Снегозащитные лесные полосы на автомобильных дорогах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лесные полосы вдоль автомобильных дорог в нашей стране со- здают в основном для защиты их от снежных заносов. В настоящее время в Республике Беларусь около 38% протяженности дорог с твер- дым покрытием приходится на снегозаносимые участки.

Более половины имеющихся полос вдоль дорог представлены 2-рядными еловыми изгородями (рис. 27), 6–10-рядными ивовыми, древесно-кустарниковыми и хвойно-лиственными насаждениями.

 

Рис. 27. Живая изгородь из ели вдоль автомобильной дороги Минск – Слуцк


Ранее снегозащитные посадки устраивали на незначительном рас- стоянии от дорожного полотна, в результате чего почти 40% насаж- дений не обеспечивали надежную защиту дорог, а 22% из них нуж- даются в замене. В настоящее время защитные полосы на автомо- бильных дорогах создаются с учетом степени их снегозаносимости и по новым схемам размещения и конструкции, разработанным БелдорНИИ. Эти насаждения обеспечивают задержание снега объе- мом от 25 до 200 м3 на погонный метр дорог. Они представляют со- бой узкие малорядные полосы с загущенными посадками в рядах и широкими междурядьями, что исключает снеголом насаждений. Для таких насаждений требуются значительно меньшие площади, чем для 6–10-рядных.

В Беларуси для защиты автомобильных дорог от снежных заносов В. А. Пастернацкий [33] рекомендует производить 1– 2-рядные посадки хвойных пород (ель, можжевельник, туя), 2– 8-рядные – лиственных древесных пород и кустарников, а на бед- ных песчаных и избыточно увлажненных почвах – 4–6-рядные по- садки соответственно шелюги красной и ивы белой. Причем полосы необходимо создавать на расстоянии 25–60 м от бровки земляного полотна при объемах снегоприноса 25–150 м3 на погон- ный метр дорог.

Минимально допустимое удаление посадок от дороги, при кото- ром шлейф снежных отложений не перекроет проезжую часть дороги, устанавливают по коэффициенту реализации снегосборности насаж- дения (Kр):

р
K = Qсн .

10hр

Требуемую «рабочую» высоту проектируемых насаждений рас- считывают по формуле

hр = 0, 32 ´  сн + hc,


Таблица 18

Коэффициенты для определения расстояния удаления защитных насаждений от проезжей части дороги

Вид снегозащитного насаждения

Расстояние, кратное hр, м

2 4 6 8 10 12 14 16
2-рядные изгороди из ели или можжевельника 0,20 0,37 0,52 0,68 0,82 0,90
3-8-рядные насаждения из лиственных пород 0,05 0,15 0,28 0,45 0,60 0,75 0,85 0,95

При подходе метельных ветров с максимальным объемом снего- приноса к фронту насаждения под углом (a) меньше 90° вычисленное расстояние умножают на sina.

В тех случаях, когда значение Kр > 0,9, следует проектировать двух- полосное насаждение, если Kр > 1,8, – трехполосное и т. д.

Вдоль автомобильных дорог с интенсивным движением транспорт- ных средств произрастающая в придорожных полосах земельного отвода растительность и почвы загрязнены тяжелыми металлами выше предель- но допустимых концентраций. Поэтому запрещено введение в защитные лесные полосы плодовых пород и ягодных кустарников и выращивание сельскохозяйственных культур на полосе земельного отвода.

 




Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.