1. Салон, его признаки как культурного феномена.
2. Структура и функции салона.
3. Салоны княгини З.А.Волконской, графа М.Ю Виельгорского, графини Е.П.Ростопчиной и др.
По первому вопросу. Русская салонная культура зарождается в XVIII веке, но наибольшего расцвета достигает в первой половине XIX века. Ее возникновение связано с наличием дворянского сословия, поэтому ее можно рассматривать как одну из базисных форм дворянской культуры. С начала своего развития эта культура во многом носила подражательный характер, перенимая многие черты французских салонов. Дворянство России, начиная с Петровской эпохи, сознательно ориентировалось на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета. Вместе с тем национальная самобытность, специфика исторических судеб самого дворянства в России не могли не сказаться на особенностях данной культуры. Дворянская культура была ориентирована не только на европейские традиции, но и на мощный пласт русского народного творчества, оказавшего значительное влияние на салонную культуру. Следует подчеркнуть, что не все дворянство, а лишь его самая образованная часть, была вовлечена в салонную культуру. При этом сама салонная культура служила процессам социальной и культурной идентификации дворянского сословия. Эта особенность - характерная черта именно русской салонной культуры. Отсюда, ее особая роль в транслировании определенных образцов поведения, да и образа мысли.
Русский аристократ XIX века - это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик несли на себе отпечаток определенной культурной традиции, как правило, заложенной в салонной культуре. Так называемый bon ton состоял в органическом единстве этических и этикетных норм, сформированных в салонах. Однако именно этот элемент салонной культуры, на наш взгляд, требует существенного пересмотра. Поскольку этикетная сторона салонной культуры во многом не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Среди оригинальных черт русской салонной культуры и такой феномен, как салонная культура усадьбы, которая превратилась в культурный центр. Она отличалась от салонной культуры высшей знати Петербурга, да и московских салонов. Следует отметить и специфику целого ряда тем, которые обсуждались в российских салонах (например, дискуссии о романтизме, которые проходили в первой трети XIX вв. или дискуссии между западниками и славянофилами, связанные с путями развития России и ее исторической миссии и пр.). Обсуждаемую тематику можно определить как сплетение, взаимодействие философии, литературы, музыки как основы салонного общения, а чуть позже сюда добавиться и политика. Салон как феномен культуры полифункционален, характеризуется взаимным переплетением функций. Каждая из них удовлетворяет определенные потребности людей, связанные с духовной сферой.
Второй вопрос. Анализ русской салонной культуры XIX века позволил выделить базисные функции салона. Они были классифицированы в соответствии со структурой духовного производства с учетом некоторой корректировки в целях конкретизации ряда функций салонной культуры (в частности, социальной, эстетической, рекреативной). Среди таких функций можно выделить: социальную (связанную, в первую очередь, с социальной и культурной идентификацией дворянства), коммуникативную (интеллектуальное общение); эстетическую, которая конкретизировалась в литературной, музыкальной, театральной; производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений, которая конкретизируется как мировоззренческая подфункция, раскрывающаяся в гуманистическом, социально-аксиологическом, информативном аспектах; накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений; культурно-воспитательную; регулятивную; компенсаторную. Следует подчеркнуть, что все эти функции можно разделить только в теоретическом анализе, в реальном функционировании этой культуры они были тесно взаимосвязаны. Так, сама система воспитания и транслирования образцов поведения в дворянской среде были направлены на то, чтобы отшлифовать личность соответственно определенному образцу, что, собственно, и транслировала салонная культура. В связи с этим следует отметить, что дворянское воспитание - это не педагогическая система, не какая-то особая методика, это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают. Поэтому важны были те принципы, которые проявлялись в быте, поведении, живом общении. Салонная культура и была носительницей таких традиций. Она воспитывала молодежь, регулировала их поведение, формировала личность определенного образца (кстати, нельзя сказать, что это было плохо). Следует говорить о функциях салонной культуры и применительно к современным процессам культурного наследования: она транслирует образцы высоких эстетических идеалов, интеллектуального общения, большой гуманистический потенциал. Всесторонний анализ салонной культуры требует и ее типологизации, поскольку салонов было много, и они были достаточно многообразны. Подобная типология салонов может проводиться по разным основаниям. Одним из таких оснований выступает социальный состав участников салона. По этому основанию выделяются: аристократические салоны, где большинство составляли представители дворянской аристократии, и демократические салоны, в которых на равных допускались представители разночинной интеллигенции. Вместе с тем, как отмечалось, такое деление для начала XIX века достаточно условно. Более явственным такое деление начинает ощущаться начиная с 30-50 гг. XIX века и в последующем, когда состав салонов становится все более разночинным. По своей направленности выделяются отдельные виды салонов, например, литературные, музыкальные, философские, политические. Большая их часть носила смешанный характер: литературно-музыкальный, художественно-философский и пр. Не менее важна типологизация салонов, обусловленная личностными характеристиками хозяина (хозяйки) салона. На фоне исторического исследования дворянской салонной культуры России XVIII-XIX вв. важно отметить роль отдельных личностей в истории становления и развития салонной культуры России: И.И. Шувалова, М.Ю. Виельгорского, Е.М. Хитрово, З.А. Волконской, А.П. Ростопчиной, К.Ф. Фукса и многих других.
По третьему вопросу студенты готовят презентации Салон княгини З.А.Волконской, Салон графа М.Ю Виельгорского, Салон графини Е.П.Ростопчиной.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.