Экономическая эффективность лесных насаждений на пастбищах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лесные насаждения для целей животноводства включают: пастби- щезащитные лесные полосы и зеленые зонты, прифермские и прико- шарные насаждения, затишки, а также пастбищные мелиоративно-кор- мовые насаждения. Положительный эффект лесных защитных насаж- дений для целей животноводства складывается из таких элементов: прибыли от реализации дополнительной продукции животноводства; суммы экономии, связанной с сокращением ущерба, наносимого вет- ровой эрозией (заносы песком), снегопереносом и др.

Размер дополнительной продукции животноводства, получаемой в результате создания защитных лесных насаждений на пастбищах, уве- личивается за счет роста поголовья животных и за счет роста их про- дуктивности. Дополнительную продукцию, получаемую за счет роста поголовья скота, определяют через прирост урожайности на пастби- щах и увеличение в связи с этим основного  стада.

Увеличение урожайности пастбищ (прибавку) определяют так же, как и для посевов основных сельскохозяйственных культур на полях, защищенных полезащитными лесными полосами. Контролем служат участки естественных пастбищ в этих условиях, но без защитных лесо- полос. Полученные данные показывают, что при создании лесных за- щитных насаждений на пастбищах урожай кормовой массы пастбищной растительности увеличивается в 1,5–2 раза и более. Гектар мелиоратив- но-кормовых насаждений дает до 7–9 ц дополнительной кормовой мас- сы. Полученную дополнительную продукцию кормов переводят в кор- мовые единицы и, исходя из утвержденных норм кормления животных, рассчитывают, какое количество голов скота за счет дополнительного


корма содержит конкретное хозяйство. Зная это, подсчитывают, какое количество мяса и другой продукции животноводства (молока, шер- сти) хозяйство имеет за счет повышения продуктивности пастбищ.

Дополнительную продукцию животноводства, получаемую за счет повышения продуктивности самих животных, определяют умножением количества голов скота на разницу в сдаточном весе и настриге шерсти с одной головы животного, а также на процент увеличения сохранности животных до создания лесных защитных насаждений и после.

Живой вес взрослого поголовья овец, содержащихся под защитой лесных насаждений, увеличивается на 7–15%, ягнят – на 12–14%, на- стриг шерсти – на 10–11%, сохранность ягнят и овцематок – на 2–6%. Размер экономии от сокращения ущерба, наносимого ветро- вой эрозией, и показатели экономической эффективности этих за- щитных насаждений рассчитываются так же, как и полезащитных

лесных полос.

Затраты на создание и выращивание защитных насаждений для жи- вотноводства окупаются через 3–4 года после начала их эффективно- го влияния, а на выращивание зеленых зонтов – в первый год пользова- ния ими (Ф. М. Касьянов [18]).

 

 


Глава 42. ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ НА ПУТЯХ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА

Снежные заносы на дорогах

Метельные ветры вызывают снежные заносы на железных и ав- томобильных дорогах. Особенно плотные сугробы снега образуют- ся при поземке. Наиболее опасны для движения транспорта низовые и общие метели.

Степень заноса путей снегом зависит от их профиля, географиче- ского местоположения, направления и скорости преобладающих вет- ров в зимний период.

На железной дороге выделяют 4 категории участков в зависимос- ти от заносимости пути снегом: I – выемки глубиной 0,4–8,5 м, нуле- вые места, расположенные на косогорах, и станционные территории, заносимые в первую очередь при снегопадах и особенно поземках; II – мелкие выемки глубиной до 0,4 м и нулевые места, которые при  выпа-


дении снега и расчистке пути превращаются в легко заносимые выем- ки; III – насыпи на ровных местах высотой до 0,7 м и на косогорах – до 1 м, заносимые только во вторую половину зимы; IV – глубокие (бо- лее 8,5 м) выемки, насыпи выше 0,7–1 м и участки пути, проходящие по лесу, которые во время снегопадов лишь покрываются снегом и не заносятся поземкой.

Железные дороги по степени снегозаносимости, определяющей конструкцию и ширину защитных насаждений, разделяют на 4 группы участков: слабозаносимые (количество приносимого снега до 100 м3/м пути); среднезаносимые (101–250 м3/м); сильнозаносимые (251– 400 м3/м) и особо сильнозаносимые (более 400 м3/м).

Кроме снежных, на дорогах бывают песчаные заносы, а также силь- ные ветры, препятствующие движению транспорта.

 


Средства снегозащиты

Борьба со снежными заносами на транспорте ведется в полосе от- вода, прилегающей к дороге. Для снегозадержания используют есте- ственные леса, применяют защитные насаждения и механические за- щиты – щиты и постоянные заборы.

Щиты размером 2×2 м изготавливают из дощечек шириной 8– 11 см с просветами, которые занимают 43% общей площади щита. Щиты при заносе их снегом до 2/3 высоты переставляют на вершину сугроба, что требует больших затрат. Кроме того, щиты задерживают всего 65–70% переносимого снега и имеют небольшой срок службы (8–10 лет). Ежегодно до 25% щитов нуждаются в  ремонте.

Постоянные заборы – сплошные или решетчатые высотой до 6– 7 м – устраивают, как правило, на пристанционных участках. До 700 м3 снега задерживает погонный метр забора. Но постановка таких забо- ров связана с большими затратами.

Снегозадерживающие лесные насаждения предупреждают заносы путей метельным снегом, задерживают и аккумулируют его внутри и око- ло себя. Такие насаждения создают вдоль заносимых участков железной дороги в районах с выраженной метелевой деятельностью ветров.

Первые снегозадерживающие полосы в виде двурядных живых изгородей из ели были созданы на бывшей Московско-Нижегород- ской железной дороге в 1861 г. Затем их стали создавать и на других дорогах, особенно в районах естественного произрастания ели. На юге


ель заменили лиственными породами. Первые в мировой истории мно- горядные полосы из лиственных пород были созданы в 1876 г. на Курс- ко-Харьково-Азовской железной дороге под руководством Н. К. Сре- динского. Однако живые изгороди из ели медленно растут в моло- дом возрасте, нуждаются в регулярной стрижке, трудно поддаются ремонту, мало эффективны в многоснежных районах с частыми ме- телями, нередко подвергаются пожарам. Поэтому с 1950 г. посадка изгородей из ели была прекращена, а ранее созданные стали расши- рять полосами из лиственных пород, что потребовало дополнитель- ного отвода земель и более сложного ухода, чем за живыми изгоро- дями из ели. После замены паровозов на электровозы, когда пожарная опасность снизилась, с целью минимального использования сель- скохозяйственных земель начиная с 1961 г. снова стали создавать живые изгороди из ели. Согласно «Руководству по созданию и со- держанию живых изгородей из хвойных пород», изданному в 1981 г., такие изгороди практикуют не только в таежной зоне, но и за ее пре- делами.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 260.