Особенности  психосексуального  развития  подэкспертного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По заключению психиатров, у Б-ва выявлена средняя половая конституция, вариант нормы. Каких-либо нарушений и отклонений непосредственно в сексуальной сфере не обнаружено. В обоих браках до 30% коитусов не заканчивались оргазмом, практически всегда половые акты были затяжными, 20-30 минут (ejaculatio tarda), что


однако, по мнению экспертов, не оказало существенного влияния на его криминальное поведение. В то же время повышенная ранимость сексуальной сферы Б-ва в психологически нагрузочных для него ситуациях в немалой степени способствовала формированию и за- креплению у него комплекса сексуальной неполноценности.

Психосексуальное развитие Б-ва определяется преждевременным пробуждением у него сексуального интереса, что связано с ранней (4-5 лет) инициацией его средним братом, склонившим подэксперт- ного к взаимным орально-генитальным контактам. В памяти Б-ва жестко фиксированы негативные переживания стыда и страх, вы- званный их случайным разоблачением родителями.

Таким образом, с детского возраста сексуальная сфера Б-ва приоб- рела «эмоциональную метку», вызывая у подэкспертного амбивалент- ные импринтинговые переживания удовольствия, стыда и страха, что на многие годы блокировало его сексуальную активность. Уже будучи взрослым, он испытывал физическое неудобство при половом воз- буждении, а после оргазма – сначала облегчение, а затем выраженный стыд, усугублявшийся ханжеством его ригидной морали.

Импритинговое закрепление сексуальной сферы привело к ран- нему пробуждению интереса к ней. Речь идет о именно о появлении сексуального интереса, а не о раннем пробуждении libido, о чем свидетельствует средняя половая конституция Б-ва, возникновение эрекций в стандартные сроки, гомосексуальный характер первых по- ловых контактов (причем оргазмом и эякуляцией они не завершались), отсутствие эротических сновидений и мастурбационных актов.

Раннее пробуждение интереса подтверждается наличием ряда ярких воспоминаний, имеющих сексуальное содержание (эпизод из детства, в котором он впервые столкнулся с телесными различиями мальчиков и девочек, воспоминание об этом и поныне весьма об- разно; столь же яркое, аффективно насыщенное воспоминание об угрозе воспитательницы в наказание «отрезать» его половой член или в голом виде выставить в коридор); жгучим интересом, который уже в детстве проявлял к эротическим сценам в кинофильмах. Уже в младшем школьном возрасте возникли мечты о поцелуях, ласках со сверстницами; игровые попытки их осуществления получались неловкими, неуклюжими и были подкреплены наказанием, испугом, после чего еще больше начал стесняться девочек.

В возрасте 13 лет произошла гетеросексуальная инициация с де- вочкой младше его как минимум на 2 года. Половой акт совершил


по инициативе девочки, причем действиями руководила партнер- ша. Эякуляции и оргазма не было, не знал даже, что к этому надо стре- миться. Такой же контакт состоялся и на следующий день. Никаких угрызений совести не испытывал, однако никогда никому об этих контактах не рассказывал.

Понятийная стадия психосексуального развития Б-ва редуци- рована: его осведомленность в области половых отношений крайне низка, чему в немалой степени способствовал асексуальный характер воспитания в семье и характер закрепившихся негативных пережи- ваний. Развитию нормальной сексуальности мешали и личностные особенности Б-ва: необщительность, застенчивость, неуверенность в себе. Информацию о сексуальной сфере он получил преимуще- ственно во время службы а армии, слушая разговоры в мужских компаниях о женщинах, причем сам такие беседы не инициировал и активного участия в них не принимал. Искренне верил всему тому, что рассказывали сослуживцы о своих сексуальных похождениях и победах, много об этом думал и завидовал.

В силу ретардации психосексуального развития обнаруживается недифференцированность сексуальных понятий, особенно в отноше- нии к женщине только как к объекту сексуального влечения. Весьма характерны в этом смысле сексуальные фантазии Б-ва, в которых молодая и красивая женщина наделяется только инструменталь- ными функциями – она только действует: выглядывает, приглаша- ет, удовлетворяет, – а ее переживания мало дифференцированы, неконкретны, типа «и они полюбили друг друга». Именно таким отношением к женщине объясняются и попытки Б-ва в реальных отношениях с женщинами перейти сразу к сексуальным действиям, минуя романтическую и эротическую стадии, что с неизбежностью вызывало негативную реакцию партнерш.

Романтическая стадия редуцирована и не завершена. Еще в школе был «влюблен» в одноклассницу, но ни словом, ни жестом этой любви

«не выдал», не решился. Во время обучения в техникуме романтическая влюбленность в девочку, младше него на 3 года, ездил к ней в гости, но относился к ней как к «мадонне», даже ни разу к ней не прикоснулся.

Диссонанс между рано пробудившимся сексуальным интересом, его реальными биологическими и социальными возможностями Б-ва в сочетании с его личностными особенностями привел к выражен- ной фрустрации сексуальной сферы и формированию именно здесь комплекса неполноценности.


Проблема усугублялась наличием у него на лице косметического дефекта – на левой щеке имели место множественные остроконечные бородавки. Сильно переживал по поводу этого. С подросткового возраста очень не любил пристальных взглядов окружающих (осо- бенно девушек), сразу же возникали тревога, подозрения, что над ним смеются.

Следователю, ведущему дело, он рассказал, что при общении с девушками и в моменты сексуальной депривации, субъективно переживал ощущение роста и пульсации этого дефекта. Несмотря на косметическую операцию, невротические переживания (теперь уже связанные со шрамами) остались и проецировались на сексу- альную сферу: думал, что все девушки считают его «неполноценным мужчиной», т.к. он некрасивый и не такой храбрый и наглый, как остальные мужчины.

В возрасте 13 лет в школе попытался раздеть девочку, затащив ее в пустую комнату. Был пойман, однако его поведение было расценено как «шалость» и серьезных последствий не повлекло.

Первое сексуальное преступление совершил в 14 лет. В этот день Б-в, по его словам, испытывая сильное половое влечение, приехал в школу с чувством, будто бы «вышел на охоту». «Очень хотелось подсмотреть или подслушать что-нибудь касающееся секса», но, как и всегда, «мешал сильнейший страх разоблачения». Встретив девоч- ку лет 7-8, силой затащил ее в подвал и совершил с ней развратные действия. Через день был опознан в школе, задержан, испытывал сильнейший страх и стыд в милиции, а затем в школе, где его за это избили одноклассники.

Уже в первом преступлении отчетливо просматриваются признаки его будущего криминального почерка Б-ва, что находит отражение, пре- жде всего, в выборе объекта преступного посягательства. Последний определялся, с одной стороны, воспоминанием о первом сексуальном контакте с девочкой, которая была младше его, но уже имела сексуаль- ный опыт и взяла на себя роль лидера; а с другой, доступностью жертвы, не способной оказать ему сопротивление.

Разоблачением и последовавшими за ним моральным и физиче- ским наказанием был сильно напуган, в течение 5-6 лет сексуальное влечение реализовал только с помощью мастурбации.

Параллельно у подэкспертного формируется образ женщины властной, доминирующей и преимущественно враждебной (мать, строго контролирующая его, воспитательница детского сада, угро-


жавшая его мужскому достоинству, сексуальная инициация, где партнерша им полностью руководила, позднее женщины, в оскор- бительной форме отказывающие ему и т.д.).

Таким образом, психосексуальной диспозицией формирования личности Б-ва является  фрустрированность  сексуальной  сферы, что определяется: ретардацией психосексуального развития, свя- занной с детской сексуальной психотравмой; импринтинговым закреплением сочетания сексуальных переживаний с сильными эм о циями стыда и страха и повышенной ранимостью сексуальной сферы  в  психологически  нагрузочных  ситуациях.

 

***

Таким образом, результаты психологического исследования обнаруживают большую долю участия в формирования личности Б-ва всех выделенных нами предиспозиционных факторов. Причем характер и степень их выраженности позволяют предполагать (хотя и не фатально) высокую вероятность формирования у него аномальной личности по типу «феномена Чикатило».

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 199.