способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ОПК4);
Результаты обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- фундаментальные разделы общей биологии, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин; основные концепции и методы биологических наук; стратегию сохранения биоразнообразия и охраны природы.
- определения основных биологических понятий;
- разнообразие биотических связей;
- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообщества, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;
- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);
- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и подэкосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере),
- о месте человека в экосистеме Земли;
- о динамике отношений системы «природа - общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о рациональном использования и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);
- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);
- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией)
уметь:
- применять знания в общей биологии для освоения общепрофессиональных дисциплин и решения профессиональных задач (т.е. осуществлять взаимосвязь биологии с другими науками; осуществлять взаимосвязь процессов метаболизма;
- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;
- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
- объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;
Владеть:
- навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии;
- знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплины и применять их в производстве.
5. Основные разделы дисциплины
Предмет биологии. Классификация биологических наук. Значение биологии для селекции, медицины, биотехнологии, экологии. История развития науки биологии (развитие в античном мире: Ионийская школа, Афинская школа, Александрийская, Римская). Развитие биологии в средние века. Новейшая история биологии. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Применение биологических знаний. Гипотезы происхождения жизни (Креационизм, стационарное состояние, панспермии, абиогенеза). Уровни организации живого. Свойства живой материи. Химический состав живых организмов – атомный (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы) и молекулярный состав неорганических веществ (вода и минеральные соли и их функции) и органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты – их структуры и функции). Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Клеточный цикл. Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение (наружное и внутреннее). Типы онтогенеза. Наследственность и изменчивость. Селекция. Естественные и искусственные системы. Методы классификации организмов. Принципы современной классификации и правила номенклатуры. Клеточные и внеклеточные формы жизни. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Царство животные. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ и экосистем. Сферы Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера). Функции живого вещества. Свойства биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Понятие об охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Взаимоотношения природы и общества и рационализации природопользования. Мероприятия по охране окружающей среды. Особо охраняемые природные территории.
6. Общая трудоемкость дисциплины и форма промежуточной аттестации
Объем дисциплины 72 часа, 2 зачетных единицы. Дисциплина изучается: в очной форме на 1 к. в 2 семестре. Заочная форма 2 семестр. Промежуточная аттестация – экзамен.
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания кафедры Первый проректор
№_____ от_________________ _____________________
(ф.и.о.)
_____________________
(подпись)
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________
(название дисциплины)
по направлению подготовки (специальности)__________________________________
на 20__/20__ учебный год
1. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
1.1. .…………………………………..;
1.2. …………………………………...;
…
1.9. …………………………………… .
2. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
2.1. .…………………………………..;
2.2. …………………………………...;
…
2.9. …………………………………… .
3. В ____________________ вносятся следующие изменения:
(элемент рабочей программы)
3.1. .…………………………………..;
3.2. …………………………………...;
…
3.9. …………………………………… .
Составитель подпись расшифровка подписи
дата
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.