Лесные полосы вдоль автомобильных дорог в нашей стране со- здают в основном для защиты их от снежных заносов. В настоящее время в Республике Беларусь около 38% протяженности дорог с твер- дым покрытием приходится на снегозаносимые участки.
Более половины имеющихся полос вдоль дорог представлены 2-рядными еловыми изгородями (рис. 27), 6–10-рядными ивовыми, древесно-кустарниковыми и хвойно-лиственными насаждениями.
Рис. 27. Живая изгородь из ели вдоль автомобильной дороги Минск – Слуцк
Ранее снегозащитные посадки устраивали на незначительном рас- стоянии от дорожного полотна, в результате чего почти 40% насаж- дений не обеспечивали надежную защиту дорог, а 22% из них нуж- даются в замене. В настоящее время защитные полосы на автомо- бильных дорогах создаются с учетом степени их снегозаносимости и по новым схемам размещения и конструкции, разработанным БелдорНИИ. Эти насаждения обеспечивают задержание снега объе- мом от 25 до 200 м3 на погонный метр дорог. Они представляют со- бой узкие малорядные полосы с загущенными посадками в рядах и широкими междурядьями, что исключает снеголом насаждений. Для таких насаждений требуются значительно меньшие площади, чем для 6–10-рядных.
В Беларуси для защиты автомобильных дорог от снежных заносов В. А. Пастернацкий [33] рекомендует производить 1– 2-рядные посадки хвойных пород (ель, можжевельник, туя), 2– 8-рядные – лиственных древесных пород и кустарников, а на бед- ных песчаных и избыточно увлажненных почвах – 4–6-рядные по- садки соответственно шелюги красной и ивы белой. Причем полосы необходимо создавать на расстоянии 25–60 м от бровки земляного полотна при объемах снегоприноса 25–150 м3 на погон- ный метр дорог.
Минимально допустимое удаление посадок от дороги, при кото- ром шлейф снежных отложений не перекроет проезжую часть дороги, устанавливают по коэффициенту реализации снегосборности насаж- дения (Kр):
|
10hр
Требуемую «рабочую» высоту проектируемых насаждений рас- считывают по формуле
hр = 0, 32 ´ сн + hc,
Таблица 18
Коэффициенты для определения расстояния удаления защитных насаждений от проезжей части дороги
Вид снегозащитного насаждения | Расстояние, кратное hр, м | |||||||
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | |
2-рядные изгороди из ели или можжевельника | 0,20 | 0,37 | 0,52 | 0,68 | 0,82 | 0,90 | – | – |
3-8-рядные насаждения из лиственных пород | 0,05 | 0,15 | 0,28 | 0,45 | 0,60 | 0,75 | 0,85 | 0,95 |
При подходе метельных ветров с максимальным объемом снего- приноса к фронту насаждения под углом (a) меньше 90° вычисленное расстояние умножают на sina.
В тех случаях, когда значение Kр > 0,9, следует проектировать двух- полосное насаждение, если Kр > 1,8, – трехполосное и т. д.
Вдоль автомобильных дорог с интенсивным движением транспорт- ных средств произрастающая в придорожных полосах земельного отвода растительность и почвы загрязнены тяжелыми металлами выше предель- но допустимых концентраций. Поэтому запрещено введение в защитные лесные полосы плодовых пород и ягодных кустарников и выращивание сельскохозяйственных культур на полосе земельного отвода.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.