КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

 

направление подготовки: 35.03.04 Агрономия

 

Квалификация выпускника: академический бакалавр

 

Рекомендована кафедрой

Общей и частной зоотехнии

Протокол № 1 от 04.09.2018 г.

 

 

МАКЕЕВКА – 2018 год


Рабочая программа дисциплины «Биология» для студентов направления подготовки 35.03.04 Агрономия

 

„04” сентября 2018 года 36 с.

 

 

Разработчик:

ассистент Кузичева Н.Н.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры общей и частной

зоотехнии

Протокол № 1 от “04” сентября 2018 года

 

Председатель ПМК ___________ _____________ (Должанов П.Б.)

“04” сентября 2018 года

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей и частной зоотехнии

Протокол № 1 от “04” сентября 2018 года

 

Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Должанов П.Б.)

“04” сентября 2018 года

 

                                  © ДОНАГРА- 2018 год

Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины 1 – й курс

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

   очная форма обучения

 заочная форма обучения

Количество зачетных единиц 2

   

Математический и естественно научный цикл

Б2Б6.

Направление подготовки 35.03.04 Агрономия    

 


Семестр

Общее количество часов 72

 

2-и

2-и

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3,

самостоятельной работы студента – 1

квалификационный уровень:

академический бакалавр

16 ч.

10 ч

Практические

30 ч.

0

Самостоятельная работа

26ч.

62 ч

Индивидуальные задания:

 

Вид контроля: экзамен

         

 


Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Биология» является дисциплиной математического и естественно-научного цикла и входит в перечень дисциплин по выбору студентов направления подготовки: 35.03.04 Агрономия.

Дисциплина «Биология» базируется на компетенциях, приобретаемых в результате изучения следующих дисциплин: «Зоология», «Химия», «Ботаника».

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Цель дисциплины – является формирование поэтапного усвоения биологии, что позволит студентам систематизировать полученные знания и стимулирует их к самостоятельности в процессе познания.

Задачами дисциплины является:

1. Изучение основных разделов курса «Биология с основами экологии»

2. Формирование представлений о взаимоотношениях организма со средой обитания, структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах и умение прогнозировать результаты деятельности человека с учётом прямых и косвенных последствий для биосферы

3. Экспериментальное изучение основных свойств живых организмов, нахождение сходства и отличий живой материи от неживой; взаимоотношение организмов между собой и с окружающей средой.

4. Изучение современных проблем общей биологии и экологии и понимание актуальности их для человека и общества.

5. Овладение биологической терминологией;

6. Изучение биологических законов их взаимосвязи;

7. Определение места науки о живом в современной концепции картины мира;

8. Получение представлений о сущности жизни;

9. Изучение уровней организации живых систем;

10. Изучение основ эволюционно - биологического мировоззрения, происхождения и эволюции видов.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины «Биология» студент должен обладать следующими компетенциями:


Владеть:

- навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии и экологии;

- знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплины и применять их в производстве.



Содержание учебного материала

Тема 1. Введение в биологию

1. Предмет биологии. Классификация биологических наук. Значение биологии для селекции, медицины, биотехнологии, экологии.

2. История развития науки биологии (развитие в античном мире: Ионийская школа, Афинская школа, Александрийская, Римская). Развитие биологии в средние века. Новейшая история биологии.

Тема 2. Живая природа

1. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Применение биологических знаний.

2. Признаки живой природы.

3. Многообразие живой природы.

4. Царства живой природы.

 

Тема 4. Учение о клетке

1. Химический состав клетки.

2. Строение и функции клетки.

3. Обмен веществ и превращение энергии клетки.

4. Основные положения клеточной теории.

Эволюционное учение

1. Гипотезы происхождения жизни (Креационизм, стационарное состояние, панспермии, абиогенеза).

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3. Учение о естественном отборе.

 

Тема 8. Основы экологии

1. Понятие экологии как науки. Экологические системы.

2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере


2. Содержание дисциплины

Тематический план изучения дисциплины 1- й курс

 

Количество часов

очная форма

заочная форма

всего

в том числе

всего

в том числе

л п лаб инд с. р. л п лаб инд С.р.
Тема 1 «Введение в биологию» 9 2 3     3 9 1       8
Тема 2 «Живая природа» 9 2 3     3 9 1       8
Тема 3 «Общие свойства и функционирование живых систем» 9 2 4     3 9 1       8
Тема 4 «Учение о клетке» 9 2 4     3 9 1       8
Тема 5 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 9 2 4     4 8 2       8
Тема 6 «Основы генетики и селекции» 9 2 4     3 7 1       8
Тема 7 «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» 9 2 4     4 7 2       7
Тема 8 «Основы экологии» 9 2 4     3 7 1       7
Всего часов 72 16 30     26 72 10       62

Темы семинарских занятий и их содержание



Содержание учебного материала

Тема 1. Введение в биологию

Вопросы к обсуждению:

1. Предмет биологии. Классификация биологических наук. Значение биологии для селекции, медицины, биотехнологии, экологии.

2. История развития науки биологии (развитие в античном мире: Ионийская школа, Афинская школа, Александрийская, Римская). Развитие биологии в средние века. Новейшая история биологии.

Цель занятия: сформировать общее представление о биологии.

Оснащение: Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, плакаты, схемы.

Контрольные вопросы:

1. Перечислить представителей Римской школы?

2. Перечислить представителей Александрийской школы?

3. Перечислить представителей Ионийской школы?

4. Перечислите представителей Афинской школы?

5. Значение биологии для селекции?

Тема 2. Живая природа

Вопросы к обсуждению:

1. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Применение биологических знаний.

2. Признаки живой природы.

3. Многообразие живой природы.

4. Царства живой природы.

Цель занятия: сформировать общее представление о экологии.

Оснащение: Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, плакаты, схемы.

Контрольные вопросы:

1. Дать подробную характеристику наблюдательному методу исследований?

2. Дать подробную характеристику описательному методу исследований?

3. Дать подробную характеристику сравнительному методу исследований?

4. Дать подробную характеристику историческому методу исследований?

5. Дать подробную характеристику экспериментальному методу исследований?

6. Назвать нескольких представителей класса живой природы?

Тема 4. Учение о клетке

Вопросы к обсуждению:

1. Химический состав клетки.

2. Строение и функции клетки.

3. Обмен веществ и превращение энергии клетки.

4. Основные положения клеточной теории

Цель занятия: сформировать общее представление о экологии.

Оснащение: Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, плакаты, схемы.

Контрольные вопросы:

1. Строение белков

2. Функции и свойства белков в живых организмах.

3. Функции, строение и свойства углеводов в живых организмах.

4. Функции, строение и свойства липидов в живых организмах.

5. Виды нуклеиновых кислот.

6. ДНК

7. РНК

8. АТФ

9. Вирусы как неклеточная форма жизни.

10. Основные органоиды клетки.

11. Ядро, хромосомы.

12. Органоиды клетки.

13. Пластический обмен веществ.

14. Энергетический обмен.

15. Ген. Генетический код.

16. Биосинтез белка

17. Митоз

18. Мейоз

Эволюционное учение

Вопросы к обсуждению:

1. Гипотезы происхождения жизни (Креационизм, стационарное состояние, панспермии, абиогенеза).

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

3. Учение о естественном отборе.

Цель занятия: сформировать общее представление о методах классификации организмов, их естественных и искусственных системах.

Оснащение: Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, плакаты, схемы.

Контрольные вопросы:

1.Рассмотреть понятие Вида?

2.Раскрыть понятие популяций?

3.Раскрыть понятие экологического викариата?

4.Раскрыть понятие эволюции?

5.Дать подробную характеристику естественному отбору?

Тема 8. Основы экологии

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие экологии как науки. Экологические системы.

2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов

3. Учение В.И. Вернадского о биосфере

Цель занятия: сформировать общее представление о экологии.

Оснащение: Мультимедийная доска, проектор, ноутбук, плакаты, схемы.

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие, что такое экология?

2. Значение экологии как науки в сохранении окружающей среды?

3. Дать полную характеристику круговорота серы?

4. Дать полную характеристику круговорота воды?

5. Исторические личности работающие над созданием понятия биосфера?


Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Биологии” предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Биологии с основами экологии» предполагает углубленное изучение материала по не выносимым на аудиторные занятия темам, так как изучение некоторых тем связано с ограниченностью лекционного курса.

Каждый студент должен самостоятельно подготовить доклад по обозначенным ниже темам, написать конспект, а также изучить вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графика консультаций, утвержденного кафедрой.


Тематика самостоятельной работы 1 курса для коллективной проработки

 

Название темы

Часы

очная форма заочная форма
Тема 1 «Введение в биологию» 3 8
Тема 2 «Живая природа» 3 8
Тема 3 «Общие свойства и функционирование живых систем» 3 8
Тема 4 «Учение о клетке» 3 8
Тема 5 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 4 8
Тема 6 «Основы генетики и селекции» 3 8
Тема 7 «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» 4 7
Тема 8 «Основы экологии» 3 7
Всего часов 26 62

Индивидуальные контрольные задания:

Перед выполнением задания необходимо ознакомиться с рабочей программой курса, изучить рекомендуемую литературу, раскрывающую содержание курса.

Контрольная работа выполняется в виде письменного ответа на указанные в индивидуальном задании вопросы.

В тексте, наряду с названием вопроса, указывается его номер с сохранением нумерации, принятой в методических указаниях. Отвечать на вопросы нужно чётко и кратко, при необходимости иллюстрировать ответы таблицами и рисунками. Требуется осмысленное изложение материала, а не механическое переписывание учебного пособия.

В конце задания следует указать авторов, название и год издания учебников и других материалов, использованных студентом при выполнении работы, поставить дату и свою подпись.

Индивидуальное задание многовариантное. Зачет выполненных заданий производится при устном собеседовании студента с преподавателем. Объем контрольной работы не должен превышать 12 - 15 страниц текста.

Номер варианта индивидуальной работы определяется в соответствии с шифром зачетной книжки по последним двум цифрам.






Вопросы для выполнения контрольной работы

1. Клетка - структурная и функциональная единица организмов всех царств живой природы.

2. Палеонтологические и эмбриологические доказательства эволюции.

3. Строение эукариотической клетки.

4. Строение прокариотической клетки.

5. Ароморфоз - главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции многоклеточный животных.

6. Вид - его критерии.

7. Основные положения клеточной теории.

8. Формы размножения организмов.

9. Химический состав клетки. Роль воды в жизнедеятельности организмов.

10. Модификационная изменчивость, её значение в жизни организмов.

11. Вирусы, их строение и функционирование. Опасные заболевания.

12. Основные ароморфозы в эволюции растительного мира.

13. Фотосинтез - его характеристика. Космическая роль растений.

14. Идиоадаптация - направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптации у птиц и растений.

15. Движущие силы эволюции. Их роль в образовании новых видов.

16. Основные положения клеточной теории.

17. Мутационная изменчивость, её значение для эволюции.

18. Доказательства происхождения человека от животных.

19. Деление клеток – основа развития организмов. Митоз и его значение.

20. Основные стадии эволюции человека.

21. Популяция - структурная единица вида. Численность популяций. Причины колебания численности. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями.

22. Нуклеиновые кислоты. ДНК, её биологическая роль, строение, удвоение.

23. Биогеоценоз, как экологическая система. Растения - начальное звено цепей питания в биогеоценозе.

24. Гибридологический метод изучения наследственности.

25. Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы, цепи питания в дубраве.

26. Основные методы селекции растений.

27. Биогеоценоз хвойного леса. Биотические и абиотические факторы. Цепи питания в лесу.

28. Нуклеиновые кислоты. РНК, строение, её роль в синтезе белков.

29. Биогеоценоз водоема, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания в нем.

30. Сравнительная характеристика искусственного и естественного отборов.

31. Разнообразие сортов растений - результат селекционной работы. Учение

32.  Вавилова Н.И. о центрах происхождения и многообразия культурных растений.

33.  Агроценоз, его отличие от биогеоценоза.

34.  Белки-строение, значение в организме.

35.  Изменения биогеоценозов под влиянием деятельности человека, его последствия.

36. Естественный и искусственный отбор. Их сходства и отличия.

37. Основные методы селекции животных.

38. Многообразие видов в природе, его причины, влияние деятельности человека на многообразие видов.

39. Биосфера, её границы, причины бедности жизни в морских глубинах, в литосфере, в верхних слоях атмосферы.

40. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.

41. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет. Развитие половых клеток.

42. Приспособленность организмов к среде обитания. Её относительный характер.

43. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека, сохранение равновесия в биосфере.

44. Ферменты, используемые в генетической инженерии.

45. Получение гормона роста и инсулина методами генетической инженерии.

46. Методы секвенирования нуклеотидных последовательностей ДНК.

47. Методы молекулярной биологии.

48. Теломеразы, теломераза: старение, рак.

49. Химико-ферментативный синтез генов.

50. Полимеразная цепная реакция и тестирование наследственных заболеваний.

51. ДНК-теломеразы и проблемы молекулярной геронтологии.

52. Динамическое репрограмирование трансляции.

53. Молекулярные шаперонины и их роль в фолдинге полипептидов.

54. РНК-репликазы и перспективы внеклеточного синтеза белков.

55. Биологически активные нейропептиды.

56. Роль протеолитических ферментов в апоптозе.

57. Топология и конформация ДНК.

58. Картирование геномов.

59. Сравнение структурных особенностей про- и эукариотических генов.

60. Геномика и геносистематика.

61. Мобильные генетические элементы и видообразование.

62. Организация и эволюция ядерного генома.

63. Международная научная программа «Геном человека».

64. ДНК-диагностика наследственных и инфекционных заболеваний.

65. Полимеразная цепная реакция и генные зонды для мониторинга окружающей среды.

66. Геномная дактилоскопия и её использование в популяционных исследованиях.

67. Рак – болезнь генома.

68. Генная терапия: методы и перспективы.

69. Молекулярная биология вируса иммунодефицита человека.

70. Технология рекомбинантных ДНК.

71. Клонирование животных: теория и практика.

72. Трансгеноз: настоящее и будущее.

73. Микроокружение ДНК и биологические часы.

74. Апоптоз: молекулярные и клеточные механизмы.

75. Иммунологическая память.

76. Мембранный транспорт.

77. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

78. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

79. Значение цитологических исследований для дальнейшего развития биологии, генетики, медицины и сельского хозяйства.

80. Размножение организмов как условие существования вида.

81. Партеногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

82. Ферменты – биологические машины.

83. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

84. «Биологические ритмы и их роль в жизни человека»;

85. «Статистические закономерности употребления пива и других алкогольных напитков; профилактика их употребления среди старшеклассников».

86. Проблема СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита). Венерические заболевания и их профилактика.

87. «Меры профилактики вирусных заболеваний человека в современном мире»;

88. Закономерности фенотипической и генетической изменчивости.

89. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

90. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении

91. Генная инженерия: реальность и перспективы;

92. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

93. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

94. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

95. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

96. Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

97. Современные представления о зарождении жизни.

98. Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

99. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

100. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

101. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

102. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

103. Сукцессии и их формы.

104. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

105. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

106. Красная книга Костромской области.

107. Белки как элементы эволюционной головоломки.

108. Последствия изменений нуклеотидной последовательности ДНК.

109. Механизмы сохранения нуклеотидной последовательности ДНК.

110. Гипотезы происхождения вселенной.

111. Жизнь, возникшая из хим. соединений.

112. История развития взглядов на происхождение жизни на Земле.

113. Теория биохимической эволюции.

114. Неклеточные формы жизни –вирусы.

115. Прокариоты –паразиты человека, животных, растений.

116. Параллелизм в эволюции полового процесса в растительном и животном царствах.

117. Эволюция сексуального поведения.

118. Различия в устойчивости мужского и женского организма.

119. Половой диморфизм.

120. Половое размножение растений.

121. Двойное оплодотворение цветковых растений.

122. Эволюция или история жизни на Земле.

123. Эволюционное учение.

124. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения.

125. Двойное оплодотворение растений.

126. История развития взглядов на происхождение жизни на Земле.

127. Животные, ведущие паразитический образ жизни.

128. Экологические аспекты фотосинтеза.

129. Пастер и дрожжи.

130. Излучение и мутации.

131. Белки как элементы эволюционной головоломки.

132. «Клоны человека».

133. Генетическое консультирование и амниоцентез.

134. Коэволюция цветков и их опылителей.

135. Земля –наш общий дом.

136. Космическая биология.

137. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

138. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

139. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

140. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

141. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

142. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

143. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

144. Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

145. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

146. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

147. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

148. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

149. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

150. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

151. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

152. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

153. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

154. Биологическое значение митоза и мейоза.

155. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

156. Половое размножение и его биологическое значение.

157. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

158. Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

159. Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

160. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

161. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

162. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

163. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

164. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

165. Драматические страницы в истории развития генетики.

166. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

167. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

168. Центры многообразия и происхождения домашних животных.

169. Значение изучения предковых форм для современной селекции.

170. История происхождения отдельных сортов культурных растений.

171. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

172. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

173. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

174. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

175. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

176. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

177. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

178. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

179. Современные представления о зарождении жизни.

180. Различные гипотезы происхождения.

181. Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

182. Ранние этапы развития жизни на Земле.

183. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

184. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

185. Современные представления о происхождении птиц и зверей.

186. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

187. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

188. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

189. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

190. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

191. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

192. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

193. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

194. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

195. Сукцессии и их формы.

196. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

197. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

198. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

199. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

200. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.


Выполняя индивидуальную работу необходимо руководствоваться следующими требованиями.

1. Работу выполнить в срок, установленный учебным графиком.

2. Работа оформляется машинописным способом, (шрифт TimesNewRoman, 14 размер, 1,5 интервал, формат бумаги – А4;); MicrosoftWord; поля: верхнее и нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм; абзацный отступ – 1,25 см; выравнивание – по ширине. Номера присваиваются всем страницам, начиная с титульного листа, нумерация страниц проставляется со второй страницы внизу и посередине. Пример оформления титульного листа и содержания в приложении 1 и 2.

3. При выполнении студентом работы не по своему варианту, работа возвращается без проверки с соответствующим требованием выполнить ее по варианту.

В процессе проверки работы преподаватель устанавливает:

- соответствует ли излагаемый студентом материал теме задания;

- правильно ли он изложен и достаточно ли полно (в соответствии с методическими указаниями);

- последовательно ли изложен материал и взаимоувязаны ли между собой отдельные его части;

- увязан ли материал работы с современной литературой (в случае использования устаревших учебных пособий работа не зачитывается);

Выполняя задание индивидуальной работы, следует пользоваться различными источниками, делая на них ссылки по тексту (постранично или в квадратных скобках).

В конце работы указывается список использованной литературы.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: «Академия», 2016. - 336 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashol.com/knigi-po-biologii/#po_godam_2016

2. Маглыш С.С Каревский А.Е Биология: Учебник. 2-е изд. испр. и доп. - Минск: «Народная асвета»,2016. – 256 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashol.com/2016121892188/biologiya-11-klass-maglish-s-s-karevskii-a-e-2016.html

3. Челноков А.А., Саевич К.Ф., Ющенко Л.Ф., Общая и прикладная экология. Минск:«Издательство “Вышэйшая школа”», 2014 – 656 с. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashol.com/20180425100191/obschaya-i-prikladnaya-ekologiya-chelnokov-l-a-2014.html

 

 

Дополнительная:

1. Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии. / Г.М. Абдурахманов, И.К. Лопатин, Ш.И. Исмаилов. – М.: Академия, 2001. 496 с.

2. Билич Г. Л., Крыжановский В. А., Биология для поступающих в вузы: интенсивный курс / – Ростов–на–Дону: Феникс, 2013. – 509 с.

3. Догель, В.А. Зоология беспозвоночных / В.А. Догель. - М., 1981.

4. Константинов, В.М. Зоология позвоночных / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. - М.: «Академия», 2000.

Периодические издания

1. Биология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashol.com/20181123105474/biologiya-10-klass-gafurov-a-abdukarimov-a-talipova-j-2017.html

2. Экология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.com.ua/books?hl=ru&lr=&id=0wD-AgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&dq=Экология+&ots=vKZt6Lkv_m&sig=-QeC9JNW8fXStZnpGyeVkpMJL4M&redir_esc=y#v=onepage&q=Экология&f=false

3. Экологическая безопасность и экологический риск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://актуальность.рф/Issue-3_N.pdf#page=102

4. Техногенные системы и экологический риск. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.expeducation.ru/pdf/2015/2-2/6602.pdf

Интернет-ресурсы:

1. Поисковая система Интернет. – Режим доступа к электронным ресурсам: http://www.google.com.ua/

2. Поисковая система Интернет. Режим доступа к электронным ресурсам: http://www.yandex.ua/?ncrnd=1960.

3. Поисковая система Интернет. Режим доступа к электронным ресурсам: http://www.yandex.ua/?ncrnd=1462.

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Методические указания;

2. Материалы по видам занятий;

3. Мультимедийная доска, проектор, ноутбук.

4. Компьютерный класс кафедры.

5. Варианты контрольных заданий для учета текущих знаний студентов на семинарских занятиях.


Контрольные вопросы для самоподготовки

1. Биология как наука, содержание, методы исследования. Значение биологии для медицины. Фундаментальные свойства живого. Эволюционно-обусловленные уровни организации жизни.

2. Ионизирующая радиация как фактор среды обитания. Виды ионизирующих излучений. Проникающая и ионизирующая способность ионизирующих излучений. Биологические эффекты ионизирующей радиации. Радиационный гормезис.

3. Клетка - элементарная и генетическая структурно-функциональная единица живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Клеточная теория, история и современное состояние. Значение ее для биологии и медицины.

4. Клетка как открытая система. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке. Специализация и интеграция клеток многоклеточного организма.

5. Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл и его механизмы. Проблемы клеточной пролиферации в медицине

6. Особенности морфологического и функционального строения хромосомы. Гетеро- и эухроматин. Кариотип и идиограмма хромосом человека. Характеристика кариотипа человека в норме и патологии.

7. Кодирование и реализация биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК белка.

8. Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Эволюция размножения. Формы размножения.

9. Гаметогенез. Мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика.

10. Оплодотворение. Партеногенез (формы, распространенность в природе). Половой диморфизм. Биологический аспект репродукции человека.

11. Клонирование: исторические, методические и этические аспекты. Репродуктивное и терапевтическое клонирование.

12. Предмет, задачи, методы генетики. Роль советских ученых (Н.И. Вавилов, Н.К. Кольцов, С.С. Четвериков, С.Н. Давиденков) в развитии генетики. Значение генетики для медицины.

13. Наследственность и изменчивость - функциональные свойства живого, их диалектическое единство. Общее понятие о генетическом материале и его свойствах: хранение, изменение, репарация, передача и реализация генетической информации.

14. Человек как специфический объект генетического анализа. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический, метод генетики соматических клеток, математического моделирования, дерматоглифика. Задачи медико-генетического консультирования.

15. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Общая формула расщепления при независимом наследовании.

16. Независимое комбинирование неаллельных генов и его цитологические основы.

17. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.

18. Сцепление генов. Кроссинговер. Метод соматической гибридизации клеток и его применение для картирования генов человека в хромосомах.

19. Наследование признаков человека, сцепленных с полом.

20. Взаимодействие неаллельных генов: комплиментарность, эпистаз, гипостаз, эффект положения, модифицирующее действие генов, полимерия.

21. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках: пенетрантность, экспрессивность, плейотропность, генокопии.

22. Генотип, геном, фенотип. Генотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, кодоминирование, неполное доминирование, межаллельная комплементация, аллельное исключение.

23. Молекулярное строение гена у прокариот и эукариот. Уникальные гены и повторы на нити ДНК. Цитоплазматическая наследственность.

24. Классификация генов: гены структурного синтеза РНК, регуляторы. Свойства генов дискретность, стабильность, лабильность, полиаллелизм, специфичность плейотропия/.

25. Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка. Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот.

26. Генетическая инженерия, ее задачи, методы, перспективы использования. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагенез и канцерогенез. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды. Меры защиты.

27. Формы изменчивости: комбинативная, мутационная. Их значение в онтогенезе и эволюции. Хромосомные мутации: делеция, дубликация, инверсия, транслокация. Полиплоидия, гетероплоидия, механизм их образования.

28. Модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детермированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификации. Роль наследственности и среды в развитии, обучении и воспитании человека.

29. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций. Мутация в половых и соматических клетках. Понятие о хромосомных и генных болезнях.

30. Репарация генетического материала. Фотореактивация. Темновая репарация. Мутации, связанные с нарушением репарации и их роль в патологии.

31. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.

32. Общая характеристика эмбрионального развития: предзиготный период, оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез. Зародышевые оболочки. Взаимоотношение материнского организма и плода. Реализация наследственной информации в становлении фенотипа.

33. Механизмы формирования многоклеточного организма: пролиферация, миграция, дифференцировка, компетенция, детерминация, специализация. Явление ооплазматической сегрегации.

34. Эмбриональная индукция. Дифференциация и интеграция в развитии. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. Тератогенные факторы среды.

35. Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном периоде.

36. Биологические и социальные аспекты старения и смерти. Теории старения. Молекулярные и клеточные проявления старения. Понятие о биологическом возрасте. Причины и механизмы старения. Проблемы долголетия.

37. Регенерация как свойство живого к самообновлению и восстановлению. Физиологическая регенерация, ее биологическое значение.

38. Репаративная регенерация и способы ее осуществления. Проявление регенеративной способности в филогенезе. Соматический эмбриогенез. Аутосомия.

39. Биологическое и медицинское значение проблемы регенерации. Проявление регенерационной способности у человека. Регенерация патологически измененных органов и обратимость патологических изменений. Регенерационная терапия.

40. Понятие о гомеостазе. Общие закономерности гомеостаза живых систем. Генетические, структурные, кибернетические основы гомеостатических реакций организма. Роль эндокринной и нервной систем в обеспечении гомеостаза и адаптивных изменений. Стресс. Общий адаптационный синдром.

41. Проблема трансплантации органов и тканей. Ауто- алло- и гетеротрансплантация. Трансплантация жизненно важных органов. Тканевая несовместимость и пути ее преодоления. Искусственные органы.

42. Биологические ритмы. Классификация биоритмов. Мультиосцилляторная модель регуляции биологических ритмов. Медицинское значение хронобиологии. Принципы хронотерапии.

43. Жизнь тканей и органов вне организма. Значение метода культуры тканей в биологии и медицине. Клиническая и биологическая смерть. Реанимация.

44. Раздражимость. Анабиоз. Гипотермия.

45. История становления эволюционной идеи. Сущность представления Ч. Дарвина о механизме органической          эволюции. Современный период синтеза дарвинизма и генетики.

46. Понятие о биологическом виде. Реальность биологического вида. Популяционная структура вида. Генетическая структура популяции. Правило Харди-Вайнберга.

47. Популяционная структура человечества. Демы. Изоляты. Люди как объект действия эволюционных факторов. Генетический груз и его биологическая сущность. Генетический полиморфизм и адаптивный потенциал  популяции.

48. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс и генетическая комбинаторика, популяционные волны, изоляция, дрейф генов, естественный отбор и его формы. Творческая роль естественного отбора в человеческих популяциях. Взаимодействие элементарных эволюционных факторов.

49. Микро- и макроэволюция. Характеристика механизмов, лежащих в основе эволюционных процессов и их результат.

50. Типы, формы, правила эволюции групп. Принципы эволюции органов.

51. Филогенез скелета, покровов тела позвоночных.

52. Филогенез нервной, эндокринной систем хордовых.

53. Филогенез кровеносной системы, эволюции сердца, пороки развития сердца человека. Развитие артериальных дуг. Пороки магистральных сосудов.

54. Филогенез половой системы / связь выделительной системы с половой /.

55. Филогенез пищеварительной и дыхательной систем.

56. Индивидуальное и историческое развитие. Биогенетический закон. Филогенез как процесс эволюции онтогенезов, ценогенезов, филэмбриогенезов.

57. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы.

58. Факторы эволюции человека.

59. Понятие о расах и видовое единство человечества. Современная классификация и распространение человеческих рас.

60. Учение о биосфере. Границы, структура и функции биосферы. Основные положения теории В. И. Вернадского и ее значение. Эволюция биосферы.

61. Человек и биосфера. Ноосфера – высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-генетические аспекты ноосферы.

62. Определение науки экологии. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Экосистема, биогеоценоз, антропобиоценоз.

63.  Предмет, задачи и методы изучения экологии человека. Биологический и социальный аспекты адаптации населения к условиям жизнедеятельности.

64.  Человек как творческий экологический фактор. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и рациональное природопользование. Экологические основы здоровья.

65.  Биологическая изменчивость людей и биогеографическая характеристика среды. Экологическая дифференцировка человечества. Понятие об экологических типах людей и условия их формирования.

66.  Антропогенные экосистемы как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Экологический кризис.

67. Основные формы биотических связей в антропобиогеоценозах. Паразитизм как биологический феномен. Происхождение паразитизма. Принципы взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей. Паразитоценоз. Пути морфологической адаптации паразитов.

68. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев. Промежуточные, основные, резервуарные и дополнительные хозяева. Понятие о био- и геогельминтах.

69. Трансмиссивные и природно-очаговые заболевания. Понятие об антропонозах и зоонозах. Учение академика Е. Н. Павловского о природной очаговости паразитарных болезней. Биологические принципы борьбы с трансмиссивными и природно-очаговыми заболеваниями.






По шкале ECTS

По государственной шкале

Определение

для экзамена, курсовой работы, практики для зачета A 90-100 «Отлично» (5)

зачтено

отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей B 80-89

«Хорошо» (4)

хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 10%) C 75-79 хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (до 15%) D 70-74

«Удовлетворитель­но»

(3)

удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков E 60-69 достаточно – выполнение удовлетворяет минимальные критерии FX 35-59 «Неудовлетвори­тельно» (2) не зачтено с возможностью повторной сдачи неудовлетворительно – с возможностью повторной аттестации F 0-34 «Неудовлетвори­тельно» не зачтено с обязательным повторным изучением дисциплины неудовлетворительно – с обязательным повторным изучением дисциплины (выставляется комиссией)

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины используются: лекционная аудитория, компьютерный класс, библиотека академии

Для обеспечения дисциплины необходимы:

1. Учебные пособия

2. Слайды, презентации лекций

3. Компьютерные демонстрации

4. Мультимедийное оборудование.

 

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний студентов

 

1. Компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением.

2. Мультимедийное оборудование.

3. Свободно-распространяемое программное обеспечение.

 


Аннотация рабочей программы дисциплины

«Биология»

Направление подготовки: 35.03.04 Агрономия

Квалификация выпускника: академический бакалавр



Результаты обучения    

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- фундаментальные разделы общей биологии, необходимые для освоения общепрофессиональных дисциплин; основные концепции и методы биологических наук; стратегию сохранения биоразнообразия и охраны природы.

- определения основных биологических понятий;

- разнообразие биотических связей;

- количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

- законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообщества, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

- об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

- о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и подэкосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

- о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере),

- о месте человека в экосистеме Земли;

- о динамике отношений системы «природа - общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о рациональном использования и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

- об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

- о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией)

уметь:

- применять знания в общей биологии для освоения общепрофессиональных дисциплин и решения профессиональных задач (т.е. осуществлять взаимосвязь биологии с другими науками; осуществлять взаимосвязь процессов метаболизма;

- объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

- использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

- объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий;

Владеть:

- навыками, необходимыми для освоения теоретических основ и методов биологии;

- знаниями и навыками, полученными при изучении дисциплины и применять их в производстве.

5. Основные разделы дисциплины

Предмет биологии. Классификация биологических наук. Значение биологии для селекции, медицины, биотехнологии, экологии. История развития науки биологии (развитие в античном мире: Ионийская школа, Афинская школа, Александрийская, Римская). Развитие биологии в средние века. Новейшая история биологии. Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный. Применение биологических знаний. Гипотезы происхождения жизни (Креационизм, стационарное состояние, панспермии, абиогенеза). Уровни организации живого. Свойства живой материи. Химический состав живых организмов – атомный (макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы) и молекулярный состав неорганических веществ (вода и минеральные соли и их функции) и органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты – их структуры и функции). Основные положения клеточной теории. Строение клетки. Клеточный цикл. Размножение организмов - половое и бесполое. Оплодотворение (наружное и внутреннее). Типы онтогенеза. Наследственность и изменчивость. Селекция. Естественные и искусственные системы. Методы классификации организмов. Принципы современной классификации и правила номенклатуры. Клеточные и внеклеточные формы жизни. Микроэволюция. Видообразование. Макроэволюция. Царство животные. Экология особей. Экология популяций. Экология сообществ и экосистем. Сферы Земли (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера). Функции живого вещества. Свойства биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Понятие об охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Взаимоотношения природы и общества и рационализации природопользования. Мероприятия по охране окружающей среды. Особо охраняемые природные территории.

 

6. Общая трудоемкость дисциплины и  форма промежуточной аттестации

Объем дисциплины 72 часа, 2 зачетных единицы. Дисциплина изучается: в очной форме на 1 к. в 2 семестре. Заочная форма 2 семестр. Промежуточная аттестация – экзамен.


УТВЕРЖДЕНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания кафедры                                                   Первый проректор

№_____ от_________________                                                _____________________

                                                                                                                 (ф.и.о.)

                                                                                       _____________________

(подпись)


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

в рабочей программе (модуле) дисциплины_________________________

(название дисциплины)

по направлению подготовки (специальности)__________________________________

 

на 20__/20__ учебный год

 

1. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

1.1. .…………………………………..;

1.2. …………………………………...;

1.9. …………………………………… .

 

 

2. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

2.1. .…………………………………..;

2.2. …………………………………...;

2.9. …………………………………… .

 

3. В ____________________ вносятся следующие изменения:

(элемент рабочей программы)

3.1. .…………………………………..;

3.2. …………………………………...;

3.9. …………………………………… .

 

Составитель                                      подпись                  расшифровка подписи

дата

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ ЗООТЕХНИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Первый проректор

_________________

«__»____________2018 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Биология»

 

направление подготовки: 35.03.04 Агрономия

 

Квалификация выпускника: академический бакалавр

 

Рекомендована кафедрой

Общей и частной зоотехнии

Протокол № 1 от 04.09.2018 г.

 

 

МАКЕЕВКА – 2018 год


Рабочая программа дисциплины «Биология» для студентов направления подготовки 35.03.04 Агрономия

 

„04” сентября 2018 года 36 с.

 

 

Разработчик:

ассистент Кузичева Н.Н.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании ПМК кафедры общей и частной

зоотехнии

Протокол № 1 от “04” сентября 2018 года

 

Председатель ПМК ___________ _____________ (Должанов П.Б.)

“04” сентября 2018 года

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей и частной зоотехнии

Протокол № 1 от “04” сентября 2018 года

 

Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Должанов П.Б.)

“04” сентября 2018 года

 

                                  © ДОНАГРА- 2018 год

Общая информация о дисциплине

Описание дисциплины 1 – й курс

Наименование показателей

Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

   очная форма обучения

 заочная форма обучения

Количество зачетных единиц 2

   

Математический и естественно научный цикл

Б2Б6.

Направление подготовки 35.03.04 Агрономия    

 


Семестр

Общее количество часов 72

 

2-и

2-и

Лекции

Недельных часов для очной формы обучения:

аудиторных – 3,

самостоятельной работы студента – 1

квалификационный уровень:

академический бакалавр

16 ч.

10 ч

Практические

30 ч.

0

Самостоятельная работа

26ч.

62 ч

Индивидуальные задания:

 

Вид контроля: экзамен

         

 


Область применения дисциплины

Учебная дисциплина «Биология» является дисциплиной математического и естественно-научного цикла и входит в перечень дисциплин по выбору студентов направления подготовки: 35.03.04 Агрономия.

Дисциплина «Биология» базируется на компетенциях, приобретаемых в результате изучения следующих дисциплин: «Зоология», «Химия», «Ботаника».

Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе

Цель дисциплины – является формирование поэтапного усвоения биологии, что позволит студентам систематизировать полученные знания и стимулирует их к самостоятельности в процессе познания.

Задачами дисциплины является:

1. Изучение основных разделов курса «Биология с основами экологии»

2. Формирование представлений о взаимоотношениях организма со средой обитания, структуре биосферы, её эволюции, глобальных проблемах и умение прогнозировать результаты деятельности человека с учётом прямых и косвенных последствий для биосферы

3. Экспериментальное изучение основных свойств живых организмов, нахождение сходства и отличий живой материи от неживой; взаимоотношение организмов между собой и с окружающей средой.

4. Изучение современных проблем общей биологии и экологии и понимание актуальности их для человека и общества.

5. Овладение биологической терминологией;

6. Изучение биологических законов их взаимосвязи;

7. Определение места науки о живом в современной концепции картины мира;

8. Получение представлений о сущности жизни;

9. Изучение уровней организации живых систем;

10. Изучение основ эволюционно - биологического мировоззрения, происхождения и эволюции видов.

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины «Биология» студент должен обладать следующими компетенциями:


Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.