9.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
На АТП источниками шума и вибрации являются двигатели внутреннего сгорания, металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, компрессоры, кузнечные молоты, вентиляционные системы, тормозные стенды и т. п. Источниками ультразвука главным образом являются ультразвуковые установки для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых металлов, дефектоскопии, травления.
Шум, ультразвук и вибрации, как в отдельности, так и в совокупности оказывают отрицательное действие на организм человека. Степень вредного воздействия зависит от частоты, уровня, продолжительности и регулярности их действия Существенное значение имеют и индивидуальные особенности человека.
Шум, воздействуя на центральную нервную систему, органы слуха и другие органы вызывает раздражение, приводит к утомлению, ослаблению внимания, ухудшает память, замедляет психические реакции, мешает восприятию полезных сигналов. По этим причинам в производственных условиях интенсивный шум может способствовать возникновению травматизма, снижению качества и производительности труда. Шум способствует развитию тугоухости и глухоты. Интенсивный шум нередко вызывает у людей головные боли, головокружение, чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние. Под воздействием шума притупляется острота зрения, изменяются ритмы дыхания и сердечной деятельности, появляется аритмия, иногда изменяется артериальное давление. Шум приводит к нарушению секретной и моторной функции желудка, поэтому среди работающих шумных производств нередки случаи заболевания гастритом, язвенной болезнью. Иногда он является причиной бессонницы.
Звуковые колебания воспринимаются не только органами слуха, но и непосредственно через кости черепа (костная проводимость). Уровень звукового давления, передаваемый за счет костной проводимости, почти ' на 30 дБ меньше уровня, воспринимаемого органами слуха. Однако при высоких уровнях звука костная проводимость значительно возрастает, соответственно усиливается вредное воздействие шума на организм человека. При уровне звукового давления 130 дБ и более (болевой порог) появляется боль в ушах, звука уже не слышно. При уровне более 145 дБ возможен разрыв барабанной перепонки. При более высоких уровнях возможны смертельные случаи.
Вредное действие вибрации выражается в виде повышенного утомления, головной боли, появления зуда, тошноты, ощущения тряски внутренних органов, боли в суставах, нервного возбуждения с депрессией, нарушения координации движения, изменения в работе нервной и сердечнососудистой систем. Длительное воздействие вибрации может вызвать вибрационную болезнь со спазмом кровеносных сосудов конечностей, поражением мышц, суставов, сухожилий, нарушением процесса обмена веществ в отдельных органах и организме в целом. Вибрация может привести к сердечным заболеваниям и заболеваниям центральной нервной системы.
Особенно опасны вибрации с частотами, близкими или равными частоте собственных колебаний человеческого тела или его отдельных частей, органов, Установлено, что колебания с частотой 5—6 Гц крайне неприятны. Они действуют на область сердца. При частотах 4—9 Гц колебания резонансны для желудка, тела мозга и печени, при 30—40 Гц для кистей рук, 60—90 Гц для глазного яблока, а 250—300 Гц для черепа. Вибрации с частотой до 4 Гц воздействуют на вестибулярный аппарат и центральную нервную систему и вызывают заболевание под названием «морская болезнь».
Длительное воздействие как общей, так и локальной вибрации может привести к частичной или полной утрате трудоспособности.
Воздействие ультразвуковых колебаний на организм человека происходит через воздух, жидкости и непосредственно через предметы, находящиеся под влиянием ультразвука. Физиологическое воздействие ультразвука на организм человека вызывает в тканях тепловой эффект и переменное давление. При контактном облучении ультразвуковыми преобразователями через жидкие среды с интенсивностью звука 2—10 Вт/см2 человек может подвергнуться биологическому воздействию. Кроме того, вблизи оборудования, генерирующего ультразвуковые колебания, возникает шум. Общий уровень звукового давления при ультразвуковой очистке деталей вблизи оборудования и мощности генератора 2,5 кВт достигает 97—112 дБ, а при сварке 125—129 дБ.
Систематическое воздействие ультразвуковых волн на организм человека вызывает быструю утомляемость, боль в ушах, головные боли, рвоту, нарушает координацию движений, развивает невроз и гипотонию. Наблюдаются сокращение частоты пульса, несколько замедленные рефлексы, нарушение сна, плохой аппетит, сухость во рту и «одеревенелость» языка, боли в животе.
9.2. НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА
В соответствии с классификацией шумов, установленной ГОСТ 12.1.003—83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» и санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», шумы делятся по характеру спектра на широкополосные, имеющие непрерывный спектр, шириной более одной октавы, и тональные с дискретными тонами в спектре.
По временным характеристикам шумы подразделяются на постоянные, уровень звукового давления которых за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени не более чем на 5 дБА, и непостоянные (более чем на 5 дБА). Непостоянные шумы в свою очередь делятся на прерывистые (колеблющиеся во времени) и импульсные.
Прерывистый шум имеет ступенчато изменяющийся уровень звукового давления (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с. и более. Колеблющийся во времени шум имеет уровень звукового давления, непрерывно изменяющийся во времени. Импульсный шум — это шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с. При этом уровни звукового давления отличаются не менее чем на 7 дБА.
Для широкополосного шума допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот ', уровни звукового давления и эквивалентные уровни звукового давления. На рабочих местах следует принимать в соответствии с ГОСТ 12.1.003—83 (табл. 31).
Для тонального и импульсного шумов, измеренных шумомером на характеристике «медленно», допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука следует принимать на 5 дБ меньше значений, указанных в табл. 31. Для шума, создаваемого в помещениях установками кондиционирования воздуха, вентиляции и воздушного отопления, эти характеристики принимают на 5 дБ меньше значений, указанных в табл. 31, или фактических уровней звукового давления в этих помещениях, если последние не превышают значений, указанных в табл. 31 (поправку для тонального и импульсного шумов в этом случае принимать не следует).
Предельные значения шумовых характеристик ручных пневматических и электрических машин следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.030—83 (табл. 32).
_______________________________________
1 Для октавной полосы верхняя граничная частота fв равна удвоенной нижней граничной частоте fн, т. е. fв / fн , причем каждая октавная полоса характеризуется среднегеометрической частотой
9.3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ШУМОМ
Борьбу с шумом на АТП следует начинать на стадии их проектирования или реконструкции. Для этого используются следующие архитектурно-планировочные коллективные методы и средства защиты: рациональное акустическое решение планировок зданий и генпланов объектов; рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов; рациональное размещение рабочих мест; рациональное акустическое планирование зон и режима движения транспортных средств; создание шумозащищенных зон в различных местах нахождения человека.
При разработке генерального плана АТП следует станции испытания двигателей, кузнечные и другие «шумные» цехи сосредотачивать в одном месте на периферии территории АТП, располагать их с подветренной стороны по отношению к другим зданиям и жилому массиву. Вокруг «шумных» цехов желательно создавать зеленую шумозащитную зону.
В качестве акустических средств защиты от шума применяются: средства звукоизоляции (звукоизоляции ограждения зданий и помещений, звукоизолирующие кожухи и кабины, акустические экраны, выгородки); средства звукопоглощения (звукопоглощающие облицовки, объемные поглотители звука); средства виброизоляции (виброизолирующие опоры, упругие прокладки, конструктивные разрывы); средства демпфирования (линейные и нелинейные); глушители шума (адсорбционные, реактивные, комбинированные). Некоторые характеристики звукоизолирующих и звукопоглощающих средств приведены в табл. 33—35.
К организационно-техническим средствам и методам коллективной защиты ГОСТ 12.1.029—80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация» относит: применение малошумных технологических процессов (например, замена пневматической клепки гидравлической); оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля (например, вынос пульта управления в отдельное помещение или кабину в компрессорной и на станции испытания двигателей); применение малошумных машин; изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц (замена ударного взаимодействия деталей безударным, возвратно-поступательного движения вращательным, исключение резонансного явления применением минимальных допусков в сочленяющихся деталях, неуравновешенности вращающихся и движущихся деталей и узлов машин); совершенствование технологии ремонта и обслуживания автомобилей; использование рациональных режимов труда и отдыха работников на шумных участках. Когда данные средства и методы оказываются неэффективными, следует использовать средства индивидуальной защиты от шума: противошумные вкладыши и наушники (табл. 36).
9.4. НОРМИРОВАНИЕ УЛЬТРАЗВУКА И ЗАЩИТА ОТ ЕГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Допустимые уровни звукового давления на рабочих местах вблизи ультразвуковых установок должны, согласно ГОСТ 12.1.001—83 «ССБТ Ультразвук. Общие требования безопасности», соответствовать следующим значениям:
Среднегеометрические частоты
третьеоктавных полос, кГц ……………12,5 16 20 25 31,5—100
Уровни звукового давления, дБ …………80 90 100 105 110
Примечание. Для третьеоктавной полосы
Приведенные значения установлены для длительности воздействия ультразвука в течение 8-часового рабочего дня (смены). При длительности воздействия ультразвука менее 4 ч в смену, согласно СН 245-71 [36], уровни звукового давления увеличиваются:
Суммарная длительность воздействия ультразвука
в смену, мин ……………………………….. 60 – 240 20 – 60 5 – 15 1 – 5
Поправка, дБ ………………………….. + 6 +12 +18 +24
При этом длительность воздействия ультразвука должна быть обоснована расчетом или подтверждена технической документацией.
Основными мероприятиями по снижению вредного воздействия повышенных уровней ультразвука на организм человека являются:
уменьшение вредного излучения звуковой энергии в источнике;
локализация ультразвука конструктивными и планировочными решениями;
организационно-профилактические мероприятия;
использование средств индивидуальной защиты работающих.
Уменьшения вредного излучения звуковой энергии в источнике можно добиться повышением рабочей частоты источников ультразвука и исключением паразитного излучения звуковой энергии. Локализации ультразвука можно достигнуть такими конструктивными и планировочными решениями, как:
применение звукоизолирующих кожухов, полукожухов, экранов;
размещение производственного оборудования в отдельных помещениях и кабинах;
устройство системы блокировки, отключающей генератор источника ультразвука при нарушении звукоизоляции;
дистанционное управление;
облицовка отдельных помещений и кабин звукопоглощающими материалами.
Звукоизолирующие кожухи могут быть изготовлены из 1- или 2-миллиметровой листовой стали или дюралюминия, обклеенных рубероидом, технической резинкой толщиной 3—5 мм, синтетическими звукопоглощающими материалами либо покрытых противошумной мастикой. Можно использовать для изготовления кожухов и гетинакс толщиной 5 мм. Технические проемы (окна, крышки, дверцы) звукоизолирующих кожухов должны быть уплотнены по периметру при помощи резины, а для плотного закрытия предусмотрены специальные замки или зажимы. От ультразвуковых ванн и пола кожухи должны изолироваться резиновыми прокладками толщиной не менее 5 мм. Эластичные звукоизолирующие кожухи могут выполняться из трех слоев резины толщиной 1 мм каждый. Экраны изготавливают из тех же материалов, что и кожухи. Для изготовления прозрачных экранов применяют оргстекло толщиной 3—5 мм.
Организационно-профилактические мероприятия включают в себя инструктаж работающих о характере воздействия ультразвука и мерах защиты, выбор рациональных режимов труда и отдыха.
Для защиты организма человека от ультразвуковых колебаний при использовании ультразвуковых ванн устраняют непосредственный контакт частей тела с колеблющейся средой. Во время смены обрабатываемых деталей и в период загрузки их в ванны или выгрузки из них выключают ультразвуковой излучатель или же применяют специальные держатели с эластичным покрытием. При соприкосновении с преобразователем, обрабатываемыми деталями и озвучиваемой жидкостью используют средства индивидуальной защиты: специальные перчатки (резиновые с хлопчатобумажной прокладкой) или две пары перчаток (внутренние — хлопчатобумажные или шерстяные, наружные — резиновые) Во время работы не допускается смачивание внутренних хлопчатобумажных или шерстяных перчаток. В тех случаях, когда невозможно снизить шум, создаваемый ультразвуковой установкой, до допустимых пределов, лицам, непосредственно занятым обслуживанием установки, должны выдавать средства индивидуальной защиты от шума (например, наушники, вкладыши)
9.5. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ И ЗАЩИТА ОТ ЕЕ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Гигиенические нормы вибрации, воздействующей на человека в производственных условиях, установлены ГОСТ 12.1.012—78 и санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (табл. 37-39).
Для общей технологической вибрации на рабочих местах складов, столовых, бытовых, дежурных и других производственных помещений, где нет машин, генерирующих вибрацию, ее допустимые значения (см. табл. 38) должны быть умножены на коэффициент 0,4, а уровни — уменьшены на 8 дБ.
Для общей технологической вибрации на рабочих местах конструкторских бюро, лабораторий, учебных пунктов, вычислительных центров, здравпунктов, конторских помещений, рабочих комнат и других помещений для работников умственного труда допустимые значения вибрации должны быть умножены на коэффициент 0,14, а уровни — уменьшены на 17 дБ.
При методах коллективной защиты (ГОСТ 12.4.046—78 «ССБТ Методы и средства вибрационной защиты. Классификация») вибрацию снижают, воздействуя на источник возбуждения, или на путях ее распространения от источника возбуждения. При этом снижение вибрации достигается устранением резонансных явлений, повышением прочности конструкций, тщательной сборкой, балансировкой, устранением слишком больших люфтов, уравновешиванием масс, использованием виброизоляции и виброгашения, дистанционным управлением и др.
Большое значение имеют и организационные мероприятия, включающие контроль за монтажом оборудования, правильной эксплуатацией, своевременным и качественным планово-предупредительным обслуживанием и ремонтом.
В качестве средств индивидуальной защиты рук при вибрации рекомендуют рукавицы и перчатки, вкладыши и прокладки. Промышленность изготовляет хлопчатобумажные рукавицы антивибрационные, на ладонной части они имеют амортизационную прокладку из поролона. Для защиты ног следует применять специальную обувь на виброгасящей подошве и наколенники, изготовленные из микропористой резины путем прессования в пресс-форме. Эффективность специальной виброзащитной обуви следующая:
Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц 16,0 31,5 63,0
Эффективность виброзащиты, дБ, не менее 7 10 10
Для защиты тела применяют нагрудники, пояса и специальные костюмы.
9.6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ
Шум на рабочих местах производственных помещений измеряют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050 «Методы измерения шума на рабочих местах» и руководства 2.2.4/2.1.8-96 «Гигиеническая оценка физических факторов производственной и окружающей среды». В качестве измерительной аппаратуры могут быть использованы шумомеры типов «Шум-1М», ШМ-1, измерители шума и вибрации ИШВ-1, ИШВ-2, ВШВ-003, шумовиброметрические комплекты ШВК-1, ИВК-И, а также низкочастотная виброизмерительная аппаратура НВА-1 и виброметр типа ВМ-1.
Уровни ультразвука измеряют при помощи выпускаемого нашей промышленностью комплекта портативной аппаратуры для измерения звука до частоты 50 000 Гц.
Из зарубежной аппаратуры для измерения уровней шума, ультразвука и вибрации могут быть рекомендованы комплекты датской фирмы «Брюль и Кьер» и германской фирмы «RFT».
Лекция 15
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
10.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Техническое состояние и оборудование транспортных средств, находящихся в эксплуатации, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 511709-2001, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта [25], Правил дорожного движения [19], Правил по охране труда на автомобильном транспорте, инструкции заводов-изготовителей и другой нормативно-технической документации.
Автомобили должны быть обеспечены набором исправных инструментов и приспособлений, медицинской аптечкой, знаком аварийной остаилля или мигающим красным фонарем и огнетушителем. Грузовые автомобили с полной массой свыше 3,5 т и автобусы с полной массой свыше 5 т обеспечиваются также противооткатными упорами в количестве не менее 2 шт.
Автобусы и специально оборудованные грузовые автомобили для перевозки людей укомплектовывают двумя огнетушителями. Один из огнетушителей должен, находиться в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне автобуса или кузова грузового автомобиля.
При направлении в дальние рейсы автобусы и грузовые автомобили дополнительно снабжают лопатой, буксирным приспособлением, металлическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время, кроме того, цепями противоскольжения.
Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь не менее двух огнетушителей, войлочную кошму, лопату, заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны), технически исправные сливные краны и шланги; не допускается подтекание жидкости.
К техническому состоянию основных агрегатов, узлов и механизмов автомобилей предъявляют следующие требования.
Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления передними колесами на любых скоростях и в различных дорожных условиях. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений (табл. 40).
В рулевом управлении недопустимы не предусмотренные конструкцией ощутимые перемещения узлов относительно кузова (шасси, кабины, рамы) автомобиля. Все резьбовые соединения должны быть затянуты или надежно зафиксированы. Соединения элементов гидравлического усилителя рулевого привода должны быть герметичны. Если конструкцией предусмотрено наличие усилителя рулевого привода, то он должен быть в исправном состоянии. Запрещается применять детали со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также детали и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя автомобиля.
Следует помнить, что неисправность рулевого управления влечет за собой иногда полную потерю управления автомобилем и, следовательно, грозит аварией.
Однако наибольшее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по техническим причинам возникает, как показывает статистика, из-за неисправностей тормозной системы. Техническому состоянию тормозного механизма следует уделять постоянное внимание и ежедневно перед выездом на линию проводить их внешний осмотр и немедленно устранять все неисправности.
Автомобиль не должен выезжать на линию, если: изменена конструкция тормозной системы; применены не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя транспортного средства тормозная педаль и ее кронштейн, главный тормозной цилиндр, тормозной кран, соединение между тормозной педалью и главным тормозным цилиндром или тормозным краном, воздухораспределитель, колесные тормозные цилиндры, узлы регулировочных и разжимных кулаков, колодки, тормозные барабаны и диски, тормозные накладки, жидкости, трубопроводы (шланги) и элементы их крепления; нарушена герметичность системы гидравлического тормозного привода; нарушение герметичности системы пневматического тормозного привода вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,05 Мпа в течение 30 мин при невключенных органах управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозным механизмом; не работает манометр системы пневматического тормозного привода; рычаг (рукоятка) стояночной тормозной системы не удерживается запирающим устройством; при дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности рабочей тормозной системы (табл. 41); тормозные механизмы стояночной тормозной системы не обеспечивают значение общей удельной тормозной силы 1,6 Н/кг и более или неподвижное состояние на подъеме (спуске) с уклоном 16% — транспортных средств с полной массой, 23% — легковых автомобилей и их модификации для перевозки грузов и автобусов в снаряженном состоянии, 31% — грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии.
При испытании стояночной тормозной системы двигатель должен быть отключен от трансмиссии.
Исправность ходовой части автомобиля определяется при внешнем осмотре деталей подвески, дисков, колес и шин. Недопустимы погнутости и трещины в балке или деталях независимой подвески, повреждения и ослабления крепления пружин и других деталей, разрушения коренного листа или центрального болта рессоры.
Диски колес должны быть надежно закреплены на ступицах В них не должно быть трещин, погнутостей, разработанных отверстий или кольцевых канавок, неисправных замковых колец и поврежденных деталей крепления.
Одна из главных гарантий безопасного движения автомобиля — шины. Нельзя эксплуатировать автомобиль, если: шины легкового автомобиля имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузового автомобиля 1,0 мм, автобуса 2,0 мм (для прицепов и полуприцепов установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин аналогично нормам для шин автомобилей-тягачей); шины имеют местные повреждения (прорезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины; между сдвоенными шинами имеются инородные предметы; шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели автомобиля; на один мост автомобиля установлены диагональные шины совместно с радиальными (в том числе со съемными протекторными кольцами), а также шины с различным рисунком протектора. Нельзя устанавливать: на передний мост междугородного автобуса покрышки, восстановленные по первому или второму классу ремонта, а на других местах — восстановленные по второму классу; на передний мост легкового автомобиля и автобуса (не междугородного) покрышки, восстановленные по второму классу ремонта.
Системы охлаждения и смазывания двигателя автомобиля не должны иметь течи масла, антифриза и воды. Вентиляция картера должна исправно работать, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Храповик коленчатого вала должен быть с несработанными прорезями, а пусковая рукоятка должна иметь прямую соответствующей длины и прочности шпильку и гладкую, без заусенцев ручку. Автомобиль не допускается к эксплуатации, если: содержание окиси углерода в отработавших газах или дымность превышают установленные нормы (см. ГОСТ 17.2.2.03—77 и ГОСТ 21393—75); негерметична топливная система; неисправен или отсутствует глушитель; отсутствуют приспособления для подавления помех радиоприему; внесены изменения в конструкцию двигателя или установлены устройства и оборудование для работы на другом виде топлива, не согласованные с заводом-изготовителем (газ или дизельное топливо вместо бензина и т. д.).
Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать надежный пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Моноблок не должен иметь трещин и повреждений. Течь электролита из моноблока не допускается.
Определенные требования предъявляются к внешним световым приборам. Запрещается эксплуатация автомобиля в следующих случаях: число, тип и расположение фар не соответствуют предусмотренному конструкцией транспортного средства; нарушена регулировка фар; при включении фар одновременно действует ближний и дальний свет; не работают в установленном режиме или загрязнены фары, габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, опознавательный знак автопоезда, проблесковый маячок; освещение номерного знака не обеспечивает его прочтение в темное время суток при ясной погоде с расстояния не менее 20 м; аварийная сигнализация не работает в установленном режиме, отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора, отсутствуют или загрязнены предусмотренные конструкцией световозвращатели.
Стеклоочистители ветрового стекла автомобиля должны иметь максимальную частоту перемещения щеток по мокрому стеклу не менее 35 двойных ходов в минуту. Угол размаха щетки при максимальной частоте должен быть, не менее предусмотренного предприятием-изготовителем автомобиля. Обязательно должны работать и стеклоомыватели.
Эксплуатация автомобилей запрещается также и в следующих случаях: отсутствие предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла, противоугонное устройство, звуковой сигнал, противосолнечные козырьки; не опломбировано спидометровое оборудование; не работоспособны замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, механизм регулировки положения сиденья водителя, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управления дверьми и сигнал требования остановки, спидометр, звуковой сигнал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонное устройство; отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики; отсутствуют или неработоспособны и имеют надрывы на лямке, видимые невооруженным глазом, ремни безопасности в легковых автомобилях, имеющих места для их крепления; установлены предметы дополнительного декоративного оборудования, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол либо способствующие травмированию участников дорожного движения (допускается использовать жалюзи или занавески в легковых автомоиллях, если на них с обеих сторон имеются наружные зеркала заднего вида); используются цветографические схемы и сочетания цветов, а также специальные световые и звуковые сигналы, не предусмотренные ГОСТ 21392—75 (исключая транспортные средства оперативных служб), на легковых автомобилях установлены детали от других марок и моделей, изменяющие внешний вид автомобиля данной модели; имеются значительные внешние повреждения деталей кузова (кабины) и окраски металлических поверхностей, либо значительные отличия в окраске отдельных частей кузова автомобиля от основного цвета.
10.1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ, ПРИЦЕПАМ И ПОЛУПРИЦЕПАМ
Грузовые автомобили должны отвечать следующим дополнительным требованиям. Кузов бортового автомобиля не должен иметь поломанных брусьев и досок. Техническое состояние бортов должно быть таким, чтобы исключить их самопроизвольное открывание и выпадание груза при движении автомобиля. Петли и запоры должны быть исправны. Задний и боковые борта должны открываться свободно и легко.
Автомобили с кузовом типа «фургон» должны быть оборудованы исправными, открывающимися дверями, расположенными сзади или с правой стороны кузова. Двери кузова должны иметь исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей при движении автомобиля, и фиксаторы открытых дверей. Непосредственно под дверями устраиваются подножки для входа и выхода людей. Пол должен быть ровным и герметичным. Светильники внутри кузова должны иметь защиту от механических повреждений. Кузов оборудуется звуковой и световой сигнализациями, связанными с кабиной, и естественной вентиляцией В тех случаях, когда автомобиль используется для перевозки грузов, требующих сопровождения, в кузове для сопровождающих лиц дополнительно устраивают мягкое сиденье.
Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь
кузов типа «фургон»;
верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонта автомобилей на линии;
специальные ячейки с ящиками для хранения инструментов, приспособлений и запасных частей;
дополнительные источники освещения (фары-прожектора, переносные лампы, работающие от малых напряжений) для ремонта в ночное время;
приспособления для буксировки автомобиля на жесткой сцепке или тросе, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;
металлические козелки;
дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки);
бачок с питьевой водой;
устройства для вытаскивания и поднятия, потерпевших аварию автомобилей, съемные решетки на ветровом стекле.
Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы оборудуют опорными приспособлениями (штангой, шарнирно скрепленной с рамой), не допускающими самопроизвольного опускания поднятого кузова. На бортах несмываемой яркой краской должна быть нанесена надпись: «Не работать без упора при поднятом кузове». Задний и боковые борта должны иметь устройства, не допускающие самопроизвольного их открывания и обеспечивающие плотное закрывание.
Автомобили, перевозящие пожароопасные и взрывоопасные грузы, должны иметь выпускную трубу, выведенную вправо под переднюю часть автомобиля, с наклоном выпускного отверстия вниз. Проводить выпускную трубу глушителя под кузовом автомобиля не допускается. Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны иметь выпускную трубу глушителя, выведенную за габариты кузова автомобиля на 30—50 мм.
Автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих жидкостей в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.
. Автомобили, предназначенные для перевозки различных вредных веществ и ядохимикатов, должны быть обеспечены запасом дегазаторов (хлорная известь, дихлорамин), иметь необходимый набор инструментов и средств для дегазации.
Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, оборудуют откидными стойками и щитами, которые устанавливают между кабиной и грузом, и поворотными кругами, снабженными приспособлениями для закрепления кругов при движении автомобиля без груза. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, предупреждающие поворачивание прицепа при движении назад.
Техническое состояние сцепного устройства должно исключать возможность отрыва прицепа от тягача. Одноосные прицепы (кроме одноосных и многоосных роспусков) и прицепы без тормозов должны иметь предохранительные цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства.
Бортовые прицепы должны иметь кузова, которые отвечают тем же требованиям, что и кузова грузовых автомобилей- Все бортовые прицепы должны быть оборудованы ручным тормозом, надежно удерживающим прицеп после его отсоединения от тягача.
Полуприцепы должны оборудоваться: "исправными устройствами, служащими передней опорой, когда они отцеплены от автомобиля-тягача, обеспечивающими легкость опускания и поднятия опоры; исправным седельным устройством и стояночным тормозом.
10.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОБАЛЛОННЫМ АВТОМОБИЛЯМ
Газобаллонные автомобили, работающие на сжиженных газах, должны отвечать ряду специальных требований.
Вся аппаратура, трубопроводы и вентили, установленные в кабине водители, должны быть герметичными, исключающими какое-либо просачивание газа из системы. Установленные на автомобиле баллоны должны быть окрашены в красный цвет, иметь таблицу с указанием параметров, обусловленных Госгортехнадзором — клеймо, регистрационный номер, время проведенного и последующего испытаний и надписи «Пропан-бутан» (или иной газ) и «Огнеопасно».
К эксплуатации допускаются только баллоны, своевременно прошедшие испытания. Испытанию подвергаются также корпус редуктора, редуктор в сборе, вентили и предохранительный клапан.
Газовым топливом автомобили должны заправляться только на газозаполнительных станциях или специальными газозаправщиками. При этом баллон заполняют сжиженным газом не свыше 90% от полного объема. Двигатель во время заправки должен быть выключен. Во время заправки следует быть внимательными и соблюдать меры личной предосторожности, так как сжиженный газ при попадании на тело из-за интенсивного испарения может вызвать обмораживание.
Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подкапотного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.
Техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей необходимо проводить отдельно от автомобилей с карбюраторными к дизельными двигателями.
Осматривать и проверять газовую аппаратуру на герметичность и исправность следует ежедневно на контрольных постах при выпуске автомобилей на линию и при приеме их с линии. Устраняют обнаруженные неисправности в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры. Эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа через неплотности, а также въезд автомобилей в помещения при неисправной аппаратуре не разрешаются.
При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку или техническое обслуживание необходимо закрыть вентиль на баллоне, выработать весь газ, находящийся в системе питания, а затем выключить зажигание. Ставить автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями газовых коммуникаций и баллонов запрещается. При сдаче газобаллонных автомобилей на капитальный ремонт необходимо предварительно полностью выработать весь газ, снять баллоны и сдать их на хранение.
При невозможности устранения утечки газа необходимо эвакуировать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня и выпустить газ в атмосферу. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой следует хранить на открытых площадках без газа в баллонах. Категорически запрещается проверять герметичность соединений газовой аппаратуры огнем. Значительную утечку газа определяют на слух или по падению давления в магистрали при неработающем двигателе. Небольшие утечки можно обнаружить при помощи мыльной воды.
Все виды работ, связанные с техническим обслуживанием (кроме ежедневного), текущим ремонтом и диагностированием газовой аппаратуры, должны выполняться в отдельном специально оборудованном помещении. Регулировка системы питания и зажигания, проверка и ремонт газовой аппаратуры должны осуществляться в хорошо проветриваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. В целях исключения искрообразований не допускаются удары при отвертывании болтов, гаек, штуцеров во время ремонта газовой аппаратуры. Проверять электрооборудование на автомобиле следует при плотно закрытых вентилях. Пространство под капотом двигателя должно быть тщательно проветрено. При сварочных и окрасочных работах предварительно следует снять газовый баллон с автомобиля, продуть его и только после этого производить указанные операции.
Выезжать на общие посты или линии и перемещаться по ним газобаллонные автомобили должны только на бензине. Работа на газообразном топливе запрещается.
В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле необходимо: перекрыть магистральный и баллонный вентили при работающем двигателе; увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в Системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя; тушить пожар углекислотными или порошковыми огнетушителями, песком или струей распыленной воды; баллон с газом обильно поливать водой.
10.2. ОБОРУДОВАНИЕ, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА
В холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя используют различные типы подогревателей для разогрева двигателя. Подогревать двигатель открытым пламенем категорически запрещается. При разогреве двигателя горячей водой ее следует заливать непосредственно в систему охлаждения двигателя, отключив предварительно радиатор, что уменьшает расход воды и сокращает время разогрева, двигателя. Для заливки воды применяют металлические ведра с насадкой в верхней части, которая дает направленную струю. Применение для этих целей автомобильных камер может привести к ожогам.
Часто на месте стоянки автомобилей образуется наледь. Для предупреждения наледи необходимо после возвращения с линии слить воду из системы охлаждения в ведро и залить ее в водогрейный агрегат или передвижную теплоизолированную цистерну для повторного использования.
При разогреве двигателя паром или горячим воздухом через горловину радиатора необходимо надежно закрепить шланг, обеспечив при этом герметичное подсоединение к горловине, так как при недостаточной герметичности прорвавшийся пар или горячий воздух могут привести к ожогам. Если воздух нагревают калориферами, то нужно проветривать кабину автомобиля для удаления отработавших газов.
Электроразогрев двигателя требует строгого соблюдения ПОТ РМ-016-2001. Для защиты от поражения электрическим током электроподогреватели, работающие от напряжения выше 42 В, должны быть заземлены или оборудованы защитным отключением. Электроподогреватели должны быть только с закрытой спиралью. Все неисправности, могущие вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов, должны немедленно устраняться. Штепсельные соединения требуют обязательной защиты от влаги и грязи.
Использование для разогрева двигателя автомобиля газовых горелок сопряжено с опасностью возникновения пожара или взрыва. В связи с этим горелки оборудуют сигнализирующими и отключающими устройствами, срабатывающими при погасании горелки или утечке газа через неплотности соединения. Беспламенная газовая горелка инфракрасного излучения требует применения защитных экранов из несгораемого материала (металл, асбестоцемент) для предохранения частей автомобиля от загорания под воздействием инфракрасных лучей. При пользовании индивидуальным подогревателем для разогрева двигателя следует соблюдать меры пожарной безопасности. Двигатель и подогреватель должны содержаться в чистоте, так как топливомасляная пленка может воспламениться. Пуск и работа подогревателя разрешаются только тогда, когда теплообменник заполнен водой.
10.3. ПОДГОТОВКА К ВЫЕЗДУ НА ЛИНИЮ
Безопасность и надежность работы на линии зависят прежде всего от технического состояния автомобиля. Перед выездом на линию ответственный за выпуск автомобилей совместно с водителем обязан проверить состояние наиболее важных деталей, узлов и механизмов автомобиля, таких как рулевое управление, тормозная система, ходовая часть, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы и др. (см. подразд. 1.1—1.4). Кроме того, проверяются укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвентарем и их исправность. О готовности автомобиля к выезду на линию делается отметка в путевом листе. Выпускать автомобиль, в том числе с прицепом или полуприцепом, с неисправностями, угрожающими безопасности движения, безопасности пассажиров и сохранности груза, без номеров и опознавательных знаков автопоезда запрещается.
В автоколоннах, где введен предрейсовый медицинский осмотр водителей, водитель может выезжать лишь после прохождения осмотра и отметки об этом в путевом листе.
Водитель должен иметь при себе: удостоверение на право управления транспортным средством данной категории (при получении путевого листа предъявляется диспетчеру); регистрационные документы; путевой или маршрутный лист и документы на перевозимый груз.
Водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, которое может поставить под угрозу безопасность движения, управлять автомобилем категорически запрещается.
В обязанности администрации входят ознакомление водителя с условиями работы на линии и родом перевозимого груза, снабжение автомобиля необходимым оборудованием и инвентарем для работы. Если водитель направляется в рейс продолжительностью более 1 сут., то администрация обязана указать в путевом листе пункты и места отдыха водителя и лиц, сопровождающих груз, и сообщить водителю режим работы и отдыха. При направлении двух и более автомобилей для работы в одном месте приказом назначается ответственный за технику безопасности.
Администрация должна организовать инструктаж водителей, постоянно работающих на перевозке опасных грузов. Проводиться инструктаж должен не реже 1 раза в 3 мес., а при перерывах в работе на 5 дней и более — дополнительно перед каждым возобновлением перевозок этих грузов.
При работе водителя в горных условиях его необходимо ознакомить с особенностями маршрута. Водители, не имеющие необходимого стажа и опыта работы, могут направляться в рейс на горные дороги после прохождения инструктажа только в составе групп автомобилей.
При направлении водителя пассажирского транспорта на новый маршрут с ним проводится инструктаж о характере маршрута. Кроме того, он должен пройти стажировку на данном маршруте.
10.4. РАБОТА НА ЛИНИИ
При работе па линии водитель не должен передавать управление автомобилем лицам, не имеющим при себе удостоверения па право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе, и лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Водитель должен придерживаться маршрута, указанного в путевом (маршрутном) листе.
Во время движения следует избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями "безопасности.
Скорость автомобиля выбирается с учетом интенсивности движения, дорожных условий и особенностей груза. В населенных пунктах она не должна превышать 60 км/ч. Легковым автомобилям, междугородным, туристским и особо малым автобусам, а также грузовым автомобилям с полной массой не более 3,5 т вне населенных пунктов движение разрешается со скоростью не более 90 км/ч. Другим автобусам, грузовым автомобилям с полной массой более 3,5 т, а также легковым и грузовым -автомобилям с полной массой не более 3,5 т при управлении их водителями, с водительским стажем до 2 лет разрешается движение вне населенных пунктов со скоростью не более 70 км/ч. Автокранам, как в населенных пунктах, так и вне их движение разрешается со скоростью не более 50йкм/ч, а автомобилям, перевозящим тяжеловесные и крупногабаритные грузы, движение разрешается со скоростью, не более предписанной Госавтоинспекцией при согласовании условий перевозки. На некоторых участках дорог, где установлены соответствующие дорожные знаки, разрешающие движение с большей скоростью, скорость легковых, грузовых автомобилей и автобусов может быть повышена. Однако следует иметь в виду, что в любых случаях нельзя превышать максимальную скорость, предусмотренную технической характеристикой данного автомобиля.
Интервал между автомобилями водитель выбирает в зависимости от скорости. Следует помнить, что при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями в этом случае необходимо также увеличить.
Большого внимания требует движение задним ходом. Маневрировать можно, лишь убедившись в безопасности маневра. Двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения. При необходимости для обеспечения безопасности движения следует прибегать к помощи других лиц.
С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дорог — дальний или ближний свет фар, а на освещенных — ближний свет фар и (или) габаритные огни. Чтобы не ослеплять встречных водителей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства. При разъезде нельзя смотреть на фары встречного автомобиля. Если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо, не меняя полосы движения, снизить скорость или остановиться и включить аварийную сигнализацию.
В том случае, когда возникает необходимость покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, а автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче. Ключ замка зажигания следует взять с собой, а дверь кабины запереть. Прежде чем выйти из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в отсутствии движения, как в попутном, так и во встречном направлениях.
Во время остановки или стоянки на неосвещенном участке дороги необходимо включить габаритные либо стояночные огни. При неисправности осветительных приборов автомобиль вне населенных пунктов должен быть отведен за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25—30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Во время дождя, тумана или снегопада, когда видимость ограничена (расстояние видимости менее 300 м), должен включаться ближний свет фар, а во время остановки или стоянки — габаритные или стояночные огни.
На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены. Пользоваться прямой передачей во время длительного спуска запрещается.
Если во время работы на линии водитель или лица, сопровождающие автомобиль, окажутся в условиях, опасных для жизни и здоровья (например, при отсутствии механизации при погрузке или выгрузке тяжеловесных грузов, несоответствии погрузочно-разгрузочных площадок и подъездных путей установленным правилам, невозможности обеспечения безопасных условий работы грузчиков), водитель обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить погрузку или выгрузку, а в случае невыполнения его требований сообщить об этом своей администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе. Продолжить работу можно только после устранения опасности.
Работа на автопоездах требует дополнительных мер безопасности. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, производят, как правило, 3 чел.: водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель должен подавать автомобиль с минимальной скоростью и обеспечивать безопасность выполняемой сцепщиком работы. Только в исключительных случаях сцепку может производить один водитель. При этом водитель должен соблюдать меры безопасности и выполнять работы в следующей последовательности: затормозить прицеп ручным тормозом; проверить состояние буксирного прибора; подложить упоры под задние колеса прицепа; сцепить автомобиль с прицепом; надеть страховочный буксирный трос или цепь и закрепить его (ее) за поперечину рамы автомобиля (за буксирный прибор крепить трос или цепь запрещается); соединить гидравлические, пневматические и электрические системы автомобиля и прицепа.
При выполнении автопоездом поворотов следует двигаться по дуге большего радиуса, а при движении задним ходом необходимо зафиксировать переднюю ось прицепа стопорным устройством. Загрузка прицепов должна быть равномерной и исключающей перегрузку передней оси. Буксировать порожним автомобилем груженый прицеп не разрешается. На протяжении всей работы на линии водитель автопоезда должен следить за состоянием полуприцепа и буксирных устройств.
При плечевых перевозках должны соблюдаться следующие меры безопасности:
1) водитель обязан сдать под погрузку полуприцеп в исправном состоянии;
2) сцепка и расцепка должны производиться только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием;
3) продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны располагаться на одной прямой;
4) борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты;
5) перед сцепкой необходимо убедиться в исправности седельно-сцепного устройства, шкворня и их креплений, а также в том, что полуприцеп заторможен стояночным тормозом. Передняя часть полуприцепа по высоте должна располагаться так, чтобы при сцепке передняя кромка опорного листа попадала на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа;
6) чтобы не было помех сцепке, соединительные шланги и электропровода следует подвесить при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, а во избежание опрокидывания полуприцепы следует загружать, начиная с передней части.
Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов, обрывов должны оборудоваться специальными колесоотбойными брусами. Если колесоотбойный брус отсутствует, то подъезжать к краю обрыва разрешается на расстояние не ближе 1 м от заднего колеса.
В карьерах, на строительных площадках, на территории промышленных предприятий автомобили могут работать только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением установленного направления (маршрута) движения.
При управлении автомобилем-цистерной, емкость, которой залита менее чем на 3/4, водитель обязан на поворотах с целью безопасности снизить скорость движения до минимальной.
Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть его. К ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному на линии: продувка системы питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неисправностей в системе освещения, монтаж и демонтаж шин, смена колес, подтяжка ослабленных креплений и т. п. Если водитель не может самостоятельно устранить неисправность, он должен вызвать техническую помощь.
Допускать к ремонту грузчиков, пассажиров и других лиц, не имеющих на это право, запрещается. Во время ремонта водитель должен строго соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом и включить 1 передачу, а при работе на крутых спусках положить под колеса автомобиля не менее двух противооткатных упоров (башмаков).
Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе. Тяги привода дроссельной заслонки следует расшплинтовывать пассатижами. Разгибать концы шплинтов руками не разрешается, так как это может привести к травме. При отвертывании штуцеров топливопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попадал на двигатель. Продувать засорившиеся топливопроводы следует только при помощи насоса.
При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие мероприятия: затормозить автомобиль при помощи стояночного тормоза; удалить пассажиров из кабины автомобиля или салона автобуса и установить под колеса, которые не предполагается поднимать, противооткатные упоры. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат. Поднятый домкратом автомобиль не должен иметь наклона.
Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.
Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки, а под неснятые колеса установить противооткатные упоры. Нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (камни, диски колес и т. п.) При накачивании шины, если колесо снято с автомобиля, пользуются приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочного кольца.
В темное время суток нельзя пользоваться открытым огнем для выявления и устранения неисправностей в двигателе и других агрегатах, проверять качество смазки, наличие топлива в баках и уровень электролита в аккумуляторных батареях. Для этой цели нужна переносная лампа.
Запрещается проводить работы по обслуживанию и ремонту автомобиля во время погрузочно-разгрузочных работ и на расстоянии ближе 3 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.
Если требуется ремонтировать самосвал при поднятом кузове, кузов предварительно укрепляют специальными упорами, надежно предохраняющими от опускания. Работать под груженым кузовом автомобиля-самосвала недопустимо.
При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль в АТП, буксировку осуществляют автомобили технической помощи, оборудованные специальными прицепными приспособлениями. Применять для этой цели линейные автомобили можно только в исключительных случаях. Отбуксировать неисправный автомобиль можно, применив гибкую или жесткую сцепку, а также частично погрузив его на платформу или на специальное опорное устройство буксирующего автомобиля. Во время буксировки на гибкой или жесткой сцепке водитель должен находиться за рулем буксируемого автомобиля. Если- конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого автомобиля по колее буксирующего автомобиля, то водителю быть за рулем необязательно. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автопоезд. Запрещается буксировка автопоезда длиной более 24 м и автомобиля с неисправным рабочим тормозом, если масса буксируемого автомобиля превышает половину общей фактической массы буксирующего автомобиля. Буксировать можно одновременно только один автомобиль. Сразу два автомобиля можно буксировать лишь в исключительных случаях способом частичной погрузки или на жесткой сцепке. В этом случае порядок буксировки должен определяться транспортирующей организацией и согласовываться с местной Госавтоинспекцией.
При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемом в любое время суток — габаритные огни. Буксировка допускается со скоростью не более 50 км/ч.
При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормоза и рулевое управление. Длина гибкой сцепки должна быть 4—6 м. Она должна надежно крепиться к буксирным крюкам или раме. Связывающее звено через каждый метр необходимо обозначать сигнальными щитками или флажками. Водитель буксируемого автомобиля должен следить за тем, чтобы буксир был все время натянут. Это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения. Жесткая сцепка допускает расстояние между транспортными средствами не более 4 м. При этом способе нельзя буксировать автомобили с неисправным рулевым управлением. Автомобиль с неисправным рулевым управлением буксируется путем его " частичной погрузки, а если неисправен и передний мост, то перевозится на платформе другого автомобиля.
При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается пере- -возка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего.
Запрещается буксировка на гибкой сцепке в гололедицу.
Во время буксировки водитель буксирующего автомобиля должен вести его без рывков, резких ускорений, торможений и поворотов. Если необходимы торможение или остановка, то следует предупредить водителя буксируемого автомобиля звуковым сигналом.
В случае ДТП водители, причастные к нему, должны немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30—40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места транспортное средство и предметы, имеющие отношение к ДТП.
При необходимости водитель должен оказать доврачебную помощь пострадавшим и вызвать «скорую медицинскую помощь», остановить автомобиль, принадлежащий водителю-врачу (на автомобиле установлен опознавательный знак — квадрат синего цвета с вписанным белым Кругом, на который нанесен красный крест), и воспользоваться его помощью. Если это невозможно, то следует отправить пострадавших на попутном автомобиле или отвезти на своем в ближайшее лечебное учреждение. В, лечебном учреждении надо сообщить свою фамилию, номерной знак автомобиля (предъявить водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и регистрационный документ на транспортное средство) и после этого возвратиться к месту ДТП. Затем необходимо сообщить о случившемся в милицию. Если есть очевидцы ДТП, следует записать их фамилии и адреса. В том случае, если автомобиль создает помеху движению, необходимо освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение автомобиля и всех предметов и следов, относящихся к ДТП, и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов.
Если ДТП явилось следствием нарушения Правил дорожного движения, но не причинило вреда здоровью людей или существенного материального ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост или в подразделение Госавтоинспекции (милиции) для оформления ДТП в установленном порядке.
10.5. РАБОТА В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА И В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ
В холодное время года автомобиль должен выпускаться в рейс только с исправными устройствами для обогрева кабины и салона, при этом кабина автомобиля должны быть утеплена. Администрация АТП должна предусмотреть на постоянных маршрутах движения автомобилей большой протяженностью вне населенных пунктов специальные отапливаемые помещения для отдыха водителей.
Водитель должен знать, что отдыхать или спать в кабине во время стоянки при работающем двигателе, используя его для обогрева, нельзя, так как можно отравиться отработавшими газами. В районах II, III, IV и особого климатических поясов в зимнее время водители должны быть снабжены электрообогревающими комплектами типа «Пингвин».
После Длительной стоянки автомобиля при низких температурах трогаться с места нужно осторожно во избежание поломок деталей сцепления, коробки передач или заднего моста. Некоторое время двигаться следует с небольшой скоростью для прогрева шин. В противном случае может произойти их разрыв.
Двигаться по снежной целине можно на I или II передаче. Сжатый сугроб преодолевают с разгона, въезжая в него под прямым углом. При трогании с места на ледяном покрытии нельзя допускать буксования. Для этого необходимо очень плавно опускать педаль сцепления и останавливать ее, когда наступает равенство передаваемого через сцепление активного крутящего момента и момента сопротивления, который реализуется в зоне контакта шины с дорогой. Перед переправой автомобиля по льду нужно обследовать предполагаемый путь, убедиться в отсутствии трещин и полыней. Если толщина льда недостаточна, то по льду прокладывают дощатые колеи или наращивают его до необходимой толщины (табл. 42) [21]. Весной нормы трещины льда, приведенные в табл. 42, должны быть увеличены в 1,5—2 раза.
Движение по льду разрешается на пониженной передаче с постоянной скоростью. Следует избегать раскачивания автомобиля. Останавливаться на льду нельзя. Если же произошла вынужденная остановка, то начинать движение надо плавно, без рывков. Во время езды по ледовой дороге следует держать приоткрытыми двери кабины и быть готовыми к спасению пассажиров и эвакуации грузов.
На переправе не допускаются обгоны и встречное движение. При вынужденной остановке транспортных средств объезжать их нельзя, без разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги. Переправа по льду во встречном направлении должна быть расположена
на расстоянии не менее 75—100 м. Переправляясь на наледи, водитель должен помнить, что даже при большой толщине льда его прочность недостаточна, и автомобиль, сломав лед, попадает в воду, начинает буксовать. Перед наледью нужно на ведущие колеса надеть цепи противоскольжения. Движение автомобилей по одной колее недопустимо. Во время переезда наледи намокают тормозные накладки. Их можно высушить, притормаживая на малой скорости. Затем следует 2—3 раза проверить действие тормозов. При наличии на ледяном покрове трещин или при значительных просадках его с появлением воды на поверхности или при спаде воды подо льдом проезд должен быть прекращен.
В случае попадания под лед транспортного средства с находящимися в нем людьми оставшиеся на льду должны применять меры к немедленному спасению людей, оказавшихся в воде.
При возникновении технических неисправностей устранять их надо в рукавицах для предупреждения обмораживания. При проведении работ, лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо применять утеплительные маты. Во время заправки автомобиля топливом заправочные пистолеты следует брать только в рукавицах. При этом необходимо соблюдать особую осторожность и не допускать попадания топлива на кожу.
10.6. ПРОЕЗД ВОДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ
Перед преодолением водной преграды вброд необходимо провести ее обследование: измерить глубину, определить состояние дна, направление течения, найти пути въезда и выезда. Дно и берег должны быть каменистыми или песчаными. Места с илистым берегом и вязким дном практически непреодолимы для автомобилей.
Переезжать броды следует на 1 -ой передаче. При этом необходимо избегать остановки двигателя, так как вода может залить глушитель, это затруднит пуск двигателя. Если твердый грунт покрыт небольшим слоем ила, скорость движения должна быть увеличена. Не допускается пробуксовка колес. При преодолении рек с быстрым течением с целью уменьшения волны перед автомобилем двигаться надо по течению под некоторым углом к берегу.
Если при преодолении брода произойдет остановка двигателя и в дальнейшем не удастся его запустить, необходимо срочно эвакуировать автомобиль из воды, так как возможно его погружение в грунт. При отсутствии посторонней помощи можно попробовать выехать из воды на берег или на мелководье при помощи стартера, но это возможно лишь в тех случаях, когда аккумуляторная батарея в хорошем состоянии и автомобиль не загружен.
После преодоления брода необходимо просушить сцепление путем его неполного включения и тормоза путем периодического торможения при движении на малой скорости.
При преодолении водных препятствий в картере двигателя, мостов, коробки передач и другие места может попасть вода, поэтому после выхода из воды необходимо остановить автомобиль и через 4—5 мин отвернуть пробки картеров и спустить из них воду. Масло, в котором имеется вода, что можно определить по изменению его цвета и помутнению, должно быть заменено.
Если из-за нарушения правил преодоления водных препятствий автомобиль окажется под водой, необходимо выждать, пока давление воды снаружи автомобиля и воздуха в кабине не сравняется. После этого открыть кабину и выбраться наружу. В противном случае при большой глубине погружения для открытия двери потребуются значительные4 усилия, а когда удастся открыть двери, вода, с большой скоростью заполнит кабину, что может вызвать травмирование.
Лекция 16
Дата: 2019-07-24, просмотров: 374.