трех основных моментов: 1) активизация имеющегося жизненного и музыкального опыта учащихся (прежде всего знаний, которые усваивались в данной четверти); 2) собственно углубление темы (на основе восприятия музыки, активного участия школьников в процессе познания, с привлечением разнообразных средств и приемов обучения); 3) закрепление нового качества понимания темы в процессе восприятия различных произведений, с использованием разнообразных форм и видов музыкальной учебной деятельности школьников).
^ Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании целостной, но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания.
Учитель определяет содержание музыкального материала, выбирает средства и приемы обучения в зависимости от того, как учащиеся конкретного класса усвоили тему четверти.
^ Заключительный урок-концерт года. Цель такого урока – продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года.
В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать:
- насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, углубилось ощущение связи музыки и жизни, как формируется понимание нравственной ценности искусства, эмоциональное отношение к нему;
- в какой мере усвоено тематическое содержание программы, умение размышлять о ней (осознанное отношение к музыке);
- в чем и в какой степени проявляется у школьников опыт творческой учебной музыкальной деятельности.
Урок-концерт должен проводиться в торжественной обстановке. Возможно объединение несколько классов одной параллели.
Урок музыки – это урок искусства, следовательно, его отличительной чертой выступает его творческий характер. В связи с этим, ведущим типом уроков музыки Н.А. Терентьева считает урок творческого типа. Для его построения, согласно автору, необходима опора на ряд соответствующих принципов:
- направленность на воспитание эмоциональной культуры ребенка;
- направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия;
- создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности как важнейшего психологического фактора, направляющего процесс художественного открытия;
- воспитание навыков импровизации как основы для формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру;
- оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений действительности;
- развитие навыков художественного обобщения как основы для целостного восприятия искусства;
- создание эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
- формирование у школьников основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственно творческого опыта учащихся и выработки духовных критериев для осмысления явлений действительности.
^ Ведущим типом современного урока музыки как урока искусства является урок-образ. К нему выдвигаются следующие требования:
- целостность урока на основе художественной идеи, единой драматургии, тематических и интонационных связей;
- оправданность логических связей, контрастов, сопоставлений;
- художественная форма структуры урока (формы строения музыкальных произведений (1-частная, 2х-, 3х-частная, рондо, вариации, сонатное аллегро, импровизация, фантазия и др.), форма строения литературного произведения);
- единство учебно-воспитательного процесса, неразрывность этических, эстетических и учебных задач при акценте на культуру чувств;
- создание обстановки для созерцания, диалога, обмена впечатлениями;
- структурирование материала по принципу взаимной дополняемости, способствующей объемному видению проблемы;
- опора на методы художественной дидактики (педагогики искусства);
- создание интонационной атмосферы урока как в области ведения урока, создания доверительных отношений, так и в характере взаимодействия с произведениями искусства и их авторами;
- деятельно-практический подход к каждой теме и к проработке элементов урока (опора на механизм синестезии).
В одном уроке музыки могут сочетаться несколько типов, например, урок углубления темы может одновременно содержать признаки урока-образа и урока-путешествия, урок введения в тему может быть сразу уроком творчества и уроком образом и т.д.
Лекция 9 (тема 2.2.3.):
Дата: 2019-07-24, просмотров: 250.