Реформирование железнодорожного транспортам России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объединение линейных предприятий без изменения их производственного профиля.

 

В 1996 – 1997 гг. преобразование в струк турные подразделения с ликвидацией прав юридических лиц 430 линейных предприятий. Наиболее заметно (на 7—8 %) со­кратилось число вагонных и локомотивных депо. Небольшие из них присоединены к более крупным (головным) с преобразо­ванием в производственные участки головного депо.

В аналогичных размерах сокращено число дистанций СЦБ и связи (значительная часть ликвидированных дистанций нахо­дилась на Московской железной дороге). В меньших масштабах проводилось объединение дистанций пути и дистанций элект­роснабжения.

Объединение линейных предприятий по содержанию желез­нодорожной инфраструктуры (дистанции СЦБ и связи, пути, гражданских сооружений, электроснабжения) производилось путем переподчинения первичных структурных подразделений (участков, околотков, мастерских) соседним линейным пред­приятиям соответствующего профиля.

Предприятия материально-технического снабжения и отде­лы рабочего снабжения объединялись преимущественно при реорганизации отделений железных дорог.

Объединение линейных предприятий сопровождалось вы­свобождением по преимуществу вспомогательного и админи­стративно-управленческого персонала (АУП) и в меньшей сте­пени — производственного штата.

 

Реформирование электроэнергетики

 

Одной из первых отраслей, в которой начался процесс ре­формирования, была электроэнергетика. Главная проблема ее реформирования заключалась в том, что в период структурных преобразований 90-х годов в отрасли не были решены задачи разделения бизнеса, ликвидации перекрестного субсидирова­ния, концентрации финансовых потоков в едином центре.

В отрасли наблюдалась выраженная регионализация дея­тельности, которая привела к нарушению баланса интересов, в первую очередь финансовых, единой энергетической системы и ее региональных подразделений. Вокруг хозяйствующих субъ­ектов в регионах образовалось множество частных компаний, обеспечивающих проведение взаимозачетов, бартерных схем и т. д. и, соответственно, не заинтересованных в проведении каких-либо финансовых и структурных преобразований, направленных на повышение прозрачности бизнеса и введение рыночных принципов хозяйствования.

Структурные преобразования в энергетике происходили па­раллельно с решением проблем обеспечения собираемости пла­тежей за поставляемую энергию, повышения доли денежных средств в этих платежах, реструктуризации кредиторской и пос­ледовательного снижения дебиторской задолженности. Очевид­но, что эти наиболее острые для российской энергетики пробле­мы решались в первую очередь, отодвигая на второй план зада­чи реформирования. Кроме того, не был выработан единый принципиальный подход к тарифообразованию и тарифному регулированию, в том числе не решен вопрос о соотношении уровня тарифов для населения и юридических лиц.

Не менее серьезной проблемой является снижение государственного контроля за деятельностью РАО "ЕЭС России".

Особенностью реформирования РАО "ЕЭС России" было проведение приватизации, начавшейся раньше, чем в других естественных монополиях, при отсутствии проработанного плана поэтапных структурных преобразований в отрасли.

Одной из важных задач реформирования, закрепленных в программе, является создание единой национальной электри­ческой сети с целью сохранения и укрепления единой энерго­системы страны.

 

Сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом.

Основные преимущества

Предоставление руководству и сотрудникам системы федераль­ного железнодорожного транспорта возможностей сконцентриро­ваться на внутренней реорганизации и трансформации бухгалтер­ского учета (без дополнительного отвлечения внимания на юриди­ческие процедуры слияния).

Снижение риска дополнительной концентрации "рыночной влас­ти" у одного хозяйствующего субъекта.

Снижение риска "потери" активов в ходе реорганизации за счет сохранения существующего состава и юридической структуры пред­приятий и организаций системы.

Основные недостатки

Сохранение на подготовительном (первом) этапе реформ со­вмещения хозяйственных и регулирующих функций.

Риск затягивания реформ в отсутствие мощного внутреннего стимула к началу реорганизации.

Невозможность выстраивания системы управления и учета по видам деятельности без изменения юридически закрепленной струк­туры управления.

Сохранение организационного объединения естественно моно­польных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Невозможность обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.

 

2). Федеральное государственное ' унитарное предприятие (ФГУП)

Основные преимущества

Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.

Минимальность организационно-правовой трансформации на первом (подготовительном) этапе.

Основные недостатки

Необходимость трансформации единого ФГУП в ОАО при пере­ходе ко второму этапу реформ, т.е. создание дополнительного шага на пути преобразований.

Риск затягивания реформ.

Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Риск увеличения непрозрачности предприятия при слиянии.

Рост зависимости от кредиторов при слиянии.

Риск усиления монополизации отрасли.

Риск "потери" активов в ходе реорганизации (может быть сни­жен путем проведения инвентаризации и специального аудита).

Невозможность обеспечить рост уровня мотивации сотрудников.

Недостаточная привлекательность для внешних инвестиций из-за невозможности участия внешних инвесторов в капитале и управ­лении предприятием, а также из-за отсутствия права собственности на имущество.

 

Основные преимущества

Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.

Необратимость перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу государственного управления на железнодорожном транспорте и за счет представительства государ­ства в Совете директоров.

Наличие мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия достаточных темпов реформы.

Возможность привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет продажи акций дочерних пред­приятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов банков.

Более действенный (по сравнению с ФГУП) государственный контроль имущественного комплекса: деятельность исполнительных органов ОАО контролируется рядом нормативных актов.

Финансовая устойчивость за счет большей гибкости в распоря­жении активами.

Обеспеченная мотивация труда работников.

Основные недостатки

Отвлечение внимания руководства федерального железнодо­рожного транспорта также И на юридические преобразования.

Риск затягивания реформ.

Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Риск роста непрозрачности предприятия при слиянии.

Риск злоупотреблений, связанных с дополнительной концентра­цией "рыночной власти" у одного хозяйствующего субъекта.

Риск "потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию и аудит.

Риск необратимости отчуждения государственного имущества вследствие приватизации.

 

Основные преимущества

Разделение хозяйственных и регулирующих функций уже на подготовительном (первом) этапе реформ.

Возможность обеспечить неизбежность перехода ко второму этапу за счет придания соответствующих функций органу государст­венного управления на железнодорожном транспорте и за счет представительства государства в Советах директоров.

Наличие мощного внешнего стимула к началу реорганизации как относительная гарантия достаточных темпов реформы.

Возможность привлечения частных инвестиций уже на первом этапе реформ, в том числе за счет продажи акций дочерних пред­приятий, выпуска облигаций и привлечения кредитов банков.

Большая, чем в министерстве и ФГУП, мотивация труда работ­ников.

Низкая степень слияния потенциально конкурентного и моно­польного секторов, и соответственно снижения риска усиления мо­нополии.

Отсутствует риск затягивания реформ.

Рост финансовой прозрачности по видам деятельности.

Основные недостатки

Риск необратимости структурных преобразований.

Риск потери устойчивости железнодорожного транспорта в целом.

Из-за отсутствия раздельного учета по видам деятельности на момент выделения, отсутствует адекватная аналитическая база, по­зволяющая оценить результаты деятельности выделяемых субъек­тов и реальную стоимость их активов; тем самым возникает опас­ность неоптимального формирования имущественного комплекса создаваемых ОАО.

Отвлечение внимания руководства федерального железнодо­рожного транспорта также и на юридические преобразования.

Организационно-правовое слияние естественно монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности.

Риск "потери" активов в ходе реструктуризации, несмотря на инвентаризацию и аудит.

 

5). Процедура формирования ОАО "РЖД".

До формирования АО "РЖД" необходимо обеспечить нормативное регулирова­ние особенностей приватизации на железнодорожном транс­порте. Процедура приватизации будет проходить в несколько этапов.

Прежде всего, будет определен порядок приватизации, со­ставлен перечень имущества, включаемого в уставный капитал и передаваемого на баланс ОАО, определено количество и но­минал акций создаваемого общества. Одновременно будет раз­работан и утвержден план приватизации и проведена государ­ственная регистрация компании. Далее происходит наделение ОАО вышеуказанным имуществом. Из реестра федерального имущества исключаются реорганизуемые государственные уни­тарные предприятия.

Все вышеуказанные этапы реализуются под управлением Комиссии по приватизации и территориальных органов Минимущества России при непосредственном участии МПС России.

Реформирование железнодорожного транспортам России.

I. Введение

II.

1. Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта (этап 1997 – 1998 гг.)

2. Объединение линейных предприятий без изменения их производственного профиля.

3. Полное или частичное изменение производственного профиля объединяемых линейных предприятий.

4. Укрупнение и ликвидация отделений железных дорог с пере­ходом на безотделенческую структуру управления.

5. Одноэтапный переход (Восточно-Сибирская железная доро­га).

6. Этапный переход на безотделенческую структуру.

7. Концепция реформирования железнодорожного транспорта (1998 г.)

8. Предпосылки и основное содержание концепции развития структурной реформы

9. Оценка вариантов реформирования железнодорожного транспорта

10. Анализ мирового опыта реформирования железнодорожного транспорта и естественных монополий

11. Реформирование электроэнергетики

12. Реформирование газодобывающей и газоперерабатывающей отрасли

13. Реформирование нефтяной отрасли

14. Реформирование воздушного транспорта

15. Реформирование морского транспорта

16. Выбор оптимальной регуляторной модели для железнодорожного транспорта в России.

17. Первый этап реформ (2001—2002 гг.)

18. Выбор организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта

1). Сохранение существующей структуры управления федеральным железнодорожным транспортом.

2). Федеральное государственное ' унитарное предприятие (ФГУП)

3). Открытое акционерное общество (ОАО).

4). Несколько открытых акционерных обществ.

5). Процедура формирования ОАО "РЖД". 19. Механизмы управления реформой при переходе от первого (подготовительного) ко второму этапу

20. Второй этап реформ (2003 – 2005 гг.)

21. Третий этап реформ (2006 — 2010 гг.)

22. Система государственного регулирования железнодорожного транспорта

23. Реформирование тарифной системы

24. Финансово-экономическая и социальная оценка структурной реформы

25. Актуализация генеральной схемы развития железнодорожного транспорта на период 2010-2015 гг.

III. Заключение

Список используемой литературы


Введение

Предлагаемый мною реферат представляет собой попытку системного взгляда на реформирование железнодорожного транспорта России, интенсивным развитием которого начинается XXI столетие. Такой подход неизбежно предлагает обращение к истории Российских железных дорог, так как незнание исторического опыта может способствовать формированию неправильного видения будущего.

Вся история железных дорог – это история постоянного совершенствования, изменения и преобразований. Не только совершенствования техники и технологических процессов, но и в значительной мере совершенствования организации управления и экономики железных дорог.

Работа над программой структурного реформирования железнодорожного транспорта на рубеже XX и XXI веков требовала от разработчиков наряду с необходимостью системных подходов к обоснованию реформ также и взвешенной оценке возможных альтернатив и последствий. Прежде всего, следовало ответить на вопрос: нужны ли реформы, и можно ли обойтись без них?

Однозначный ответ был сформирован только после того, как были проанализированы и оценены все внешние и внутренние процессы – экономические, технологические, социальные, которые сопровождают работу отрасли. Зачастую именно в их противоречии и возникают предпосылки, требующие реформирования.

Именно об этом я и попытаюсь рассказать.

 

1. Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта (этап 1997 – 1998 гг.)

 

Основой функционирования железнодорожного транспорта в переходный период являлось проведение мероприятий по совершенствованию структуры отрасли.

Анализ мероприятий, проводимых на железной дороге в 1997 – 1998 гг., позволил выявить общие направления работы по структурным преобразованиям.

Они заключаются в укреплении первичных производственных звеньев, объединении и укреплении отделений ж.д., централизации управления перевозочной и финансово-экономической деятельностью, концентрации финансовых ресурсов в министерстве в условиях их дефицита, необходимости устранения двойных налогооблагаемых оборотов. Это достигается при переходе на двухзвенную систему управления, преобразовании линейных предприятий основной деятельности в структурные подразделения с лишением их статуса юридического лица. При этом упраздняется самостоятельный баланс и заменяется оборотно-сальдовыми ведомостями, осуществляются меры по совершенствованию учетной политики, более четко разграничиваются затраты по перевозочной и подсобно-вспомогательной деятельности, перерабатывается номенклатура расходов по основной деятельности железной дороги.

В условиях 1996 г. устранение двойного налогообложения позволило экономить за год более 1,3 трлн. руб. за счет переключения соответствующих затрат с подсобно-вспомогательной деятельности на перевозочную.

В условиях исключения внутриотраслевых оборотов, увеличивающих налогооблагаемую базу, усилился контроль за расходами средств на основе их лимитирования с выделением отдельной строкой определенного состава затрат.

Масштабы и методы проводимых на железной дороге мероприятий по структурным преобразованиям на линейном уровне различны.

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.