Общепрофессиональными компетенциями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

способностью распознавать по морфологическим признакам наиболее распространенные в регионах дикорастущие растения и сельскохозяйственные культуры, оценивать их физиологическое состояние, адаптационный потенциал и определять факторы улучшения роста, развития и качества продукции (ОПК4);

Результаты обучения    

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- фундаментальные разделы общей биологии, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин; основные концепции и методы биологических наук; стратегию сохранения биоразнообразия и охраны природы.

- определения основных биологических понятий;

- разнообразие биотических связей;

- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообщества, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и подэкосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере),

- о месте человека в экосистеме Земли;

- о динамике отношений системы «природа - общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о рациональном использования и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией)

уметь:

- применять знания в общей биологии для освоения общепрофессиональных дисциплин и решения профессиональных задач (т.е. осуществлять взаимосвязь биологии с другими науками; осуществлять взаимосвязь процессов метаболизма;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

Владеть:

- навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии;

- знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплины и применять их в производстве.

5. Основные разделы дисциплины

Предмет биологии. Классификация биологических наук. Значение биологии для селекции, медицины, биотехнологии, экологии. История развития науки биологии (развитие в античном мире: Ионийская школа, Афинская школа, Александрийская, Римская). Развитие биологии в средние века. Новейшая история биологии. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Применение биологических знаний. Гипотезы происхождения жизни (Креационизм, стационарное состояние, панспермии, абиогенеза). Уровни организации живого. Свойства живой материи. Химический состав живых организмов – атомный (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы) и молекулярный состав неорганических веществ (вода и минеральные соли и их функции) и органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты – их структуры и функции). Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Клеточный цикл. Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение (наружное и внутреннее). Типы онтогенеза. Наследственность и изменчивость. Селекция. Естественные и искусственные системы. Методы классификации организмов. Принципы современной классификации и правила номенклатуры. Клеточные и внеклеточные формы жизни. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Царство животные. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ и экосистем. Сферы Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера). Функции живого вещества. Свойства биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Понятие об охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Взаимоотношения природы и общества и рационализации природопользования. Мероприятия по охране окружающей среды. Особо охраняемые природные территории.

 

6. Общая трудоемкость дисциплины и  форма промежуточной аттестации

Объем дисциплины 72 часа, 2 зачетных единицы. Дисциплина изучается: в очной форме на 1 к. в 2 семестре. Заочная форма 2 семестр. Промежуточная аттестация – экзамен.


УТВЕРЖДЕНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры                                                   Первый проректор

№_____ от_________________                                                _____________________

                                                                                                                 (ф.и.о.)

                                                                                       _____________________

(подпись)


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________

(название дисциплины)

по направлению подготовки (специальности)__________________________________

 

на 20__/20__ учебный год

 

1. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

1.1. .…………………………………..;

1.2. …………………………………...;

1.9. …………………………………… .

 

 

2. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

2.1. .…………………………………..;

2.2. …………………………………...;

2.9. …………………………………… .

 

3. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

3.1. .…………………………………..;

3.2. …………………………………...;

3.9. …………………………………… .

 

Составитель                                      подпись                  расшифровка подписи

дата

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.