НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При создании речевых высказываний необходимо учитывать правила построения предложений различных структурных типов, соблюдать синтаксические нормы. Обратим внимание на некоторые из них:

I . При подлежащем, в составе которого собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.) или числительное, сказуемое может иметь форму и единственного, и множественного числа:

Форма ед. ч .:

1) при нераспространённом существительном собирательного значения:

Большинство было против;

2) при наличии управляемого слова в форме Род. п. ед. ч. в составе

подлежащего: Большинство интеллигенции живёт мечтой об ином уровне жизни;

3) при существительном со значением объекта, а не субъекта действия в составе подлежащего: Ряд положений доклада не вызывает возражений; Часть строителей направлена на объект;

4) при количественно-именном сочетании в функции подлежащего (форма ед. ч. указывает при этом на совместное действие или совокупность предметов): Пять учеников отсутствует; Семь книг не хватает (Ср.: форма мн. ч. указывает на раздельность совершения действия, отдельные предметы: Последние пять книг заинтересовали меня; Семь студентов опоздали);

5) при составных числительных, оканчивающихся на один: Двадцать один ученик посещает музыкальную школу;

6) при обозначении количества, меры веса, пространства, времени (при словах дней, лет, минут, часов, килограммов и т. д.): Закупленотридцать килограммов яблок и двадцать — апельсинов; Пятнадцать минут остаётся;

7) при подлежащем — имени числительном (без существительного): Двенадцать делится на три;

8) при подлежащем, в составе которого слово со значением определённого или неопределённого количества (пара, тройка, десяток, сотня, масса, уйма и т. п.): Первая тройка игроков получила призы; Масса проблем навалилось;

9) при конструкциях типа те, кто и все, кто: Те, кто (ед. ч.) пришел... Все, кто (ед. ч.) ответил...

Форма мн. ч. сказуемого употребляется:

1) при дистантном расположении главных членов, их оторванности друг от друга: Половина студентов вузов в период каникул работают с детьми;

2) при наличии однородных подлежащих или однородных сказуемых: Большинство студентов и аспирантов успешно учатся, принимают участие в работе научных семинаров, интересно отдыхают; Ряд писателей, учёных, общественных деятелей обратились с заявлением;

3) при подлежащем с причастным оборотом или придаточным с союзным словом который, имеющим форму мн. ч.: Часть работ студентов, выполненных в прошлом году (которые были выполнены в прошлом году), заслуживают высокой оценки (этим подчёркивается раздельность каждой из совокупности работ);

4) обычно при сказуемом, выраженном краткой формой качественного прилагательного или относительным прилагательным: Треть работ были неинтересны. Большая часть изделийдеревянные;

5) при словах все, эти: Эти шесть пакетов получены вчера; Все десятьзадач решены правильно.

Обе формы (ед. и мн. ч.) сказуемого могут употребляться при обозначении приблизительного количества:

а) если существительное ставится перед числительным: Человек шесть вышло (вышли) из подъезда;

б) если в составе подлежащего употребляются слова около, свыше, больше, меньше, много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько (форма ед. ч. при обозначении пассивного состояния, а мн. ч. — при обозначении активного состояния)): Около двадцати книг лежало (лежали) на столе; Немало уехавших хотело(и) бы вернуться; Несколько берёз росло(и) за оврагом; Несколько пар прогуливались(ось) здесь.

II . Особую сложность вызывает употребление в речи деепричастий и деепричастных оборотов. Деепричастия и деепричастные обороты отличаются сжатостью, придают высказыванию книжный характер, обозначая действие, предшествующее главному или последующее, его причину, условие, образ действия. При необходимости деепричастие и деепричастный оборот могут быть заменены синонимичными конструкциями — придаточными частями сложноподчиненных предложений, падежными формами имён существительных, глагольными формами: Глубоко задумавшись, она бродила по саду — В глубокой задумчивости она бродила по саду — Она глубоко задумалась и бродила по саду и т. д.

При употреблении деепричастных оборотов следует помнить:

1. В двусоставном предложении деепричастие называет добавочное действие субъекта-подлежащего, основное действие которого обозначено глаголом-сказуемым: Успешно сдав сессию, первокурсникиотправились в поход. Оба действия: и основное, выраженное глаголом-сказуемым отправились, и добавочное, выраженное деепричастием сдав — совершает один и тот же субъект — подлежащее студенты. Стилистически ошибочными являются конструкции, в которых производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, например: *Проходя мимо этого дома, мне вспомнилосьдетство. Выразить эту мысль грамматически правильно можно сложноподчиненным предложением с придаточной временной частью, которая заменяет деепричастный оборот: Когда я проходил мимо этого дома, мне вспомнилось детство).

2. Употребление деепричастного оборота, не выражающего действия подлежащего, возможно:

а) если производитель действия, названного деепричастием, совпадает с производителем действия, обозначенного другой глагольной формой (инфинитивом, причастием, деепричастием): Студентам предложили написать работу, изучив тенденции современного рынка. Студентам было предложено написать работу, изучив тенденции современного рынка. Можно ли понять птиц, ежегодно прилетающих из теплых краев на родину, преодолевая сотни тысяч километров пути?

б) в безличном предложении, главный член которого (часто с модальным словом в своем составе) включает инфинитив, к которому может относиться деепричастный оборот: Нужно было изучить большой объём литературы, не имея для этого времени. В других безличных предложениях употреблять деепричастие (деепричастный оборот) не рекомендуется, например: *Прочитав эту книгу, мне стало грустно.

3. Ненормированным является употребление деепричастного оборота в страдательной конструкции: субъект действия в ней не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастным оборотом. Например, грамматически неправильна фраза: *Глядя в окно, ученик был вызван учителем к доске (в предложении два субъекта: ученик (глядел в окно) и учитель (вызвал ученика к доске)). Правильно: Когда (в то время как) ученик глядел в окно, учитель вызвал его к доске или Глядевший в окно ученик был вызван учителем к доске; Учитель вызвал к доске ученика, глядевшего в окно.

III . Правила построения предложений с однородными членами предложения:

1. В предложениях с однородными членами однородность грамматическая должна основываться на однородности логической: ошибочно употребление в качестве однородных понятий разных логических рядов, например: *За окном шел дождь и два студента; *Он пил чай с женой и с сахаром.

2. При наличии обобщающего слова однородные члены согласуются с ним в падеже: Фактические данные приводятся в различных документах: отчетах, статьях, докладах.

3. Обязательна лексическая и грамматическая сочетаемость всех однородных членов предложения с общим для них управляющим словом: В ходе обсуждения конструкторы услышали (что?) рядзамечаний и предложений; Рассчитываем (на что?) на Ваше понимание и сотрудничество (при втором и последующих однородных членах предлог может опускаться).

4. При нескольких однородных членах предложения допустимо употребление одного и того же общего зависимого компонента лишь тогда, когда каждый из однородных (управляющих) членов требует одного и того же падежа и предлога от зависимого компонента: В обосновании указываются преимущества (чего?) и возможные риски (чего?) проекта; Рекомендуется обследоваться (где?) и пройти лечение (где?) в клинике. Неправильны конструкции типа: *Ознакомились (с чем?) и выражаем признательность (за что?) за высказанные предложения.

5. Ошибочны высказывания, в которых в качестве однородных членов соединяются разные грамматические конструкции, например, члены простого предложения, выраженные причастными или деепричастными оборотами, и придаточные части сложноподчиненных предложений, например: *Для этого рекомендуется специальная краска, быстро сохнущая и которую можно использовать и для внутренних отделочных работ.

IV . При построении сложных предложений нужно учитывать, что:

1. В сложном предложении необходим правильный подбор союзных средств, наиболее точно выражающих смысл высказывания. Нужно избегать:

а) неподходящих стилистически или по смыслу союзов и союзных слов: *Можно согласиться с теми положениями устава, где не содержится противоречий;

б) плеонастического употребления союзных средств, дублирующих по значению друг друга:*Были созданы, однако, тем не менее, условия для этого.

2. В сложноподчиненном предложении не следует использовать однотипные союзы и союзные слова, многократно повторять одну и ту же частицу — они оказываются избыточными и делают предложение многословным: *Компания считает, что положение настолько стабильно, что не стоит опасаться каких-либо потрясений. *У меня пожелание, чтобы наши контакты получили бы дальнейшее развитие;

V . Ошибочно смешение прямой и косвенной речи в одной фразе: *Собеседник спросил, чтокак же вы достигли таких результатов;

VI . В предложении важен порядок расположения слов и других его компонентов, например, придаточное определительное в сложноподчиненном предложении должно располагаться за тем словом главной части, к которому оно относится. Это предотвращает ошибки в согласовании союзного слова с определяемым словом и позволяет избежать искажения смысла фразы, подобного следующему: *Посетители рассматривали изделия мастеров, которые были представлены на выставке.

 

Вопросы, контролирующие знания теоретического материала по данной теме:

  • В каких случаях сказуемое при подлежащем количественного значения имеет форму единственного числа, в каких — множественного числа?
  • Каковы правила употребления в речи деепричастий и деепричастных оборотов?
  • В чем заключаются правила построения предложений с однородными членами предложения?
  • Каковы основные правила построения сложных предложений?

 

Задания для практической работы

Задание 1. Из данных в скобках форм сказуемого выберите грамматически правильную.

1. Немало храбрецов когда-то (пыталось — пытались) добраться до этих мест. 2. Большинство, в особенности мужчины, (жаждало — жаждали) решительных действий и (готово было — готовы были) пойти на риск. 3. В первой половине 11 века ряд княжеств (отделяется — отделяются), и Киевское государство распадается. 4. Полгода до защиты диплома (пройдёт — пройдут) незаметно. 5. Масса проблем (захватила — захватили) его. 6. Бездна знаний (была — были) в этой голове. 7. Государство Китай (расположен — расположено) в юго-восточной части Азии. 8. (Консультировал — консультировала) молодой психолог Ольга Викулова.

 

Задание 2. Исправьте ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами.

1. Собирая с миру по нитке, дело постепенно наладилось. 2. Читая роман, перед нами встает умный, жизнерадостный, волевой юноша. 3. Войдя в комнату Базарова, ей стало страшно. 4. Подъехав к дому Собакевича, лакей провел Чичикова в комнату своего хозяина. 5. Глядя на эти высотные здания, у меня закружилась голова. 6. Однажды, выезжая со стадиона, нашу машину остановили. 7. Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. 8. Перечисляя в конце пресс-конференции имена победителей, звучит оптимизм. 9. Глядя на такую несправедливость, у Радищева сердце обливается кровью. 10. Не окончив школы, Сергею пришлось работать на бензозаправке. 11. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 12. Читая эту работу, мне показалось, что автор близок к истине. 13. Анализируя сказанное, всем становится ясно последствие этих решений. 14. Поднимаясь по лестнице, в глаза мне бросился взволнованный сосед. 15. Ознакомившись с фельетонами, меня поразило умение автора пользоваться сокровищами русского языка, его богатствами. 16. Направляясь в школу, ученика испугал промчавшийся на красный свет автомобиль. 17. Будучи еще маленькой, меня повезли на море. 18. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина бури. 19. Готовя домашние задания, меня все время отвлекал телефон. 20. Читая книги о путешествиях, у нас замирали сердца.

 

Задание 3. В данных высказываниях с использованием однородных членов предложения найдите ошибки; определите, в чем они заключаются. Предложите правильный вариант.

1. Каждый день Онегин посещает то балы, то рестораны, то театры, то различные прогулки. 2. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы. 3. Макар с детства возненавидел частную собственность и отца. 4. В рассказе говориться о лосях и как их спас сын лесника Митя. 5. На столе у него лежала книга, открытая на самой первой странице и которую он уже давно не читал. 6. В городе построены не только школы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения. 7. По плану намечено построить две больницы, четыре школы, десять детских садов, а также строительство дорог, мостов, озеленение поселков. 8. Он был горяч, полный жизни. 9. Жизнь героя была трудной, бедной и не радостна. 10. Я полюбила и привыкла к ребятам. 11. Руководство и контроль за работой возложить на заведующего учебной частью А. Н. Петрова. 12. Общение с детьми принесло и предоставляло мне в ходе всей практики невообразимый заряд бодрости. 13. Строительство коттеджей ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в речи учащихся в соответствии с нормами грамматики.

1. На стене висит его портрет, когда он был молодой. 2. Ребята дали клятву, что не изменим друг другу никогда. 3. Мать призадумалась, как ему плохо тут живется. 4. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 5. Мальчик ответил маме, что как же я их догоню! 6. Белка — зверь, которая живет на дереве. 7. Мурзик как зарычал и залаял, что Васька бросился бежать. 8. Бритва — предмет, которой бреются. 9. Мы с мамой очень дружим, что даже наш папа обижается, почему мама больше времени проводит со мной, чем с ним. 10. Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне. 11. Герой жил у друзей, которые жили в деревне и которые были бедными. 12. После покупки инструмента он сказал, что буду ложить его в сарай. Однако в тот же вечер поклал его в коридоре. 13. А. С. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что «в свой жестокий век восславил я свободу». 14. Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 15. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 16. Если бы наши предложения были бы приняты, можно было бы рассчитывать на сотрудничество. 17. Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории. 18. Отношение, если не скажу, что совсем другое, то мне кажется, что мои такие впечатления первые... правильные, как всегда бывает, отношение нормальное, деловое, спокойное (В. Черномырдин).

 

Задание 5. Прочитайте. Устраните двусмысленность, вызванную нарушением порядка слов в предложениях.

1. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Первокурсники посещали занятия по греко-римской борьбе старшего преподавателя Петрова. 3. На стенах афиши и плакаты о выступлениях В. Маяковского на немецком, французском, чешском и польском языках. 4. Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации и общественных организаций. 5. Нужно уметь делать анализ фактов, но и не только правильно строить взаимоотношения. 6. Она пошла в магазин и сняла бигуди. 7. Собачка с девочкой ждала папу. 8. Лекции были не только прочитаны в институте, но и колледже. 9. Также другие причины я отразила в отчёте. 10. В коридоре стоял мальчик с портфелем в руке, который смотрел в окно. 11. Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались посевы. 12. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден был бывать. 13. Некоторые дурные привычки людей сохранились до наших дней, бороться с которыми помогают сатирические произведения поэта.

 

Задание 6. Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.

1. Он сфотографировал меня в анфас. 2. Предстала перед ними в нигляже. 3. Согласно графика, у мужа отпуск летом. 4. Первой зарплаты ей едва хватило на пару туфлей. 5. Я купила три метра красивой тюли. 6. Самый крупнейший город в мире — Мехико. 7. В нашем общежитии живет двое вьетнамских девушек. 8. Он ещё не пришёл с магазина. 9. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 10. Ряд наших школ будет бастовать. 11. Птица какаду жил в доме у бабушки много лет. 12. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 13. Она пыталась найти слова, наиболее точно описавшие бы состояние её собеседника. 14. Стены лучше оклеивать бумажными обоями (моющие не пропускают воздух). 15. Промокнутый до нитки, он добежал до дома. 16. Обращаясь к малышу, речь должна быть теснейшим образом связана с окружающими его реальными предметами, с практическими действиями, выполняемый самим ребёнком и взрослым. 17. Вернувшись в Вену, Бетховен был тяжко болен. 18. Исследуя этот случай и прочтя полностью текст, вполне логично «несмотря на» — это предлог. 19. Но желание донести мысль до адресата портит зачастую весь смысл сказанного 20. В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира, которые спаслись на крышах домов. 21. Портрет написан известным художником, я его недавно видел на выставке. 22. Сейчас я учусь в медучилище медсестрой. А потом я хочу поступить на высшее образование.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 589.