Порядки управления и регулирования

 

Порядок, который регулирует действие союза, называется порядком управления . Порядок, который регулирует любое другое социальное действие и обеспечивает возможности, открывающиеся при этом для действующих, называется порядком регулирования . Если союз ориентирован только на порядки первого рода, он называется управленческим, а если на порядки второго рода — регулирующим союзом.

1. Разумеется, большинство союзов являются союзами одновременно как первого, так и второго рода. Только регулирующим союзом было бы лишь теоретически мыслимое правовое государство абсолютного laissez-faire (что предполагало бы передачу в частные руки, наряду с прочим, и денежного регулирования).

2. О понятии «действие союза» см. выше, § 12, п. 3 данной главы. К управленческому порядку относятся все правила, руководящие поведением как штаба управления, так и членов союза «в отношении союза», т. е. в отношении целей, на которые ориентированы порядки союза и достижение которых предполагается обеспечить путем позитивно предписанного этими правилами планомерно ориентированного действия управленческого штаба и членов союза. При полной коммунистической хозяйственной организации сюда относились бы едва ли не все социальные действия, а при полном правовом государстве — только деятельность судей, полицейских органов, присяжных, солдат и участие в законодательстве и выборах. В целом (но не всегда в частностях) различие порядков управления и регулирования соответствует тому, что в политических союзах понимают как публичное и частное право (подробнее см. ч. 2, § I[115]).

 

§ 15. Предприятие и союз предприятия, объединение, учреждение

 

Предприятием называется непрерывное целевое действие определенного рода, союзом предприятия — обобществление с непрерывно и целенаправленно действующим штабом управления.

Объединением называется договорной союз, уставной порядок которого значим только для тех, кто участвует в нем лично.

Учреждением называется союз, уставной порядок которого в рамках установленной сферы деятельности успешно (относительно) октроируется в отношении каждого действия, имеющего определенные характерные признаки.

1. К понятию «предприятие» относится, конечно, и политическая, и иерургическая деятельность, функционирование объединений и т. д. в той мере, в какой им свойственны целенаправленность и непрерывность.

2. Объединение и учреждение — это союзы с рационально систематически выработанными порядками. Или правильнее так: если у союза имеется рациональный порядок, он должен называться объединением или учреждением. Учреждение — это прежде всего государство со всеми его гетерокефальными объединениями и Церковь, если ее порядки рационально сформулированы. Порядки учреждения стремятся быть значимыми для каждого, кто имеет определенный признак (рождение, пребывание, использование определенных служб), независимо от того, вступал ли он в него лично (как в объединение) и участвовал ли в создании управляющих им норм. Так что это совершенно особым образом октроированные порядки. Учреждением особенно может быть территориальный союз.

3. Противоположность объединения и учреждения относительна. Порядки объединения, предполагающего добровольность участия в нем, могут затрагивать интересы третьих лиц, которых вынуждают признать эти порядки путем узурпации и насилия со стороны объединения или под действием законных норм (например, акционерного права).

4. Едва ли нужно специально подчеркивать, что под категории «объединение» и «учреждение» не подпадают все без остатка мыслимые союзы. Они представляют собой, скорее, полярные противоположности, как «секта» и «церковь» в сфере религии.

 

Власть, господство

 

Власть — это любая вероятность реализации своей воли в данном социальном отношении даже вопреки сопротивлению, на чем бы эта вероятность ни основывалась.

Господство — это вероятность того, что определенные люди повинуются приказу определенного содержания; дисциплина — вероятность быстрого, автоматического и схематичного подчинения приказу у определенного множества людей в силу выработанной у них установки.

1. Понятие «власть» социологически аморфно. Любые человеческие качества и любые сочетания обстоятельств могут помочь человеку реализовать свою волю в имеющейся ситуации. Социологическое понятие «господство» поэтому должно быть более точным и означать вероятность встретить повиновение приказу.

2. Понятие «дисциплина» предполагает привычку массового повиновения без критики и сопротивления.

Ситуация господства предполагает только непосредственное наличие того , кто успешно приказывает другим , но не требует обязательно существования ни штаба управления, ни союза, тогда как в нормальных случаях, наоборот, имеется по меньшей мере одно из этих условий. Если члены союза как таковые в силу действующего порядка включены в отношения господства, союз должен называться союзом господства.

1. Отец в доме господствует без штаба управления. Вождь бедуинского племени, собирающий дань с караванов, людей и товаров, минующих его замок в горах, господствует над постоянно меняющимися разноликими и никак не связанными друг с другом людьми, которые, однако, оказываются в одинаковой ситуации благодаря действиям его воинов, которые в соответствующих обстоятельствах и служат ему штабом управления. (Хотя теоретически такое господство можно представить и как чисто индивидуальное, без штаба управления.)

2. Союз из-за существования штаба управления всегда в какой-то степени представляет собой союз господства. Но это понятие относительно. Нормальный союз господства является как таковой и управленческим союзом. Способ управления, круг управляющих, объекты управления, а также степень значимости господства определяют специфику союза. Первые два фактора в значительной мере обусловлены основанием легитимности господства (см. об этом далее, в гл.3).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 109.