ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ, УЛЬТРАЗВУК И ВИБРАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

9.1. ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

 

На АТП источниками шума и вибрации являются двигатели внут­реннего сгорания, металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, компрессоры, кузнечные молоты, вентиляционные системы, тор­мозные стенды и т. п. Источниками ультразвука главным образом являют­ся ультразвуковые установки для очистки и мойки деталей, механической обработки хрупких и твердых металлов, дефектоскопии, травления.

Шум, ультразвук и вибрации, как в отдельности, так и в совокупности оказывают отрицательное действие на организм человека. Степень вред­ного воздействия зависит от частоты, уровня, продолжительности и регу­лярности их действия Существенное значение имеют и индивидуальные особенности человека.

Шум, воздействуя на центральную нервную систему, органы слуха и другие органы вызывает раздражение, приводит к утомлению, ослабле­нию внимания, ухудшает память, замедляет психические реакции, мешает восприятию полезных сигналов. По этим причинам в производственных условиях интенсивный шум может способствовать возникновению травма­тизма, снижению качества и производительности труда. Шум способству­ет развитию тугоухости и глухоты. Интенсивный шум нередко вызывает у людей головные боли, головокружение, чувство страха, неустойчивое эмоциональное состояние. Под воздействием шума притупляется острота зрения, изменяются ритмы дыхания и сердечной деятельности, появляет­ся аритмия, иногда изменяется артериальное давление. Шум приводит к нарушению секретной и моторной функции желудка, поэтому среди рабо­тающих шумных производств нередки случаи заболевания гастритом, язвенной болезнью. Иногда он является причиной бессонницы.

Звуковые колебания воспринимаются не только органами слуха, но и непосредственно через кости черепа (костная проводимость). Уровень звукового давления, передаваемый за счет костной проводимости, почти ' на 30 дБ меньше уровня, воспринимаемого органами слуха. Однако при высоких уровнях звука костная проводимость значительно возраста­ет, соответственно усиливается вредное воздействие шума на организм человека. При уровне звукового давления 130 дБ и более (болевой порог) появляется боль в ушах, звука уже не слышно. При уровне более 145 дБ возможен разрыв барабанной перепонки. При более высоких уровнях возможны смертельные случаи.

Вредное действие вибрации выражается в виде повышенного утомле­ния, головной боли, появления зуда, тошноты, ощущения тряски внутрен­них органов, боли в суставах, нервного возбуждения с депрессией, нару­шения координации движения, изменения в работе нервной и сердечно­сосудистой систем. Длительное воздействие вибрации может вызвать вибрационную болезнь со спазмом кровеносных сосудов конечностей, поражением мышц, суставов, сухожилий, нарушением процесса обмена веществ в отдельных органах и организме в целом. Вибрация может при­вести к сердечным заболеваниям и заболеваниям центральной нервной системы.

Особенно опасны вибрации с частотами, близкими или равными час­тоте собственных колебаний человеческого тела или его отдельных час­тей, органов, Установлено, что колебания с частотой 5—6 Гц крайне не­приятны. Они действуют на область сердца. При частотах 4—9 Гц коле­бания резонансны для желудка, тела мозга и печени, при 30—40 Гц для кистей рук, 60—90 Гц для глазного яблока, а 250—300 Гц для черепа. Вибрации с частотой до 4 Гц воздействуют на вестибулярный аппарат и центральную нервную систему и вызывают заболевание под названием «морская болезнь».

Длительное воздействие как общей, так и локальной вибрации может привести к частичной или полной утрате трудоспособности.

Воздействие ультразвуковых колебаний на организм человека проис­ходит через воздух, жидкости и непосредственно через предметы, нахо­дящиеся под влиянием ультразвука. Физиологическое воздействие уль­тразвука на организм человека вызывает в тканях тепловой эффект и переменное давление. При контактном облучении ультразвуковыми пре­образователями через жидкие среды с интенсивностью звука 2—10 Вт/см2 человек может подвергнуться биологическому воздействию. Кроме того, вблизи оборудования, генерирующего ультразвуковые колебания, возни­кает шум. Общий уровень звукового давления при ультразвуковой очист­ке деталей вблизи оборудования и мощности генератора 2,5 кВт достигает 97—112 дБ, а при сварке 125—129 дБ.

Систематическое воздействие ультразвуковых волн на организм человека вызывает быструю утомляемость, боль в ушах, головные боли, рвоту, нарушает координацию движений, развивает невроз и гипотонию. Наблюдаются сокращение частоты пульса, несколько замедленные реф­лексы, нарушение сна, плохой аппетит, сухость во рту и «одеревенелость» языка, боли в животе.

 

9.2. НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА

 

В соответствии с классификацией шумов, установленной ГОСТ 12.1.003—83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности» и санитарных норм СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», шумы де­лятся по характеру спектра на широкополосные, имеющие непрерывный спектр, шириной более одной октавы, и тональные с дискретными тонами в спектре.

По временным характеристикам шумы подразделяются на постоян­ные, уровень звукового давления которых за 8-часовой рабочий день (рабочую смену) изменяется во времени не более чем на 5 дБА, и непос­тоянные (более чем на 5 дБА). Непостоянные шумы в свою очередь де­лятся на прерывистые (колеблющиеся во времени) и импульсные.

 

 

Прерывистый шум имеет ступенчато изменяющийся уровень звуко­вого давления (на 5 дБА и более), причем длительность интервалов, в течение которых уровень остается постоянным, составляет 1 с. и более. Колеблющийся во времени шум имеет уровень звукового давления, непрерывно изменяющийся во времени. Импульсный шум — это шум, состоящий из одного или нескольких звуковых сигналов, каждый длительностью менее 1 с. При этом уровни звукового давления отличаются не менее чем на 7 дБА.

Для широкополосного шума допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот ', уровни звукового давления и эквивалентные уровни звукового давления. На рабочих местах следует принимать в соот­ветствии с ГОСТ 12.1.003—83 (табл. 31).

Для тонального и импульсного шумов, измеренных шумомером на характеристике «медленно», допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука следует принимать на 5 дБ меньше значений, указанных в табл. 31. Для шума, создаваемого в поме­щениях установками кондиционирования воздуха, вентиляции и воз­душного отопления, эти характеристики принимают на 5 дБ меньше зна­чений, указанных в табл. 31, или фактических уровней звукового давле­ния в этих помещениях, если последние не превышают значений, указан­ных в табл. 31 (поправку для тонального и импульсного шумов в этом слу­чае принимать не следует).

Предельные значения шумовых характеристик ручных пневматичес­ких и электрических машин следует принимать в соответствии с требова­ниями ГОСТ 12.2.030—83 (табл. 32).

 

_______________________________________

1 Для октавной полосы верхняя граничная частота fв равна удвоенной нижней гра­ничной частоте fн, т. е. fв / fн , причем каждая октавная полоса характеризуется средне­геометрической частотой

 

9.3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО БОРЬБЕ С ШУМОМ

 

Борьбу с шумом на АТП следует начинать на стадии их проектиро­вания или реконструкции. Для этого используются следующие архи­тектурно-планировочные коллективные методы и средства защиты: ра­циональное акустическое решение планировок зданий и генпланов объек­тов; рациональное размещение технологического оборудования, машин и механизмов; рациональное размещение рабочих мест; рациональное акустическое планирование зон и режима движения транспортных средств; создание шумозащищенных зон в различных местах нахождения человека.

При разработке генерального плана АТП следует станции испытания двигателей, кузнечные и другие «шумные» цехи сосредотачивать в одном месте на периферии территории АТП, располагать их с подветренной стороны по отношению к другим зданиям и жилому массиву. Вокруг «шумных» цехов желательно создавать зеленую шумозащитную зону.

В качестве акустических средств защиты от шума применяются: средства звукоизоляции (звукоизоляции ограждения зданий и помеще­ний, звукоизолирующие кожухи и кабины, акустические экраны, выгород­ки); средства звукопоглощения (звукопоглощающие облицовки, объем­ные поглотители звука); средства виброизоляции (виброизолирующие опоры, упругие прокладки, конструктивные разрывы); средства демпфи­рования (линейные и нелинейные); глушители шума (адсорбционные, реактивные, комбинированные). Некоторые характеристики звукоизоли­рующих и звукопоглощающих средств приведены в табл. 33—35.

К организационно-техническим средствам и методам коллективной защиты ГОСТ 12.1.029—80 «ССБТ. Средства и методы защиты от шума. Классификация» относит: применение малошумных технологических процессов (например, замена пневматической клепки гидравлической); оснащение шумных машин средствами дистанционного управления и автоматического контроля (например, вынос пульта управления в отдель­ное помещение или кабину в компрессорной и на станции испытания двигателей); применение малошумных машин; изменение конструктивных элементов машин, их сборочных единиц (замена ударного взаимодей­ствия деталей безударным, возвратно-поступательного движения вра­щательным, исключение резонансного явления применением минималь­ных допусков в сочленяющихся деталях, неуравновешенности вращаю­щихся и движущихся деталей и узлов машин); совершенствование технологии ремонта и обслуживания автомобилей; использование ра­циональных режимов труда и отдыха работников на шумных участках. Когда данные средства и методы оказываются неэффективными, следует использовать средства индивидуальной защиты от шума: про­тивошумные вкладыши и наушники (табл. 36).

 

 

 

 

9.4. НОРМИРОВАНИЕ УЛЬТРАЗВУКА И ЗАЩИТА ОТ ЕГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Допустимые уровни звукового давления на рабочих местах вблизи ультразвуковых установок должны, согласно ГОСТ 12.1.001—83 «ССБТ Ультразвук. Общие требования безопасности», соответствовать следую­щим значениям:

 

Среднегеометрические частоты

третьеоктавных полос, кГц ……………12,5 16 20 25 31,5—100

Уровни звукового давления, дБ …………80  90 100  105  110

 

Примечание. Для третьеоктавной полосы

 

Приведенные значения установлены для длительности воздействия ультразвука в течение 8-часового рабочего дня (смены). При длитель­ности воздействия ультразвука менее 4 ч в смену, согласно СН 245-71 [36], уровни звукового давления увеличиваются:

 

Суммарная длительность воздействия ультразвука

 в смену, мин ……………………………….. 60 – 240 20 – 60 5 – 15 1 – 5 

     Поправка, дБ …………………………..   + 6        +12       +18  +24

 

При этом длительность воздействия ультразвука должна быть обос­нована расчетом или подтверждена технической документацией.

Основными мероприятиями по снижению вредного воздействия повышенных уровней ультразвука на организм человека являются:

уменьшение вредного излучения звуковой энергии в источнике;

локализация ультразвука конструктивными и планировочными ре­шениями;

организационно-профилактические мероприятия;

использование средств индивидуальной защиты работающих.

Уменьшения вредного излучения звуковой энергии в источнике мож­но добиться повышением рабочей частоты источников ультразвука и исключением паразитного излучения звуковой энергии. Локализации ультразвука можно достигнуть такими конструктивными и планировоч­ными решениями, как:

применение звукоизолирующих кожухов, полукожухов, экранов;

размещение производственного оборудования в отдельных помеще­ниях и кабинах;

устройство системы блокировки, отключающей генератор источника ультразвука при нарушении звукоизоляции;

дистанционное управление;

облицовка отдельных помещений и кабин звукопоглощаю­щими материалами.

Звукоизолирующие кожухи могут быть изготовлены из 1- или 2-мил­лиметровой листовой стали или дюралюминия, обклеенных рубероидом, технической резинкой толщиной 3—5 мм, синтетическими звукопогло­щающими материалами либо покрытых противошумной мастикой. Можно использовать для изготовления кожухов и гетинакс толщиной 5 мм. Тех­нические проемы (окна, крышки, дверцы) звукоизолирующих кожухов должны быть уплотнены по периметру при помощи резины, а для плот­ного закрытия предусмотрены специальные замки или зажимы. От ульт­развуковых ванн и пола кожухи должны изолироваться резиновыми прокладками толщиной не менее 5 мм. Эластичные звукоизолирующие кожухи могут выполняться из трех слоев резины толщиной 1 мм каждый. Экраны изготавливают из тех же материалов, что и кожухи. Для изготов­ления прозрачных экранов применяют оргстекло толщиной 3—5 мм.

Организационно-профилактические мероприятия включают в себя инструктаж работающих о характере воздействия ультразвука и мерах защиты, выбор рациональных режимов труда и отдыха.

Для защиты организма человека от ультразвуковых колебаний при использовании ультразвуковых ванн устраняют непосредственный контакт частей тела с колеблющейся средой. Во время смены обрабатыва­емых деталей и в период загрузки их в ванны или выгрузки из них выключают ультразвуковой излучатель или же применяют специальные держатели с эластичным покрытием. При соприкосновении с преобразо­вателем, обрабатываемыми деталями и озвучиваемой жидкостью исполь­зуют средства индивидуальной защиты: специальные перчатки (резино­вые с хлопчатобумажной прокладкой) или две пары перчаток (внутрен­ние — хлопчатобумажные или шерстяные, наружные — резиновые) Во время работы не допускается смачивание внутренних хлопчатобумажных или шерстяных перчаток. В тех случаях, когда невозможно снизить шум, создаваемый ультразвуковой установкой, до допустимых пределов, лицам, непосредственно занятым обслуживанием установки, должны вы­давать средства индивидуальной защиты от шума (например, наушники, вкладыши)

 

9.5. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ВИБРАЦИИ И ЗАЩИТА ОТ ЕЕ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Гигиенические нормы вибрации, воздействующей на человека в производственных условиях, установлены ГОСТ 12.1.012—78 и санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий» (табл. 37-39).

Для общей технологической вибрации на рабочих местах складов, столовых, бытовых, дежурных и других производственных помещений, где нет машин, генерирующих вибрацию, ее допустимые значения (см. табл. 38) должны быть умножены на коэффициент 0,4, а уровни — умень­шены на 8 дБ.

Для общей технологической вибрации на рабочих местах конструк­торских бюро, лабораторий, учебных пунктов, вычислительных центров, здравпунктов, конторских помещений, рабочих комнат и других помеще­ний для работников умственного труда допустимые значения вибрации должны быть умножены на коэффициент 0,14, а уровни — уменьшены на 17 дБ.

При методах коллективной защиты (ГОСТ 12.4.046—78 «ССБТ Методы и средства вибрационной защиты. Классификация») вибрацию снижают, воздействуя на источник возбуждения, или на путях ее рас­пространения от источника возбуждения. При этом снижение вибрации достигается устранением резонансных явлений, повышением прочности конструкций, тщательной сборкой, балансировкой, устранением слишком больших люфтов, уравновешиванием масс, использованием виброизоля­ции и виброгашения, дистанционным управлением и др.

Большое значение имеют и организационные мероприятия, включаю­щие контроль за монтажом оборудования, правильной эксплуатацией, своевременным и качественным планово-предупредительным обслужи­ванием и ремонтом.

 

В качестве средств индивидуальной защиты рук при вибрации ре­комендуют рукавицы и перчатки, вкладыши и прокладки. Промышлен­ность изготовляет хлопчатобумажные рукавицы антивибрационные, на ладонной части они имеют амортизационную прокладку из поролона. Для защиты ног следует применять специальную обувь на виброгасящей подошве и наколенники, изготовленные из микропористой резины путем прессования в пресс-форме. Эффективность специальной виброза­щитной обуви следующая:

 

Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц         16,0  31,5  63,0

Эффективность виброзащиты, дБ, не менее                            7     10     10

 

Для защиты тела применяют нагрудники, пояса и специальные костюмы.

 

 

 

 

9.6. ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА, УЛЬТРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ

 

Шум на рабочих местах производственных помещений измеряют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050 «Методы измерения шума на рабочих местах» и руководства 2.2.4/2.1.8-96 «Гигиеническая оценка физических факторов производственной и окружающей среды». В качестве измерительной аппаратуры могут быть использованы шумомеры типов «Шум-1М», ШМ-1, измерители шума и вибрации ИШВ-1, ИШВ-2, ВШВ-003, шумовиброметрические комплекты ШВК-1, ИВК-И, а также низкочастотная виброизмерительная аппаратура НВА-1 и виброметр типа ВМ-1.

Уровни ультразвука измеряют при помощи выпускаемого нашей промышленностью комплекта портативной аппаратуры для измерения звука до частоты 50 000 Гц.

Из зарубежной аппаратуры для измерения уровней шума, ультра­звука и вибрации могут быть рекомендованы комплекты датской фирмы «Брюль и Кьер» и германской фирмы «RFT».

 

Лекция 15

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ И ОБОРУДОВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

 

10.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, на­ходящихся в эксплуатации, должны отвечать требованиям ГОСТ Р 511709-2001, Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобиль­ного транспорта [25], Правил дорожного движения [19], Правил по охране труда на автомобильном транспорте, инструкции заводов-из­готовителей и другой нормативно-технической документации.

Автомобили должны быть обеспечены набором исправных инструмен­тов и приспособлений, медицинской аптечкой, знаком аварийной оста­илля или мигающим красным фонарем и огнетушителем. Грузовые ав­томобили с полной массой свыше 3,5 т и автобусы с полной массой свыше 5 т обеспечиваются также противооткатными упорами в количестве не менее 2 шт.

Автобусы и специально оборудованные грузовые автомобили для перевозки людей укомплектовывают двумя огнетушителями. Один из огнетушителей должен, находиться в кабине водителя, другой — в пас­сажирском салоне автобуса или кузова грузового автомобиля.

При направлении в дальние рейсы автобусы и грузовые автомобили дополнительно снабжают лопатой, буксирным приспособлением, метал­лическими козелками, предохранительной вилкой для замочного кольца, а в зимнее время, кроме того, цепями противоскольжения.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь не менее двух огнетушителей, войлоч­ную кошму, лопату, заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны), технически исправные сливные краны и шланги; не допускается подтекание жидкости.    

К техническому состоянию основных агрегатов, узлов и механизмов автомобилей предъявляют следующие требования.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления передними колесами на любых скоростях и в различных до­рожных условиях. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений (табл. 40).

В рулевом управлении недопустимы не предусмотренные конструк­цией ощутимые перемещения узлов относительно кузова (шасси, кабины, рамы) автомобиля. Все резьбовые соединения должны быть затянуты или надежно зафиксированы. Соединения элементов гидравлического усилителя рулевого привода должны быть герметичны. Если конструк­цией предусмотрено наличие усилителя рулевого привода, то он должен быть в исправном состоянии. Запрещается применять детали со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами, а также дета­ли и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя ав­томобиля.

Следует помнить, что неисправность рулевого управления влечет за собой иногда полную потерю управления автомобилем и, следователь­но, грозит аварией.

Однако наибольшее число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по техническим причинам возникает, как показывает статистика, из-за неисправностей тормозной системы. Техническому состоянию тор­мозного механизма следует уделять постоянное внимание и ежедневно перед выездом на линию проводить их внешний осмотр и немедленно устранять все неисправности.

Автомобиль не должен выезжать на линию, если: изменена кон­струкция тормозной системы; применены не предусмотренные для данной модели транспортного средства или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя транспортного средства тормозная педаль и ее кронштейн, главный тормозной цилиндр, тормозной кран, соединение между тормозной педалью и главным тормозным цилиндром или тормоз­ным краном, воздухораспределитель, колесные тормозные цилиндры, узлы регулировочных и разжимных кулаков, колодки, тормозные бара­баны и диски, тормозные накладки, жидкости, трубопроводы (шланги) и элементы их крепления; нарушена герметичность системы гидравличес­кого тормозного привода; нарушение герметичности системы пневмати­ческого тормозного привода вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,05 Мпа в течение 30 мин при невключенных органах управления или в течение 15 мин при включенных органах управления тормозным механизмом; не работает манометр системы пневматического тормозного привода; рычаг (рукоятка) стояночной тормозной системы не удерживается запирающим устройством; при до­рожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности рабочей тормозной системы (табл. 41); тормозные механизмы стояночной тор­мозной системы не обеспечивают значение общей удельной тормозной силы 1,6 Н/кг и более или неподвижное состояние на подъеме (спуске) с уклоном 16% — транспортных средств с полной массой, 23% — легко­вых автомобилей и их модификации для перевозки грузов и автобусов в снаряженном состоянии, 31% — грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии.

 

 

При испытании стояночной тормозной системы двигатель должен быть отключен от трансмиссии.

Исправность ходовой части автомобиля определяется при внешнем осмотре деталей подвески, дисков, колес и шин. Недопустимы погнутости и трещины в балке или деталях независимой подвески, повреждения и ослабления крепления пружин и других деталей, разрушения корен­ного листа или центрального болта рессоры.

Диски колес должны быть надежно закреплены на ступицах В них не должно быть трещин, погнутостей, разработанных отверстий или кольцевых канавок, неисправных замковых колец и поврежденных деталей крепления.

Одна из главных гарантий безопасного движения автомобиля — шины. Нельзя эксплуатировать автомобиль, если: шины легкового авто­мобиля имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузового автомобиля 1,0 мм, автобуса 2,0 мм (для прицепов и полуприцепов установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин анало­гично нормам для шин автомобилей-тягачей); шины имеют местные повреждения (прорезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслое­ние каркаса, отслоение протектора и боковины; между сдвоенными ши­нами имеются инородные предметы; шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели автомобиля; на один мост автомобиля установлены диагональные шины совместно с радиальными (в том числе со съемными протекторными кольцами), а также шины с различным рисунком протектора. Нельзя устанавливать: на передний мост между­городного автобуса покрышки, восстановленные по первому или второму классу ремонта, а на других местах — восстановленные по второму клас­су; на передний мост легкового автомобиля и автобуса (не междугород­ного) покрышки, восстановленные по второму классу ремонта.

Системы охлаждения и смазывания двигателя автомобиля не долж­ны иметь течи масла, антифриза и воды. Вентиляция картера должна исправно работать, не допуская прорыва газов в подкапотное пространс­тво. Храповик коленчатого вала должен быть с несработанными проре­зями, а пусковая рукоятка должна иметь прямую соответствующей дли­ны и прочности шпильку и гладкую, без заусенцев ручку. Автомобиль не допускается к эксплуатации, если: содержание окиси углерода в отработавших газах или дымность превышают установленные нормы (см. ГОСТ 17.2.2.03—77 и ГОСТ 21393—75); негерметична топливная система; неисправен или отсутствует глушитель; отсутствуют приспособления для подавления помех радиоприему; внесены изменения в конструкцию двигателя или установлены устройства и оборудование для работы на другом виде топлива, не согласованные с заводом-изготовителем (газ или дизельное топливо вместо бензина и т. д.).

Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать надежный пуск двигателя при помощи стартера, беспере­бойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть на­дежно укреплена. Моноблок не должен иметь трещин и повреждений. Течь электролита из моноблока не допускается.

Определенные требования предъявляются к внешним световым приборам. Запрещается эксплуатация автомобиля в следующих слу­чаях: число, тип и расположение фар не соответствуют предусмотрен­ному конструкцией транспортного средства; нарушена регулировка фар; при включении фар одновременно действует ближний и дальний свет; не работают в установленном режиме или загрязнены фары, габаритные огни, сигналы торможения, указатели поворота, опознавательный знак автопоезда, проблесковый маячок; освещение номерного знака не обес­печивает его прочтение в темное время суток при ясной погоде с рассто­яния не менее 20 м; аварийная сигнализация не работает в установлен­ном режиме, отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора, отсут­ствуют или загрязнены предусмотренные конструкцией световозвраща­тели.

Стеклоочистители ветрового стекла автомобиля должны иметь мак­симальную частоту перемещения щеток по мокрому стеклу не менее 35 двойных ходов в минуту. Угол размаха щетки при максимальной частоте должен быть, не менее предусмотренного предприятием-изготовителем автомобиля. Обязательно должны работать и стеклоомыватели.

Эксплуатация автомобилей запрещается также и в следующих слу­чаях: отсутствие предусмотренные конструкцией зеркала заднего вида, стекла, противоугонное устройство, звуковой сигнал, противосолнечные козырьки; не опломбировано спидометровое оборудование; не работо­способны замки дверей кузова или кабины, запоры бортов грузовой платформы, механизм регулировки положения сиденья водителя, ава­рийные выходы и устройства приведения их в действие, привод управле­ния дверьми и сигнал требования остановки, спидометр, звуковой сиг­нал, устройство обогрева и обдува ветрового стекла, противоугонное устройство; отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики; отсутствуют или неработоспособны и имеют над­рывы на лямке, видимые невооруженным глазом, ремни безопасности в легковых автомобилях, имеющих места для их крепления; установлены предметы дополнительного декоративного оборудования, ограничиваю­щие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол либо способствующие травмированию участников дорожного движения (допускается использовать жалюзи или занавески в легковых автомо­иллях, если на них с обеих сторон имеются наружные зеркала заднего вида); используются цветографические схемы и сочетания цветов, а так­же специальные световые и звуковые сигналы, не предусмотренные ГОСТ 21392—75 (исключая транспортные средства оперативных служб), на легковых автомобилях установлены детали от других ма­рок и моделей, изменяющие внешний вид автомобиля данной модели; имеются значительные внешние повреждения деталей кузова (кабины) и окраски металлических поверхностей, либо значительные отличия в окраске отдельных частей кузова автомобиля от основного цвета.

 

 

10.1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ГРУЗОВЫМ АВТОМОБИЛЯМ, ПРИЦЕПАМ И ПОЛУПРИЦЕПАМ

 

Грузовые автомобили должны отвечать следующим дополнитель­ным требованиям. Кузов бортового автомобиля не должен иметь поло­манных брусьев и досок. Техническое состояние бортов должно быть та­ким, чтобы исключить их самопроизвольное открывание и выпадание груза при движении автомобиля. Петли и запоры должны быть исправны. Задний и боковые борта должны открываться свободно и легко.

Автомобили с кузовом типа «фургон» должны быть оборудованы исправными, открывающимися дверями, расположенными сзади или с правой стороны кузова. Двери кузова должны иметь исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей при движении авто­мобиля, и фиксаторы открытых дверей. Непосредственно под дверями устраиваются подножки для входа и выхода людей. Пол должен быть ровным и герметичным. Светильники внутри кузова должны иметь защиту от механических повреждений. Кузов оборудуется звуковой и световой сигнализациями, связанными с кабиной, и естественной вентиляцией В тех случаях, когда автомобиль используется для перевозки грузов, требующих сопровождения, в кузове для сопровождающих лиц допол­нительно устраивают мягкое сиденье.

Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической по­мощи, должен дополнительно иметь

кузов типа «фургон»;

верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспо­соблений и инвентаря для ремонта автомобилей на линии;

специальные ячейки с ящиками для хранения инструментов, прис­пособлений и запасных частей;

дополнительные источники освещения (фары-прожектора, перенос­ные лампы, работающие от малых напряжений) для ремонта в ночное время;

приспособления для буксировки автомобиля на жесткой сцепке или тросе, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;

металлические козелки;

дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки);

бачок с питьевой водой;

устройства для вытаскивания и поднятия, потерпевших аварию ав­томобилей, съемные решетки на ветровом стекле.

Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы оборудуют опорными приспособлениями (штангой, шарнирно скрепленной с рамой), не до­пускающими самопроизвольного опускания поднятого кузова. На бор­тах несмываемой яркой краской должна быть нанесена надпись: «Не работать без упора при поднятом кузове». Задний и боковые борта должны иметь устройства, не допускающие самопроизвольного их от­крывания и обеспечивающие плотное закрывание.

Автомобили, перевозящие пожароопасные и взрывоопасные грузы,  должны иметь выпускную трубу, выведенную вправо под переднюю часть автомобиля, с наклоном выпускного отверстия вниз. Проводить выпуск­ную трубу глушителя под кузовом автомобиля не допускается. Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны иметь вы­пускную трубу глушителя, выведенную за габариты кузова автомобиля на 30—50 мм.

Автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих жидкостей в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

. Автомобили, предназначенные для перевозки различных вредных веществ и ядохимикатов, должны быть обеспечены запасом дегазаторов (хлорная известь, дихлорамин), иметь необходимый набор инструментов и средств для дегазации.

Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для пере­возки длинномерных грузов, оборудуют откидными стойками и щитами, которые устанавливают между кабиной и грузом, и поворотными кру­гами, снабженными приспособлениями для закрепления кругов при дви­жении автомобиля без груза. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, предупреждающие поворачивание прицепа при дви­жении назад.

Техническое состояние сцепного устройства должно исключать возможность отрыва прицепа от тягача. Одноосные прицепы (кроме одноосных и многоосных роспусков) и прицепы без тормозов должны иметь предохранительные цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства.

Бортовые прицепы должны иметь кузова, которые отвечают тем же требованиям, что и кузова грузовых автомобилей- Все бортовые прицепы должны быть оборудованы ручным тормозом, надежно удер­живающим прицеп после его отсоединения от тягача.

Полуприцепы должны оборудоваться: "исправными устройствами, служащими передней опорой, когда они отцеплены от автомобиля-тя­гача, обеспечивающими легкость опускания и поднятия опоры; исправ­ным седельным устройством и стояночным тормозом.

 

10.1.2. ТРЕБОВАНИЯ К ГАЗОБАЛЛОННЫМ АВТОМОБИЛЯМ

 

Газобаллонные автомобили, работающие на сжиженных газах, должны отвечать ряду специальных требований.

Вся аппаратура, трубопроводы и вентили, установленные в кабине водители, должны быть герметичными, исключающими какое-либо просачивание газа из системы. Установленные на автомобиле баллоны должны быть окрашены в красный цвет, иметь таблицу с указанием параметров, обусловленных Госгортехнадзором — клеймо, регистрацион­ный номер, время проведенного и последующего испытаний и надписи «Пропан-бутан» (или иной газ) и «Огнеопасно».

К эксплуатации допускаются только баллоны, своевременно про­шедшие испытания. Испытанию подвергаются также корпус редуктора, редуктор в сборе, вентили и предохранительный клапан.

Газовым топливом автомобили должны заправляться только на газозаполнительных станциях или специальными газозаправщиками. При этом баллон заполняют сжиженным газом не свыше 90% от полного объема. Двигатель во время заправки должен быть выключен. Во время заправки следует быть внимательными и соблюдать меры личной пре­досторожности, так как сжиженный газ при попадании на тело из-за интенсивного испарения может вызвать обмораживание.

Перед включением зажигания, пуском двигателя или включением осветительных электрических приборов необходимо в течение некоторого времени держать капот открытым для выветривания газа из подка­потного пространства, после чего проверить исправность газовой аппаратуры, трубопроводов и соединений.

Техническое обслуживание и ремонт газобаллонных автомобилей необходимо проводить отдельно от автомобилей с карбюраторными к дизельными двигателями.

Осматривать и проверять газовую аппаратуру на герметичность и исправность следует ежедневно на контрольных постах при выпуске автомобилей на линию и при приеме их с линии. Устраняют обнаруженные неисправности в цехах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры. Эксплуатация газобаллонных автомобилей с неисправной газовой аппаратурой и при наличии утечки газа через неплотности, а также въезд автомобилей в помещения при неисправной аппаратуре не разре­шаются.

При постановке газобаллонного автомобиля на стоянку или техни­ческое обслуживание необходимо закрыть вентиль на баллоне, вырабо­тать весь газ, находящийся в системе питания, а затем выключить зажигание. Ставить автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями газовых коммуникаций и баллонов запрещается. При сдаче газобаллонных автомобилей на капитальный ремонт необходимо предва­рительно полностью выработать весь газ, снять баллоны и сдать их на хранение.

При невозможности устранения утечки газа необходимо эвакуи­ровать автомобиль в безопасное место вдали от людей и источников огня и выпустить газ в атмосферу. Автомобили с неисправной газовой аппаратурой следует хранить на открытых площадках без газа в бал­лонах. Категорически запрещается проверять герметичность соединений газовой аппаратуры огнем. Значительную утечку газа определяют на слух или по падению давления в магистрали при неработающем двигателе. Небольшие утечки можно обнаружить при помощи мыльной воды.

Все виды работ, связанные с техническим обслуживанием (кроме ежедневного), текущим ремонтом и диагностированием газовой аппа­ратуры, должны выполняться в отдельном специально оборудованном помещении. Регулировка системы питания и зажигания, проверка и ремонт газовой аппаратуры должны осуществляться в хорошо проветри­ваемом помещении при включенной приточно-вытяжной вентиляции. В целях исключения искрообразований не допускаются удары при отверты­вании болтов, гаек, штуцеров во время ремонта газовой аппаратуры. Проверять электрооборудование на автомобиле следует при плотно зак­рытых вентилях. Пространство под капотом двигателя должно быть тщательно проветрено. При сварочных и окрасочных работах предва­рительно следует снять газовый баллон с автомобиля, продуть его и только после этого производить указанные операции.

Выезжать на общие посты или линии и перемещаться по ним газо­баллонные автомобили должны только на бензине. Работа на газооб­разном топливе запрещается.

В случае возникновения пожара на газобаллонном автомобиле необходимо: перекрыть магистральный и баллонный вентили при работа­ющем двигателе; увеличить число оборотов коленчатого вала и быстро выработать газ, оставшийся в Системе газопроводов от вентиля до карбюратора-смесителя; тушить пожар углекислотными или порошковы­ми огнетушителями, песком или струей распыленной воды; баллон с газом обильно поливать водой.

 

10.2. ОБОРУДОВАНИЕ, ОБЛЕГЧАЮЩЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИЮ АВТОМОБИЛЯ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

 

В холодное время года для обеспечения надежного пуска двига­теля используют различные типы подогревателей для разогрева дви­гателя. Подогревать двигатель открытым пламенем категорически запрещается. При разогреве двигателя горячей водой ее следует за­ливать непосредственно в систему охлаждения двигателя, отключив предварительно радиатор, что уменьшает расход воды и сокращает вре­мя разогрева, двигателя. Для заливки воды применяют металлические ведра с насадкой в верхней части, которая дает направленную струю. Применение для этих целей автомобильных камер может привести к ожогам.

Часто на месте стоянки автомобилей образуется наледь. Для предупреждения наледи необходимо после возвращения с линии слить воду из системы охлаждения в ведро и залить ее в водогрейный агре­гат или передвижную теплоизолированную цистерну для повторного использования.

При разогреве двигателя паром или горячим воздухом через горло­вину радиатора необходимо надежно закрепить шланг, обеспечив при этом герметичное подсоединение к горловине, так как при недостаточ­ной герметичности прорвавшийся пар или горячий воздух могут при­вести к ожогам. Если воздух нагревают калориферами, то нужно про­ветривать кабину автомобиля для удаления отработавших газов.

Электроразогрев двигателя требует строгого соблюдения ПОТ РМ-016-2001. Для защиты от поражения электрическим током электроподогре­ватели, работающие от напряжения выше 42 В, должны быть заземлены или оборудованы защитным отключением. Электроподогреватели должны быть только с закрытой спиралью. Все неисправности, могущие вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов, должны немедленно устраняться. Штепсельные соединения требуют обязательной защиты от влаги и грязи.

Использование для разогрева двигателя автомобиля газовых го­релок сопряжено с опасностью возникновения пожара или взрыва. В связи с этим горелки оборудуют сигнализирующими и отключающими  устройствами, срабатывающими при погасании горелки или утечке газа через неплотности соединения. Беспламенная газовая горелка инфра­красного излучения требует применения защитных экранов из несгорае­мого материала (металл, асбестоцемент) для предохранения частей автомобиля от загорания под воздействием инфракрасных лучей. При пользовании индивидуальным подогревателем для разогрева двигателя следует соблюдать меры пожарной безопасности. Двигатель и подогре­ватель должны содержаться в чистоте, так как топливомасляная пленка может воспламениться. Пуск и работа подогревателя разрешаются только тогда, когда теплообменник заполнен водой.

 

10.3. ПОДГОТОВКА К ВЫЕЗДУ НА ЛИНИЮ

 

Безопасность и надежность работы на линии зависят прежде всего от технического состояния автомобиля. Перед выездом на линию ответственный за выпуск автомобилей совместно с водителем обязан проверить состояние наиболее важных деталей, узлов и механизмов автомобиля, таких как рулевое управление, тормозная система, ходовая часть, двигатель и трансмиссия, внешние световые приборы и др. (см. подразд. 1.1—1.4). Кроме того, проверяются укомплектованность автомобиля необходимыми приспособлениями, оборудованием и инвен­тарем и их исправность. О готовности автомобиля к выезду на линию делается отметка в путевом листе. Выпускать автомобиль, в том числе с прицепом или полуприцепом, с неисправностями, угрожающими безопасности движения, безопасности пассажиров и сохранности груза, без номеров и опознавательных знаков автопоезда запрещается.

В автоколоннах, где введен предрейсовый медицинский осмотр во­дителей, водитель может выезжать лишь после прохождения осмотра и отметки об этом в путевом листе.

Водитель должен иметь при себе: удостоверение на право управ­ления транспортным средством данной категории (при получении путе­вого листа предъявляется диспетчеру); регистрационные документы; путевой или маршрутный лист и документы на перевозимый груз.

Водителю, находящемуся в состоянии алкогольного или наркоти­ческого опьянения, а также в болезненном или утомленном состоянии, которое может поставить под угрозу безопасность движения, управлять автомобилем категорически запрещается.

В обязанности администрации входят ознакомление водителя с условиями работы на линии и родом перевозимого груза, снабжение автомобиля необходимым оборудованием и инвентарем для работы. Если водитель направляется в рейс продолжительностью более 1 сут., то администрация обязана указать в путевом листе пункты и места отды­ха водителя и лиц, сопровождающих груз, и сообщить водителю режим работы и отдыха. При направлении двух и более автомобилей для работы в одном месте приказом назначается ответственный за технику безо­пасности.

Администрация должна организовать инструктаж водителей, пос­тоянно работающих на перевозке опасных грузов. Проводиться инструк­таж должен не реже 1 раза в 3 мес., а при перерывах в работе на 5 дней и более — дополнительно перед каждым возобновлением перевозок этих грузов.

При работе водителя в горных условиях его необходимо ознакомить с особенностями маршрута. Водители, не имеющие необходимого стажа и опыта работы, могут направляться в рейс на горные дороги после прохождения инструктажа только в составе групп автомобилей.

При направлении водителя пассажирского транспорта на новый маршрут с ним проводится инструктаж о характере маршрута. Кроме того, он должен пройти стажировку на данном маршруте.

 

 

10.4. РАБОТА НА ЛИНИИ

 

При работе па линии водитель не должен передавать управление автомобилем лицам, не имеющим при себе удостоверения па право управления транспортным средством данной категории или не указанным в путевом (маршрутном) листе, и лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Водитель должен придер­живаться маршрута, указанного в путевом (маршрутном) листе.

Во время движения следует избегать резких торможений и поворо­тов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями "безопасности.

Скорость автомобиля выбирается с учетом интенсивности движения, дорожных условий и особенностей груза. В населенных пунктах она не должна превышать 60 км/ч. Легковым автомобилям, междугородным, туристским и особо малым автобусам, а также грузовым автомобилям с полной массой не более 3,5 т вне населенных пунктов движение раз­решается со скоростью не более 90 км/ч. Другим автобусам, грузовым автомобилям с полной массой более 3,5 т, а также легковым и грузовым -автомобилям с полной массой не более 3,5 т при управлении их водителя­ми, с водительским стажем до 2 лет разрешается движение вне насе­ленных пунктов со скоростью не более 70 км/ч. Автокранам, как в населенных пунктах, так и вне их движение разрешается со скоростью не более 50йкм/ч, а автомобилям, перевозящим тяжеловесные и круп­ногабаритные грузы, движение разрешается со скоростью, не более пред­писанной Госавтоинспекцией при согласовании условий перевозки. На некоторых участках дорог, где установлены соответствующие дорожные знаки, разрешающие движение с большей скоростью, скорость легко­вых, грузовых автомобилей и автобусов может быть повышена. Однако следует иметь в виду, что в любых случаях нельзя превышать макси­мальную скорость, предусмотренную технической характеристикой данно­го автомобиля.

Интервал между автомобилями водитель выбирает в зависимости от скорости. Следует помнить, что при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями в этом случае необходимо также увеличить.

Большого внимания требует движение задним ходом. Маневрировать можно, лишь убедившись в безопасности маневра. Двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения. При необходимости для обеспечения безопасности движения следует прибе­гать к помощи других лиц.

С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дорог — дальний или ближний свет фар, а на освещенных — ближний свет фар и (или) габаритные огни. Чтобы не ослеплять встречных водителей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного средства. При разъезде нельзя смотреть на фары встречного автомобиля. Если же произошло ослепление светом встречного автомобиля, необходимо, не меняя полосы движения, снизить скорость или остано­виться и включить аварийную сигнализацию.

В том случае, когда возникает необходимость покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, а автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче. Ключ замка зажигания следует взять с собой, а дверь кабины запереть. Прежде чем выйти из кабины автомобиля на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в отсутствии движения, как в попутном, так и во встречном направлениях.

Во время остановки или стоянки на неосвещенном участке дороги необходимо включить габаритные либо стояночные огни. При неисправ­ности осветительных приборов автомобиль вне населенных пунктов должен быть отведен за пределы проезжей части дороги, а если это невозможно, водитель обязан включить аварийную сигнализацию, а при ее отсутствии или неисправности позади автомобиля на расстоянии 25—30 м от него установить знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. Во время дождя, тумана или снегопада, когда види­мость ограничена (расстояние видимости менее 300 м), должен вклю­чаться ближний свет фар, а во время остановки или стоянки — габа­ритные или стояночные огни.

На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены. Пользоваться прямой передачей во время длительного спуска запре­щается.

Если во время работы на линии водитель или лица, сопровождающие автомобиль, окажутся в условиях, опасных для жизни и здоровья (на­пример, при отсутствии механизации при погрузке или выгрузке тяже­ловесных грузов, несоответствии погрузочно-разгрузочных площадок и подъездных путей установленным правилам, невозможности обеспечения безопасных условий работы грузчиков), водитель обязан потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленно прекратить по­грузку или выгрузку, а в случае невыполнения его требований сообщить об этом своей администрации и сделать отметку о своем заявлении в путевом листе. Продолжить работу можно только после устранения опасности.

Работа на автопоездах требует дополнительных мер безопасности. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, производят, как правило, 3 чел.: водитель, рабочий-сцепщик и лицо, координирующее их работу. При этом водитель должен подавать автомобиль с мини­мальной скоростью и обеспечивать безопасность выполняемой сцепщи­ком работы. Только в исключительных случаях сцепку может произ­водить один водитель. При этом водитель должен соблюдать меры безо­пасности и выполнять работы в следующей последовательности: за­тормозить прицеп ручным тормозом; проверить состояние буксирного прибора; подложить упоры под задние колеса прицепа; сцепить автомо­биль с прицепом; надеть страховочный буксирный трос или цепь и закре­пить его (ее) за поперечину рамы автомобиля (за буксирный прибор крепить трос или цепь запрещается); соединить гидравлические, пнев­матические и электрические системы автомобиля и прицепа.

При выполнении автопоездом поворотов следует двигаться по дуге большего радиуса, а при движении задним ходом необходимо зафик­сировать переднюю ось прицепа стопорным устройством. Загрузка при­цепов должна быть равномерной и исключающей перегрузку передней оси. Буксировать порожним автомобилем груженый прицеп не разреша­ется. На протяжении всей работы на линии водитель автопоезда должен следить за состоянием полуприцепа и буксирных устройств.

При плечевых перевозках должны соблюдаться следующие меры безопасности:

1) водитель обязан сдать под погрузку полуприцеп в исправном сос­тоянии;

2) сцепка и расцепка должны производиться только на ровной гори­зонтальной площадке с твердым покрытием;

 3) продольные оси автомобиля-тягача и полуприцепа должны располагаться на одной пря­мой;

4) борта полуприцепов при сцепке должны быть закрыты;

5) перед сцепкой необходимо убедиться в исправности седельно-сцепного устройства, шкворня и их креплений, а также в том, что полуприцеп заторможен стояночным тормозом. Передняя часть полуприцепа по высоте должна располагаться так, чтобы при сцепке передняя кромка опорного листа попадала на салазки или на седло. При необходимости следует поднять или опустить переднюю часть полуприцепа;

6) чтобы не было помех сцепке, соединительные шланги и электро­провода следует подвесить при помощи оттяжной пружины на крючок переднего борта полуприцепа, а во избежание опрокидывания полупри­цепы следует загружать, начиная с передней части.

Места разгрузки автомобилей-самосвалов у откосов, оврагов, обрывов должны оборудоваться специальными колесоотбойными брусами. Если колесоотбойный брус отсутствует, то подъезжать к краю обрыва разрешается на расстояние не ближе 1 м от заднего колеса.

В карьерах, на строительных площадках, на территории промыш­ленных предприятий автомобили могут работать только с разрешения ответственных лиц этих объектов с соблюдением установленного нап­равления (маршрута) движения.

При управлении автомобилем-цистерной, емкость, которой залита менее чем на 3/4, водитель обязан на поворотах с целью безопасности снизить скорость движения до минимальной.

Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть его. К ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному на линии: продувка системы питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неисправностей в системе освещения, монтаж и демонтаж шин, смена колес, подтяжка ослабленных креплений и т. п. Если водитель не может самостоятель­но устранить неисправность, он должен вызвать техническую помощь.

Допускать к ремонту грузчиков, пассажиров и других лиц, не имеющих на это право, запрещается. Во время ремонта водитель должен строго соблюдать правила техники безопасности. Автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом и включить 1 передачу, а при работе на крутых спусках положить под колеса автомобиля не менее двух про­тивооткатных упоров (башмаков).

Систему питания можно ремонтировать только на холодном двига­теле. Тяги привода дроссельной заслонки следует расшплинтовывать пассатижами. Разгибать концы шплинтов руками не разрешается, так как это может привести к травме. При отвертывании штуцеров топли­вопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попадал на двигатель. Продувать засоривши­еся топливопроводы следует только при помощи насоса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие мероприятия: затормозить автомобиль при помощи стояночного тормоза; удалить пассажиров из кабины автомобиля или салона автобуса и установить под колеса, которые не предполагается поднимать, противооткатные упоры. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат. Поднятый домкратом автомобиль не должен иметь наклона.

Запрещается находиться под автомобилем при работающем двига­теле. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки, а под неснятые колеса установить противооткатные упоры. Нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (камни, диски колес и т. п.) При накачивании шины, если колесо снято с автомобиля, пользуются приспособлением, предохраняющим от удара при выскакивании замочно­го кольца.

В темное время суток нельзя пользоваться открытым огнем для выявления и устранения неисправностей в двигателе и других агрегатах, проверять качество смазки, наличие топлива в баках и уровень электро­лита в аккумуляторных батареях. Для этой цели нужна переносная лампа.

Запрещается проводить работы по обслуживанию и ремонту авто­мобиля во время погрузочно-разгрузочных работ и на расстоянии ближе 3 м от зоны действия погрузочно-разгрузочных механизмов.

Если требуется ремонтировать самосвал при поднятом кузове, кузов предварительно укрепляют специальными упорами, надежно пре­дохраняющими от опускания. Работать под груженым кузовом автомоби­ля-самосвала недопустимо.

При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль в АТП, буксировку осуществляют автомобили технической помощи, оборудован­ные специальными прицепными приспособлениями. Применять для этой цели линейные автомобили можно только в исключительных случаях. Отбуксировать неисправный автомобиль можно, применив гибкую или жесткую сцепку, а также частично погрузив его на платформу или на специальное опорное устройство буксирующего автомобиля. Во время буксировки на гибкой или жесткой сцепке водитель должен находиться за рулем буксируемого автомобиля. Если- конструкция жесткой сцепки обеспечивает следование буксируемого автомобиля по колее буксирующе­го автомобиля, то водителю быть за рулем необязательно. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автопоезд. Запреща­ется буксировка автопоезда длиной более 24 м и автомобиля с неисправ­ным рабочим тормозом, если масса буксируемого автомобиля превышает половину общей фактической массы буксирующего автомобиля. Букси­ровать можно одновременно только один автомобиль. Сразу два автомо­биля можно буксировать лишь в исключительных случаях способом частичной погрузки или на жесткой сцепке. В этом случае порядок буксировки должен определяться транспортирующей организацией и согласовываться с местной Госавтоинспекцией.

При буксировке в светлое время суток независимо от условий ви­димости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар, а на буксируемом в любое время суток — габаритные огни. Буксировка допускается со скоростью не более 50 км/ч.

При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормоза и рулевое управление. Длина гибкой сцепки должна быть 4—6 м. Она должна надежно крепиться к буксирным крюкам или раме. Связывающее звено через каждый метр необходимо обозначать сигнальными щитками или флажками. Водитель буксируемо­го автомобиля должен следить за тем, чтобы буксир был все время натянут. Это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения. Жесткая сцепка допускает расстояние между транспортными средствами не более 4 м. При этом способе нельзя буксировать автомобили с неисправным рулевым управлением. Авто­мобиль с неисправным рулевым управлением буксируется путем его " частичной погрузки, а если неисправен и передний мост, то перевозится на платформе другого автомобиля.

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается пере- -возка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого автомобиля, а также в кузове буксирующего.

Запрещается буксировка на гибкой сцепке в гололедицу.

Во время буксировки водитель буксирующего автомобиля должен вести его без рывков, резких ускорений, торможений и поворотов. Если необходимы торможение или остановка, то следует предупредить водителя буксируемого автомобиля звуковым сигналом.

В случае ДТП водители, причастные к нему, должны немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправ­ности или отсутствии выставить на расстоянии 30—40 м позади автомо­биля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места транспортное средство и предметы, имеющие отношение к ДТП.

При необходимости водитель должен оказать доврачебную помощь пострадавшим и вызвать «скорую медицинскую помощь», остановить автомобиль, принадлежащий водителю-врачу (на автомобиле установлен опознавательный знак — квадрат синего цвета с вписанным белым Кру­гом, на который нанесен красный крест), и воспользоваться его по­мощью. Если это невозможно, то следует отправить пострадавших на попутном автомобиле или отвезти на своем в ближайшее лечебное учреждение. В, лечебном учреждении надо сообщить свою фамилию, номерной знак автомобиля (предъявить водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и регистрационный до­кумент на транспортное средство) и после этого возвратиться к месту ДТП. Затем необходимо сообщить о случившемся в милицию. Если есть очевидцы ДТП, следует записать их фамилии и адреса. В том случае, если автомобиль создает помеху движению, необходимо осво­бодить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение авто­мобиля и всех предметов и следов, относящихся к ДТП, и ожидать прибытия работников милиции или следственных органов.

Если ДТП явилось следствием нарушения Правил дорожного движе­ния, но не причинило вреда здоровью людей или существенного мате­риального ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с кото­рыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост или в подразделение Госавтоинспекции (милиции) для оформления ДТП в установленном порядке.

 

10.5. РАБОТА В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА И В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ

 

В холодное время года автомобиль должен выпускаться в рейс только с исправными устройствами для обогрева кабины и салона, при этом кабина автомобиля должны быть утеплена. Администрация АТП должна предусмотреть на постоянных маршрутах движения авто­мобилей большой протяженностью вне населенных пунктов специальные отапливаемые помещения для отдыха водителей.

Водитель должен знать, что отдыхать или спать в кабине во время стоянки при работающем двигателе, используя его для обогре­ва, нельзя, так как можно отравиться отработавшими газами. В районах II, III, IV и особого климатических поясов в зимнее время водители должны быть снабжены электрообогревающими комплектами типа «Пингвин».

После Длительной стоянки автомобиля при низких температурах трогаться с места нужно осторожно во избежание поломок деталей сцепления, коробки передач или заднего моста. Некоторое время двигаться следует с небольшой скоростью для прогрева шин. В против­ном случае может произойти их разрыв.

Двигаться по снежной целине можно на I или II переда­че. Сжатый сугроб преодолевают с разгона, въезжая в него под прямым углом. При трогании с места на ледяном покрытии нельзя допускать буксования. Для этого необходимо очень плавно опускать педаль сцепления и останавливать ее, когда наступает равенство переда­ваемого через сцепление активного крутящего момента и момента сопротивления, который реализуется в зоне контакта шины с дорогой. Перед переправой автомобиля по льду нужно обследовать предполагае­мый путь, убедиться в отсутствии трещин и полыней. Если толщина льда недостаточна, то по льду прокладывают дощатые колеи или нара­щивают его до необходимой толщины (табл. 42) [21]. Весной нормы трещины льда, приведенные в табл. 42, должны быть увеличе­ны в 1,5—2 раза.

Движение по льду разрешается на пониженной передаче с пос­тоянной скоростью. Следует избегать раскачивания автомобиля. Ос­танавливаться на льду нельзя. Если же произошла вынужденная оста­новка, то начинать движение надо плавно, без рывков. Во время езды по ледовой дороге следует держать приоткрытыми двери кабины и быть готовыми к спасению пассажиров и эвакуации грузов.

На переправе не допускаются обгоны и встречное движение. При вынужденной остановке транспортных средств объезжать их нельзя, без разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги. Переправа по льду во встречном направлении должна быть расположена

 

на расстоянии не менее 75—100 м. Переправляясь на наледи, водитель должен помнить, что даже при большой толщине льда его прочность недостаточна, и автомобиль, сломав лед, попадает в воду, начинает буксовать. Перед наледью нужно на ведущие колеса надеть цепи противоскольжения. Движение автомобилей по одной колее недопус­тимо. Во время переезда наледи намокают тормозные накладки. Их можно высушить, притормаживая на малой скорости. Затем следует 2—3 раза проверить действие тормозов. При наличии на ледяном покрове трещин или при значительных просадках его с появлением во­ды на поверхности или при спаде воды подо льдом проезд должен быть прекращен.

В случае попадания под лед транспортного средства с находя­щимися в нем людьми оставшиеся на льду должны применять меры к не­медленному спасению людей, оказавшихся в воде.

При возникновении технических неисправностей устранять их надо в рукавицах для предупреждения обмораживания. При проведении работ, лежа под автомобилем или стоя на коленях, необходимо приме­нять утеплительные маты. Во время заправки автомобиля топливом зап­равочные пистолеты следует брать только в рукавицах. При этом необ­ходимо соблюдать особую осторожность и не допускать попадания топли­ва на кожу.

 

10.6. ПРОЕЗД ВОДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

 

Перед преодолением водной преграды вброд необходимо провести ее обследование: измерить глубину, определить состояние дна, нап­равление течения, найти пути въезда и выезда. Дно и берег должны быть каменистыми или песчаными. Места с илистым берегом и вязким дном практически непреодолимы для автомобилей.

Переезжать броды следует на 1 -ой передаче. При этом необ­ходимо избегать остановки двигателя, так как вода может залить глушитель, это затруднит пуск двигателя. Если твердый грунт покрыт небольшим слоем ила, скорость движения должна быть увеличена. Не допускается пробуксовка колес. При преодолении рек с быстрым течением с целью уменьшения волны перед автомобилем двигаться надо по течению под некоторым углом к берегу.

Если при преодолении брода произойдет остановка двигателя и в дальнейшем не удастся его запустить, необходимо срочно эвакуи­ровать автомобиль из воды, так как возможно его погружение в грунт. При отсутствии посторонней помощи можно попробовать выехать из воды на берег или на мелководье при помощи стартера, но это воз­можно лишь в тех случаях, когда аккумуляторная батарея в хорошем состоянии и автомобиль не загружен.

После преодоления брода необходимо просушить сцепление путем его неполного включения и тормоза путем периодического торможения при движении на малой скорости.

При преодолении водных препятствий в картере двигателя, мос­тов, коробки передач и другие места может попасть вода, поэтому после выхода из воды необходимо остановить автомобиль и через 4—5 мин отвернуть пробки картеров и спустить из них воду. Масло, в котором имеется вода, что можно определить по изменению его цвета и помутнению, должно быть заменено.

Если из-за нарушения правил преодоления водных препятствий автомобиль окажется под водой, необходимо выждать, пока давление воды снаружи автомобиля и воздуха в кабине не сравняется. После этого открыть кабину и выбраться наружу. В противном случае при большой глубине погружения для открытия двери потребуются значи­тельные4 усилия, а когда удастся открыть двери, вода, с боль­шой скоростью заполнит кабину, что может вызвать травмиро­вание.

 

Лекция 16

Дата: 2019-07-24, просмотров: 374.