Типичные правила рационального хозяйствования

 

1. Планомерное распределение между сегодняшним днем и будущим тех полезных благ, на распоряжение которыми хозяйствующий индивид — не важно, по каким основаниям — считает возможным рассчитывать (сбережение).

2. Планомерное распределение доступных полезных благ между разными способами использования в порядке шкалы их значимости, т. е. по принципу предельной полезности.

Эти (при последовательной реализации статические ) случаи в действительно значимом объеме имеют место в мирное время, сегодня же[127] главным образом — при управлении денежными доходами.

3. Планомерное создание, т. е. изготовление и поставка полезных благ, все средства производства и транспортировки которых находятся в собственном распоряжении хозяйствующего. Этот процесс будет осуществляться рационально, если оценка важности ожидаемого результата превосходит оценку издержек, т. е.

a) усилий, потребных для проведения самой работы, но также и

b) утраты иных возможных применений данных вещных благ и, следовательно, производства (в широком смысле, включая транспортные услуги) технически возможного иного конечного продукта.

4. Плановое приобретение гарантированных прав распоряжения или совместного распоряжения полезными благами — если эти полезные блага сами по себе или средства их создания находятся в чужих руках либо стремлению обеспечить их своими усилиями препятствует конкуренция со стороны других лиц — происходит путем объединения или соглашения с теперешними владельцами прав распоряжения или конкурентами.

Объединение с другими владельцами прав распоряжения может происходить

a) путем создания союза, на порядок которого должно ориентироваться создание или использование благ,

b) путем обмена.

Пояснение к п. а): смысл союзного порядка может заключаться

α) в рационировании производства, использования или потребления с целью ограничения конкуренции (регулирующий союз) или

β) в создании единого права распоряжения для планомерного управления находящимися до того в раздельном пользовании благами (управляющий союз).

Пояснение к п. b): обмен есть компромисс интересов партнеров, благодаря которому вещные блага или возможности передаются партнерами друг другу в виде взаимного вознаграждения. Обмен может быть ориентирован

α) традиционно или конвенционально, т. е. (особенно во втором случае) экономически нерационально, или

β) экономически рационально.

Любой рационально ориентированный обмен есть завершение предшествующей открытой или латентной борьбы интересов путем компромисса. Борьба, этим компромиссом завершающаяся, с одной стороны, всегда направлена, как ценовая борьба одной партии против рассматриваемой в качестве потенциального партнера по обмену другой партии (типичное средство борьбы — торг), с другой стороны, при известных условиях, это конкурентная борьба против реальных или возможных (ныне или в будущем) третьих лиц, например, конкуренция за поставщиков (типичное средство борьбы — набивать или сбивать цену).

1. Полезные блага (товары, труд или другие носители таковых) находятся в собственном распоряжении хозяйствующего, если он фактически может рассчитывать на использование их по своему (относительно) свободному усмотрению без вмешательства третьих лиц; не важно, основана ли эта возможность на правовом порядке, конвенции или обычае либо же обусловлена комбинацией интересов. Понятийно и фактически правовая гарантия не является исключительной предпосылкой распоряжения, даже если сегодня в отношении вещных средств производства она представляется эмпирически неизбежной предпосылкой хозяйствования.

2. Непригодность к употреблению может возникать как следствие пространственной удаленности годных к употреблению товаров от места употребления. Транспортировку товаров (ее следует отличать от торговли товарами, которая означает смену прав распоряжения) нужно поэтому рассматривать как часть производства.

3. При отсутствии собственных прав распоряжения, в принципе, не важно, что в типичном случае мешает посягнуть на чужие права распоряжения: правовой порядок, конвенция, сочетание интересов, традиционный обычай или сознательно поддерживаемые нравственные представления хозяйствующих.

4. Конкуренция за право распоряжения может существовать в разнообразнейших формах, особенно, например, при оккупаторном снабжении (охота, рыбалка, вырубка лесов, выпас скота, расчистка почв), а также и особенно в рамках закрытого вовне союза. Регулирующий ее порядок всегда представляет собой распределение возможностей, как правило, одновременно с апроприацией этих возможностей строго ограниченным числом индивидов или чаще семейных союзов. Все марковые и рыболовные товарищества, все случаи регулирования прав на расчистку участков, рубку леса, использование пастбищ в альмендах и марках, право выпаса на альпийских лугах имеют именно такой характер. На этом основаны все виды наследственной собственности на полезные земли.

5. Предметом обмена становится все, что в том или ином виде может быть передано в распоряжение кого-то другого и за что этот другой готов предоставить вознаграждение. Предметом обмена могут являться не только вещные блага и услуги , но экономические возможности любого рода (например, существующая только в силу обычая или особенной экономической ситуации и ничем не гарантированная клиентура) и конечно же возможности, как угодно гарантированные каким угодно порядком. Следовательно, предметом обмена могут быть не только наличные полезные блага. Для наших целей пока будем считать обменом в самом широком смысле слова любое основанное на формально добровольном соглашении предложение сиюминутных, длящихся, сегодняшних или будущих полезных благ любого рода в ответ на предложение других возможных полезных благ также любого рода. Примером может быть передача или предоставление в распоряжение благ, состоящих в товарах или деньгах, в обмен на будущий возврат такого же рода товаров или предоставление какого-либо разрешения, или передача в пользование объекта путем найма либо аренды, или наем услуг любого рода за зарплату или содержание. Тот факт, что с точки зрения социологии последний из названных процессов означает для работника вступление в союз господства (в смысле, объясненном в § 15 настоящей главы), мы пока оставляем без рассмотрения, равно как и различие между наймом и покупкой и проч.

6. Обмен по своим условиям может быть традиционным и в этом смысле — конвенциональным или же рациональным. Конвенциональным актом является обмен подарками между друзьями, героями, вождями, государями (см. эпизод обмена оружием между Диомедом и Главком[128]), хотя нередко (как показывает архив Эль-Амарны) он уже достаточно строго рационально ориентируется и контролируется. Рациональный обмен возможен, если только либо обе стороны надеются получить от него выгоду, либо одна из сторон вынуждена идти на обмен в силу необходимости, обусловленной экономической властью или бедственным положением. Такой обмен может служить целям натурального обеспечения или получения дохода, т. е. быть ориентированным на персональное обеспечение участника или участников обмена неким благом либо ориентироваться на возможность получения прибыли на рынке (см. § 11 настоящей главы). В первом случае он обусловлен индивидуально и в этом смысле иррационален: излишки домашнего хозяйства, например, оцениваются по индивидуальной предельной полезности, характерной для этого хозяйства, и обмениваются иногда слишком дешево, а возможные минутные желания делают предельную полезность получаемых взамен товаров крайне высокой, поэтому определяемые предельной полезностью нормы обмена весьма нестабильны. Рациональная борьба при обмене происходит только в отношении ликвидных товаров (см. § 8 настоящей главы), особенно товаров, используемых и обмениваемых с целью получения дохода (см. § 11 настоящей главы).

7. Названные в пояснении α) к п. а) функции регулирующего союза (рационирование производства, использования или потребления с целью ограничения конкуренции) не суть единственно возможные для него, но те, что непосредственно отвечают на угрозы удовлетворению потребности как таковой. О регулировании сбыта см. ниже.

 

Виды хозяйственных союзов

 

Хозяйственно ориентированный союз может быть по своему отношению к хозяйству

a) хозяйствующим союзом, если ориентированное на его порядок изначально нехозяйственное действие союза включает и хозяйствование,

b) хозяйственным союзом, если регулируемое его порядком действие союза изначально представляет собой определенного рода автокефальное хозяйствование,

c) хозяйственно-регулирующим союзом, если и поскольку автокефальное хозяйствование членов союза материально гетерономно ориентируется на порядки союза,

d) упорядочивающим союзом, или союзом порядка, если его порядки только формально с помощью правил нормируют автокефальное и автономное хозяйствование членов союза и гарантируют получаемые от него возможности.

Материальное регулирование хозяйства имеет свои фактические границы там, где продолжение определенного экономического поведения еще связано с жизненно важными интересами снабжения регулируемых хозяйств.

1. Хозяйствующие союзы — это государство (не социалистическое или коммунистическое) и все другие союзы (церкви, ассоциации и т. п.), имеющие собственное финансовое хозяйство, а также, например, воспитательные и образовательные сообщества, которые изначально не были экономически ориентированы.

2. Хозяйственными союзами , согласно нашей терминологии, являются, конечно, не только те, что обыкновенно называются таковыми, т. е. акционерные общества, союзы потребителей, артели, товарищества, картели, но и все охватывающие действия многих людей хозяйственные предприятия вообще — от общей мастерской двух ремесленников до воображаемой ассоциации мирового коммунизма.

3. Хозяйственно-регулирующие союзы — это, например, марковые товарищества, цеха, гильдии, профсоюзы, союзы работодателей, картели и все союзы, руководство которых ведет хозяйственную политику, т. е. материально регулирует содержание и целевое направление хозяйствования, это деревни и города Средневековья, равно как и любое реализующее такую политику государство современности.

4. Упорядочивающий союз, или союз порядка, — это, например, чистое правовое государство, которое оставляет хозяйствование отдельных домохозяйств и предприятий материально полностью автономным и только формально контролирует (ради сглаживания конфликтов) выполнение свободно заключаемых договоров обмена.

5. Хозяйственно-регулирующие союзы и союзы порядка принципиально предполагают (хотя и в разной степени) автономию хозяйствующих субъектов, т. е. принципиальную, хотя и в разной степени ограниченную (в силу порядков, на которые ориентировано хозяйство) свободу распоряжения хозяйствующих субъектов. При этом, как минимум, существует относительная апроприация хозяйствующими экономических возможностей, которыми они автономно распоряжаются. Самый чистый тип союза порядка налицо в том случае, когда любое человеческое действие реализуется содержательно автономно и ориентировано только на формальные требования порядка, а все вещественные носители полезных благ полностью апроприированы , их можно как угодно обменивать и распоряжаться ими любым другим способом, что соответствует типичному современному способу организации собственности. Любой другой вид разграничения апроприации и автономии предполагает хозяйственное регулирование, ибо определенным образом направляет человеческое действие.

6. Противоположность между экономическим регулированием и чистым союзом порядка не является абсолютной, поскольку даже формальный порядок может (и должен) каким-то образом (причем иногда достаточно глубоко) материально воздействовать на поведение. Многие современные правовые определения, сами себя подающие как чистые нормы порядка, специально строятся так, чтобы оказывать подобное воздействие (см. об этом в разделе, посвященном социологии права[129]). Кроме того, действительно строгое выделение чистых норм порядка возможно лишь в теории. Многие запретительные правовые положения (а их нельзя избежать) содержат и некий объем ограничений, важных для материального хозяйствования. Прямые уполномочивающие положения содержат достаточно ощутимые при определенных обстоятельствах (например, в акционерном праве) ограничения хозяйственной автономии.

7. Границы материального регулирования хозяйства с точки зрения возможностей его воздействия могут проявляться а) в отказе от определенных видов хозяйствования (например, налог с оборота побуждает использование земли только в личных нуждах) или b) в попытках обойти существующие запреты (контрабанда, черный рынок).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 100.