Раздел VII. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ческой операцией. И вот по каким причинам. Во-первых, изменение наименования входит в исключительную компетенцию субъектов РФ. Такой вывод можно сделать из анализа содержания ст. 72 и 73 Конституции, в особенности ст. 73, согласно которой вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Во-вторых, такое решение об изменении наименования субъекта РФ содержится в акте, принимаемом законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, и закрепляется в конституции республики, уставе края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Изменение наименования субъекта РФ, как правило, обусловлено видоизменением его конституционно-правого статуса.

Сложнее представляется проблема интерпретации ч. 1 ст. 137. Прежде всего, в ней говорится о порядке внесения изменения в ст. 65 Конституции РФ Данная статья регулирует в ч. 1 вопросы состава РФ и в ч. 2 – вопросы принятия в состав РФ нового субъекта и образования в ее составе такого субъекта. Установлено, что решение данных вопросов осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом. В ч. 1 ст. 137 конкретизируется порядок внесения изменений в ст. 65 и устанавливается, что они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно–правового статуса субъекта РФ. Таким образом, в каждом из двух перечисленных в ч. 1 ст. 137 случаев требуется принятие федерального конституционного закона.

И еще одна особенность в отличие от поправок к гл. 3–8 Конституции РФ, которые требуют не только принятия по ним федерального конституционного закона, но и для вступления их в силу одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ осуществляется на основании федерального конституционного закона и не предусматривает дополнительных требований, как это установлено в отношении поправок к гл. 3–8 Конституции РФ.


Раздел VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современное конституционное право России только складывается, процесс его формирования еще далеко не окончен. Предстоит принятие, осмысливание и обобщение целого пакета и принципиально важных и новых законов, которые пополнят, обогатят и укрепят конституционно–правовую базу этой ведущей отрасли российского права. Поэтому столь важен и неотъемлем от всего содержания Конституции, 8 особенности в связи с политической ситуацией, спецификой переходного периода и глубинных социально-экономических преобразований, раздел второй Конституции, содержащий заключительные и переходные положения.

Раздел второй сравнительно небольшой по объему, он состоит из девяти своеобразных пунктов-статей, но в то же время это чрезвычайно насыщенная по содержанию, исключительно актуальная по значению часть Конституции. Этот раздел как бы отражает и закрепляет динамику современного конституционного развития и регулирования в России. Он придает правовой системе в целом необходимые устойчивость и стабильность и одновременно обеспечивает юридические условия и предпосылки для ее подвижности и маневренности в соответствии с меняющимися экономическими и политическими условиями и отношениями.

Назначение раздела, завершающего текст Конституции, состоит в том, чтобы процессы формирования системы органов государственной власти, приведения текущего законодательства в соответствие с конституционными нововведениями сделать менее резкими, постепенными, учитывая преемственность конституционных норм и институтов1.

Однако надо сделать одну существенную оговорку: здесь можно только в известной мере условно говорить о преемственности конституционных институтов и норм, поскольку Конституция РФ 1993 г. – принципиально новый Основной закон, кардинально отличающийся от всех российских, советских конституций, начиная с Конституции РСФСР 1918 г и заканчивая Конституцией 1978 г.

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 431.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 149.