Выражению грамматического значения словоформ, из которых строятся словосочетания и предложения, могут служить предлоги.
При выборе предлога при построении предложно-падежных словоформ учитывается
— падежная форма имени, с которой употребляется предлог;
— выражаемые предлогами отношения, их оттенки;
— сфера употребления.
1. Изъяснительным значением обладают предлоги о, про, насчет, относительно, касательно (предлоги про, насчет имеют разговорный характер, касательно, относительно — книжный): поговорили о поездке (ср. разг.: про поездку, насчет поездки, книжн.: касательно поездки, относительно поездки). Они употребляются с формой родительного падежа имени (за исключением предлога о, употребляемого с формой предложного падежа.). Предлоги про, насчет имеют разговорный характер, касательно, относительно — книжный: говорили о поездке (Cр. разг.: про поездку, насчет поездки, книжн.: касательно поездки, относительно поездки).
2. Пространственным значением обладают предлоги в, на:
а) для выражения значения ограниченного пространства употребляется предлог в с формами винительного и предложного падежа (в город — в городе, в Сибирь — в Сибири, в Белоруссию — в Белоруссии, в театре, в кино, в цирке, в университете, в академии, в школе );
б) для выражения значения неограниченного пространства или иного значения употребляется предлог на: на окраине, на Алтай, на Кавказе, на Урале; на концерте, на выставке, на факультете, на курсе. Но: в Крым, в Крыму (значение только частично ограниченного горами степного пространства).
Нужно учитывать, что:
а) предлог в антонимичен предлогу из (поехал в Крым — вернулся из Крыма), предлог на антонимичен предлогу с (поехал на Кавказ — вернулся с Кавказа);
б) предлог в с Предл. п. имени-названия гор во мн. ч. придает словоформе значение "в горах, среди гор": в Альпах, в Андах, в Апеннинах, в Пиренеях; предлог на — значение "на поверхности гор": на Балканах (Балканском полуострове), на Карпатах;
в) в ряде случаев сказывается сложившаяся традиция. Сравните: в переулке — на улице; работать в фотостудии — работать на киностудии (на радио, на телевидении);
г) в некоторых случаях на выбор предлога влияет значение управляющего слова в словосочетании: поехална телестудию — вошелв телестудию;
3. При наименовании способов транспортирования, средств передвижения употребляется предлог на: на катере, на теплоходе, на поезде, на самолете, на автобусе, на метро. Предлог в говорит о нахождении внутри: сидел в автомобиле, спал в поезде, ехал в карете, в лимузине.
4. Предлоги, выражающие временные отношения, отличаются значениями: в … день (указывает на определенный момент) — за час (временной отрезок); в праздники (время совершения действия) — по праздникам (регулярность повторения действия в определенные сроки); в два часа (время совершения действия) — за два часа сделать (длительность процесса); к утру, под утро (к моменту наступления), после урока, по окончании занятий, по прибытии, по приезде в город, по возвращении (после чего-либо).
5. Для выражения причинных отношений используются:
а) стилистически нейтральный предлог из-за: из-за болезни, из-за недопонимания;
б) предлоги, которые носят книжный характер:
- согласно, благодаря, вопреки, требующие после себя формы дательного падежа: согласно указу (Дат. п.), требованию; благодаря умению, знаниям; вопреки погоде, планам;
- вследствие,ввиду, в силу, по причине, употребляемые с родительным падежом: вследствие болезни; ввиду болезни; в силу обстоятельств; по причине недопонимания;
- в связи с + творительный падеж: в связи с изменившимися обстоятельствами.
В русском языке имеется возможность выбора конструкций: предложной и беспредложной. При этом нужно учитывать оттенки выражаемых ими отношений:
а) предложные конструкции имеют более конкретный, уточняющий характер, по сравнению с беспредложными: полезный детям — полезный для детей;
б) беспредложные конструкции указывают только на совершение действия в одно и то же время, а предложные — и на регулярное повторение действия: (работал вечерами — работал по вечерам);
в) предложные конструкции обозначают движение в отдельных местах какого-то пространства, а синонимичные им беспредложные — на непрерывность линейного движения (идти по лесу — идти лесом);
г) между предложными и беспредложными конструкциями могут быть и стилистические различия: слыть чудаком (нейтральное) — слыть за чудака (разг.), за водой — по воду, ответы на интересующие вопросы — ответы по интересующим вопросам.
Задания для практической работы
Задание 1. Определите, с какой падежной формой имени употребляется тот или иной предлог или предложное сочетание; употребите их в сочетании с именами существительными.
а) Ввиду, вследствие, в силу, по окончании, по прибытии, по причине.
б) Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно.
в) В связи с.
Задание 2. Исправьте ошибки в употреблении предложно-именных сочетаний.
Диплом по теме…; отчет по практике; вернулся с Крыма; обзор о новинках; служил на учреждении; работает в овощной базе; приехал с Белоруссии; с армии пришел; прислали с Украины; скупка вещей от населения; приехал с города Яссы.
Ответ по его заявлению был получен. Брат пришел со школы. Был в хуторе случай. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. Жили мы на деревне. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. Он действовал согласно договора. Об этом уже не раз указывалось в решениях студсовета.
Задание 3. Определите, чем отличаются следующие грамматически синонимичные предложные и беспредложные конструкции?
1) Слыть консерватором — слыть за консерватора; 2) ответ на запрос — ответ по запросу; 3) мощностью сто ватт — мощностью в сто ватт; 4) плыли по морю — плыли морем; 5) выезд на вызов — выезд по вызову; 6) за грибами, ягодами в лес пошли — по грибы, по ягоды в лес пошли; 7) полезный всем — полезный для всех; 8) шли по полю — шли полем; 9) писал ночами — писал по ночам.
НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
Словосочетание образуется соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи — согласования, управления или примыкания.
Нормы согласования:
1. Приложения в сложносоставных наименованиях согласуются с определяемым словом в формах падежа и числа: в школах-интернатах, с двумя платьями-костюмами.
2. Названия городов, сел, деревень, поселков, рек, выраженные склоняемыми словами, как правило, согласуются в падеже с определяемым словом: перед городом Шадринском, на реке Оби.
Не согласуются географические названия, если они выражены:
а) словосочетанием: в городе Гусь Хрустальный, из деревни Хлебный Ключ в городе Сергиев Посад, на реке Черная Вольта, через город Великие Луки;
б) формой множественного числа: перед поселком Стрижи, в селе Усы, у деревни Петушки;
в) именами собственными, род или число которых не совпадает с родовым понятием (город, село, деревня, хутор и т. п.): в деревне Белое, под городом Ровно, за поселком Тужа, у города Щучье;
г) именами собственными на -ово(-ево), -ыно(-ино): в городе Иваново, у города Пушкино, из села Широково, через деревню Тропино;
д) иноязычными именами собственными: у реки Аргунь, на реке Ай, в городе Белебей, в селе Казанчи, перед городом Йошкар-Ола, из города Сочи.
3. Названия улиц с нарицательным существительным — родовым наименованием обычно а) согласуются, если выражены именами женского рода: на улице Петровке, через улицу Луговую; б) не согласуются, если выражены именами мужского рода, формой множественного числа или словосочетанием: перед улицей Строителей, через улицу Увал, за улицей Большая Полянка.
4. Официальные названия республик женского рода на -ия, -ея согласуются со словом республика: в республике Индии, из республики Кореи, между Россией и республикой Словакией. Не согласуются официальные названия республик а) мужского рода: через республику Вьетнам; б) женского рода с окончанием -а или нулевым окончанием: из республики Куба, в республике Беларусь.
5. Не согласуются с родовым наименованием:
а) названия озер, заливов, проливов, каналов, бухт, портов, станций, островов, полуостровов, гор, пустынь, вулканов, станций, и т. п., астрономические названия: на озере Байкал, у озера Эри, за островом Новая Земля, перед полуостровом Таймыр, в Бухте Золотой Рог, из аэропорта Ханты-Мансийск, в аэропорт Кольцово, на станции Пыть-Ях, на острове Капри, через остров Ява, у мыса Челюскин, к вулкану Этна, над вулканом Везувий, на горе Яган-Тау, в пустыне Сахара, на планете Марс.
При самостоятельном же употреблении (вне сочетания с нарицательным существительным) подобные географические наименования изменяются: на Эльбрусе, у Байкала, в Пыть-Яхе, за Новой Землей.
6. Не согласуются компоненты словосочетания при обозначении даты числом и месяцем: по падежам изменяется только числительное, название месяца всегда имеет форму Род. п.: Пришли к первому сентября. Прибыли к восьмому марта. Поздравили с Восьмым марта (традиционно от выражения типа: «к восьмому дню месяца марта»).
Нормы управления:
1. При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), требуется форма П. п. имени с предлогом о (о + П. п.): скучать о доме, горюет о случившемся, скучаем о вас, грущу о тебе. Сочетания с формой по+Д. п. являются разговорными: тосковать по брату, по морю, соскучился по ней, тоскую по нему.
2. Дополнение в форме Р. п. при глаголе с отрицанием употребляется:
а) при переходных глаголах с отрицанием (при подчеркнутом, полном отрицании): не поднимал вопроса, не знаю ответа, не дает объяснений, не скрывает радости, не делает уступок, не получил ответа, не достал билета;
б) при указании на часть: не купил хлеба, не подал воды, не выпил молока, не ел каши;
в) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках: не находит поддержки, не подает руки, не обращает внимания, не дает покоя, не внушает доверия, вчерашнего не вернешь, глаз не спускает, своего локтя не укусишь.
3. Дополнение в форме В. п. при глаголе с отрицанием употребляется:
а) при указании на конкретный объект: не писал отчет, не решил задачу, не строил дом;
б) при выражении дополнения одушевленным существительным: не пожалел брата, не обманули Петю, не бросили собаку;
в) при глаголах с приставкой недо-, которая выражает не только на отрицание, но и на значение выполнения действия ниже нормы: недооценить способности, недодать зарплату, недопечь пирог;
г) при инверсии дополнения: Девушку эту не знаю. Дверь не закрыла. Книгу мне не дали;
д) в побудительных предложениях: Не смешите народ!
е) при двойном отрицании (т. е. усиленном утверждении): Не мог не увидеть поляну. Не могла не любить цветы;
ж) при наличии ограничительных частиц: чуть лекцию не пропустил, едва не уронил тетрадь;
з) при распространении дополнения несколькими определениями: Не узнавала свой родной, совершенно изменившийся город;
и) при отрицании какого-либо другого слова, а не переходного глагола: не очень люблю музыку, не вполне понял задание.
В ряде случаев при одной и той же словоформе с отрицанием допустимы формы родительного и винительного падежа:
а) форма В. п. указывает на полный охват предмета действием, а форма Р. п. — на частичный: не выпил воду — не выпил воды, не купил яблоки — не купил яблок;
б) форма В. п. указывает на определенный предмет, а форма Р. п. — на неопределенный: жду друга — жду случая, ждали поезд «Москва — Владивосток», ждали поезда (какой-то один из поездов), искал тетрадь — искал поддержки, сочувствия, получил вознаграждение (конкретное) — требует вознаграждения (какого-либо).
4. При некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), требуется форма П. п. имени с предлогом о (о + П. п.): скучать о доме, горюет о случившемся, скучаем о вас, грущу о тебе. Сочетания с формой по + Д. п. являются разговорными: тосковать по брату, по морю, соскучился по ней, тоскую по нему.
5. Следует запомнить управление падежными формами имени в конструкциях с управляющим:
а) именем существительным: альтернатива чему (Д. п.) /между чем (Т. п.) (не: чего); аналогия с чем/между чем (Т. п.) (не: чему); аннотация на что (В. п.) / чего (Р. п.); версия чего (Р. п.) (не: о чем); доверие кому/чему, к кому/чему (Д. п.); заведующий чем (Т. п.) (не: чего); командующий чем (Т. п.) (не: чего); конференция по чему (Д. п.) (не: о чем); мораторий на что (В. п.) (не: по чему); намек на кого/что (В. п.) (не: о чем); несогласованность в чём (П. п.) (не: с кем/с чем); обеспокоенность чем (Т. п.) (не: о чем, за что); опасения чего (Р. п.) (не: о чём, перед чем); отзыв кого/чего (Р. п.) /о чём (П. п.); отчет о чем (П.п) (не: по чему); повод для чего (Р. п.); подозрение в чём (П. п.) (не: о чём); подтверждение чего (Р. п.) (не: чему, о чем); предпосылка чего/для чего (Р. п.) (не: к чему); причастность к чему (Д. п.) (не: чему); причина чего (Р. п.) (не: чему); рецензия на что (В. п.) (не: о чём); солидарность с кем/чем (Т. п.) (не: между кем/чем); сомнение в чём (П. п.) (не: на что, о чём); требование чего (Р. п.) (не: о чём); уверения в чём (П. п.) (не: о чём); уверенность в ком/в чем (П. п.) (не: о чём);
б) именем прилагательным: безвредный для кого/чего (Р. п.) (не: кому/чему); благосклонный к кому/чему (Д. п.) (не: кому/чему); идентичный кому/чему (Д. п.) (не: с чем); компетентный в чём (П. п.) (не: по чему); небезопасный для кого/чего (Р. п.) (не: кому); недосягаемый для кого/чего (Р. п.) (не: кому); непричастный к чему (Д. п.) (не: чему); непростительный для кого/чего (Р. п.) (не: кому/чему); несведущий в ком/в чём (П. п.) (не: о чём); одержимый чем (Т. п.) (не: в чём); оскорбительный для кого/чего (Р. п.) (не: кому); очевидный для кого (Р. п.) (не: кому); пропорциональный чему (Д. п.) (не: с чем); сопричастный кому/чему (Д. п.); тождественный чему (Д. п.), с чем (Т. п.); чуждый чему (Д. п.), чего (Р. п.);
в) глаголом: адресовать кому (Д. п.) (не: к кому); аргументировать что (В. п.), чем (Т. п.) (не: о чём); баллотироваться куда, в кого (В. п.) (не: кем); благодарить кого/что, за что (В. п.) (не: о чём); возразить против кого/чего (Р. п.), на что (В. п.) (не: о чем); вспомнить о ком/о чём (П. п.), про кого/про что (В. п.); дискутировать что (В. п.), о чём (П. п.); заверить кого/что (В. п.), в чём (П. п.) (не: о чём); заинтриговать кого (В. п.), чем (Т. п.) (не: о ком/о чём); импонировать кому/чему (Д. п.) (не: к кому/к чему); инструктировать кого (В. п.), по чему (Д. п.) (не: о чём); иронизировать над кем/над чем (не: о ком/о чём); касаться кого/чего (Р. п.); консультировать кого/что (В. п.), по чему (Д. п.); консультироваться у кого (Р. п.), с кем/ с чем (Т. п.), о чём (П. п.), по чему (Д. п.); мотивировать что (В. п.), чем (Т. п.); напутствовать кого (В. п.), на что (В. п.); обидеться на кого/на что (В. п.) (не: за что); объявить о чём (П. п.); что (В. п.); объяснить что (В. п.) (не: о чём); оповестить кого/что (В. п.), о ком, о чём (П. п.); основываться на чём (П. п.).
6. Обратите внимание на различие конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но управляющими разными падежными формами имен: обращать внимание на кого/на что — уделять внимание кому/чему; опираться на кого/что — базироваться на чем; отзыв о ком/о чем (реже — на что) — рецензия на что; отчитаться в чём — сделать отчет о чём; превосходство над кем/чем — преимущество перед кем/чем; различать что и что — отличать что от чего; уверенность в ком/в чём — вера в кого/во что; заплатить за что, уплатить за что — оплатить что.
7. При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо лишь тогда, когда каждое из управляющих слов требует одного и того же падежа и предлога: надеяться и рассчитывать на помощь, читать и конспектировать статью. Но неправильны конструкции типа: в соответствии и на основе утвержденного плана, надеяться и верить в возможность, руководство и контроль за работой.
Задания для практической работы
Задание 1. Составьте словосочетания с каждым из слов, используя в качестве дополнений к ним помещенные в скобках местоимения или существительные в нужной падежной форме.
1. 1) Удивляюсь, удивлен, поражаться (что-нибудь), 2) обидеться, обижен (что-нибудь), 3) обрадовался, обрадован (что-нибудь), 4) упрекать, порицать (что-то), 5) превосходство, преимущество (кто-то, что-то), 6) беспокоиться, тревожиться (кто-нибудь), 7) полный, исполненный (что-нибудь), 8) базироваться, опираться (что-то), 9) рассердился, рассержен (что-то), 10) уверенность, вера (что-либо), 11) обидеться, обижен (что-нибудь).
2. 1) Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор), 2) беспокоиться, тревожиться (дети), 3) базироваться, опираться (факты), 4) влиять, сказываться (рост), 5) жажда, стремление, потребность (знания), 6) избегать, уклоняться (работа), 7) мешать, препятствие, тормозить (развитие), 8) обвинять, осуждать (неискренность), 9) оплатить, заплатить (проезд), 10) отзыв, рецензия (книга), 11) скучать, тосковать (дети), 12) отметить, остановиться (достижение), 13) предупреждать, предостерегать (опасность), 14) презирать, презрение (трусость), 15) преимущество, превосходство (оппонент), 16) свойственный, характерный, присущий (молодёжь), 17) заведующий (кафедра), 18) управляющий (банк).
Задание 2. Исправьте ошибки в использовании связи управления в следующих высказываниях.
1. Прошу оплатить мне за проделанную работу. 2. К концу года комиссия должна будет отчитаться за проделанную работу. 3. Составлен график по проведению лыжных соревнований. 4. Подобное бюрократическое решение тормозит развитию физкультурного движения. 5. И примеров этому будет более чем предостаточно. 6. Посещение Венгрии обойдется учителю от полторы до двух с половиной тысяч долларов. 7. Формирование групп среди детей можно наблюдать во время работы летней площадки. 8. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников? 9. Мы верили о том, что она справится. 10. Детям объяснили о значении физкультуры в их жизни. 11. Это вселяет в нас уверенность в победу. 12. Сегодня стоит посвятить некоторое время на профилактическую проверку собственного здоровья и работы машины и прочих механизмов. 13. Учащиеся одинаково относились ко всем ученикам и не делали отличий между друг другом. 14. Мой дед был удостоен наградой. 15. Они проявляли уважение друг друга. 16. Беседа с заведующим финансового отдела прошла успешно. 17. Было видно его превосходство перед соперником. 18. Адресовал письмо к сестре. 19. Рецензию о книге получили. 20. Аннотация о статье написана. 21. В подготовке к урокам литературы я старалась как можно больше приготовить дидактического материала. 22. Ребята поверили собственным силам.
Задание 3. Составьте словосочетания, употребив географические наименования, заключенные в скобки, в нужной падежной форме.
Между реками (Иртыш) и (Енисей), с полуострова (Ямал) — с (Ямал), в городе (Соль-Илецк), у горы (Магнитная), на реке (Нева), в пустыне (Сахара) — через (Сахара), у аэропорта (Мурманск) — к (Мурманск), к станции (Коломна) — за (Коломна), в проливе (Босфор) — перед (Босфор), из посёлка (Мирный) — через (Мирный), к станции (Омск) — к (Омск), из порта (Новороссийск) — (Новороссийск), в республике (Саха-Якутия) — (Саха-Якутия), по штату (Даллас) — по (Даллас), на планете (Марс) — к (Марс), под хутором (Коржевский) — по (Коржевский), на улице (Петровка) — на (Петровка), в (Гродно), перед (Петушки), по деревне (Хлебный Ключ) — до (Хлебный Ключ).
Задание 4. Какой из предлагаемых в скобках вариантов слов соответствует нормам современного русского литературного языка?
1. В конце 19 и начале 20 (века — веков). 2. В 19 – 20 (веке — веках). 3. Экономический и культурный (подъём — подъёмы).
4. Политическое, экономическое и культурное (сотрудничество — сотрудничества). 5. (Знаменитый — знаменитая) астролог Орлова.
6. Проект интересен в культурологическом и экономическом (отношении — отношениях). 7. Пассажиры первого и бизнес (класса — классов).
Задание 5. Исправьте ошибки в употреблении предложно-именных сочетаний.
Диплом по теме…; отчет по практике; вернулся с Крыма; обзор о новинках; служил на учреждении; работает в овощной базе; приехал с Белоруссии; с армии пришел; прислали с Украины; скупка вещей от населения; приехал с города Яссы.
Ответ по его заявлению был получен. Брат пришел со школы. Был в хуторе случай. В нём росло убеждение о необходимости начать жить по-новому. Докладчик настаивал о том, что приведённые им данные соответствуют действительности. Жили мы на деревне. Убедите деканов и других специалистов о том, что этот спецкурс необходим. Всё это говорило за то, что наши молодые спортсмены сумеют победить. Он действовал согласно договора. Об этом уже не раз указывалось в решениях студсовета.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 591.