1. XIX век - «золотой век» русской культуры.
2. Выдающиеся деятели отечественной литературы и музыкального искусства.
3. Роль русского салона в истории отечественной культуры.
При подготовке к первому вопросу следует отметить что, развитие русской культуры XIX века отличается сложностью и многогранностью. Именно в данный период она переживает этап мощного подъема, что обусловлено целым рядом причин: влиянием идей Просвещения, событиями Отечественной войны 1812 года, восстанием декабристов, развитием экономики, падением крепостного права, развертыванием освободительного движения и пр. Не менее важны и внутренние факторы развития культуры, обусловливающие логику ее поступательного движения. Подъем русской национальной культуры составлял основное содержание социокультурного процесса XIX столетия России. Особенностью отечественной культуры была ее «всемирная отзывчивость», способность к усвоению элементов других культур, но при этом сохранялись национальная цельность и самобытность. Хозяйственные и культурные связи русского народа с другими народами Российской империи существовали длительно и постоянно, и это оказывало благотворное взаимное влияние на них. Через взаимные контакты национальная интеллигенция других народов России овладевала русским языком, приобщаясь к духовным богатствам русской и мировой культуры. В то же время идейно-художественный мир русских писателей, художников, композиторов становился богаче в процессе познания культур других народов - как России, так и Европы. Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Видовые характеристики культуры вообще и русской в частности во многом обусловлены ее субъектным составам, в связи с этим можно говорить о культуре определенных социальных групп, например культуре тех или иных сословий. Среди высших сословий было и дворянство, с существованием которого связывают появление салонной культуры.
По второму вопросу нужно отметить, что в первой половине XIX века диалог художественных стилей в русской классической литературе и музыке. В первое десятилетие XIX века обновление художественных стилей ярко проявилось во всех видах европейского искусства. Классицизм с его нормативной эстетикой уступает место сентиментализму и романтизму. Романтизм в России имел ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития общества. Романтизм стал важным звеном в общем движении литературы, театра, живописи, музыки от классицизма к реализму. Именно переплетение стилей дало прекрасный художественный результат и способствовало рождению вершинных творений русского национального искусства, отмеченных печатью «и божества, и вдохновенья». Становление эстетики русского романтизма активно протекало в литературе, что связано с творчеством поэтов и писателей XIX века. У истоков русского романтизма стоял В.А. Жуковский (1783 – 1852). Гуманистические идеи раннего романтизма нашли яркое воплощение в «легкой поэзии» К.Н. Батюшкого (1787 – 1855). С совершенно иными идеями пришел в искусство К.Ф. Рылеев (1795 – 1826). Его лирика пронизана политическими мотивами и подчинена той бескомпромиссной борьбе, которую вел руководитель декабристского движения до конца своих дней. А.С. Грибоедов (1795 -1829), принадлежал «к самым могучим проявлениям могучего духа». Его главным творением является пьеса «Горе от ума», завершенная в 1823 г. Русский национальный характер, как результат многовекового исторического развития народа выразил А.С. Пушкин (1799 -1837). Поэзия младшего современника А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтова (1814 -1841) явилось, по словам В.О. Ключевского «выражением того стиха молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя». В творчестве Н.В. Гоголя (1809 – 1852) соединились фантастика и мистический гротеск, сатира и религиозные проблемы, суровый морализм и социальные утопии. Литературная жизнь 40 – 50 годов отразила накал социально-политических страстей пылавших в русском обществе (славянофилы и западники). Вместе с тем в эту бурную эпоху были художники, продолжавшие развивать «вечные проблемы», чуждые «прозе быта» и злободневности. В их числе Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), Е.А. Баратынский (1800 – 1844).
Русская музыка первой половины XIX века вступила в качественно новую фазу своего развития. Её расцвет связан с именем великого М.И. Глинки (1804 – 1857), и его младшего современника А.С. Даргомыжского (1813 – 1869). Существенный вклад в развитие музыкального искусства внесли современники М.И. Глинки – А.А. Алябьев (1787 – 1851), А.Е. Варламов (!801 – 1848), А.Л. Гурелев (1803 – 18058), которые сегодня известны в основном творцы русского классического романса. Почитаемый композитор этого времени был А.Н. Верстовский (1799 – 1862).
В третьем вопросе чтобы раскрыть место и роль салонной культуры в культурном наследовании, важно проанализировать потребности, которые данная культура удовлетворяла, соответственно насколько она реализовывала цели, которые были перед ней поставлены.В первую очередь, она возникает в связи с удовлетворением потребности в общении вообще, культурном, интеллектуальном общении в частности. При этом ценятся знания, оригинальность мышления, логика изложения и красота языка. Кроме того, это общение, прежде всего, по поводу культурных ценностей (произведений литературы, музыки, живописи, философии и пр.). В процессе самого общения формируются определенные нормы, правила, свое представление, что считать приличным, а что нет, т.е. своя культура общения. Чтобы быть вхожим в тот или иной салон, надо было научиться определенным манерам, которые считались хорошим тоном. Избранность как принадлежность первоначально к высшему светскому обществу порождала в процессах общения элементы особой, элитарной, салонной культуры.
Это культура непрофессионалов, но почему же тогда получить ее одобрение так стремились известные художники, поэты, философы и пр., т.е. представители профессиональных творческих кругов? Значит, элитарность, изысканность, утонченность салонной культуры привлекала и профессионалов. Салоны по-своему решали и проблему внедрения демократических устоев в общество. Со временем салоны становятся более демократичными. Все большее число приглашенных составляют представители буржуа, интеллигенции и пр. Кроме того, в повседневную жизнь Нового времени салон вошел не только аристократической гостиной, но и выставкой-продажей произведений искусства, названием выставочных залов и художественных магазинов, американскими салунами, наконец, в массе своей весьма далекими от аристократизма.
В связи с этим нельзя не отметить особую роль женщины в организации салонов, в салонном общении. Идеи равноправия мужчины и женщины в своеобразной форме воплотились в салонной культуре. С развитием ее связан резкий скачок в интеллектуальной жизни эпохи, ибо одним из существеннейших толчков к демократизации знаний стало не столько разрушение классовых перегородок, сколько женское просвещение. В салонах начат путь к женской эмансипации, и именно образованные женщины эпохи Просвещения стали той благодатной почвой, которая рождала новую, просвещенную публику. Недаром в последующих поколениях век Просвещения стал восприниматься как век салонной культуры, и даже его хронологические рамки свелись в массовом сознании ко времени господства идей французского просветительства. Светская гостиная, салон - явление культуры Нового времени, существенно расширившее аудиторию, интересующуюся знаниями. Выработанные в ходе дискуссий, обсуждений общие оценки морально-этического, эстетического плана влияли на мировоззрение людей, служили выдвижению новых идей, формировали определенный пласт культуры. В связи с этим обстоятельством обратим внимание на широкое распространение салонов в век Просвещения, когда стала происходить всеобщая переоценка ценностей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 244.