К проблеме моделирования концептов эмоций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В связи с бурным развитием когнитивной лингвистики в настоящее время огромное внимание уделяется проблеме формирования концептов в процессе познания человеком окружающего мира и моделирования уже существующих в сознании языковой личности концептов. Особый интерес, в частности, вызывает проблема моделирования эмоциональных концептов.

Эмоциональные концепты, или концепты эмоций, стоят в данном случае особняком в силу определённой «размытости» и многомерности феномена эмоций. До сих пор не существует единого мнения о степени влияния эмоций на процессы когниции и концептуализации, хотя сам факт существования связи между познаниям и эмоциями очевиден и признаётся большинством учёных. […] Однако, эмоции хоть и участвуют в познании, но они лишь окрашивают, дополняют знание. […].

Так как эмоции являются неотъемлемой частью культуры любой нации, то они (эмоции), как и сама культура, концептуализируются и вербализуются в языке. Несомненно, что содержание концептов эмоций в разных языках будет отличаться из-за культурно обусловленной специфики восприятия окружающего мира. Задачей исследователя, таким образом, является — определить, какие компоненты в содержании концепта эмоции являются общими для всех культур, а какие — специфическими для данной нации.

Моделирование отдельных концептов и концептосферы эмоций в целом может осуществляться посредством анализа лексики того или иного зыка. […].

Но проблема усугубляется тем, что на данный момент не существует единой общепризнанной типологии эмоций, что затрудняет в свою очередь дифференциацию эмоций для дальнейшего моделирования соответствующих концептов. Для решения проблемы выбора языкового материала при моделировании концептов эмоций, по нашему мнению, может быть использована типология эмоций, основанная на так называемых базовых, или фундаментальных, эмоциях. Например, типология, предложенная C. E. Izard, который выделяет в качестве фундаментальных 9 эмоциональных состояний — стыд, страх, презрение, интерес, удивление, радость, гнев, отвращение, страдание, — которые в свою очередь определяют все остальные эмоции.

Несмотря на отсутствие общепризнанной типологии эмоций, а также неопределённый характер взаимоотношений эмоций и процесса познания, проблема моделирования концептов (в частности эмоциональных концептов) представляется разрешимой и перспективной для исследований в области когнитивной лингвистики. Смоделировав отдельные концепты эмоций посредством изучения лексики конкретного языка, можно, во-первых,сделать выводы о национальной специфике мира чувств и эмоций определённой культуры, а во-вторых, на основе анализа семантических признаков, составляющих слои концептов, и периферии концептов попытаться построить этноконцептосферу эмоций определённой культурной общности.

Литература

  • Рогов Е. И. Эмоции и воля. М., 1999.
  • Язык и эмоции: сб. науч. Ст. (под ред. В. И. Шаховского). Волгоград, 1995.
  • Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальное сознание. Воронеж, 2002.

 

Задание 2. Ознакомьтесь с типовой структурой письменной научной работы (реферата, курсовой работы, дипломной работы, диссертации и т. п.). Проанализируйте ее.

Структура письменной научной работы:

Заглавие работы, представляющее собой законченное, по возможности краткое предложение, в котором формулируется содержание исследования (его тема, идея, предмет). Необходимо при этом помнить, что названия глав не должны полностью или частично совпадать с названием работы, а названия параграфов не должны повторять названий глав.

Оглавление (содержание) работы, помещенный в начале работы — план изложения содержания работы, представляющий собой систему заголовков (названий) разделов, частей, глав, параграфов научной работы с указание их страниц. План дает общее представление о структуре работы, ее проблематике.

Введение — начальная часть работы, которая подготавливает восприятие основного текста и включает:

а) актуальность избранной темы;

б) описание степени разработанности проблемы: обзор работ предшествующих исследователей, обращавшихся к данной теме — с указанием их фамилий и инициалов, описание достоинств их работ; указание на еще не изученные вашими предшественниками аспекты, вопросы данной проблемы (К сожалению, остались без внимания вопросы...; … недостаточно глубоко исследовано... и т. п.);

в) объект изучения — то явление, которое изучается;

г) предмет исследования — та сторона (часть) объекта, которую направляется внимание исследователя (на предмет чего изучается данный объект?);

д) цель научной работы (должна быть отражена в самом названии работы);

е) задачи, направленные на достижение цели (отражаются в названиях глав и параграфов работы);

ж) теоретическая и практическая значимость работы;

з) краткое описание структуры работы — ее составных частей и т. д.

Основное содержание, обычно разделенное на части: главы (теоретическую и исследовательскую) и параграфы внутри глав.

Заключение, в котором подводятся итоги, делаются выводы, часть из которых могла содержаться и в конце глав, перечень тех вопросов, проблем, которые остались нерешенными и могут стать целью, задачами последующих исследований. Основные положения заключения могут выноситься на защиту.

Библиографический список — список литературы (в алфавитном порядке).

Приложение — материалы, содержащие информацию, не вошедшую в основной текст: тексты исследованных документов, схемы, диаграммы и другие статистические данные. Располагается в конце работы, после списка литературы.

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его стиль. Пользуясь справочными материалами, напишите аннотацию, рецензию. Передайте основные мысли статьи своими словами в тезисной форме.

Лаврик Э. П., г. Ставрополь

Дата: 2019-07-24, просмотров: 357.