а) библиографический указатель — список использованной литературы — в алфавитном порядке: русскоязычные издания, затем — издания на иностранных языках, список ресурсов Интернет;
б) библиографические ссылки — описание источников фактических данных.
Элементами библиографического указателя — списка используемой литературы — являются:
1) заголовок библиографической записи: автор или надзаголовочные данные — наименование учреждения, от имени которого публикуется произведение, название серии (факультативно);
2) основное заглавие;
3) сведения, относящиеся к заглавию: о жанре (учеб. пособие), переводе (Пер. с англ.), виде издания (Избр. сочинения), о читательском назначении издания (Для студ. вузов), его типе (В 2 т.) — факультативны;
4) сведения об ответственности — сведения об авторе или 2-3 авторах (при наличии более трех авторов указывается фамилия первого с обозначением и др.); о научных редакторах;
5) сведения об издании — информация о повторности издания и его характеристике (номер повторного издания (2-е изд.), переработанность (испр.; перераб.; доп., стер. и т. п.);
6) место издания — город;
7) название издательства без кавычек;
8) дата издания — год выпуска книги;
9) объем — количество страниц.
При оформлении этих элементов используются условные разделительные знаки:
1) .
2) : Другое заглавие (подзаглавие).
3) / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).
4) // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.
5) . — Место издания.
6) : Издательство (у книги).
7) , Год издания (у книги).
8) . — Год издания (у журнала).
9) . — Номер (у журнала).
10) . — Количество страниц в книге: — 143 с.; страницы статьи: — С. 117-125.
Порядок описания книги:
1. Автор (фамилия и инициалы автора; 2-3 авторов через запятую), точка.
2. Название произведения, которое точно повторяет заглавие книги, напечатанное на ее титульном листе, без сокращений и без кавычек, точка, тире.
3. Выходные данные:
— место издания — с прописной буквы (Москва и Санкт-Петербург сокращенно: М., СПб.,), двоеточие;
— наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая и год издания.
- том, часть, выпуск — с прописной буквы (Т., Ч., Вып.), точка, цифра, обозначающая номер тома или части, точка, тире;
— порядковый номер издания — с прописной буквы, сокращенно, цифра с наращением, обозначающая номер издания (Изд. 3-е), точка, тире;
— год издания (без слова «год»), точка, тире.
4. Фактическое количество страниц — цифра, затем буква «с» строчная, точка (для статьи — сначала буква «С» прописная, точка, затем числа, обозначающие начальную и конечную страницы статьи, через дефис), точка.
Например:
1. Маслова В. А. Лингвокультурология: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 3-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 208 с.
2. Сковородников А. П. О риторических приемах с операторами «увеличение» и «уменьшение» // Мир русского слова. — 2007. — № 3. — С. 40—46.
3. Шмелев А. Д. Лексические изменения как показатель сдвига в языковой картине мира // Активные процессы в современной лексике и фразеологии. Материалы международной конференции 8 — 9 июня 2007 года. — М.-Ярославль: Ремдер, 2007. — С. 250—256.
Библиографические ссылки (ссылки на источник) в научных работах применяются при цитировании, изложении, близком к оригиналу, при заимствовании идей, фактов, примеров, цифр и т. д., при необходимости отсылки читателя к другим трудам, в которых рассматривается данный вопрос.
В зависимости от способа расположения в тексте ссылки бывают:
1) затекстовыми, применяемыми в целях сокращения объема печатной работы — при этом после цитаты или упоминания в тексте работы какого-либо произведения, имени автора в квадратных скобках пишется номер источника в соответствии с его номером в библиографическом списке, ставится двоеточие (или запятая) и номер страницы цитируемого источника: «Тема диалога, взаимопонимания становится одной из ведущих в культурологических исследованиях» [6: 442];
2) притекстовыми (подстрочными): после цитаты или какого-либо иного заимствования над строкой используется знак сноски: арабская цифра или звездочка (возможно, со скобкой); такой же знак ставится в низу страницы под текстом и дается ссылка на источник;
3) внутритекстовыми, которые полностью включаются в основной текст работы и дублируются притекстовыми ссылками. Например:
Как отмечает Б. С. Ерасов в книге «Социальная культурология», «в постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. […] Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле «ретро»»*.
В ссылке:
* Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1996. — С. 537.
Задание 6. Оформите данные дословные выписки в виде цитат, используя различные способы цитирования. Сделайте библиографические ссылки (затекстовые, притекстовые, внутритекстовые) на источник каждой цитаты.
1. Русский язык — плод многовекового творчества и труда великого русского народа и всех народов, составляющих нашу страну. Живо связанный со славной историей нашего государства в течение многих веков, являя поразительное социальное, культурно-историческое национальное богатство, русский язык предсказывает великое будущее и самому себе, и всему нашему народу (Костомаров В.Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — С. 5).
2. Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи (П. И. Чайковский. Дневники. 1873-1891. — СПб.: Эго; Северный олень, 1993. — С. 36).
3. «Адидас» (Adidas) — промышленная компания Германии, специализирующаяся на выпуске спортивной обуви, одежды и инвентаря. Основана в 1948 г. Имеет 8 предприятий в Германии и свыше 25 дочерних фирм в других странах, в том числе во Франции, Великобритании, США, Канаде, ЮАР (Новейший справочник необходимых знаний. — 2-е изд., перераб. и доп. / Сост. А. П. Кондрашов, Ю. В. Стреналюк. — М. : РИПОЛ Классик, 2006. — С. 679).
Справочные материалы:
Выписка — особая форма записи важных данных в блокноте, тетради или отдельных листочках во время чтения или прослушивания информации путем выписывания, точного воспроизведения отдельных фактов, цифр, схем, таблиц, цитат. Выписки, выделяя из читаемого текста самое главное, помогают не только глубже понять его, но и накапливать фактический материал, делать обобщения, создавая для себя задел на будущее. Выписки оказываются полезными, нужными при повторении, для быстрого воспроизведения своих знаний и для дальнейшего изучения и анализа материала, они экономят время.
Выписки часто используются как составной элемент во всех других жанрах и видах научных работ: тезисах, конспектах, докладах, рефератах, устных выступлениях, в курсовых и дипломных работах. Они позволяют избежать ошибок и неточностей, т. к. непосредственно из оригинала воспроизводят фактические сведения, оценки, теоретические обобщения.
Выписки могут быть 1) дословными (в виде цитат) и 2) содержащими переработанную информацию (информационными) — приблизительно, в форме косвенной речи, но без искажения содержания излагающие мысль автора.
Цитата — это дословная передача чужого высказывания, без искажений мысли автора, выдержка из какого-л. произведения, которая может использоваться:
– для подтверждения своей мысли,
– для более яркого выражения своих мыслей,
– для ознакомления слушателей или читателей с мнением авторитетного лица,
– для того, чтобы передать особенности языка исходного текста при его изложении.
Требования к использованию цитат:
1. Цитируемый текст приводится в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике.
2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения и обозначается многоточием.
3. Цитата должна быть органически связана с текстом и служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений.
4. При цитировании не допускается объединения в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
5. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (обязательной библиографической сноской — сноской на авторство, источник с указанием соответствующей страницы для подтверждения цитаты и при необходимости — облегчения поиска соответствующего места получения информации).
Основные правила оформления цитат:
1. Цитата как самостоятельное предложение (после точки в конце предшествующего предложения) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.
2. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза, заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
3. Цитата, помещенная после двоеточия,
а) начинается с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится);
б) начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (в этом случае перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие).
4. В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.
5. Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.
6. Если предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то
а) после кавычек не ставится никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением;
б) ставится точка (или другой необходимый знак), если цитата не является самостоятельным предложением, т. е. входит в текст авторского предложения.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
УСТНАЯ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ
Публицистический стиль входит в группу книжных функциональных стилей русского литературного языка, обслуживает сферу общественно-политических отношений.
Главная его функция — функция воздействия, влияния на общественное мнение, формирования этого мнения. Публицистический стиль выполняет также информативную и экспрессивную функции.
Выделяют несколько разновидностей (подстилей) публицистического стиля:
1) газетно-публицистический,
2) радио-тележурналистский,
3) ораторский.
Основные жанры публицистики: газетные и журнальные статья, очерк, интервью, листовка, прокламация, выступление (устная речь) на общественно-политическую тему.
Стилеобразующими чертами (функциональными свойствами) публицистики являются:
1) информативная насыщенность,
2) чередование экспрессии и стандарта,
3) страстность,
4) убедительность,
5) воздействующая сила публицистического слова.
Общие языковые особенности публицистического стиля:
1) экспрессивность, оценочность;
2) стандартность оформления материала;
3) информативная насыщенность;
4) обобщенность изложения;
5) вариативность изложения информации в соответствии с определенными моделям (жанровым разновидностям);
6) лаконичность, экономия языковых средств;
7) эмоциональность;
8) непринужденный, доверительный тон общения;
9) отбор языковых средств с установкой на доходчивость.
Языковые средства публицистического стиля:
1. Лексические средства:
1) общественно-публицистическая лексика;
2) нейтральная (межстилевая) лексика;
3) употребление слов в переносном значении со специфической публицистической окраской;
4) использование экспрессивно-окрашенной лексики;
5) употребление речевых стандартов (клише);
6) наличие иноязычной лексики (в том числе — экзотизмов, варваризмов).
2. Фразеологические средства:
1) публицистическая фразеология: общественно-экономическая ситуация, исторические условия, виртуальное пространство, вступить в силу;
2) речевые стандарты (клише): прежде всего, нужно сказать, принять меры, кстати говоря.
3. Словообразовательные средства:
1) окказиональные оценочные слова: прихватизация, дерьмократ;
2) активизация иноязычных суффиксов: –изм–, –аций–, –изаций– (социализм, депортация, коммерциализация, деноминация, провокация); приставок: анти–, гипер–, де–, дез–, контр–, транс–, ультра–, пост–, ре–.
4. Морфологические средства:
1) частотность употребления формы родительного падежа;
2) употребление формы настоящего и прошедшего времени глаголов;
3) употребление единственного числа существительных в значении множественного;
4) использование страдательных причастий настоящего времени с суффиксами –ом–, –ем– : читаемый, ведомый;
5) широкое использование служебных слов: предлогов, союзов, частиц.
5. Синтаксические средства:
1) экспрессивные синтаксические конструкции;
2) конструкции с обособленными членами предложения, в том числе выраженными причастными и деепричастными оборотами;
3) риторические вопросы;
4) повторы;
5) предложения, построенные на противопоставлении — по типу антитезы;
6) парцелляция;
7) сегментация текста;
8) инверсия;
9) короткие предложения, усиливающие экспрессию;
10) неполные и эллиптические предложения: Туризм — для всех!;
11) различные по цели высказывания предложения;
12) возможность обращений;
13) анафорические конструкции: Ему внушали, его уговаривали, ему обещали — но до сих пор он ничего не получил;
14) активность формы родительного падежа существительного в роли несогласованного определения: голос мира, отзвуки прошлого, свобода печати.
6. Графические средства:
1) шрифтовые выделения заголовков и значимых частей текста;
2) цветовые выделения.
Устная публичная речь
В зависимости от общей целевой установки публичная (ораторская) речь может быть:
1) информационной, задача которой — дать новое представление об объекте, сообщить о нем новые данные, пробудить любознательность, пытливость слушателя;
2) развлекательной, которая призвана развлечь, занять, потешить слушателя.
3) агитационной, цель которой — убедить, привлечь слушателя на свою сторону в каком-либо спорном вопросе, вызвать активную реакцию; разновидностями ее могут быть:
а) воодушевляющая речь, цель которой — воодушевить слушателя (выступление с приветствием, оценкой заслуг, речь перед спортивным соревнованием, проповедь и т. д.;
б) убеждающая речь, в которой логическими доводами доказывается или опровергается какое-либо положение;
в) призывающая речь, содержащая прямой или косвенный призыв к действию, заставляющая слушателя почувствовать потребность сделать то, к чему призывает оратор (См., например, П. Сопер. Основы искусства речи).
Определённая модель подготовки, создания речевого произведения (риторический канон) разработана в риторике, она включает в себя:
1) подбор и систематизацию материала — инвенцию (суть ее в вопросе "что/о чем сказать?"), сведение многообразия собранного материала к общим типам, схемам, общим местам (топам); приёмы разработки темы: определение объекта, его свойств, обстоятельств; выделение доказательств, логических аргументов, самого главного, соотнесение рода и вида, целого и части, причины и следствия, сопоставление, противопоставление, следование последующего за предыдущим;
2) облечение мыслей в слова, словесное выражение (отбор слов, их сочетание, украшение высказывания тропами и фигурами) — элокуцию (суть ее сводится к вопросу «как сказать?»);
3) организацию найденного материала, его расположение оформление основных композиционных частей текста (диспозицию):
а) вступления (предисловия), которое должно сразу привлечь слушающего («приманить», как говорил Цицерон); оно не должна быть продолжительным, а лишь вводящим в тему основной части;
б) основной части, в которой должна быть логическая аргументация, повествование, описание, оживляющее факты, но без расплывчатости, излишних деталей; общая схема основной части: тезис — аргумент — следствие;
в) заключения, содержащего резюме (итог того, что было сказано в предыдущих частях).
Составными частями риторического канона являются также запоминание (мемория) и произнесение.
Таким образом, основными компонентами публичной речи являются:
- зачин, в котором аудитория подготавливается к восприятию речи; его задачи — завладеть вниманием слушателей, возбудить интерес, вызвать доверие, организовать слушателей, для этого могут быть использованы обращение, мудрое изречение, цитата, рассказ об удивительном случае, факте, юмористической ситуации;
- завязка, в которой ставится проблема, показывается актуальность, выявляются противоречия, объясняется тезис;
изложение основной мысли с целью обеспечения понимания цели речи;
- главная часть, в которой раскрываются основные понятия, обосновывается тезис, приводятся аргументы — доказательства, предлагаются решения проблемы, возможно — опровергается выдвинутый тезис и выдвигается антитезис;
- заключение, в котором подводятся итоги, закрепляется основная мысль, ставятся конкретные задачи, выражаются пожелания, призывы, дается установка на деятельность слушателей в нужном для говорящего русле.
Специалисты дают следующие советы для подготовки текста речи:
Перед выступлением:
1. Уточните состав аудитории, выяснив, что для нее характерно, интересно, что является первейшими проблемами и заботами, что именно ожидает почерпнуть из вашего выступления. Высокообразованная аудитория характеризуется исключительной независимостью научного или творческого мышления, неподчинением авторитету и общему мнению во взглядах, глубокой системностью, организованностью, философски-методологическим уровнем мышления, устойчивостью и сосредоточенностью внимания с преобладанием позитивной направленности восприятия мыслей, постоянным повышенным информационным «голодом», предпочтением слушать более авторитетных специалистов.
Расположения внимания такой аудитории можно достичь: высокой общей эрудицией, компетентностью в рассматриваемом вопросе, проблеме; выдержанной строгой логикой рассуждения с преобладанием абстрактного над конкретным; убедительностью и даже безупречностью аргументации, доказательств; показом диалектики рождения новой мысли, идеи; демонстрацией различных подходов к решению проблемы с последующим подведением к перспективному пути; максимумом диалогичности; апеллированием к именам ученых, их мнениям; подчеркиванием научных заслуг, достижений слушателей; учетом направленности интересов и потребностей аудитории; яркостью, эмоциональностью, лаконичностью речи; представлением выступающего авторитетным лицом.
Следует воздерживаться: от публичного выступления перед подобной аудиторией без основательной подготовки, оценки своих возможностей; от менторского, наставнического, поучительного тона, демонстрации излишне высокого уровня самооценки, поспешных выводов, скороспелых решений; от злоупотребления негативными фактами, данными, оценками; от непоследовательности в рассуждениях, нарушений законов логики и теории познания; от стереотипности мнений, тривиальностей, повтора уже известных фактов; не злоупотреблять цитатами; не уклоняться от принципиальных, животрепещущих вопросов, от спорных проблем.
Молодежная аудитория характеризуется: необремененностью проблемами, беззаботностью, неясностью перспективы личной жизни; недостаточно развитой способностью к логическому мышлению; преобладанием эмоционального восприятия информации над рациональным; неприязнью к наставлениям, критиканству; максимализмом в суждениях; болезненной чувствительностью к противоречиям и неправде; излишней прямотой; податливостью внушению и манипулированию сознанием; активной познавательной потребностью, тягой к новому; страстью к победам; любознательностью. В такой аудитории следует выражать мысли популярно, воздействуя на чувства и веру, затем закрепляя воздействием на рассудок и разум; применять ораторские приемы выразительности речи (юмор, шутку, увлекательную историю и т. п.); не замалчивать правду, показывая причины ошибок и пути их исправления, демонстрируя смелость мышления, принципиальность в оценках, умея критиковать и переубеждать заблуждающегося; быть солидарным с аудиторией в ее разумных идеях; стремиться к завоеванию авторитета, доверия и уважения; быть откровенным, развивать приемы внушающего воздействия на сознание.
При этом необходимо воздерживаться от назойливости, навязывания своих мыслей, возвышения над аудиторией, подчеркивания превосходства, категоричности без надобности; не ограничиваться логикой абстрактных рассуждений; не говорить плохо о тех, кем молодежь восхищается в данный момент; не упрекать в незнании, ошибочном понимании; не уклоняться от острых вопросов; не льстить аудитории, не угождать, не идти на поводу; не принижать чувства собственного достоинства слушателей, не прибегать к публичной отрицательной оценке, если есть другие варианты решения вопросов; не злоупотреблять незащищенностью психики молодого человека и не играть на его чувствах.
2. Выясните, каковы возможности присутствующих.
3. Уясните, каков повседневный язык аудитории, чтобы уметь доходчиво (простыми, но не примитивными словами) растолковать любой трудный вопрос.
4. Уточните временные параметры выступления.
5. Сформируйте свой взгляд на тему, проблему, избегая стереотипов, высказывая конкретные и свежие мысли, причины раскрываемой проблемы и пути ее преодоления.
6. Объективно взвесьте свои ораторские возможности.
7. Вооружитесь специальными ораторскими приемами: достаточной громкостью, отчетливостью речи, продумайте обращение к аудитории и т. д.
8. Обратите внимание на свои жесты, роли глаз, направление вашего взгляда.
9. Подготовьте конспект или тезисы речи: они дадут вам возможность в процессе выступления периодически обращаться к тексту, заставят вас быть последовательным в выступлении, не сворачивая в сторону, не упуская ни одной важной мысли, возможность контролировать себя по времени (По: М. Ю. Рогожин. Документы делового общения. — М., 2006. — С. 196-203).
Написав текст выступления,
1) перечитайте написанное 2-3 раза, внесите правку;
2) проверенный текст перепечатайте хорошо читаемым шрифтом, выделяя наиболее важные мысли, отмечая те места, в которых необходимо изменить интонацию;
3) окончательно выверенный текст прочитайте вслух, обратив внимание на допущенные недостатки и сделав хронометраж выступления, предусмотрев минутный резерв на случай неожиданностей;
4) прочитайте по нескольку раз труднопроизносимые слова;
5) проследите за своим дыханием на наиболее ответственных участках выступления;
6) готовый текст начните заучивать — это придаст вам уверенности в ходе выступления.
Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:
Задания для практической работы
Задание 1. Охарактеризуйте текст, определив:
1) стиль текста, подстиль, жанровую разновидность;
2) тему, основную мысль текста;
3) сферу применения данного текста;
4) его функции;
5) стилеобразующие черты (функциональные свойства) текста;
6) его общие языковые особенности;
7) языковые средства, используемые в данном тексте: а) лексические, б) фразеологические, в) словообразовательные, г) морфологические, д) синтаксические, е) графические. Приведите примеры из текста.
Формула счастья
Что такое счастье? Это мгновение, какое-то неуловимое настроение. Так скажет обыватель. Думали ли над этой задачей югорские учёные? Пожалуй, при желании они смогут предложить свою версию на этот счёт. Вообще, есть новая наука, которая умеет измерять степень наслаждения. Нейробиология. В Югорском НИИ пока не открыто такое научное направление. Но кто знает?
Сегодня нас опередили в этом американские и британские учёные. Им удалось вывести формулу счастья, несмотря на то, что понятие это довольно размыто. Профессор Лондонской школы экономики Лорд Лайард уверен, счастье поддаётся определению. “Само определение слова “счастье” проблематично, — говорит Лорд Лайард, являющийся автором книги “Счастье: уроки новой науки”. — Когда вы произносите это слово, оно подобно воздушному шару, парящему в небесах, или чему-то столь же легкомысленному”.
Учёные уверены, что счастье удлиняет жизнь, укрепляет здоровье, повышает иммунитет и производительность труда […], обладает почти магическими свойствами. […]. Сейчас исследователи не в состоянии определить причинно-следственных связей и чётко объяснить, здоров ли человек, потому что счастлив, или счастлив, потому что здоров. Однако в наличии таких связей психологи не сомневаются. По словам профессора психологии Эда Динера, есть доказательства того, что счастливые люди живут дольше, чем несчастные. […].
Что же делает нас счастливыми? Единого ключа к счастью, как утверждает профессор Динер, не существует, есть целый набор важных ингредиентов. Во-первых, родственники и друзья. Чем шире и глубже отношения с окружающими, тем лучше. Говорят даже, что дружба в состоянии ограждать от микробов. Наш мозг контролирует многие механизмы в организме. И, полагают некоторые, точно так же, как стресс может вызывать недуг, дружба и счастье обладают защитным эффектом.
И уж точно известно, не в деньгах счастье. Его не купишь. (По статье А. Ленской // Газета “Новости Югры”).
Задание 2. Познакомьтесь с текстами нескольких выступлений. Какими средствами воздействия на слушателей для достижения общей цели речи пользуется каждый оратор?
1.
Дорогие друзья! Уважаемые граждане России!
В эти минуты мы не только сверяем наши часы, мы сверяем наши помыслы и чувства, сверяем ожидания. Наши ожидания с тем, что мы имеем в действительности.
Позади остается еще один год, год радостных и трагических событий, год трудных решений. И все-таки то, что совсем недавно казалось почти невозможным, становится фактом нашей жизни. В стране появились заметные элементы стабильности, а это много стоит и для политики, и для экономики, и для каждого из нас. Мы собрались наконец вместе и собираем Россию, мы поняли, как дорого дается и как высоко ценится достоинство страны. Мы с вами знаем, в эту праздничную ночь далеко не у всех богатый стол, не в каждом доме счастье и успех, и должны помнить об этом, не забывать о том, что у нас еще очень много, очень много работы, но выполнить ее под силу только всем вместе. И тогда обязательно придет время, когда мы будем спокойны и за наших стариков, и за наших детей.
Дорогие друзья! Я знаю, что все вы сейчас уже поглядываете на часы. Действительно, через несколько секунд мы одновременно вступим и в новый год, и в новый век, и в новое тысячелетие. Такое бывает не часто и повторится лишь с нашими потомками, жизнь которых нам сегодня даже трудно представить, и именно им мы оставим в наследство и наши успехи, и наши ошибки. Но в эти мгновения каждый из нас думает о своих любимых и близких.
Хочу пожелать вам того, чего обычно желают своим родственникам и друзьям: здоровья, мира, благополучия и, конечно, удачи.
Счастья вам. С Новым годом. (Новогоднее обращение Президента Российской Федерации).
2.
[…] Сравнивая различные культурно-цивилизационные модели, мы убеждаемся, что наиболее драматичные различия между ними лежат именно в сфере отношения к человеку, понимания роли человеческой личности в мире. Совершенно очевидно, что тема человека, его прав, свобод и ответственности находится на острие всех мировоззренческих споров о том, каким должно стать наше общее будущее, как избегнуть конфликтов между различными нациями, верованиями, традициями.
Начало ХХI века со всей очевидностью свидетельствует: мир вступил в эпоху глобализации. Что несёт эта новая ситуация роду человеческому? Только ли безудержную экспансию западного цивилизационного стандарта, навязываемого всем остальным народам, или существует убедительная альтернатива однополярному миру?
Я глубоко убеждён: всё многообразие Божьего творения не может быть сведено к одной единственной модели существования. Одна цивилизация, пусть даже самая могущественная и влиятельная, коей сегодня является западная, не сможет заставить всё остальное человечество жить по её законам, органичным и исторически мотивированным для неё самой, но не являющимся таковыми для других народов и культур.
Мы, православные, готовы уважать мировоззренческий выбор других людей. Но вправе ли мы молча наблюдать, как на месте тысячелетней отечественной духовной традиции пытаются насадить исторически чуждые нашему народу стандарты поведения, нормы жизни? Думаю, такие же вопросы задают себе живущие в России мусульмане, буддисты, иудеи…
Россия, будучи страной многонациональной и многоконфессиональной, обладает уникальным многовековым опытом построения собственной многоукладной цивилизации. Полагаю, наше право и обязанность состоят в том, чтобы поделиться им со всем миром. Это, в частности, и пытается ныне сделать Всемирный русский собор (Митрополит Кирилл).
3.
Совсем недавно мне довелось встретиться с новой книгой, которую сейчас держу в руках, — книгой Сергея Сметанина «Лирика для всех». Она увлекла меня в волнующую страну лирики, раскрыла многие секреты и тайны стихосложения.
Как известно, у истоков классической поэтики стояли Аристотель, Буало. В России теория стихосложения разрабатывалась М. В. Ломоносовым, В. К. Тредиаковским, А. Н. Веселовским, В. Н. Жирмунским, Б. В. Томашевским, В. В. Виноградовым и др. Отдельные, но очень глубокие замечания о поэтике оставлены А. С. Пушкиным.
Эта книга отличается от всех других работ тем, что она написана в занимательной форме и дает ответы на многие вопросы, возникающие у начинающих поэтов, учителей-словесников, учащихся, студентов.
Автор книги Сергей Сметанин — поэт, член Союза писателей России, филолог по образованию, человек, вдумывающийся во все многообразие жизни, увлеченный не только поэтическим творчеством, но и теорией литературы, в течение многих лет ведущий занятия с членами сургутского городского литературного объединения «Северный огонек» — умеет объективно оценить написанное и дать хороший совет. Не случайно в книге представлены размышления, удивительные по остроте ощущений и объему, глубине видения проблем практической поэтики.
Раздумья о вопросах поэтики дополняются живыми зарисовками пережитых событий, анализом конкретных ситуаций, рассуждениями о художественно-изобразительных приемах известных русских и начинающих поэтов.
Светом добра, мудрости, сердечного тепла делится автор книг со всеми увлекающимися поэзией.
Работа содержит интересные наблюдения о роли эпитета в создании мелодики лирического стихотворения, о роли метрической схемы и инверсии в поэтической речи. Автор знакомит нас с важными и с научной точки зрения выводами литературоведческого и лингвистического характера, что удивительно, не переставая развлекаться и развлекать читателя. С подобной книгой нас ждет занимательное, увлекательное путешествие в поэтический мир.
4.
Я попросил Бога забрать мою гордыню — и Бог сказал мне: «Нет! Гордыню не забирают, от нее — отказываются!».
Я попросил Бога подарить мне счастье — и Бог сказал мне: «Нет!». Он сказал мне, что даст мне благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня!
Я попросил Бога уберечь меня от боли — и Бог сказал мне: «Нет!». Он сказал, что страдания отдаляют человека от мирских забот и приближают к нему.
Я попросил у Бога духовного роста — и Бог сказал: «Нет!». Он сказал, что дух должен вырасти сам, а он будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить!
Я попросил Бога помочь мне любить других так же, как он любит меня, — и Бог сказал: «Наконец-то ты понял, о чем надо просить!».
Я просил сил — и Бог дал мне испытания, чтобы закалить меня!
Я попросил мудрости — и Бог послал мне проблемы, над которыми приходится ломать голову!
Я попросил мужества — и Бог послал мне опасности!
Я попросил любви — и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи!
Я попросил благ — и Бог послал мне возможности!
Я не получил ничего из того, что просил?!
Задание 3. Прочитайте текст письма старшеклассницы в редакцию одной из газет. Определите главную мысль текста. Согласны ли вы с автором? Почему? Подготовьте устное публичное выступление по выдвинутой в тексте проблеме, доказав или опровергнув правильность высказанного автором письма мнения.
Говорить по-русски?
В своей родной стране я хочу говорить по-русски.
В последнее время я все чаще наблюдаю, как люди вокруг меня пытаются заменить слова «живого великорусского языка» на американские синонимы. Да и сама, признаюсь, иногда поддаюсь этому искушению...
Если честно, я не понимаю, чем американское «о'кей» лучше наших «хорошо, здорово, отлично, классно, чудесно, замечательно, прекрасно, превосходно, великолепно, восхитительно...». Это вроде слова-паразита: сама не замечаю, как оно вылетает во время разговора. Может быть, сказать «о'кей» намного проще, чем выбирать подходящее слово из огромного перечня русских эквивалентов.
Моя подруга говорит «бойфренд» и «супербой», друг — «герлы» (т. е. Девушки), даже восьмилетний брат, уходя в школу, кричит на прощание: «Гуд бай!». Когда он приходит, я слышу не более приятное «хэллоу». Одноклассники, играя на компьютере, иногда вообще применяют нецензурные американские выражения. Ну уж, за ними-то и в русском языке далеко ходить не надо.
Иногда это злоупотребление «крутыми американскими словечками» вообще доходит до предела. Купив пену для укладки волос, я прочла на баллончике: «Быстрый & креативный стайлинг». Я отказываюсь воспринимать эту чушь! Ну почему же «креативный», а не «творческий»? Зачем «стайлинг», если в русском языке есть всем понятные слова «моделирование» или «укладка»? И что это за кривая восьмерка между словами, ведь в нашем языке есть довольно лаконичный союз «и»?
Включая телевизор, то на одном канале, то на другом слышишь давно надоевшее слово «прессинг». Да оно же нам вовсе не нужно! Потому что есть наше, родное «давление». Скажите, чем оно хуже — и я успокоюсь.
В. Даль полагал, что «кто на каком языке думает — тот к тому народу и принадлежит». Может быть, американские слова — своеобразный способ подчеркивания своей «продвинутости»? Есть надежда, что думает-то наш народ все же по-русски. Лихачев говорил: «Язык человека — это его мировоззрение и его поведение». Получается, что когда когда мы безосновательно заменяем некоторые слова родного языка на американские, мы приобретаем американский образ мыслей.. Этого нужно опасаться. Наш народ самодостаточен.
Разумеется, я не против обогащения нашего языка за счет заимствованных слов . Это естественный и иногда необходимый процесс. Но я против вытеснения наших слов, выражений американскими, против упрощения русского языка, его обеднения. Поэтому я стараюсь говорить по-русски, следуя совету из книги древнегреческих наставлений «Мудрость мудрого Менандра»: «Наложи на язык узду, пусть не болтает привольно» (Ольга Антипина).
Задание 4. Подготовьтесь аргументированно доказать или опровергнуть одно из данных в упражнении утверждений (тезисов) в публичном выступлении (1,5 — 2 мин.).
1. Красива не красавица, а любимая.
2. Если убивают цвет, процветают бесцветные.
3. Тот остается одиноким, кто ищет друга без недостатков.
4. Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. 5. Развитие мышления человека может проходить только в процессе самостоятельной деятельности, а развитие способностей — через самопознание (Сократ).
Задание 5. Проанализируйте публичные высказывания, используя следующий примерный план:
1. Содержание высказывания:
а) правильно ли понята тема, проблема (или вопрос)?
б) рационально ли отобран материал, нет ли мелких, необязательных фактов, деталей, загромождающих высказывание?
в) выделена ли главная мысль?
г) заметно ли отношение автора к тому, о чем он сообщал? Какими средствами он достигает этого?
2. Форма высказывания:
а) удачна ли структура (построение) высказывания? Каковы его композиционные части?
б) удачно ли расположены отдельные факты и выводы (доказать это)?
в) достаточно ли разнообразен (богат) словарный запас говорящего?
г) каков темп речи, ее эмоциональная окраска?
д) какие недостатки в речи вы заметили?
3. Какие советы по совершенствованию монологической речи можете дать говорящему?
Задание 6. Ознакомьтесь с рядом советов по овладению речевым мастерством.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 315.