Устраните смысловую неточность во фразах.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ему приходится объяснять самые элементарные вещи. 2. Пятиклассники увидели в зоопарке различных животных. Они с удовольствием общались с ними. 3. Директор дал приказание секретарю не допускать к себе посетителей. 4. Я застал его у себя дома. 5. Преподаватель предоставил студенту возможность ознакомить со своим докладом слушателей. 6. Он велел другу передать сестре свои извинения. 7. Андрей предложил брату провести гостей в свою комнату. 8. Учитель просил ученика обратить внимание на свои исправления. 9. Сотрудники ОМОНа задержали подозреваемого в своей квартире. 10. Девушка предложила ему почитать свои стихи.

 

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ФОРМ ГЛАГОЛОВ

Глагол обозначает процесс и выражает это значение в категориях лица, числа, времени, наклонения, а также рода (в прошедшем времени), вида и залога.

При образовании форм глаголов встречается немало ошибок. Наиболее типичными в устной речи являются ошибки в образовании личных форм, формы повелительного наклонения, образовании видовой пары некоторых глаголов, форм причастий и деепричастий.

1. Ряд глаголов в русском языке образует параллельные грамматические формы (такие глаголы называют изобилующими).

1.1. Параллельные формы настоящего времени образуют глаголы полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать, сыпать, трепать, щипать и др.:

а) нейтральными являются формы с основой на шипящий у глаголов полоскать, махать, колыхать, кудахтать, мурлыкать, мучить, плескать, рыскать (при этом формы на — а j возможны в разговорно-бытовой речи): полощу (полоскаю), полощешь (полоскаешь), полощет (полоскает), полощи (полоскай), полощущий (полоскающий), полоща (полоская); машу (махаю), машешь (махаешь), машет (махает), машем (махаем), машете (махаете), машут (махают), машущий (махающий), махая и т. д.;

б) у глаголов сыпать, трепать, щипать нейтральными являются формы с -л-: сыплю, сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, сыплющий, сыпля; треплю, треплешь, треплет, треплем, треплете, треплют, треплющий, трепля; щиплю, щиплешь, щиплет, щиплем, щиплете, щиплют, щиплющий, щипля. Формы с выпадением -л- имеют разговорную окраску (сыпешь, сыпем, сыпят, щипаешь, щипет и др.).

Примечание. Параллельные формы некоторых глаголов различаются по смыслу:

а) глагол брызгать в значении "окроплять" имеет формы брызгаю, брызгает, брызгай, брызгающий, брызгая, а в значении "разбрасывать капли, брызги" — формы брызжу, брызжет, брызжущий, брызжа;

б) глагол двигать в значениях "перемещать, толкая или таща", "шевелить, производить движения", "заставлять идти вперед, направлять" имеет формы двигаю, двигающий, двигая; в значении "содействовать развитию чего-либо", "быть причиной чего-либо", "быть причиной чьих-либо поступков" — формы движет, движут, движущий, в значении "приводить в движение, в действие" — параллельные формы двигает — движет, двигают — движут, двигающий — движущий;

в) глагол капать в значении "падать каплями" имеет параллельные формы капаю — каплю, капаешь — каплешь, капает — каплет, капают — каплют, капающий — каплющий; в значении "наливать, лить каплями" — формы капаю, капаешь, капает, капают, капающий;

г) глагол метать в значении "шить, прошивать стежками, обшивать петлю" имеет формы метаю, метает, метающий, метая, а его омоним — глагол метать в значении "разбрасывать, раскидывать" имеет формы мечу, мечет, мечущий. Но в спортивном обиходе употребляется: метаю, метает, метающий (копье, диск).

1.2. Равноправны в употреблении параллельные формы с суффиксом -ну- и без него

а) глаголов прошедшего времени: лип — липнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, вверг — ввергнул, отверг — отвергнул;

б) неопределенной формы глаголов совершенного вида: достичь — достигнуть, постичь — постигнуть.

1.3. Из двух возможных параллельных форм более употребительными становятся формы на –изирова- глаголов: колонизовать — колонизировать, легализовать — легализировать, стандартизовать — стандартизировать.

1.4. Равноправны варианты форм

а) глагола несовершенного вида с чередованием о-а в корне: обусловливать — обуславливать;

б) инфинитива: брезгать — брезговать, прочитать — прочесть, свистеть — свистать.

Примечания: а) Устарелы варианты заподозривать, условливать, нормативными являются формы заподазривать, уславливать; б) В парах лазить — лазать, видеть — видать, слышать — слыхать, поднимать — подымать второй вариант имеет разговорно-просторечную окраску.

1.5. Глагол чтить имеет равноправные формы 3-го лица множественного числа (чтут — чтят) и равноправные формы причастия настоящего времени (чтущий — чтящий). Формы глагола почтить зависят от условий сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1-го спряжения (с суффиксом -е-):

ед. ч. 1 л. выздоровею опостылею опротивлю

2 л. выздоровеешь опостылеешь опротивеешь

3 л. выздоровеет опостылеет опротивеет

мн. ч. 1 л. выздоровеем опостылеем опротивеем

2 л. выздоровеете опостылеете опротивеете

3 л. выздоровеют опостылеют опротивеют

По этому же принципу изменяются глаголы с приставкой обез-/обес- и некоторые другие: обезводеть, обезголосеть, обезденежеть, обеззубеть, обезлюдеть, обезуметь, обессилеть и т. п.

3. Глаголы зиждиться, зыбиться образуют формы прошедшего времени (зиждился, зыбился) с суффиксом -и- и деепричастие (зиждясь, зыблясь) по 2-му спряжению, а формы настоящего времени и причастие — по 1-му спряжению (зиждется, зиждутся, зиждущийся; зыблется, зыблются, зыблющийся).

4. Глаголы стелить(ся) — стлать(ся) имеют одинаковые личные формы ед. и мн. числа, образуемые по типу 1-го спряжения:

1 л. стелю(сь), стелем(ся)

2 л. стелешь(ся), стелете(сь)

3 л. стелет(ся), стелют(ся).

5. Глаголы глодать, ездить, лазить имеют формы:

1 л. гложу, езжу, лажу, гложем, ездим, лазим

2 л. гложешь, ездишь, лазишь, гложете, ездите, лазите

3 л. гложет, ездит, лазит, гложут, ездят, лазят;

причастия: гложущий, ездящий, лазящий;

деепричастия: глодая, ездя, лазя.

6. При образовании видовых пар в корнях некоторых глаголов наблюдается чередование о-а:

выхлопотать — выхлопатывать,

заболотить — заболачивать,

заморозить — замораживать,

облагородить — облагораживать,

освоить — осваивать,

оспорить — оспаривать,

удвоить — удваивать,

удостоить — удостаивать,

усвоить — усваивать.

Исключение. Нет чередования (в корнях сохраняется о) в видовых парах глаголов:

захлопнуть — захлопывать,

озаботить — озабочивать,

опорочить — опорочивать,

отсрочить — отсрочивать,

приурочить — приурочивать,

подытожить — подытоживать,

сосредоточить — сосредоточивать (не: сосредотачивать — разг.),

узаконить — узаконивать,

уполномочить — уполномочивать.

7. Формы повелительного наклонения образуются

а) с суффиксом у глаголов кроить, поить, доить, утаить: крои, пои, дои, утаи (форма на ненормативна);

б) варианты формы ед. ч. с и нулевым суффиксом: выброси — выбрось, выдвини — выдвинь, выкраси — выкрась, вылези — вылезь, выстави — выставь, закупори — закупорь, уведоми — уведомь. Форма мн. ч. повел. накл. этих глаголов образуется от второй формы ед. ч.: выбросьте, выдвиньте, выкрасьте, вылезьте, выплюньте, высуньте, выставьте, выправьте, высыпьте, закупорьте, уведомьте;

в) следует запомнить образование формы повелительного наклонения глаголов лечь, ехать, лезть, обнять:

лечь — ляг, лягте;

ехать — поезжай, поезжайте (недопустимо: езжай, едь);

лезть — полезай(-те), лезь(-те);

обнять — обними(-те) (не: обойми).

8. Особого внимания требуют глаголы класть и положить: глагол класть употребляется только без приставки, а глаголы с корнем -лож- — с приставками (возложить, выложить, доложить, заложить, наложить, подложить, предложить, приложить, разложить, расположить, сложить, уложить). Формы повелительного наклонения: клади, положи, наложи, разложи, сложи, уложи и т. д.

9. В современном русском языке существует ряд глаголов, которые называются недостаточными, так как они имеют ограничения в образовании и употреблении личных форм:

9.1. Глаголы победить, убедить(ся), очутиться, ощутить и др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. будущего времени; глаголы басить, гвоздить, дудеть, кадить, пылесосить, шкодить, чудить и нек. др. не образуют форму 1-го лица ед. ч. настоящего времени. В этом случае используются описательные конструкции: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, (не) буду чудить.

9.2. Глаголы бузить, дудеть, дерзить, кадить, тузить и нек. др. не употребляются в форме 1-го лица ед. ч. настоящего времени во избежание совпадения с формами других глаголов (ср: бужу от будить, держу от держать, тужу от тужить).

10. Определенные трудности вызывает образование и употребление форм причастий и деепричастий.

Причастие — форма глагола, которая сочетает в себе особенности глагола и прилагательного и выражает признак лица или предмета по действию: руководящий, руководивший — руководимый.

Образование причастий

действительныхстрадательных

а) настоящего времени

— при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-) — при помощи суффиксов -ом-,

от глаг. I спряжения (ведущий, -ем- от глаг. I спряжения

читающий), -ащ-(-ящ-) от глаг. (несомый, читаемый) и суффикса

II спр. (стучащий, летящий) -им- от глаг. II спр. (ценимый,

произносимый)

б) прошедшего времени

— при помощи суффиксов -вш-, -ш- — при помощи суффиксов -нн-,

(читавший, росший) -енн-, -ённ-, -т- (принесенный,

отданный, отвергнутый).

1. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, сохнуть, мерзнуть, мокнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия, сохраняющие этот суффикс: гаснувший, сохнувший, мерзнувший, мокнувший, пухнувший, зябнувший.

2. Глаголы типа ввергнуть, отвергнуть, прибегнуть, растогрнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастий: ввергший — ввергнувший, отвергший — отвергнувший, прибегший — прибегнувший, расторгший — расторгнувший, опровергший — опровергнувший.

3. Значение страдательного глагольного признака может передаваться не только страдательными причастиями, но и возвратными действительными причастиями на -ущийся (-ющийся), -ащийся (- ящийся): называемый — называющийся, подвергаемый — подвергающийся, производимый — производящийся и т. д. При невозможности использования страдательного причастия употребляются возвратное действительное причастие: работы, ведущиеся в городе (ведомые — здесь неудобная форма); слова, пишущиеся через дефис.

Деепричастие — неизменяемая форма глагола, которая имеет особенности глагола и наречия, выражает значение второстепенного, дополнительного действия (по отношению к основному действию, выраженному сказуемым) или обстоятельства этого действия: подумав, читая, написав, всматриваясь.

Образование деепричастий

несовершенного видасовершенного вида

— при помощи суффикса -а (-я): читая, — при помощи суффиксов -в, -ши,

слыша; -вши: сделав, написав,

— архаичного -учи (-ючи), создающего стукнувшись;

стилистическую окрашенность под — суффикса -а (-я) у глаголов народную или старинную речь: будучи, на -сти и нек. др.: принеся,

играючи, глядючи, жалеючи, едучи, доведя, наклоня

припеваючи;

— разговорно-просторечных суффиксов

-в, -вши: знавши, знав, имевши, имев,

ехавши, ехав.

Примечание. Не образуется форма деепричастия несовершенного вида от глаголов: бежать, беречь, бить, весить, вить, врать, вязать, вянуть, гаснуть, глохнуть, гнуть, ездить, жать, жечь, казаться, киснуть, крепнуть, лгать, лезть, лизать, лить, мазать, мерзнуть, мокнуть, мочь, мять, пахать, пахнуть, петь, печь, писать, пить, плясать, резать, слать, слепнуть, сохнуть, спать, стеречь, стричь, стынуть, стыть, тереть, течь, ткать, толочь, тонуть, тянуть, хотеть, чесать, чистить, шитью.

Задания для практической работы

Задание 1. Употребите данные глаголы в форме 3 лица мн.ч. настоящего (будущего простого) времени.

Беречь, бороться, видеть, вытерпеть, согнать, горевать, курлыкать, лечь, ложиться, начать, начинать, ненавидеть, присмотреться, радоваться, сеять, слышать, стелить, стлать, таить, тащить, таять.

 

Задание 2. Образуйте формы 1-го и 3-го лица ед.ч. настоящего или будущего простого времени данных глаголов (если это возможно).

Образец: бороздить — я борозжу, он бороздит.

Басить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, двигать, дерзить, дудеть, капать, колесить, колыхать, кудахтать, курлыкать, махать, метать, мурлыкать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, победить, полоскать, пылесосить, рыскать, сыпать, трепать, трусить, хныкать, щипать, ютиться.

 

Задание 3. Употребите глаголы хотеть, беречь во всех личных формах ед. и мн. ч. настоящего времени.

 

Задание 4. Употребите глаголы лечь и стереть в формах 1, 2 и 3-го лица ед. и мн. ч. будущего времени.

 

Задание 5. Образуйте формы прошедшего времени единственного числа мужского рода глаголов.

Сохнуть, мёрзнуть, мокнуть, зябнуть, слепнуть, опровергнуть, липнуть, достичь, достигнуть, постичь, постигнуть.

 

Задание 6. Образуйте формы повелительного наклонения единственного и множественного числа глаголов.

Ехать, лечь, ложиться, класть, обнять, обнимать, положить, пойти, прибегнуть, прибыть, стереть.

 

Задание 7. Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

Игрушки, (выпускающиеся — выпускаемые) российскими фабриками, разнообразны и качественны. Вопрос (обсуждаемый — обсуждающийся) на собрании, очень важен. В книге описываются события, (имеющие — имевшие) большое историческое значение. Ученики, (приобретшие — приобретающие) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к следующей, (изучаемой — изученной — изучающейся — изучавшейся) в 8 классе.

 

Задание 8. Образуйте все возможные формы деепричастий следующих глаголов. Отметьте их стилистические особенности.

Запереть, вытереть, вывезти, вывести, обрести, прочитать, сказать.

 

Задание 9. Определите, какие нормы русского литературного языка нарушены. Исправьте ошибки.

Текёт, жгёт, убегёт, убёг, хотит, хочут, бежат, ляжь, ездиит, едь, смеялися, вылазь, выздоровлю, дожидай меня, играться, буду стираться, убираться в квартире, положь, ляжь, ляжьте, ждя меня, запомня правило, победя противника, хотев сказать. Берегя их историю, вы берегете и свою. Передание читателю мыслей автора происходит незаметно.

ТЕСТ № 2 (по темам «Словообразовательные нормы", «Морфологические нормы»)

1. Словообразовательная норма нарушена в предложениях:

1) На улице похолодало.

2) Больше всего меня потрясло погибание героя в конце романа.

3) Раздражает его упрямость.

4) Злопамятливность не украшает человека.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 449.