В соответствии с федеральным законом "О естественных монополиях" государственное регулирование естественных монополий направлено на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализованного ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Основными целями государственного регулирования в монопольных секторах экономики являются: обеспечение макроэкономической эффективности; справедливости по отношению к потребителю; справедливости по отношению к производителю товаров (работ, услуг), монопольного сектора.
Цели государственного регулирования в конкурентных секторах определены федеральным законом.
Общими задачами государственного регулирования железнодорожного транспорта являются: обеспечение гармоничного развития единой транспортной системы страны и ее экономики, национальной безопасности и обороноспособности государства, мобилизационной готовности железнодорожного транспорта; безопасности перевозок; равноправного доступа к продукции (работам, услугам) естественно монопольного и временно монопольного (потенциально конкурентного) секторов; эффективной тарифной политики, а также формирование стабильно развивающейся системы хозяйственных отношений (бизнесов) в железнодорожной отрасли и благоприятного инвестиционного климата; прогнозируемость изменений в правилах регулирования.
Требования к системе государственного регулирования железнодорожного транспорта. Эффективная система государственного регулирования железнодорожного транспорта должна удовлетворять ряду требований. В их число входят: равноудаленность от хозяйствующих субъектов; формирование системы "сдерживания и противовесов" в регулировании; ориентация на обеспечение единства и гармоничности транспортной системы; единство и последовательность регулирования; обеспечение обороноспособности и национальной безопасности; стабильность правил регулирования, предсказуемость изменений; обеспечение справедливости тарифов и обоснованности доходов монопольного сектора.
Минэкономразвития России | Федеральный орган регулирования на транспорте | Федеральный орган регулирования на железно- дорожном транспорте | Федеральный орган по регулированию естественных монополий | МАП России | Органы специального технического надзора |
• Координация развития ЕТС и экономики страны • Государст- венная политика в области мобилизаци - он ной подготовки | • Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей • Руководство мобилизацией- ной подготовкой и гражданской обороной на транспорте (кроме ж/д транспорта) • Стандартиза- ция, сертификация и надзор на транспорте (кроме ж/д транспорта) | • Координация деятельности и развития ж/д транспорта (в т.ч. ППЖТ) • Руководство мобилизацион- ной подготовкой и гражданской обороной на ж/д транспорте (в т.ч. ППЖТ) • Стандартиза- ция, сертификация и надзор на ж/д транспорте (в т.ч. ППЖТ) • Лицензирова- ние деятельности субъектов конкурентного сектора | • Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий • Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС* • Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС*** • Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики • Формирование совместно с Минфином России методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности | • Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа Согласование и контроль крупных сделок и слияний • Надзор и контроль применения установленной тарифной политики | • Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам |
* Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД» ** ЕМС – естественно монопольный сектор *** ВМС – временно монопольный сектор |
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – первый этап реформ.
Минэкономразвития России | Федеральный орган регулирования на транспорте | Федеральный орган по регулированию естественных монополий | МАП России | Органы специального технического надзора |
• Координация развития ЕТС* и экономики страны • Государственная политика в области мобилизационной подготовки | • Координация деятельности и развития ЕТС и транспортных отраслей • Руководство мобилизационной подготовкой и гражданской обороной на транспорте • Стандартизация сертификация и надзор на транспорте • Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте • Лицензирование деятельности субъектов конкурентного сектора | • Установление требований к системе тарифного регулирования естественных монополий • Утверждение тарифного прейскуранта на услуги ЕМС** и ВМС*** • Разработка правил обеспечения равноправного доступа к ЕМС** и ВМС**** • Мониторинг соблюдения установленных правил регулирования доступа и тарифной политики • Формирование методики раздельного учета доходов, затрат, финансовых результатов по видам деятельности | • Надзор и контроль обеспечения равноправного доступа • Согласование и контроль крупных сделок и слияний • Надзор и контроль установленной тарифной политики | • Обеспечение специальных вопросов безопасности и соответствия техническим стандартам |
* Единая транспортная система ** ЕМС – естественно монопольный сектор *** Разработка тарифного прейскуранта на услуги ЕМС и ВМС осуществляются ОАО «РЖД» **** ВМС – временно монопольный сектор |
Предлагаемое распределение функций государственного регулирования – второй этап реформ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.