ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕХНИКИ ОБРАБОТКИ БУМАГИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Декупаж

 

Декупаж (от фр. decouper — вырезать) — декоративная техника, заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различ­ных материалов (дерева, кожи, бумаги и др.), которые затем наклеи­ваются или прикрепляются иным способом на различные поверхно­сти (ткань, мебель, посуда и т.д.) для декорирования (рис. 10).

Рис. 10. Декупаж

 

Предметы, декорированные в технике декупаж, были найдены в XII в. в Китае. Позже техника появилась в Италии, а далее рас­пространилась по всей Европе. Как вид искусства техника впервые упоминается в конце XV в. в Германии, когда вырезанные картинки стали активно использовать для украшения мебели и предметов быта. Используя аппликацию, мебельщики могли имитировать дорогую инкрустацию восточных мастеров, но при этом способ украшения был дешевле. Именно поэтому эта техника в Италии получила название arte povera («искусство бедных»).

Окончательное название техника работы с картинками или decouper получила во Франции в XVII в.

В Англии декупаж использовали самые широкие слои населения в Викторианскую эпоху. Это произошло тогда, когда листы с от­печатанными коллекциями для вырезания стали доступны даже малообеспеченным людям. В середине XIX в. это искусство стало массовым.

В России интерес к декупажу возник только в начале XXI в.

Сегодня многие современные дизайнеры активно используют эту технику при производстве мебели. Однако наибольшее рас­пространение техника декупажа получила при оформлении пред­метов интерьера, письменных принадлежностей и различных аксессуаров.

На сегодняшний день традиционная техника имеет несколько разновидностей. К ней добавился декупаж из салфеток, из тканей, на тканях, трехмерный декупаж, получаемый с помощью современ­ных компьютерных технологий.

Богатство материалов позволяет декорировать любую поверх­ность: пластмассу, свечи, керамику, ткань, дерево, стекло, металл и пр. Комбинация декупажа с такими техниками, как золочение, состаривание (браширование, кракле, шебби), дает возможность создавать художественный декупаж, объемный декупаж (при ис­пользовании модельной массы).

Этапы выполнения изделия в технике декупажа:

1. Составление эскиза, подборка салфеток.

2. Предварительная обработка поверхности.

3. Вырезание деталей для узора.

4. Приклеивание деталей на обработанную поверхность. При­клеивать нужно аккуратно, чтобы салфетка не порвалась.

5. Работа красками. Если требуется, то необходимо дописать какие-либо детали акриловыми красками.

6. Покрытие лаком, когда вся работа покрашена и обклеена.

7. Дополнительная обработка требуется только тогда, когда ис­пользуются сложные поверхности, например ткани. В этом случае необходимо прогладить ткань, чтобы закрепить рисунок.

Выцинанка

Выцинанка (рис. 11) — вырезание из бумаги симметричных узоров и создание ажурных контуров. Издавна выцинанку исполь­зовали для украшения дома. Узорчатыми полосками украшались окна, полочки, столы, иконы.

Рис. 11. Выцинанка

Эта техника появилась в Китае, где существовало производство бумаги. По разным данным это произошло в VII—XII вв. Распростра­нившись на Ближнем Востоке и попав в Европу, техника выцинанок активно развивалась в славянских странах, особенно в Белоруссии. Новое рождение техники пришлось на XVI в., а расцвет — на конец XIX—начало XX в., а также на 40 — 50-е гг. XX в. Именно в Бело­руссии сложилось окончательное название этой техники.

Ажурные бумажные узоры использовали для украшения окон, полок, столов и иконных уголков в деревянных домах в конце XIX в. и первой половине XX в. В основном выцинанки развешивались в доме перед большими народными праздниками, которые находили отражение в их сюжетах. Выцинанки являлись семейным занятием, поэтому вырезались как женщинами, так и мужчинами и детьми.

Наряду с любительским увлечением каждой семьи появлялись и профессиональные мастерицы, известные на всю область, в ко­торой они проживали. К ним обращались с просьбами выполнить изделия на заказ, по индивидуальным замыслам. Также мастерицы создавали образцы для копирования, которыми пользовались все остальные любители этой техники. Постепенно техника развилась и сложилась в промысел, который имел свои отличительные осо­бенности в зависимости от области и индивидуального стиля ма­стера. Так появлялись сначала мастерские, затем школы. Сегодня выцинанки являются очень распространенной техникой, диапазон применения которой чрезвычайно широк: от поделок, выполняемых м дошкольном учреждении, до профессиональных изделий ручного дизайна.

Материалы для выцинанок:

1. Бумага. Лучше использовать тонкую, но плотную бумагу, по­скольку рыхлая может образовывать изломы, которые не позволят создать изящный узор.

2.Бумажные салфетки. Салфетки не должны быть очень тонки­ми: из них тяжело вырезать мелкие детали.

3. Ножницы. Ножницы для выцинанок понадобятся разные: классические для работы с бумагой и маникюрные. Детьми исполь­зуются только небольшие ножницы с тупыми концами.

4.Тонкий фетр. Для выцинанок чаще используется самый тонкий фетр, который вырезается с помощью ножниц для работы с тканя­ми. Из фетра можно получить узор для украшения одежды, обуви и аксессуаров.

Этапы выполнения изделия в технике выцинанок:

■ простые выцинанки:

1. Сложить лист бумаги в 2, 4, 6 или 8 раз.

2. Сделать по сгибу разрезы по определенному рисунку. Увели­чивая число разрезов в определенных местах, получают выцинанки со сложными, замысловатыми узорами: геометрическими, расти­тельными, зооморфными и антропоморфными;

■ сложные выцинанки:

1. Составить эскиз для узора.

2. Сложить в разных направлениях лист бумаги.

3. Перенести рисунок на заготовку.

4. Вырезать узор по нанесенному рисунку.

5. Расправить изделие.

Для узора используются простые формы, базирующиеся на гео­метрических фигурах.

Классически для выцинанок используется одноцветная бумага, но возможны и многоцветные листы для создания иллюзии про­странства.

Техника выцинанок предполагает симметричность изображений: линейную, зеркальную, центрическую.

Квиллинг

Квиллинг (бумагокручение) — техника изготовления поделок из бумажных полосок (лент). В переводе с английского языка слово quilling или quill означает «птичье перо». Искусство квиллинга зародилось в Европе в конце XIV—начале XV в. Одними из первых, кто использовал тонкие полоски бумаги для создания изящных поделок, были монахини в средневековой Европе. Они выполняли медальоны, закручивая бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера. Благодаря позолоченным краям бумаги создавалась иллюзия того, что изделия полностью выполнены из золота (рис. 12).

Рис. 12. Квиллинг

 

Из-за того что бумага имеет свойство разрушаться со временем, до сегодняшнего дня практически не сохранились средневековые шедевры квиллинга. Но несмотря на отсутствие образцов, эта древняя техника дошла до наших дней, быстро распространилась в Европе и стала популярной во многих странах мира.

Сегодня бумагокручение популярно как хобби в странах За­падной Европы, особенно в Англии и Германии. Наибольшее рас­пространение эта техника получила, когда появилась на Востоке. Именно там возникло производство специальной бумаги, обладаю­щей уникальными свойствами. Богатые традиции Востока и дости­жения в работе с бумагой дали искусству квиллинга новую жизнь. В Южной Корее появилась целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединила самые разные направления и стили бумагопластики.

Вся история квиллинга может быть поделена на ряд важных этапов. Первый этап относится к XV в. В этот период квиллинг считался искусством. В XIX в. начался второй этап, когда бумагокручение воспринималось исключительно как дамское развлечение. Далее был период «забытья», когда квиллинг совсем не развивался. Этот этап совпал с XX в. И только в конце XX в. квиллинг офор­мился сначала как техника бумагопластики, а затем превратился в искусство, существующее по своим законам.

В ходе развития квиллинга выделились разные школы. Так, ко­рейская школа квиллинга отличается от европейской. У корейских мастеров каждое изделие — это шедевр работы с бумагой, все линии плавные, изящные, напоминающие утонченное кружево или ювелирное украшение. Европейские мастера предпочитают быстрое выполнение работы, поэтому они используют множество мелких деталей, соединенных по принципам мозаики в единое изделие. Как правило, квиллинг в Европе применяется как часть украшения предметов дизайна (открыток, рамочек, саше, аль­бомов и т.д.). В России применяют традиции и одной и другой школ.

Материалы для квиллинга:

1. Бумажные полоски разной ширины (чаще всего 3, 4, б и 10 мм).

2. Приспособление для закрутки лент. Для квиллинга есть спе­циальный инструмент, его можно изготовить и самостоятельно. Простейший можно сделать из круглой деревянной палочки (к при­меру, из зубочистки) и острой гобеленовой иглы с большим ушком. Нужно воткнуть острие иглы в торец палочки и продвинуть иглу так, чтобы образовалась щель. Можно взять пустой стержень для шариковой ручки и надрезать, сделав щель.

3. Пинцет. Лучше использовать пинцеты, имеющие плоские кончики. Пинцетом удобно держать бумажную заготовку, когда на нее наносят клей и приклеивают к картону.

4. Ножницы. Целесообразно работать маленькими ножницами с острыми кончиками.

5. Сантиметр и линейка. Нужны для того, чтобы измерять длину бумажной полоски.

6. Зубочистки. Применяются для нанесения клея на полоску и заготовку.

7. Белый клей ПВА. Лучше использовать строительный клей ПВА, так как канцелярский очень жидкий — и плохо склеивает детали.

8. Картон. Белый и цветной картон выступают в качестве основы для прикрепления деталей и фрагментов общего узора квиллинга.

9. Устройство для нарезания бахромы. Многие базовые формы составляются из деталей, скрученных из лент, имеющих бахрому, которую можно сделать с помощью специального приспособления. Конечно, бахрому можно нарезать ножницами, но это занятие будет утомительным.

10. Трафарет для получения заготовок. Чтобы получить одина­ковые заготовки, нужно использовать трафареты с окружностями разного диаметра. В качестве трафарета подходят линейки с окруж­ностями.

Этапы выполнения изделия в технике квиллинга:

1. Отмерить и отрезать бумажную ленту шириной 3, 5 или 7 мм нужной длины. Один конец бумажной полоски вставить в щель специального приспособления для квиллинга и намотать ленту в виде спирали.

2. Приклеить конец ленты после того, как закрутили ленту в спираль, не снимая ее с приспособления. Если нужно получить более свободную деталь, нужно снять закрученную в спираль лен­ту с приспособления, разместить внутри трафарета и позволить ей раскрутиться естественным образом, затем приклеить кончик. Свободной спирали можно придать любую форму, сжав заготовки пальцами.

3. Удерживая скрученную заготовку, придать ей форму.

4. Придерживая заготовку пинцетом, с помощью зубочистки на­нести на нее клей и приклеить к листу картона или склеить детали друг с другом, чтобы получилось целостное изображение.

5. Для изготовления бахромы выбрать полоску бумаги в 5, 7 или 10 мм, затем выполнить надрезы ножницами по всей ширине по­лоски, стараясь их делать равномерными.

Базовые формы квиллинга:

■ тугая спираль — скрутить ленту, приклеить кончик, не снимая спирали с приспособления, снять заготовку;

■ капля — скрутить полоску бумаги, сделать свободную спираль и сжать ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли;

■ свободная спираль — скрутить полоску бумаги, снять спираль с приспособления, раскрутить ее, приклеить конец;

■ изогнутая капля — выполнить свободную спираль, придать ей форму капли, загнуть уголок капли;

■ треугольник — выполнить свободную спираль и сжать ее в трех местах, чтобы придать заготовке форму треугольника;

■ стрелка — сделать свободную спираль, придать ей форму треугольника (два угла прижать друг к другу, чтобы получить стрелку);

■ полукруг — выполнить свободную спираль, прижать два угла так, чтобы одна сторона заготовки осталась ровной, а другая имела закругление;

■ глаз — сделать из полоски бумаги свободную спираль, сжать противоположные стороны улитки, придав ей форму глаза; ромб — выполнить заготовку в форме глаза, сжать оба уголка, чтобы придать ей форму ромба;

■ лист — сделать из полоски бумаги свободную спираль, придать ей форму глаза, затем загнуть уголки в разные стороны; полумесяц — сделать свободную спираль, сжать два угла и при­дать заготовке форму полумесяца;

■ конус — скрутить тугую спираль в форме конуса, приклеить кончик ленты, постепенно снять заготовку с приспособления; птичья лапка — выполнить свободную спираль, придать ей фор­му треугольника, затем загнуть два угла в направлении третьего и сильно прижать заготовку;

■ звезда — сделать свободную спираль, зажать пять уголков с рав­ными интервалами, чтобы придать заготовке форму звезды.

Оригами

 

Оригами (яп., букв, «сложенная бумага») — вид декоративно- прикладного искусства, которое представляет собой фигурки, сло­женные из бумаги (рис. 13). Родина оригами — Древний Китай, где была изобретена бумага. Изначально оригами использовалось в религиозных обрядах, поэтому долгое время было доступно только представителям высших сословий, где владение этим искусством считалось обычным правилом.

Рис. 13. Оригами

 

Одним из ярких обычаев было изготовление небольших бумаж­ных коробочек Санбо, куда клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоистских храмах. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры, были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Такими записками люди вы­ражали свое внимание. Оригалми иногда использовали в качестве герба и семейной печати. В период Адзути — Момоямо (1573—1603) и Эдо (1603— 1867) оригами из искусства избранных становится популярным хобби.

Вторая половина XIX в. в Японии знаменуется тем, что оригами открыло двери всему миру, в том числе и Европе. Однако искусство складывания бумаги было обнаружено до этого и в Испании, хотя имело свои отличительные особенности. Учитывая, что бумага — дорогой материал, в Испании вместо нее часто применяли ткань. Так, воротники, чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахи, горничные, делали в технике оригами, используя ткань.

Одним из достижений оригами является его доступность детям дошкольного возраста. Еще Фридрих Фребель впервые начал про­пагандировать складывание из бумаги как один из дидактических методов для объяснения детям многих математических понятий и представлений о мире растений и животных.

Новый виток в развитии оригами пришелся на послевоенный период, благодаря усилиям всемирно признанного мастера Акиры Йошизавы. Долгие годы ему пришлось бороться с трудностями жизни, но упорство и труд принесли свои результаты. Акира Йошизава изобрел сотни новых образов оригами, доказав тем самым, что оригами может быть, с одной стороны, индивидуально неповторимым, с другой стороны, иметь широкое распространение, быть массовым занятием.

Нужно отметить, что возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, которая произошла 6 августа 1945 г., во вре­мя испытания атомной бомбы. В память о жертвах этой атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. А в мае 1958 г. был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник представляет собой бомбу, на вершине и по бокам которой раз­мещены фигуры детей с поднятыми к небу руками. Именно в тот период дети, обреченные на гибель, считали, что сложив из бумаги 1000 журавликов, они смогут излечиться и долго жить. Так появился символ жизни в виде свободной птицы. Смерть 12-летней девочки, погибшей в результате всемирной катастрофы и сделавшей только 644 журавлика, послужила толчком к созданию такого памятника.

После этих событий в Японии стали получать миллионы посылок со всех уголков мира со множеством бумажных журавликов в знак детской солидарности. Благодаря движению «1 ООО журавликов» возродился интерес к оригами. После этого во всех странах стали издаваться красочные книги, пособия, буклеты, журналы, посвя­щенные этому искусству. Сегодня оригами считается национальным достоянием Японии, поэтому обучение этому искусству начинается с 3 лет.

В России оригами также получило широкое распространение. Простые базовые формы учатся воспроизводить даже в младшем дошкольном возрасте. Оригами включено во все образовательные программы детских садов и школ.

Существует несколько видов оригами:

Ø классическое оригами (рис. 14) — предполагает изготовление поделки из квадратного листа бумаги без использования клея и ножниц;

Ø простое оригами (рис. 15) — было придумано британским оригамистом Джоном Смитом. Суть состояла в том, что используются только складки горой и долиной. Простое оригами является облегченной моделью для неопытных оригамистов, а также людей с ограниченными двигательными навыками;

Ø модульное оригами (рис. 16) — характеризуется тем, что целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического ори­гами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются пу­тем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама — объемное тело шарообразной формы. Кусудама (яп. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (часто это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги) так, что по­лучается тело шарообразной формы. Отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда в качестве украшения снизу прикрепляется кисточка;

Ø киригами (рис. 17) — во многом отличается от классического оригами, поскольку предполагает работу с ножницами, позво­ляющими получить различные надрезы для создания целостной модели, имеющей несколько плоскостей.

                    Рис. 14. Классическое оригами                Рис. 15. Простое оригами

 

             

           Рис. 16. Модульное оригами                            Рис. 17. Киригами

 

Материалы для оригами:

1. Специальная бумага для оригами (белая и цветная), нарезан­ная квадратами (размеры квадратов зависят от размеров поделки). Можно использовать бумагу для копировальной техники.

2. Ножницы. Целесообразно работать небольшими ножницами с острыми кончиками. Дошкольникам можно использовать ножни­цы только с тупыми концами.

3. Белый клей ПВА.

4. Схемы, отражающие этапы выполнения базовых форм.

Этапы выполнения изделия в технике оригами:

1. Выбор модели и цвета бумаги для оригами.

2. Складывание базовой формы согласно схеме.

3. Выполнение всех остальных действий, которые предполагает выбранная модель.

4. Дорисовывание деталей на модели, если это необходимо.

В оригами используются разнообразные приемы.

Складывание по схеме. Схема дает представление об этапах

складывания отдельной модели.

Складывание по развертке. Развертка (от англ. pattern — пат­терн) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертеж, на котором изображены все складки готовой модели. Скла­дывание по развертке сложнее складывания по традиционной схе­ме, однако данный метод дает информацию не только как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развертки используются при разработке новых моделей оригами.

Мокрое складывание. Техника складывания, разработанная Аки- рой Йошизавой и использующая смоченную водой бумагу для при­дания фигуркам плавности линий, выразительности и жесткости. Особенно актуален метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов: тогда они выглядят намного естествен­нее и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, дан­ным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) (рис. 18) — техника работы с бумагой, являющаяся разновидностью декоративного искусства и заключающаяся в создании изображения путем на­клеивания на общую основу кусочков материала, отличающихся от нее фактурой и цветом. За счет разности фактур создается иллюзия пространства, объема.

 

Рис. 18. Коллаж

Отдельные приемы коллажа использовались в коптских тканях в IV—VII вв. и при изготовлении войлочных завесов кочевых на­родов Центральной Азии. Часто эту технику приравнивали к ап­пликации. Однако со временем коллажем стали именовать только ту работу с бумагой и картоном, в которой из бесформенных раз- нофактурных кусочков составляется целостное изображение, и при этом используются специфические для орнаментального искусства приемы декупюра.

В 1912 г. техника коллажа заинтересовала живописцев Ж. Брака и П.Пикассо, а затем футуристов, «синтетистов». Они стали вне­дрять элементы коллажа в живописные полотна. Так, в ход шли куски старых газет, шрифты, ткани, которые создавали дополни­тельный, порой парадоксальный эффект отображения предметов и объектов действительности в концептуальном пространстве изобразительного искусства. Благодаря живописцам классиче­ский коллаж несколько трансформировался в своем техническом воплощении. Сегодня в коллаже допустимо дорабатывать фраг­менты другими изобразительными материалами: тушью, акрилом, гуашью, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами, маркерами и т.д.

Постепенно в технике коллажа сложились традиции, правила, закономерности. Появились даже мастера коллажа, которые много с делали для его популяризации и содержательного обогащения, что позволило перевести его из разряда художественной техники в разряд искусства. Одним из первых художников, кто работал исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. Большую известность благодаря коллажу приобрели такие художники, как Макс Эрнст, Джон Хартфилд. В России наиболее знамениты А. Родченко, Э.Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис, А. Брусиловский. Последний впервые ввел слово «коллаж» в широкое употребление в русском языке. Произошло это в 1962 г. на страницах газеты «Неделя».

В настоящее время коллаж активно используется в различных областях, в том числе и в работе с детьми дошкольного возрас­та. Лаконичность выразительных средств коллажа делает его до­ступным, увлекательным и познавательным, поскольку благодаря коллажу начинающий творец учится моделировать пространство, постигает основы изобразительной грамоты, которые расширяют его изобразительный опыт.

Можно выделить несколько видов коллажа:

■ бумажный (рис. 19) — выполняется исключительно из различных по фактуре бумаг;

■ тканевый (рис. 20) — предполагает использование различных тканей;

■ фотоколлаж (рис. 21) — характеризуется свободным, произ­вольным соединением фотографий для получения целостного изображения;

■ смешанный (рис. 22) — связан с совмещением различных по фактуре материалов для реализации идеи.

 

Рис. 19. Бумажный коллаж                          Рис. 20. Тканевый коллаж

Рис. 21. Фотоколлаж                                       Рис. 22. Смешанный коллаж

 

Материалы для коллажа:

1. Цветная бумага различных фактур, видов и сортов.

2. Кусочки ткани, лент, тесемки, фетра, войлока, кожи и т.д.

3. Ножницы. Лучше использовать ножницы для работы с бума­гой и тканями.

4. Клей ПВА — универсальный или столярный, допускается ис­пользование монтажного клея «Момент».

5. Листы картона, ДВП, тонкой фанеры, грунтованного картона; обработанные кусочки стекла, пластика. В качестве основы можно использовать любую поверхность. Все зависит от замысла и ком­позиции работы.

6. Краски (акварельные, гуашевые, акриловые), тушь, фломасте­ры, маркеры, гелевые ручки.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 453.