Национально-освободительная борьба
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по истории славян в Новое время на III курсе факультета истории и международных отношений.

Основная цель пособия состоит в том, что бы с помощью анализа источников студент мог разобрать и изучить основные проблемы курса.

Учебно-методическое пособие состоит из III частей и охватывает весь период Нового времени (XIX в.). На семинарских занятиях рассматривается история польских земель, отдельно история другого западнославянского народа – чехов, а так же регион балканских славян – сербы, болгары и черногорцы.

Главное содержание всех рассматриваемых в курсе тем – это история национально-освободительного движения зарубежных славян. Немаловажное значение будет уделено так же политическим процессам в рассматриваемых регионах – истории становления политических режимов в Сербии и Чехии, а так же изменению политического статуса Царства Польского в составе Российской империи.

Первая часть пособия включает Тему № 1 «Национально-освободительная борьба южнославянских народов в XIX в.». Тема включает две части – Занятие 1 «Национально-освободительная борьба сербского народа в XIX в.» и Занятие 2 «Национально-освободительная борьба болгарского народа (конец XVIII – 70-е гг. XIX в.)».

Основное содержание обоих занятий – это история НОДа на Балканах в период нового времени, в том числе изучение международных отношений в регионе. Однако большое внимание будет уделено истории внутриполитических процессов в автономных Сербии и Болгарии. Первому опыту государственного строительства в молодых балканских государствах.

Каждая тема пособия включает план семинарского занятия, список необходимых источников, литературы, методические указания к теме, а так же исторические документы (в извлечениях).

В процессе подготовки к семинарскому занятию главное внимание студенты должны уделять анализу представленных источников. Бережное отношение к источнику, оценка его не по тому, чего он не дает, а по тому, что мы можем узнать из него о тех или иных событиях прошлого – составляет основу исследовательской работы. Студент должен выявить, какую информацию содержат источники и определить степень ее достоверности. Для получения достоверной информации необходимо пользоваться методом сравнения, сопоставления данных рассматриваемого источника с другими.

Вместе с тем, работой с источниками ограничиваться нельзя. Также студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя их мнения с собственными выводами по результатам изучения исторических источников, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий, наиболее адекватно отражающих историческое прошлое, а, может быть, предложить и собственное видение проблемы.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.



Тема 1.

Национально-освободительная борьба

Южнославянских народов в XIX в.

Занятие № 1.

Занятие № 2.

Из донесения А. А. Жерве А. А.Чарторыйскому

Памятная записка сербских депутатов

С изложением условий союза Сербии с Россией.

Марта 1809 г.

Документ составлен сербской стороной и изложен российской стороне в ходе второй депутации в Петербург в 1808 г.

Сербский народ со своим верховным предводителем Кара Георгием Петровичем свято обещают:

1. Не токмо дружбу и любовь к России иметь, но и вечный неразделимый союз и согласие с нею сохранять, во всяком деле и во всяком случае, не иначе как бы под единым скипетром были.

2. Сербский род всегда будет оружию российскому противу всякого неприятеля России содействовать, так что

3. Сербскому народу без воли или хотения России в случае опасности неутральным не пребывать.

4. Сербскому народу никогда и ни с кем без влияния или посредничества России частного мира не заключать.

Поелику Австрия или и Франция никогда не будут терпеть, чтобы Россия Сербию и прочие пределы сербского рода под свой скипетр собрала и чрез то Австрию от Вислы до Адриатического моря облегла и вовсе заперла, нужно:

1. Чтобы Россия сербский народ независимым и самостоятельным признала и то же самое у австрийского императора испросила, что и легче есть первого. Карагеоргия Петровича признать князем народа сербского.

2. А как теперь новая начнется война противу турок и весь сербский род в разных пределах Сербии, Боснии, Герцеговины и Черной Горы по взаимному договору намерены из всех своих стран турок изгнать или их истребить, себя освободить и под единое собственное правительство собраться, то чтоб Россия нас подкрепила, доставляя нам сюда несколько тысяч ружей и денег 1 миллион пиастров турецких, теперь еще пушечных ядер, а вскоре потом и мастера для литья ядер в Сербии.

3. Поелику Австрия всегда старалась весь род сербский к себе прибрать и бессомненно еще стараться будет, то чтобы Россия теперь обещала гарантировать целость и неприкосновенность всех провинций сербских.

4. Чтобы Россия никогда и ни с кем ничего касательно народа сербского не постановляла и не заключала без присутствия депутатов народных, которые всегда присылаться будут для переговора с начальствующими российскими.

Первое сербское восстание 1804-1813 гг. и Россия. – М.,1983. – Кн. 2. – стр. 67-68.

Бухарестский мирный договор 1812 г. - фрагмент.

Именно в 8 статье Бухарестского договора впервые официально и на столь высоком уровне заявлялось о предоставлении Сербии особых прав в составе Турции. Наряду с рядом других документов, данная статья стала юридической основой сербской автономии. Во всех последующих договорах, где шла речь о новом статусе Сербии в составе Порты, оговаривалось требование о соблюдении Турцией 8 статьи.

Статья 8.

Хотя и нет никакого сомнения, что Блистательная Порта по правилам своим употребит снисхождение и великодушие против народа сербского, как издревле подданного сей державе и дань ей платящего, однакож, взирая на участие, какое сербы принимали в действиях сей войны, признано за приличное постановить нарочные условия о их безопасности. Вследствие чего Блистательная Порта дарует сербам прощение и общую амнистию, и они никоим образом не могут быть обеспокоиваемы за прошедшие их деяния...

Она дарует сербам по их просьбам те самые выгоды, коими пользуются подданные ее островов Архипелажских и других мест, и даст им восчувствовать действие великодушия ее, предоставив им самим управление внутренних дел их, определив меру их податей, получая оные из собственных их рук, и она распорядит наконец всеми сими предметами обще с народом сербским...

http://ru.wikisource.org/wiki/Бухарестский_мирный_договор_(181)

Адрианопольский мирный договор 1829 г. - фрагмент.

Статья VI

Обстоятельства, последовавшие за Аккерманской конвенцией, не дозволили Блистательной Порте заняться немедленно приведением в действо постановлений Отдельного акта о Сербии, приложенного к V статье той конвенции; а потому Порта торжественнейшим образом обязуется исполнить оные без малейшего отлагательства и со всей возможной точностью, а именно: возвратит немедленно Сербии шесть округов, от сей области отторгнутых, и таким образом навсегда обеспечит спокойствие и благосостояние верного и покорного народа сербского. Утвержденный хатти-шерифом фирман о приведении в действо вышесказанных постановлений будет издан и официально сообщен императорскому российскому двору в течение одного месяца со дня подписания настоящего мирного договора.

http://ru.wikisource.org/wiki/Адрианопольский_мирный_договор

Ламанский В. И.

Ровинский П. А.

Скальковский К. А.

Мещерский В. П.

Хвостов А. Н.

Макушев В. В.

Императорского Варшавского Университета

Кулаковский П. А.

Марков Е.

Водовозова Е. Н.

Амфитеатров А. В.

Болгария

Из Предисловия к

«Истории славяно-болгарской о народе и о царях»

Паисия Хилендарского

Рукописная книга, датируется 1762 г. Она является одним из важных памятников болгарского национального возрождения. В ней Паисий Хилендарский (1722-1798)- монах Хилендарского монастыря - страстно призывал к освобождению болгарского народа, пробуждению его национального самосознания.

Внемлите, читатели и слушатели рода болгарского, сожалеющие о своем роде и своем отечестве болгарском и желающие знать о своем роде болгарском: и об отцах и праотцах своих, и царях и патриархах, и святых, которые исправно жили и почили.

Вам необходимо и полезно знать о деяниях отцов ваших, как знают все другие роды и языки о своем роде и языке, имеют историю, и всякий их книжник знает, рассказывает и прославляет свой род и язык... А те, кто не хотят о своем роде болгарском знать, обращаются к чуждым деяниям и чужому языку и не радуются своему болгарскому языку, учатся читать и говорить по-гречески и стыдятся называться болгарами. О, неразумный и юродивый! Из-за чего стыдишься ты называться болгарином и не читаешь на своем языке, и не думаешь? Или не было у болгар царства и господства? Сколько лет они властвовали и были славными и известными по всей земле и много раз с мудрых греков и сильных римлян взимали дань. И давали им цари и короли своих дочерей в супружество, чтобы иметь мир и любовь с болгарскими царями.

...Не были наши болгарские цари и патриархи, и архиереи без летописных книг и кондик. Известно, сколько лет они царствовали и правили на земле. Имелись история царская, кондики архиерейские и много житий и правил болгарских святых...

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

 

Из записки Н. Палаузова

«О нынешнем положении болгар в европейской Турции».

Палаузов Николай Христов (1776-1853)-болгарский торговец в Одессе, соратник Басила Априлова (1789-1847)-видного болгарского общественного деятеля в период возрождения. Записка, датированная 1853 г, составлена на основе корреспонденции, которую Н. Палаузов получал из Болгарии.

...Трудно описать, какие страдания переносят болгары в течение почти целой половины тысячелетия... Болгары ежедневно гибнут от злоупотреблений и меча османского, религия преследуется, жизнь каждого зависит от произвола любого турка, права собственности не обеспечены законом и в действительности; словом, никто не может поручиться, что он завтра останется жить и собственность его не будет расхищена. <...>

Болгары - народ мирный и трудолюбивый; занятия его: ремесла, хлебопашество, скотоводство. Внешняя торговля его мало развита, зато внутренняя обширна и сосредоточивается на нескольких ярмарках. Торговля эта состоит в перевозе сырья и мануфактурных изделий для потребления на ярмарки или в привозе таковых в пограничные порты для обмена на иностранные товары. Для ведения этой торговли купцы, которые большей частью болгары, должны делать дальние путешествия по всем направлениям империи и перевозить свои капиталы. Эти-то производители торговли бывают жалкой жертвой разбойников-турок и арнаутов1... Разбойники эти не ограничиваются, впрочем, одними нападениями на путников: они изобрели способ грабить и убивать граждан и поселян: их схватывают в степи, вне города, на работах, заковывают в цепи и требуют выкупа, по получении коего убивают их из опасения, чтобы не быть обнаруженными, или из одного только фанатизма. Наконец, целые шайки разбойников, повсеместно распространившиеся, нападают на целые селения, вторгаются в дома и, производя страшные опустошения, грабят и убивают беззащитных и измученных болгар, без различия пола и возраста. <...>

Препятствия в сообщениях между городами и селами и даже невозможность этих сообщений... довели жителей до такой крайности, что они не имеют никакой возможности ни сжать, ни собрать свои хлеба в полях. Поэтому 9/10 частей богатого в нынешнем году урожая должны погибнуть в поле. Кроме того, находящиеся в городах турецкие войска так дурно снабжены провиантом и нужными припасами, что местное болгарское население должно кормить и содержать их. Омер-паша, прибыв в Тырнов, в течение нескольких часов принудил граждан выдать ему заем, на юнашка вересия (т. е. молодецкий, безвозвратный заем) 400 тыс. пиастров, для уплаты жалования войскам. Сверх того, куда ни приедет, он заставляет христиан платить подати за два года вперед. Вот почему в настоящее время так много заключенных в тюрьмах... Обеспечение личности и прав христианского населения, требуемое султанскими фирманами от правителей в областях, в настоящее время

существует только на бумаге. Злодеи же продолжают грабить и убивать людей.

Местные начальники или не хотят, или не в состоянии преследовать и наказывать виновных. Народ болгарский угнетен до крайности... Что же касается ангарйи (т. е. бесплатной работы) , то она повсеместна и так велика, что ее невозможно измерить.

Другая язва в Турции, не менее разрушительная, - это податная система. Там, кроме так называемой подати верги и другой- харач3, все отрасли отдаются на откуп.

Можно представить себе, что терпят несчастные райи, которые платят пошлину... за всех домашних животных, за шелковичных червей, за шелк-сырец, десятину с имений, пошлину с винограда, табака, подать, взимаемую при продаже коня, вола, овец, их шкур, шерсти, с хлеба и всякого рода съестных припасов, с топлива, разных

изделий, продуктов и т. п. Все эти подати собираются откупщиками с такой несправедливостью, что часто заставляют многих хозяев продавать своих овец, рубить тутовые деревья, отказываться от обработки винограда и прекратить всякий производительный труд. Вот главнейшая причина бедности народа.

Третье несчастье болгар заключается в том, что они лишены всякого религиозно-нравственного образования... Белое духовенство в Болгарии в крайнем невежестве, ибо от поступающего в священнический сан ничего более не требуется, кроме чтения церковных книг... Архиепископы не заботятся даже об учреждении для паствы своих духовных школ, где бы приготовлялись служители алтаря... Народ смотрит и не может не смотреть на своих архипастырей греков-фанатиков, как на врагов своих, и ненависть к ним все более и более увеличивается, священники же, по необразованности своей, не могут внушить уважения к себе народа...

Болгары душою и помыслами преданы России и на ее материнском пособии основывают все свои надежды для исцеления вековых своих ран... Народ же болгарский, хотя и угнетен до крайности, однако он уже не тот, что был 20 лет тому назад: в настоящем своем положении он сознает достоинство человеческой личности и необходимость христианской для него опоры. Народ помнит, что некогда Болгария была царством славным и могущественным, а потому и жаждет того политического значения, какое имеют другие единоплеменные и единоверные ему народы: сербы, валахи, молдаване, под покровительством другой сильнейшей державы, преимущественно православной. Словом, народ болгарский, при всей своей простоте, сознает всю невыгодность своего положения, сознает свое жалкое, униженное, в сравнении с другими народами, существование, и жаждет лучшего. Усиливаясь выйти из этого положения, он может принять в движении своем законное или незаконное, анархическое направление. Поэтому необходимо направить умы его к первому из них.

В заключение опять повторяю, что болгары неизменно преданы России, к ней обращены взоры их, под крыльями мощного орла русского уповают они излечить вековые язвы свои.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

 

Фрагмент «Плана освобождения Болгарии»

Первый план болгарского революционера Георгия Раковского (1821-1867) по освобождению Болгарии. Написан в ноябре - декабре 1858 г.

Первая часть

1. Отобрать известных и честных людей, которым каждый доверит отправить свои вклады; эти люди должны находиться в Одессе.

2. Составить лист (закодированный) под названием Благотворительное болгарское общество... куда первыми впишут о своих вкладах здешние болгары-патриоты; поручить верному и достойному болгарину отвезти его в Молдавию или еще куда-нибудь, куда удобно; этого болгарина снабдить общим поручительным письмом с доверенностью.

3. Когда будет собрано около 100 тыс. р. серебром, тогда первым делом болгарскому обществу нужно отобрать двух достойных образованных людей и отправить одного в Петербург, а другого в Париж, определив им из указанной выше суммы приличное содержание, и обязать их завести знакомство с известными людьми в правительствах вышеназванных стран и через них поднять вопрос о болгарах, одновременно изучая общественную жизнь.

4. Создать в Одессе тайную канцелярию, возглавляемую способным болгарином, определив ему приличное содержание. Эта канцелярия будет иметь двух корреспондентов, одного в Молдавии, а другого в Валахии, также находящихся на содержании болгарского общества, которые будут вести переписку с Болгарией.

5. Этой канцелярии будет поручено сообщить о нашей цели некоторым людям в Болгарии, известным как верные болгары-патриоты, с тем чтобы они действовали среди народа.

6. Определить двух способных и достойных болгар, которые смогут выполнять военную миссию, и отправить их в Афины, Белград (Сербия), Цетинье (Черногория). Обязать их склонить греков, сербов, черногорцев принять участие в деле. Эти болгары должны составить план военных действий... Поэтому их миссия одновременно будет и дипломатической, и военной.

Вторая часть

1. Народное движение сегодня должно стать всеобщим; если же это невозможно, то необходимо, чтобы сейчас оно началось в Видинской и Тырновской областях. В Видинской области, начавшись от сербских границ, дойдет до Свиштова, а оттуда до Тырново, Шипки и Трояна и распространится по Стара-Планине до Черного моря.

Как можно быстрее захватить Балканский перевал, чтобы прервать всякое сношение с Константинополем. Главное вниние уделить тому, чтобы сербская и валашская границы остались открытыми.

2. Переправить в Болгарию под видом торговцев верных людей, которые подготовят народ и привезут, сколько смогут, оружия и пороха. Через корреспондентов в Молдавии и Валахии они будут сообщать, сколько регулярных войск имеют турки, а корреспонденты передадут сведения в Главную канцелярию в Одессу. Главная канцелярия будет поддерживать регулярную переписку с теми болгарами, которые будут отправлены в Афины, Сербию и Черногорию, и будет им сообщать о своих действиях, подробно вводить в свое предприятие. Так же будет вестись переписка и с полномочными представителями болгар в Париже и Петербурге...

3. Как только, с божьей помощью, начнем наше святое дело, в военной ставке создадим временное правление и разработаем в зависимости от обстоятельств временные законы.

4. От отправленных в Афины, Сербию и Черногорию болгар зависит назначение дня и времени начала народного движения...

5. Национальным знаменем будет красное полотно с изображением на одной стороне льва с надписью: «Свобода или смерть!», а на другой - честного креста с надписью: «С нами бог, вперед!».

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Программа

Из статьи Х. Ботева

«Зажжем огонь восстания»

Статья выдающегося болгарского поэта и революционера-публициста Христо Ботева (1848-1876) написана 11(23) января 1875 г. Опубликована в издававшейся им в Бухаресте газете «Знаме» («Знамя»).

Пора теперь поговорить о самой нашей эмиграции - сказать несколько слов о характере и направлении тех революционных идей, которые уже пустили корни в нашей народной массе и очень скоро должны придать новую расцветку карте Балканского полуострова, вписав несколько новых, светлых страниц в историю южного славянства. Мы так же, как большинство наших предшественников -эмигрантских публицистов, всегда держались того мнения, что чем больше увеличивается количество наших эмигрантов по сю сторону Дуная и чем больше растет среди этой части нашего народа число развитых, здоровых, способных людей, тем более крепнет сила нашего народного протеста против рабства, тем надежней обеспечивается возможность нашего политического освобождения, тем больше шансов на успех получает наша необходимая и святая народная революция... Каждый помнит, какое решительное настроение владело умами в 1867-1868 гг. и какое благотворное влияние имело это настроение на всю массу народа. Революционные гайдуцкие четы, возвестившие могучее слово свободы в самой его гуще и показавшие, что может сделать болгарин с оружием в руках; тайный центральный революционный комитет, засыпавший глаза Турции пылью и решивший, что от этого «больной человек» должен обязательно испустить дух; наконец, даже песни, распевавшиеся в бухарестских и браильских корчмах голыми и голодными сынами нашей родины,- все это заставляло пульс народа биться с новой энергией под влиянием надежды на близкое всеобщее восстание. <...>

С 1868 г., т. е. с того времени, как болгарский народ увидел столь доблестно пролитую кровь своих сыновей[12] и убедился, что Турция дышит на ладан, вся деятельность честных, искренних болгарских патриотов ограничивалась пропагандой этой идеи и подготовкой умов к назревающим событиям. <...> За семь - восемь лет необходимая, хотя плохо организованная пропаганда, с одной стороны, и нечеловеческие, доведшие народ до отчаяния насилия, страдания и муки, с другой, в известной мере достигли своей цели. Народ готов теперь оставить рабскую соху и заняться устройством своей судьбы. Но ему, как и всякому другому народу, который попал бы в такое положение, недостает всеобщей солидарности, необходимой для того, чтобы собрать свои силы воедино и произвести желанную перемену.

В самом деле, за последние несколько лет... как народ, так и его эмиграция не в состоянии ничего сделать порознь. Эмиграции недоставало поддержки народа, народу недоставало помощи эмиграции. <...> Приблизить день нашего освобождения можно только в том случае, если... найдется или заново возникнет такая организация, которая покроет Балканский полуостров революционно-пропагандистской сетью...

Эта организация должна собрать рассеянные и разъединенные силы народа, точно и правильно учесть их, сопоставить с силами угнетателей и, убедившись, что силы народа нетронуты, могучи и достаточны для того, чтобы сбросить пятивековые ржавые цепи рабства, вдруг зажечь огонь восстания, озарив Балканский полуостров лучами свободы... Мы... ждем, когда Россия смилостивится и придет освобождать нас, либо Сербия решится и поможет нам, либо Греция даст себя уговорить и нас поддержит, либо, наконец, сам господь бог спустится с небес, научит нас уму-разуму <...>

...Голод, мор, нищета - это страшные двигатели революции: за кусок хлеба, шаг вперед человек готов принести в жертву жену, детей, имущество, жизнь. К тому же у болгарина это все уже отнято, попрано, продано, осквернено. Еще один неурожайный год, и он поднимет косу против виновников своей гибели и - живой или мертвый - положит конец своим воловьим страданиям. Каковы будут последствия? При современном прогрессе в области орудий истребления, с одной стороны, и «гуманности»... характерной для полудикого турецкого племени - с другой, Балканский полуостров превратится в мясорубку... Наш народ стоит перед выбором: либо остаться под турецким игом... либо пойти по революционному пути, вступив в неравную борьбу с угнетателями.

Из этих двух зол он выберет второе - и будет бороться не на живот, а на смерть... Что может сделать весь наш народ, если ему дать хорошее оружие, хороших руководителей и небольшую помощь, которой он так и не получил в 1868 г.! Теперь вы знаете, что ждет и требует от нас наш несчастный, порабощенный народ? Если знаете, то должны быть готовы в любой день, любой час и любую минуту принести свою лепту на алтарь его свободы, так как страшный суд уже близок, и раб не будет больше терпеть.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Из болгарской

(Тырновской) Конституции 1879 г.

Была принята Учредительным народным собранием Болгарии в г. Тырново 16(28) апреля 1879 г. и получила название Тырновской. С 1879 по 1917 г. конституция дополнялась и изменялась дважды- 15(27) мая 1893 г. и 11(24) июля 1911 г. В дополнении 1893 г. подчеркивалось отсутствие в Болгарии титулов, дворянских привилегий и дворянства вообще. По закону от 11(24) июля 1911 г, после провозглашения Болгарии царством, Тырновская конституция получила иное официальное название – Конституция Болгарского царства. Она имеет 22 главы и 169 статей. Текст воспроизводится по русскому изданию, сверенному с оригиналом.

Ст. 4. Княжество Болгария есть монархия наследственная и конституционная, с народным представительством.

Ст. 5. Князь есть верховный представитель и глава государства.

Ст. 8. Особа князя священна и неприкосновенна.

Ст. 9. Власть законодательная принадлежит князю совместно с народным представительством.

Ст. 10. Князь утверждает и обнародует принятые Народным собранием законы.

Ст. 11. Князь есть верховный начальник всех военных сил страны…

Ст. 12. Князю принадлежит власть исполнительная; все органы этой власти действуют его именем и под его верховным надзором.

Ст. 37. Господствующая в Болгарском княжестве вера есть христианская, православная, восточного исповедания.

Ст. 44. Ни один закон не может быть издан, дополнен, изменен или отменен без предварительного обсуждения и принятия его Народным собранием, которому предоставляется также право давать толкование истинного его смысла.

Ст. 57. Все болгарские подданные равны перед законом. Разделение на сословия в Болгарии не допускается.

Ст. 67. Права собственности неприкосновенны.

Ст. 71. Каждый болгарский подданный подлежит воинской повинности на основании установленного на этот предмет закона.

Ст. 73. Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, как по приговору подлежащего суда, вошедшему в законную силу.

Ст. 78. Начальное обучение бесплатно и обязательно для всех подданных Болгарского княжества.

Ст. 79. Печать свободна. Никакой цензуры не допускается и никакого залога не требуется от авторов, издателей и типографов.

Ст. 83. Болгарские граждане имеют право составлять союзы без всякого предварительного разрешения, если только цель и средства этих союзов не приносят вреда государственному и общественному порядку, религии и добрым нравам.

Ст. 85. Представительство страны заключается в Народном собрании, которое бывает: 1) Обыкновенным, 2) Великим.

Ст. 86. Обыкновенное народное собрание состоит из депутатов, избираемых прямой подачей голосов по одному на 20 тыс.[13] жителей обоего пола. Депутаты избираются на 5 лет[14].

Право быть избирателями принадлежит всем болгарским гражданам, достигшим 21 года и пользующимся гражданскими и политическими правами. В депутаты могут быть избираемы все болгарские граждане, пользующиеся гражданскими и политическими правами; они должны быть грамотны и не моложе 30 лет от роду. Порядок выборов должен быть определен особым избирательным законом.

Ст. 105. Предметы ведения Народного собрания суть: 1) обсуждение проектов законов согласно ст. 44; 2) обсуждение предложений о государственных займах, об увеличении, уменьшении или установлении налогов и всякого рода сборов, а равно о их распределении и порядке взимания…; 4) обсуждение ежегодного бюджета доходов и расходов…; 7) возбуждение вопросов об ответственности министров.

Ст. 108. Законодательная инициатива принадлежит князю и Народному собранию.

Ст. 118. По каждому постановлению, состоявшемуся в собрании и представленному князю, решение его должно последовать в течение сессии.

Ст. 119. Бюджет представляется на рассмотрение Народного собрания ежегодно.

Ст. 127. Народное собрание созывается князем ежегодно…

Ст. 136. Князь может распустить собрание и назначить новые выборы народных представителей.

Ст. 140. Великое народное собрание созывается князем или советом министров.

Ст. 144. Великое народное собрание состоит из депутатов, избираемых прямой подачей голосов. Число депутатов равно двойному числу членов обыкновенного народного собрания, считая по два на каждые 10 тыс. жителей обоего пола. О порядке избрания депутатов будет издан особый избирательный закон.

Ст. 148. Высшие правительственные учреждения суть: 1) Совет министров, 2) министерства.

Ст. 152. Министры назначаются и увольняются князем.

Ст. 153. Министры ответственны перед князем и Народным собранием в совокупности за общие, ими принятые, меры, и лично каждый – за действия, совершенные им по вверенной ему части управления.

Ст. 163. Назначение на все государственные должности принадлежит князю.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

 

Сербскому князю Милану

Написано в марте 1876 г. и отражает ход переговоров между сербским князем Миланом Обреновичем (князь в 1868-1882 гг., король в 1882-1889 гг.) и черногорским князем Николой Петровичем (князь в 1860-1910 гг., король в 1910-1918 гг.) о заключении союзного договора и начале совместных боевых действий против Турции. Переговоры начались осенью 1875 г. и завершились подписанием соглашения и военной конференции между Сербией и Черногорией 3(15) (по другим данным - 4(16)) июня 1876 г.

...С тех пор как вспыхнуло восстание в Герцеговине, а тотчас же вслед за нею и в Боснии, мое правительство неоднократно и всегда в одних и тех же выражениях высказывало вашему правительству пожелание совместной деятельности, и выражало уверенность, что сейчас нам необходимо объединенными усилиями начать и завершить дело освобождения сербского народа.

...Во всех телеграммах и письмах моего правительства, начиная с 8 августа и по сегодняшний день, а также в ходе бесед с г. Ф. Христичем[15] ясно выражено убеждение, что Сербия и Черногория должны воспользоваться теперешним благоприятным моментом, чтобы начать войну с Турцией. В этом убеждении меня укрепляют следующие обстоятельства: первое, что нынешние условия я считаю благоприятными для борьбы; второе, что уклонение Сербии и Черногории от войны может не только принести гибель Герцеговине и Боснии, но и поставить под вопрос само существование Сербии и Черногории, и, наконец, третье, что многочисленные беженцы, находящиеся в Черногории[16], не хотят, не могут, да им некуда и незачем возвращаться к своим очагам, и тем самым они заставляют Черногорию разделять с ними или совместную опасность, или совместную борьбу. В связи с этим, по моему мнению, не остается ничего другого, как в договоре между Сербией и Черногорией заявить о безотлагательной совместной войне против Турции.

Если же, вопреки моему желанию, невозможно определить точную дату начала войны, то в договор должны быть включены следующие обязательства: во-первых, чтобы Сербия и Черногория, пока не начнут войну с Турцией, своими силами постоянно помогали восстанию; во-вторых, Сербия ежемесячно выделяет на содержание многочисленных беженцев в Черногории [пропуск в тексте] или меньшую сумму, в случае если из других источников будет поступать больше пожертвований на их содержание в Комитет в Це-тинье; и, в-третьих, чтобы деятельность Сербии и Черногории в сфере дипломатии была согласованной, идентичной и совместной, исключая всякую своекорыстную выгоду, и целью ее пусть будет благополучие наших несчастных братьев. На этих условиях, хотя я и не уверен в целесообразности затягивания вступления в войну, Черногория могла бы вместе с Сербией, поддерживая восстание, ждать и выжидать еще более благоприятного момента.

Проект же политического договора, вопреки всему вышесказанному, не содержит пункта о войне, а предоставляет все делу случая. Помощь в 30 тыс. дукатов, которую, как мне заявил г. Р. Алим-пич[17], Сербия обещает давать на содержание беженцев в Черногории в том случае, если получит займ, не только весьма неопределенна, ибо зависит от заключения займа, но и, раз не определена дата начала войны, может стать просто недостаточной, и в результате Черногория через некоторое время вновь может оказаться в таком же тяжелом положении, как сейчас, а может быть, даже и в худшем. <...>

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Требования Герцеговинских и Боснийских повстанцев

После вручения Порте Ноты Андраши австрийское правительство приняло ряд мер по ликвидации восстания. Оно потребовало от Черногории и Сербии отказа от помощи восставшим. В ответ герце-говинские вожди подготовили меморандум с изложением своих требований, их примеру последовали и представители боснийских повстанцев (март 1876).

Требования герцеговинских повстанцев

...Мы испытываем искреннюю и глубокую благодарность к христианским силам, проявившим заботу о нашей судьбе, и государственным деятелям великих держав, которые благосклонно и уверенно подняли голос в нашу защиту. Мы готовы подчиняться решениям великих сил и ждем только того, когда реформы будут проведены в жизнь, чтобы вернуться к нашим очагам. Нота Андраши содержит предложения, приемлемые со всех сторон, но она не говорит о способе их осуществления. Желая как можно скорее увидеть окончание нашей борьбы, мы считаем себя вправе коротко изложить условия окончательного и скорейшего примирения.

1. Чтобы герцеговинский народ получил в свою собственность по крайней мере треть земли. Не только потому, что турок до сих пор все имел и всем пользовался неправедно, по праву насилия, но просто потому, что без этой собственности христианский герцеговинский народ не в состоянии существовать, и лучше ему погибнуть, чем вернуться к жизни, в которой жизни нет.

2. Пусть Турция навсегда выведет из Герцеговины свою армию, оставив столько, сколько необходимо для городских гарнизонов и только в следующих населенных пунктах: Мостаре, Столаце, Требинье, Никшиче, Плевле и Фоче.

3. Чтобы Турция вновь выстроила всем христианским семьям сожженные дома, церкви, обеспечила их пропитанием по крайней мере на год и земледельческими орудиями, чтобы христианские семьи не платили никаких податей в течение трех лет с момента своего возвращения [на прежнее место жительства].

4. Чтобы христианский герцеговинский народ не принуждали слагать оружие до тех пор, пока все магометане не сложат оружие и не будут осуществлены обещанные реформы.

5. Если же весь народ герцеговинский вернется, его вожди должны договориться с властями об осуществлении реформ и о том, что совместно будет установлено такое правление, которое бы отвечало смыслу предложений графа Андраши, при этом мы будем настаивать на том, чтобы реформы были введены сразу же и в отношении тех племен Боснии и Герцеговины, которые еще на восстание не поднялись...

6. ...Поскольку повстанцы боятся, как бы средства, которые Порта выделит для христианского народа не попали в руки турецких чиновников, что означало бы, что мы никогда и ничего не получим, а скорее умрем с голоду ... пусть деньги эти будут переданы в руки особой европейской комиссии...

7. И, наконец, мы требуем, чтобы в эти шесть населенных пунктов, где расположены гарнизоны, австрийское и русское правительства назначили по одному своему агенту, которые бы заботились о том, чтобы реформы были полностью проведены в жизнь. <...>

Из требования боснийских восстаний

...Мы с удовольствием соглашаемся подчиниться решению великих сил и ничего другого не желаем как того, чтобы реформы были осуществлены как можно быстрее, конечно же, чтобы и пятый пункт реформ графа Андраши был выполнен, где речь идет о спахийских землях, чтобы их у спахиев отобрать и земледельцам отдать, что позволило бы нам вернуться к родным очагам. <...>

Мы, боснийские повстанцы, требуем:

1. Чтобы турецкое правительство вывело свою армию из страны, оставив лишь 5 тыс. человек в городах, которые определит Порта.

2. Чтобы турецкое правительство выделило требуемые средства и приобрело все необходимые материалы для восстановления опустошенных сел; церкви и школы выстроить вновь, а народу дать необходимое пропитание до тех пор, пока ему не будет достаточно собственного, избавив его на три года от обязательных платежей и налогов.

3. Чтобы этими материалами и средствами распоряжалась комиссия, составленная по предложению графа Андраши, но чтобы она была избрана великими силами и была бы совершенно независима от турецкого правительства.

4. Чтобы христиан не лишали права носить оружие, так же как этого права не лишены магометане, во-первых, на случай обороны против злоупотреблений со стороны властей, а во-вторых, потому, что лишение этого права ликвидировало бы равноправие между подданными турецкой империи, которое должно существовать; на все это требуем мы гарантий европейских великих сил. <...>

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

 

Сан-Стефанский мирный,

прелиминарный договор – выдержки.

Статья II

Блистательная Порта признает окончательно независимость княжества Черногории.

По соглашению между российско-императорским правительством, правительством оттоманским и княжеством Черногории, будут определены впоследствии характер и форма взаимных отношений между Блистательной Портой и Княжеством, а именно: касательно назначения черногорских агентов в Константинополе и некоторых местностях Оттоманской империи, где это будет признано необходимым – выдачи преступников, бежавших на ту или другую территорию, - и подчинения путешествующих по Оттоманской империи или проживающих в ней черногорцев оттоманским законам и властям, сообразно основаниям международного права и обычаям, установленным относительно черногорцев.

Особое условие будет заключено между Блистательной Портой и Черногорией для разрешения вопросов, касающихся взаимных отношений жителей пограничных местностей обоих государств, а также военных сооружений на тех местностях.

Вопросы, по которым не последовало бы соглашения, должны быть покончены третейским решением России и Австро-Венгрии. Впредь же, если произойдут спор или столкновение, за исключением случаев, возникающих из-за территориальных требований, Турция и Черногория предоставят разрешение своих несогласий России и Австро-Венгрии, которые совместно будут постановлять третейское решение.

Черногорские войска должны будут очистить территорию, не вошедшую в обозначенные выше границы, в десятидневный срок со времени подписания прелиминарного мирного договора.

Статья III

Сербия признана независимой.

Граница ее, обозначенная на прилагаемой при сем карте, пойдет по руслу Дрины… (далее следует подробное описание границ независимой Сербии).

Турецко-сербская комиссия, при содействии русского комиссара, установит в течение трех месяцев окончательное очертание границ и окончательно разрешит вопросы, касающиеся островов Дрины. Болгарский делегат будет допущен к участию в трудах комиссии, когда она будет проводить границу между Сербией и Болгарией.

Статья IV

Мусульмане, владеющие поземельной собственностью на присоединенной к Сербии территории и желающие выселиться из Княжества, могут сохранить за собою, в его пределах, недвижимые имущества, сдав оные в аренду или поручив управление имениями другим лицам. На Турецко-сербскую комиссию, с участием в ней русского комиссара, будет возложено постановить в течение двух лет окончательные решения по всем вопросам, касающимся признания прав на такие недвижимые имущества, в коих замешан интерес мусульман. На ту же Комиссию будет возложено установление в трехлетний срок способа отчуждения имуществ, принадлежащих правительству или духовным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, которые касаются частных интересов, могущих быть при этом затронутыми. До заключения между Турцией и Сербией непосредственного договора, устанавливающего характер и форму взаимных отношений между Блистательной Портой и Княжеством, сербские подданные, путешествующие по Оттоманской империи или проживающие в ней, будут пользоваться положением, сообразным с общими началами международного права.

Сербские войска должны будут очистить местности, не включенные в обозначенные выше границы, в пятнадцатидневный срок со времени подписания прелиминарного мирного договора.

Статья V

Блистательная Порта признает независимость Румынии, которая предъявит свои права на вознаграждение, имеющее быть определенным обеими сторонами. До заключения непосредственного договора между Турцией и Румынией румынские подданные будут пользоваться в Турции всеми правами, которые обеспечены за подданными других европейских держав.

Статья VI

Болгария образует самоуправляющееся, платящее дань, Княжество, с христианским правительством и земским войском.

Окончательные границы Болгарии будут установлены особой Русско-турецкой комиссией до очищения Румелии российской императорской армией. При изменениях на месте общего очертания границ, Комиссия, согласно основаниям мира, примет во внимание начала народности большинства пограничных жителей, а также топографические условия и практические нужды местного населения, касающиеся удобства сообщений.

Размеры Княжества Болгарии определены в общих чертах на прилагаемой при сем карте, долженствующей служить основанием для окончательного разграничения…

Статья VII

Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов царствующих династий великих европейских держав не может быть избран князем Болгарии.

В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме.

Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Филипполе (Пловдиве) или в Трнове, выработает, до избрания князя, под наблюдением российского императорского комиссара и в присутствии комиссара оттоманского, устав будущего управления, по примеру того, как было сделано в 1830 году, после Адрианопольского мира, в Придунайских княжествах.

В местностях, где болгарское население перемешано с турецким, греческим, валашским (куце-влахи) или другими, при выборах, или выработке органического устава, будет обращено должное внимание на права и потребности этих народностей.

Введение нового образа правления в Болгарии и наблюдение за его применением будут поручены, в течение двух лет, российскому императорскому комиссару. По прошествии первого года со времени введения нового порядка европейские кабинеты – в случае, если это будет признано нужным и если по сему предмету последует соглашение между ними, Россией и Блистательной Портой – могут присоединить особых уполномоченных к российскому императорскому комиссару.

Статья VIII

Оттоманские войска не будут более находиться в Болгарии, и все прежние крепости будут срыты на счет местного правительства. Блистательная Порта будет иметь право располагать, по своему усмотрению, военными припасами и другими принадлежащими ей предметами, оставленными в дунайских крепостях, уже очищенных в силу перемирия 19(31) января, а равно и теми военными припасами и предметами, которые оказались бы в крепостях Шумле и Варне.

До полного образования земского войска, достаточного для охраны порядка, безопасности и спокойствия, - и численность коего будет впоследствии определена соглашением между оттоманским правительством и российским императорским кабинетом, - русские войска будут занимать страну и, в случае надобности, оказывать содействие комиссару. Военное занятие Болгарии будет одинаково ограничено приблизительным сроком в два года.

Численность оккупационного русского корпуса, составленного из шести дивизий пехоты и двух кавалерии, который останется в Болгарии по очищении Турции императорской армией, не будет превосходить пятидесяти тысяч человек. Этот корпус будет содержаться на счет занимаемой им страны. Русские войска, которые будут занимать Болгарию, сохранят сообщения с Россией не только чрез Румынию, но и чрез черноморские порты – Варну и Бургас, где они могут учредить на время занятия необходимые склады.

Статья IX

Размер ежегодной дани, которую Болгария будет платить сюзеренному двору, внося ее в банк, имеющий быть указанным впоследствии Блистательной Портой, определится соглашением между Россией, оттоманским правительством и прочими кабинетами по истечении первого года действия новых учреждений. Дань эта будет установлена сообразно средней доходности всей территории, которая войдет в состав Княжества.

Болгария заступит оттоманское императорское правительство в его обязанностях и обязательствах по отношению к Рущуко-Варнской железной дороге на основании особого соглашения между Блистательной Портой, правительством Княжества и управлением означенной дороги. Решение вопросов касательно других железных дорог, проходящих по Княжеству, предоставляется также соглашению между Блистательной Портой, учрежденным правительством Болгарии и правлениями заинтересованных компаний.

Статья Х

Блистательная Порта будет иметь право пользоваться проходом чрез Болгарию для перевоза по определенным путям войск, военных припасов и провианта в области, находящиеся за пределами Княжества, и обратно. В течение трех месяцев со времени ратификации настоящего акта, во избежание затруднений и недоразумений в применении сказанного права, условия пользования им будут определены, по соглашению Блистательной Порты с управлением в Болгарии, особым уставом, обеспечивающим, между прочим, военные нужды Блистательной Порты.

Само собой разумеется, что вышеозначенное право распространяется исключительно на оттоманские регулярные войска, иррегулярные же – баши-бузуки и черкесы – безусловно, будут исключены из него.

Блистательная Порта предоставляет себе также право провозить чрез Княжество свою почту и содержать в нем телеграфную линию, относительно чего будет также сделано соглашение и вышеупомянутым способом и в одинаковый срок.

Статья XI

Землевладельцы вероисповедания мусульманского и других, которые пожелали бы избрать место жительства вне Княжества, могут сохранить за собой, в его пределах, недвижимую собственность, отдав оную в аренду или поручив управление ею другим лицам. Турецко-Болгарские комиссии, под наблюдением русских комиссаров, будут заседать в главных центрах населения и постановлять в течение двух лет окончательные решения по всем вопросам о признании прав собственности на недвижимые имущества, в которых замешаны интересы мусульман и лиц других исповеданий. На подобные же комиссии будет возложено окончательное устройство в течение двух лет всех дел, касающихся способов отчуждения, эксплуатации и употребления в пользу Блистательной Порты имуществ, принадлежащих правительству и духовным учреждениям (вакуф).

По истечении вышесказанного двухлетнего срока все имущества, на которые не будет предъявлено требований, будут проданы с публичного торга и вырученная от сего сумма обращена на содержание вдов и сирот – как мусульман, так и христиан, жертв последних событий.

Статья XIV

В Боснии и Герцеговине будут немедленно введены сообщенные оттоманским уполномоченным в первом заседании Константинопольской конференции предложения европейских держав с теми изменениями, которые будут установлены по взаимному соглашению между Блистательной Портой, русским и австро-венгерским правительствами. Недоимки не будут взыскиваемы, и текущие доходы этих провинций, до первого марта тысяча восемьсот восьмидесятого года, будут исключительно обращаемы на вознаграждение семейств беглецов и жителей, пострадавших от последних событий, без различия их народности и вероисповедания, а равно и на местные нужды страны. Сумма, которая, по истечении сказанного срока, должна будет ежегодно причитываться центральному правительству, имеет быть определена соглашением между Турцией, Россией и Австро-Венгрией.

[Хронос. Всемирная история в Интернете http://hronos.km.ru/dokum/1878sanstef.html ]

Берлинский трактат, 1878 г. - выдержки.

Статья 1.

Болгария образует из себя княжество самоуправляющееся и платящее дань, под главенством е.и.в. султана; она будет иметь христианское правительство и народную милицию.

Статья III

Князь Болгарии будет свободно избираем населением и утверждаем Блистательной Портой с согласия держав. Ни один из членов династий, царствующих в великих европейских державах, не может быть избираем князем Болгарии.

В случае, если звание князя болгарского останется незамещенным, избрание нового князя будет произведено при тех же условиях и в той же форме.

Статья IV

Собрание именитых людей Болгарии, созванное в Тырнове, выработает, до избрания князя, органический устав княжества.

В местностях, где болгары перемешаны с населениями турецким, румынским, греческим и другими, будут приняты во внимание права и интересы этих населений по отношению к выборам и выработке органического устава.

Статья V

В основу государственного права Болгарии будут приняты следующие начала:

Различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо, или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесел в какой бы то местности ни было.

Всем болгарским уроженцам, а равно и иностранцам обеспечиваются свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть также делаемы какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами.

Статья VI

Временное управление Болгарии, до окончательного составления органического устава Болгарии, будет находиться под руководством российского императорского комиссара. Для содействия ему, с целью наблюдения за ходом временного управления, будут призваны императорский оттоманский комиссар и консула, для сего назначенные прочими державами, подписавшими настоящий трактат. В случае разногласия между консулами, оно будет разрешаться большинством голосов, а при несогласии этого большинства с императорским российским комиссаром или с императорским оттоманским комиссаром, представители в Константинополе держав, подписавших трактат, собравшись на конференцию, постановляют решение.

Статья VII

Временное управление не может быть продолжено более срока девяти месяцев от дня размена ратификации настоящего трактата.

Когда органический устав будет окончен, немедленно после сего будет приступлено к избранию князя Болгарии. Как только князь будет водворен, новое управление будет введено в действие и княжество вступит в полное пользование своей автономией.

Статья VIII

Трактаты о торговле и судоходстве, а равно все конвенции и отдельные соглашения, заключенные между иностранными державами и Портой и ныне действующие, сохраняют свою силу в княжестве Болгарии, и в них не будет сделано никакого изменения по отношению к какой бы то ни было державе до тех пор, пока не последует на то согласия с ее стороны.

Никаких транзитных пошлин не будет взиматься в Болгарии с товаров, провозимых чрез княжество.

Подданные и торговля всех держав будут пользоваться в ней совершенно одинаковыми правами.

Льготы и привилегии иностранных подданных, равно как права консульской юрисдикции и покровительства, в той мере, как они были установлены капитуляциями и обычаями, останутся в полной силе до тех пор, пока они не будут изменены с согласия заинтересованных сторон.

Статья IX

Размер ежегодной дани, которую Болгарское княжество будет платить верховному правительству, внося ее в банк, имеющий быть указанным впоследствии времени Блистательной Почтой, будет определен по соглашению между державами, подписавшими настоящий трактат, к концу первого года действия нового управления. Эта дань будет исчислена по расчету средней доходности княжества.

Болгария, будучи обязана нести на себе часть государственного долга империи, державы, при определении дани, примут в расчет ту часть долга, которая должна будет пасть на долю княжества по справедливому распределению.

Статья XI

Оттоманская армия не будет более пребывать в Болгарии; все старые крепости будут срыты на счет княжества по истечении года или раньше, если можно; местное правительство примет немедленно меры к их уничтожению и не может сооружать новых. Блистательная Порта будет иметь право располагать по своему желанию военным материалом и другими предметами, принадлежащими оттоманскому правительству, которые остались в дунайских крепостях, уже очищенных войсками в силу перемирия 31-го января, равно как и теми, которые найдутся в крепостях Шумле и Варне.

Статья XII

Собственники мусульмане или другие, которые поселятся вне княжества, могут сохранить в нем свои недвижимости, отдавая их в аренду или в управление другим лицам.

На Турецко-Болгарскую комиссию будет возложено окончательное решение в течение двух лет всех дел, касающихся способа отчуждения, эксплуатации или пользования за счет Блистательной Порты как государственными имуществами, так и принадлежащими духовным учреждениям (вакуфы), равно как и вопросов, касающихся до могущих быть замешанными в них интересов частных лиц.

Уроженцы Болгарского княжества, путешествующие или проживающие в других частях Оттоманской империи, будут подчинены властям и законам оттоманским.

Статья XIII

На юг от Балкан образуется провинция, которая получит наименование «Восточной Румелии» и которая останется под непосредственною политическою и военною властью е.и.в. султана на условиях административной автономии. Она будет иметь генерал-губернатором христианина.

Статья XV

Е.в. султану предоставляется право заботиться о защите морских и сухопутных границ области, воздвигая укрепления на этих границах и содержа в них войско.

Внутренний порядок охраняется в Восточной Румелии туземной стражей при содействии местной милиции.

При формировании как стражи, так и милиции, коих офицеры назначаются султаном, будет принято во внимание, смотря по местностям, вероисповедание жителей.

Е.и.в. султан обязуется не употреблять в пограничных гарнизонах иррегулярных войск, как-то: башибузуков и черкесов. Регулярные же войска, назначаемые для этой службы, ни в каком случае не будут размещаться по обывательским домам. При переходе чрез область войска эти не будут делать в ней остановок.

Статья XVI

Генерал-губернатору предоставляется право призывать оттоманские войска в случае, если бы внутреннему или внешнему спокойствию области угрожала какая-либо опасность. В данном случае Блистательная Порта обязана поставить в известность представителей держав в Константинополе о принятом ею решении и о причинах, его вызвавших.

Статья XVII

Генерал-губернатор Восточной Румелии будет назначаем Блистательной Портой с согласия держав на пятигодичный срок.

Статья XVIII

Немедленно после обмена ратификаций настоящего трактата будет назначена Европейская комиссия для разработки совместно с Портой Оттоманской устройства Восточной Румелии. На комиссии этой будет лежать обязанность определить, в трехмесячный срок, круг власти и атрибуты генерал-губернатора, а также образ административного, судебного и финансового управления области, принимая в основу его различные узаконения о вилайетах и предложения, внесенные в восьмое заседание Константинопольской конференции.

Собрание постановлений относительно Восточной Румелии послужит содержанием для императорского фирмана, который будет обнародован Блистательной Портой и сообщен ею державам.

Статья XIX

На Европейскую комиссию будет возложена обязанность заведывать вместе с Блистательной Портой финансами области впредь до окончательного устройства новой организации.

Статья XX

Трактаты, конвенции и международные соглашения, какого бы они ни были свойства, заключенные или имеющие быть заключенными между Портой и иностранными державами, будут применяться в Восточной Румелии, как и во всей Оттоманской империи. Льготы и привилегии, предоставленные иностранцам, к какому бы состоянию они ни принадлежали, будут уважаемы в этой провинции. Блистательная Порта принимает обязательство наблюдать в этой области над исполнением общих законов империи относительно религиозной свободы в применении ко всем вероисповеданиям.

Статья XXI

Права и обязательства Блистательной Порты по отношению к железным дорогам в Восточной Румелии остаются неизменными.

Статья XXII

Русский оккупационный корпус в Болгарии и Восточной Румелии будет состоять из шести пехотных и двух кавалерийских дивизий и не превзойдет 50.000 человек. Он будет содержаться на счет занимаемой им страны. Оккупационные войска сохранят сообщения с Россией не только чрез Румынию, в силу соглашения, имеющего быть заключенным между обоими государствами, но и чрез черноморские порты Варну и Бургас, в которых им предоставлено будет право устроить, на все продолжение занятия, необходимые склады.

Срок занятия Восточной Румелии и Болгарии императорскими российскими войсками определяется в девять месяцев со дня обмена ратификаций настоящего трактата.

Императорское российское правительство обязуется окончить в последующий трехмесячный срок проведение своих войск чрез Румынию и совершенное очищение этого княжества

Статья XXV

Провинции Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. Австро-венгерское правительство, не желая принять на себя управление Новибазарским санджаком, простирающимся между Сербией и Черногорией, по направлению на юго-восток за Митровицу, оттоманское управление останется в нем в действии попрежнему. Но для того, чтобы обеспечить существование нового политического строя, а также свободу и безопасность путей сообщения, Австро-Венгрия предоставляет себе право содержать гарнизоны, а также иметь дороги военные и торговые на всем протяжении этой части прежнего боснийского вилайета.

С этой целью правительства Австро-Венгрии и Турции предоставляют себе условиться о подробностях.

Статья XXVI

Независимость Черногории признается Блистательной Портой и всеми теми высокими договаривающимися сторонами, которые еще ее не признавали.

Статья XXVII

Высокие договаривающиеся стороны условились о следующем:

В Черногории различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям, или до отправления различных свободных занятий и ремесел, в какой бы то местности ни было. Всем черногорским уроженцам, а равно и иностранцам, обеспечивается свобода и внешнее отправление всякого богослужения; не могут быть делаемы также какие-либо стеснения в иерархическом устройстве различных религиозных обществ и в сношениях их с их духовными главами.

Статья XXX

Мусульмане и другие лица, владеющие недвижимой собственностью в местностях, присоединенных к Черногории, которые пожелали бы поселиться вне княжества, могут сохранить за собой свои недвижимости, отдавая их в аренду или управляя ими при посредстве других лиц.

Ни у кого не может быть отчуждена недвижимая собственность иначе, как законным порядком, ради общественной пользы, и за предварительное вознаграждение.

На Турецко-Черногорскую комиссию будет возложено окончательное устройство в трехлетний срок всех дел, касающихся порядка отчуждения, эксплуатации и пользования, за счет Блистательной Порты, имуществ, принадлежащих государству, богоугодным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, касающихся интересов частных лиц, могущих быть затронутыми в помянутых делах.

Статья XXXI

Княжество Черногория войдет в прямое соглашение с Блистательной Портой, касательно назначения черногорских агентов в Константинополь и в другие местности Оттоманской империи, где это будет признано необходимым.

Черногорцы, путешествующие или пребывающие в Оттоманской империи, будут подчинены турецким законам и властям, согласно общим принципам международного права и обычаям, установившимся относительно черногорцев.

Статья XXXII

Черногорские войска будут обязаны очистить в двадцатидневный срок, со дня обмена ратификаций настоящего трактата, или же прежде, буде возможно, территорию, занимаемую ими ныне вне новых пределов княжества.

Оттоманские войска очистят уступленные Черногории территории в тот же двадцатидневный срок. Им, однакоже, будет дан дополнительный пятнадцатидневный срок как для очищения укрепленных мест и вывоза оттуда продовольственных и боевых запасов, так и для составления описи снарядов и предметов, не могущих быть немедленно вывезенными.

Статья XXXIII

Так как Черногория обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей мирным трактатом, то представители держав в Константинополе определят, вместе с Оттоманской Портой, размер этой части на справедливом основании.

Статья XXXIV

Высокие договаривающиеся стороны признают независимость Сербского княжества при условиях, изложенных в нижеследующей статье.

Статья XXXV

В Сербии различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспособности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими, доступа к публичным должностям, служебным занятиям и отличиям или до отправления различных свободных занятий и ремесл, в какой бы то ни было местности.

Свобода и внешнее отправление всякого богослужения обеспечиваются как за всеми сербскими уроженцами, так и за иностранцами, и никакие стеснения не могут быть делаемы в иерархическом устройстве различных религиозных общин и в сношениях их с их духовными главами.

Статья XXXVII

Впредь до заключения новых соглашений в Сербии никаких изменений не последует в ныне существующих условиях коммерческих сношений княжества с иностранными государствами.

Никакой транзитной пошлины не будет взиматься с товаров, провозимых чрез Сербию.

Льготы и привилегии иностранных подданных, равно как и права консульской юрисдикции и покровительства останутся, как они ныне существуют, в полной силе, пока не будут изменены с общего согласия княжества и заинтересованных держав.

Статья XXXVIII

Княжество Сербия заступает, в соответственной доле, Блистательную Порту в обязательствах, принятых ею как относительно Австро-Венгрии, так и относительно Общества эксплоатации железных дорог Европейской Турции по окончанию, соединению, а также по эксплоатации железнодорожных линий, имеющих быть проведенными на вновь приобретенной княжеством территории.

Необходимые для разрешения этих вопросов конвенции будут заключены немедленно по подписании настоящего трактата между Австро-Венгрией, Сербией и княжеством Болгарии в границах его компетентности.

Статья XXXIX

Мусульмане, владеющие недвижимой собственностью в присоединенных к Сербии территориях и, которые пожелали бы избрать местожительство вне княжества, будут иметь право сохранить в княжестве свои недвижимые имущества, отдавая их в аренду, или же поручая управление их другим лицам.

На Турецко-Сербскую комиссию будет возложено окончательное устройство, в определенный срок, всех дел, касающихся порядка отчуждения, эксплоатации или пользования за счет Блистательной Порты имуществ, принадлежащих государству и богоугодным учреждениям (вакуф), а также разрешение вопросов, касающихся интересов частных лиц, могущих быть затронутыми в этих делах.

Статья XL

До заключения трактата между Турцией и Сербией, сербские подданные, путешествующие или пребывающие в Турецкой империи, будут пользоваться правами согласно основным началам международного права.

Статья XLI

Сербские войска будут обязаны очистить в пятнадцатидневный срок со дня обмена ратификаций настоящего трактата местности, не включенные в новые границы княжества.

Оттоманские войска очистят в тот же пятнадцатидневный срок территории, уступленные Сербии. Им будет, однако же, дан дополнительный пятнадцатидневный срок, как для очищения укрепленных мест и вывоза оттуда продовольственных и боевых запасов, так и для составления описи снарядов и предметов, не могущих быть немедленно вывезенными.

Статья XLII

Так как Сербия обязана нести на себе часть оттоманского государственного долга за новые территории, присужденные ей настоящим трактатом, то представители держав в Константинополе, вместе с Блистательной Портой, определят размер этой части на справедливых основаниях.

http://ru.wikisource.org/wiki/Берлинский_трактат



Содержание

Введение    …3
Тема № 1. Национально-освободительная борьба южнославянскх народов в XIX в.    … 5

 

 

Редактор ____________________

Подписано в печать _________ Формат 60 х 64 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. ____. Уч.-изд. л. ____. Тираж 100 экз.

Заказ _____

__________________________________________________________

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».

650043, Кемерово, ул. Красная, 6.

Отпечатано на участке оперативной полиграфии КемГУ.

 


[1] Швабе, паразлиjе (сербск.) – традиционные прозвища сербов, получивших образование в Вене и Париже.

[2] Сербская народная скупщина – высший представительный орган у сербов до 1858 г. являлась институцией обычного права, созываясь время от времени, исходя из конкретных потребностей режима. Не была народным представительством в полном значении этого понятия. 14 января 1859 г. Свято-Андреевская скупщина приняла закон, согласно которому деятельность скупщины приобретала регулярный характер. Отныне она должна была собираться строго ежегодно для обсуждения текущих государственных дел; депутаты же избирались населением в пропорции: 500 налогоплательщиков – 1 депутат. 

[3] Князь Михаил Обренович во время своего второго правления (1860-1868) низвел значение института Народной скупщины до положения чисто формального собрания, автоматически одобряющего все распоряжения исполнительной власти. За 8 лет было созвано всего три скупщины (1861, 1864, 1867 гг.). Это стало реальностью после закона, принятого на скупщине в сентябре 1859 г. Согласно ее решениям был пересмотрен закон о скупщине, принятый на Свято-Андреевской Скупщине (см. примечание выше), отныне количество депутатов уменьшалось вдвое, сама же скупщина должна была собираться не ежегодно, а раз в три года.

[4] В 1869 г. в Сербии была принята первая национальная конституция (взамен формального к тому времени Турецкого Устава 1838 г.). В ней представители династии Карагеоргиевичей объявлялись вне закона, и им было запрещено проживать в княжестве.

[5] Сербская Омладина (объединенная сербская молодежь) – сербская национальная культурно-просветительская организация с центром в г. Нови-Сад. Существовала в 1866-1872 гг.

[6] Министр несколько не точен. В XIX в. из 5-и сербских князей (и семи правлений, так как Милош и Михаил Обреновичи правили два раза) один все-таки умер на престоле – Милош Обренович – в конце своего второго правления в 1860 г. А остальные были действительно либо свергнуты, либо отреклись от престола, либо убиты заговорщиками.

[7] Так называемая Великая народная скупщина – экстраординарный институт в политической системе Сербии, обладающий правами Учредительного собрания.

[8] В 1881 г. в Сербии окончательно оформились три политические партии – Радикальная, Либеральная и Напредняцкая.

[9] 9 мая 1894 г. король Александр Обренович отменил конституцию 1888 г. и вернул в силу Основной закон 1869 г. Однако в 1901 г. вернул Конституцию 1888 г. под видом новой Конституции.

[10] Имеется в виду признание самостоятельности болгарской церкви в феврале 1870г.

[11] Разбогатевшая часть болгарского общества, придерживавшаяся протурецкой ориентации.

[12] Имеется в виду выступление четы болгарских воевод X. Димитра и С. Караджи.

[13] В тексте 1879 г.- 10 тыс.

[14] В тексте 1879 г.- 3 года.

[15] Представитель Сербии Филип Христич (1819-1905) находился в столице Черногории – Цетинье во второй половине ноября 1875 г.

[16] Спасаясь от турецкой расправы, в Черногорию бежали тысячи герцеговинцев, прокормить которых без посторонней помощи черногорское правительство было не в состоянии.

[17] Сербский представитель Ранко Алимпич (1820-1882) привез в Черногорию сербские варианты проекта договора и военной конвенции и вел переговоры с князем Николой с 23 февраля по 18 марта 1876 г.


Введение

Методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по истории славян в Новое время на III курсе факультета истории и международных отношений.

Основная цель пособия состоит в том, что бы с помощью анализа источников студент мог разобрать и изучить основные проблемы курса.

Учебно-методическое пособие состоит из III частей и охватывает весь период Нового времени (XIX в.). На семинарских занятиях рассматривается история польских земель, отдельно история другого западнославянского народа – чехов, а так же регион балканских славян – сербы, болгары и черногорцы.

Главное содержание всех рассматриваемых в курсе тем – это история национально-освободительного движения зарубежных славян. Немаловажное значение будет уделено так же политическим процессам в рассматриваемых регионах – истории становления политических режимов в Сербии и Чехии, а так же изменению политического статуса Царства Польского в составе Российской империи.

Первая часть пособия включает Тему № 1 «Национально-освободительная борьба южнославянских народов в XIX в.». Тема включает две части – Занятие 1 «Национально-освободительная борьба сербского народа в XIX в.» и Занятие 2 «Национально-освободительная борьба болгарского народа (конец XVIII – 70-е гг. XIX в.)».

Основное содержание обоих занятий – это история НОДа на Балканах в период нового времени, в том числе изучение международных отношений в регионе. Однако большое внимание будет уделено истории внутриполитических процессов в автономных Сербии и Болгарии. Первому опыту государственного строительства в молодых балканских государствах.

Каждая тема пособия включает план семинарского занятия, список необходимых источников, литературы, методические указания к теме, а так же исторические документы (в извлечениях).

В процессе подготовки к семинарскому занятию главное внимание студенты должны уделять анализу представленных источников. Бережное отношение к источнику, оценка его не по тому, чего он не дает, а по тому, что мы можем узнать из него о тех или иных событиях прошлого – составляет основу исследовательской работы. Студент должен выявить, какую информацию содержат источники и определить степень ее достоверности. Для получения достоверной информации необходимо пользоваться методом сравнения, сопоставления данных рассматриваемого источника с другими.

Вместе с тем, работой с источниками ограничиваться нельзя. Также студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя их мнения с собственными выводами по результатам изучения исторических источников, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий, наиболее адекватно отражающих историческое прошлое, а, может быть, предложить и собственное видение проблемы.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.



Тема 1.

Национально-освободительная борьба

Дата: 2019-07-24, просмотров: 274.