Усольского района Иркутской области
Методическая разработка
Рабочая учебная программа по математике с кодификатором (5 класс)
Автор:
Фрунза Марина Викторовна,
Учитель математики
П. Белореченский
Год
Аннотация
Качественное планирование – хороший результат
В основе реформирования системы российского образования лежит совершенствование контроля и управления качеством образования. Разработка в образовательных учреждениях поурочного планирования с учетом кодификатора, несомненно, будет способствовать существенному повышению качества образования. Наличие такого планирования позволит педагогу выделять и контролировать наиболее важный учебный материал, включать в контрольные работы компоненты, усвоение которых определено требованиями государственными образовательными стандартами.
Считаю, что основным направляющим вектором для учителя при составлении календарно-тематического планирования по предмету должен быть «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений», подготовленный ФИПИ. В кодификаторе по каждому предмету содержатся коды элементов содержания (далее – КЭС) и коды требований к уровню подготовки выпускников (далее – КПУ), достижение которого проверяется на ЕГЭ.
В Кодификаторе по каждому предмету содержится две части:
перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по предмету;
перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене.
Таким образом, календарно-тематическое планирование, составленное с учетом этих двух составляющих, ориентирует учителя на целенаправленную подготовку к уроку. В первой части содержится ответ на вопрос: что должны знать учащиеся, во второй – что они должны уметь делать.
Достаточно внести цифровые обозначения кодов в соответствующие разделы календарно-тематического планирования, и значимость отдельных уроков для подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации становится очевидной. Для того чтобы учитель-предметник грамотно подготовился к уроку, предлагаю следующую форму календарно – тематического планирования:
№ урока | Тема | Количество часов | Дата по плану/ по факту | Код элементов содержания (КЭС) | Элементы содержания | Код требований | Требования к умениям |
Чтобы грамотно подготовить урок, учителю необходимо понимать: является ли содержание урока компонентом стандарта образования, и как нужно подготовить учащихся к использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности? Поэтому учитель должен сформулировать как обучающую цель (что должен знать ученик), так и деятельностную (что должен научиться делать ученик, чтобы соответствовать требованиям к уровню подготовки выпускников основной и средней школы, достижение которых проверяется на итоговом экзамене).
Составленное подобным образом календарно-тематическое планирование ориентирует учителя на целенаправленную подготовку, как к каждому уроку, так и к контролю освоенных элементов содержания, проведенному по окончании изучения темы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белореченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора ___________ /___________/ «____»________2018 г. | Утверждаю Директор __________/____________/ Приказ № от «_____»_________2018 г. |
Рабочая учебная программа
Математика
5 - 6 класс
(наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование
(уровень образования)
Фрунза Марина Викторовна,
учитель математики
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № _____ от «____»_______ 2018г.
п. Белореченский
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования на основе авторской программы линии Дорофеев Г. В, программы (для общеобразовательных учреждений): Т.А. Бурмистрова, Математика, М.: Просвещение, 2016г.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5-6 классов, используются учебники:
Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика. 5 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение, 2017г.
Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика. 6 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.: Просвещение,2016г.
В предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение математики в 5 – 6 классах отводится по 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, 34 учебных недели.
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Математические представления, знания и умения практически применять их оцениваются через устный счет, опрос, самостоятельные, практические и контрольные работы традиционного и альтернативного вида (тестирование, кроссворд, викторина) с учетом дифференцированного обучения, по пятибалльной системе.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Итоговые отметки (за тему, четверть, полугодие, курс) выставляется как средний результат работы за текущий период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.
Критерии оценивания тестовых работ, обучающихся:
При выставлении отметок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
50 - 74% — «3»;
75 - 89% — «4»;
90 - 100% — «5».
Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
- мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
- препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
- деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
- выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
- ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
- поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
- распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
- непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Логика и множества
- Оперировать на базовом уровне понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
- задавать множества перечислением их элементов;
- находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- распознавать логически некорректные высказывания.
Числа
- Оперировать на базовом уровне понятиями: натуральное число, целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число;
- использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
- использовать признаки делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении вычислений и решении несложных задач;
- выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами;
- сравнивать рациональные числа.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
- выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
- составлять числовые выражения при решении практических задач и задач из других учебных предметов.
Текстовые задачи
- Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
- строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
- осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
- составлять план решения задачи;
- выделять этапы решения задачи;
- интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
- знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
- решать задачи на нахождение части числа и числа по его части;
- решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними;
- находить процент от числа, число по проценту от него, находить процентное отношение двух чисел, находить процентное снижение или процентное повышение величины;
- решать несложные логические задачи методом рассуждений.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку)
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
- Оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар. Изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- решать практические задачи с применением простейших свойств фигур.
Измерения и вычисления
- выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
- вычислять площади прямоугольников.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
- вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников;
- выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни.
История математики
- описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
- знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей.
Содержание учебного предмета
Класс
1. Линии 8 часов
Линии на плоскости. Прямая. Отрезок. Луч. Единицы измерения длины. Длина отрезка. Длина ломаной. Окружность.
Основная цель - развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
2. Натуральные числа. 13 часов
Натуральные числа и нуль. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Ряд натуральных чисел. Сравнение. Округление натуральных чисел. Перебор возможных вариантов.
Основная цель – систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
3. Действия с натуральными числами. 22 часа
Арифметические действия с натуральными числами. Свойства сложения и умножения. Квадрат и куб числа. Числовые выражения. Степень с натуральным показателем. Решение арифметических задач. Задачи на движение. Единицы измерения времени и скорости. Длительность процессов в окружающем мире.
Основная цель – закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
4. Использование свойств действий при вычислениях. 12 часов
Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи на части. Задачи на уравнивание.
Основная цель – расширить представление учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений.
5. Углы и многоугольники. 9 часов
Угол. Острые, тупые и прямые углы. Биссектриса угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Многоугольники. Периметр многоугольника.
Основная цель – познакомить учащихся с новой геометрической фигурой – углом; вести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
6. Делимость чисел.16 часов
Делимость натуральных чисел. Делители числа. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Таблица простых чисел. Разложение натурального числа на простые множители. Деление с остатком
Основная цель – познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости числа (делить, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
7. Треугольники и четырехугольники. 9 часов
Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Равнобедренные и равносторонние треугольники. Прямоугольник. Квадрат. Площадь. Единицы измерения площади. Площадь прямоугольника. Равенство фигур.
Основная цель – познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представление о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
8. Дроби. 18 часов
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю. Сравнение дробей. Понятие и примеры случайных событий.
Основная цель – сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления.
9. Действия с дробями. 34 часа
Арифметические действия над обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части. Решение арифметических задач. Задачи на совместную работу.
Основная цель – научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
10. Многогранники. 10 часов
Многогранники. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, прямоугольном параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной). Примеры разверток.
Основная цель – познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать пирамиду и параллелепипед; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
11. Таблицы и диаграммы. 9 часов
Представление данных в виде таблиц и диаграмм. Чтение и составление таблиц и диаграмм.
Чтение таблиц с двумя входами. Использование в таблицах специальных символов и обозначений. Столбчатые диаграммы. Статистические данные.
Основная цель – формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
Класс.
1. Дроби и проценты.19 часов
Арифметические действия над дробями. Основные задачи на дроби. Проценты. Нахождение процента величины. Столбчатые и круговые диаграммы.
Основная цель – закрепить и развить навыки действия с обыкновенными дробями, а также познакомить учащихся с понятием процента.
2. Прямые на плоскости и в пространстве. 7 часов
Пересекающиеся прямые. Параллельные прямые. Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Расстояние. Единицы измерения длины.
Основная цель – создать у учащихся зрительные образы всех конфигураций, связанных с взаимным расположением прямых на плоскости и в пространстве.
3. Десятичные дроби. 9 часов
Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Основная цель – ввести понятие десятичной дроби, выработать навыки чтения, записи и сравнения десятичных дробей, представления обыкновенных дробей десятичными.
4. Действия с десятичными дробями. 31 час
Сложение, вычитание, умножение и деление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Сравнение десятичных дробей. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Округление чисел. Округление десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Решение арифметических задач.
Основная цель – сформировать навыки действий с десятичными дробями, а также развить навыки прикидки и оценки.
5. Окружность. 9 часов
Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Построение треугольника. Круглые тела.
Основная цель – создать у учащихся зрительные образы основных конфигураций, связанных с взаимным расположением прямой и окружности, двух окружностей на плоскости; научить строить треугольник по трем сторонам, сформировать представление о круглых телах.
6. Отношения и проценты. 14 часов
Отношение. Выражение отношения в процентах. Деление в данном отношении. Проценты. Основные задачи на проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Основная цель – научить находить отношение двух величин и выражать его в процентах.
7. Симметрия.8 часов
Осевая симметрия. Ось симметрии фигуры. Построения циркулем и линейкой. Центральная симметрия. Плоскость симметрии.
Основная цель – познакомить учащихся с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве, дать представление о симметрии в окружающем мире, развить пространственное и конструктивное мышление.
8. Выражения, формулы, уравнения. 15 часов
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Формулы. Вычисление по формулам. Формулы длины окружности и площади круга. Уравнение. Корень уравнения. Представление зависимости между величинами в виде формул.
Основная цель - сформировать первоначальные навыки использования букв при записи математических выражений и предложений.
9. Целые числа.13 часов
Целые числа: положительные и отрицательные и нуль. Сравнение целых чисел. Арифметические действия с целыми числами.
Основная цель – мотивировать введение положительных и отрицательных чисел, сформировать умение выполнять действия с целыми числами.
10. Множества. Комбинаторика.8 часов
Решение комбинаторных задач. Комбинаторное правило умножения. Эксперименты со случайными событиями.
Основная цель – развить умения решать комбинаторные задачи методом полного перебора вариантов, познакомить с приемом решения комбинаторных задач умножением.
11. Рациональные числа. 16 часов
Рациональные числа. Противоположные числа. Модуль числа (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Изображение чисел точками на прямой. Арифметические действия над рациональными числами. Свойства арифметических действий. Решение арифметических задач. Прямоугольная система координат на плоскости. Степень числа с целым показателем.
Основная цель – выработать навыки действий с положительными и отрицательными числами, сформировать представление о координатах, познакомить с прямоугольной системой координат на плоскости.
12. Многоугольники и многогранники.
Сумма углов треугольника. Параллелограмм. Правильные многоугольники. Площади. Призма.
Основная цель – обобщить и научить применять приобретенные геометрические знания умения при изучении новых фигур и их свойств.
Учебно – тематический план
Раздел | Количество часов | Практическая часть |
5 класс | ||
Глава 1. Линии. | 8 | Проверочная работа №1 Ломаная Проверочная работа №2 Окружность |
Глава 2. Натуральные числа. | 13 | Стартовый контроль (Административный мониторинг) Контрольная работа №1 по теме: «Натуральные числа» Тест 1. Натуральные числа |
Глава 3. Действия с натуральными числами. | 22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Действия с натуральными числами. Степень числа» Тест 2. Сложение и вычитание натуральных чисел Тест 3. Умножение и деление натуральных чисел |
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях. | 12 | Тест 4. Использование свойств действий при вычислениях |
Глава 5.Углы и многоугольники. | 9 | Проверочная работа № 3 Углы Контрольная работа № 3 по теме «Использование свойств действий при вычислениях. Углы и многогранники» |
Глава 6. Делимость чисел. | 16 | Административный мониторинг за 1 полугодие Тест 5. Делимость чисел |
Глава 7. Треугольники и четырехугольники. | 9 | Контрольная работа № 4 по теме: «Делимость чисел» Проверочная работа №4 Треугольники Проверочная работа №5 Прямоугольники Проверочная работа №6 Площади |
Глава 8. Дроби. | 18 | Контрольная работа № 5по теме: «Дроби» Тест 6. Доли и дроби Тест 7. Основное свойство дроби. Преобразование дробей |
Глава 9. Действия с дробями. | 34 | Контрольная работа № 6по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» Тест 8. Сложение и вычитание дробей Тест 9. Умножение и деление дробей Тест 10. Нахождение части целого и целого по его части |
Глава 10. Многогранники. | 10 | Проверочная работа №7 Многогранники Проверочная работа №8 Прямоугольный параллелепипед Проверочная работа №9 Объём Проверочная работа №10 Пирамида |
Глава 11. Таблицы и диаграммы. | 9 | Контрольная работа № 7 «Повторение материала курса 5 класса. Многогранники» |
Повторение. Итоговая контрольная работа. | 9 | Итоговый тест за курс 5 класса Административный мониторинг |
Итого: | 170 | |
6 класс | ||
Глава 1. Дроби и проценты. | 19 | Стартовый контроль (Административный мониторинг) Контрольная работа № 1 по теме «Дроби и проценты» Тест 1. Сравнение дробей. Действия с дробями Тест 2. Основные задачи на дроби Тест 3. Проценты |
Глава 2. Прямые на плоскости и в пространстве. | 7 | Проверочная работа №1 Пересекающиеся прямые Проверочная работа №2. Параллельные прямые Проверочная работа №3. Расстояние |
Глава 3. Десятичные дроби. | 9 | Контрольная работа № 2 по теме «Десятичные дроби. Прямые на плоскости и в пространстве» Тест 4. Десятичные дроби |
Глава 4. Действия с десятичными дробями | 31 | Контрольная работа № 3 по теме «Действия с десятичными дробями» Тест 5. Сложение и вычитание десятичных дробей Тест 6. Умножение десятичных дробей Тест 7. Деление десятичных дробей Тест 8. Задачи на движение |
Глава 5. Окружность | 9 | Административный мониторинг за 1 полугодие Проверочная работа №4. Окружности |
Глава 6. Отношения и проценты | 14 | Контрольная работа № 4 по теме «Отношения и проценты. Окружность» Тест 9. Отношения и проценты Тест 14. Буквы и формулы |
Глава 7. Симметрия | 8 | Проверочная работы №5. Осевая симметрия Проверочная работы №6. Центр и ось симметрии фигуры |
Глава 8. Выражения, формулы, уравнения | 15 | Контрольная работа № 5 по теме «Выражения, формулы, уравнения. Симметрия» |
Глава 9. Целые числа | 13 | Тест 10. Целые числа |
Глава 10. Множества. Комбинаторика | 8 | Контрольная работа № 6 по теме «Целые числа. Множества. Комбинаторика» |
Глава 11. Рациональные числа. | 16 | Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа» Тест 12. Рациональные числа Тест 13. Прямоугольные координатные плоскости |
Глава 12. Многоугольники и многогранники | 10 | Проверочная работа №8. Параллелограмм. Проверочная работа №9. Площади Проверочная работа №10. Призма |
Повторение. | 10 | Итоговый тест за 6 класс (Административный мониторинг) |
Итого | 170 | |
Всего | 340 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Рослова Л. О. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, с 2013 г.
2. Бунимович Е. А., Кузнецова Л. В., Рослова Л. О. Математика. Рабочая тетрадь. 6 класс. — М.: Просвещение, с 2014 г.
3. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика.
5 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.
4. Дорофеев Г. В., Шарыгин И. Ф., Суворова С. Б. и др. Математика.
6 класс / Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. — М.
5. Минаева С. С. Математика. Устные упражнения. 5 класс. — М.: Просвещение, с 2014 г.
6. Минаева С. С. Математика. Устные упражнения. 6 класс. — М.: Просвещение, с 2014 г.
7. Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. Методические рекомендации. 5 класс. — М.: Просвещение, с 2013 г. (размещено на сайте).
8. Суворова С. Б., Кузнецова Л. В., Минаева С. С. и др. Математика. Методические рекомендации. 6 класс. — М.: Просвещение, с 2013 г. (размещено на сайте).
Интернет ресурсы:
1. «Карман для учителя математики» http://karmanform.ucoz.ru.
2. Всё для учёбы: http://www.studfiles.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
4. Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/
5. Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
6. Образовательные ресурсы Интернета - Математика. http://www.alleng.ru/edu/math.htm
7. Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru/
8. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/nauka/
9. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
10. Уроки – конспекты www.pedsovet.ru
11. Федеральный институт педагогических измерений: http://www.fipi.ru/
12. Федеральный портал «Российское образование» : http:/edu.ru/
13. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
14. Я иду на урок математики (методические разработки): www.festival.1sepember.ru
Планируемые результаты изучения учебного предмета математика 5-6
Арифметика
Натуральные числа. Дроби
Ученик научится:
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием степени числа; вычислять значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем;
- применять понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
- оперировать понятием обыкновенной дроби, выполнять вычисления с обыкновенными дробями;
- оперировать понятием десятичной дроби, выполнять вычисления с десятичными дробями;
- понимать и использовать различные способы представления дробных чисел; переходить от одной формы записи чисел к другой, выбирая подходящую для конкретного случая форму;
- оперировать понятиями отношения и процента;
- решать текстовые задачи арифметическим способом;
- применять вычислительные умения в практических ситуациях, в том числе требующих выбора нужных данных или поиска недостающих.
Ученик получит возможность:
- проводить несложные доказательные рассуждения;
- исследовать числовые закономерности и устанавливать свойства чисел на основе наблюдения, проведения числового эксперимента;
- применять разнообразные приёмы рационализации вычислений.
Рациональные числа
Ученик научится:
- распознавать различные виды чисел: натуральное, положительное, отрицательное, дробное, целое, рациональное; правильно употреблять и использовать термины и символы, связанные с рациональными числами;
- отмечать на координатной прямой точки, соответствующие заданным числам; определять координату отмеченной точки;
- сравнивать рациональные числа;
- выполнять вычисления с положительными и отрицательными числами.
Ученик получит возможность:
- выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применяя при необходимости калькулятор;
- использовать приёмы, рационализирующие вычисления;
- контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Алгебра
Вероятность и статистика
Описательная статистика
Ученик научится:
- работать с информацией, представленной в форме таблицы, столбчатой или круговой диаграммы.
Ученик получит возможность:
- понять, что одну и ту же информацию можно представить в разной форме (в виде таблиц или диаграмм), и выбрать для её интерпретации более наглядное представление.
Геометрия
Наглядная геометрия
Ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире плоские геометрические фигуры, конфигурации фигур, описывать их, используя геометрическую терминологию и символику, описывать свойства фигур;
- распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире пространственные геометрические фигуры, описывать их, используя геометрическую терминологию, описывать свойства фигур; распознавать развёртки куба, параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса;
- изображать геометрические фигуры и конфигурации с помощью чертёжных инструментов и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге;
- измерять с помощью инструментов и сравнивать длины отрезков и величины углов, строить отрезки заданной длины и углы заданной величины;
- выполнять простейшие умозаключения, опираясь на знание свойств геометрических фигур, на основе классификаций углов, треугольников, четырёхугольников;
- вычислять периметры многоугольников, площади прямоугольников, объёмы параллелепипедов;
- распознавать на чертежах, рисунках, находить в окружающем мире и изображать: симметричные фигуры; две фигуры, симметричные относительно прямой; две фигуры, симметричные относительно точки;
- применять полученные знания в реальных ситуациях.
Ученик получит возможность:
- исследовать и описывать свойства геометрических фигур (плоских и пространственных), используя наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, в том числе компьютерное моделирование и эксперимент;
- конструировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и т. д.;
- конструировать орнаменты и паркеты, изображая их от руки, с помощью инструментов, а также используя компьютер;
- определять вид простейших сечений пространственных фигур, получаемых путём предметного или компьютерного моделирования.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата по плану/ по факту |
Элементы содержания
Код требований
Требования к умениям
Глава 1. Линии (8 часов)
(Р) – составляют план и работают по плану, совершенствуют критерии оценки и самооценки.
(П) – делают предположения об информации, нужной для решения учебной задачи, записывают правила «если…, то…»;
(К) – оформляют мысль в устной речи, умеют договариваться, менять точку зрения;
(Л) - выражают положительное отношение к процессу познания; дают адекватную оценку своей учебной деятельности
Линии
5.2
Распознавать на предметах, изображениях, в окружающем мире различные линии, плоские и пространственные. Распознавать на чертежах и рисунках замкнутые и незамкнутые линии, самопересекающиеся и без самопересечений. Описывать и характеризовать линии. Конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клетчатой бумаге, строить по алгоритму. Изображать различные линии по образцу или с заданными свойствами
Точка
Прямая
Луч
Отрезок
5.2
Распознавать на чертежах, рисунках и моделях прямую, части прямой, ломаную. Приводить примеры аналогов частей прямой в окружающем мире, моделировать прямую, ломаную. Узнавать свойства прямой. Изображать прямую, луч, отрезок, ломаную от руки и с использованием линейки
Длина линии
5.1
7.2
Измерять длины отрезков с помощью линейки. Сравнивать длины отрезков с помощью циркуля, на глаз, выполнив измерения. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки. Узнавать зависимости между единицами метрической системы мер, выражать одни единицы измерения длин через другие. Находить ошибки при переходе от одних единиц измерения длин к другим. Находить длины ломаных. Находить длину кривой линии
Окружность
5.2
Распознавать на чертежах, рисунках, моделях окружность и круг. Приводить примеры окружности и круга в окружающем мире. Изображать окружность заданного радиуса с помощью циркуля. Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков из окружностей, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Изображать окружности по описанию. Использовать терминологию, связанную с окружностью. Узнавать свойства окружности
5.1
5.2
7.2
Описывать и характеризовать линии. Выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их. Изображать различные линии, в том числе прямые и окружности. Конструировать алгоритм построения линии, изображённой на клетчатой бумаге, строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку. Находить длины отрезков, ломаных
Глава 2. Натуральные числа (13 часов)
(Р) – обнаруживают и формулируют проблему вместе с учителем, определяют цель учебной деятельности; работают по составленному плану.
(П) – передают содержание в развёрнутом или сжатом виде, делают предположения об информации, нужной для решения задач
(К) – умеют принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе
(Л) - проявляют положительное отношение к урокам математики, объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения, оценивают свою познавательную деятельность
1.1.1
Десятичная система счисления. Римская нумерация
1.1
1.1.1
Сравнение натуральных чисел
1.1
6.1.1
Координатная прямая.
Координата точки
1.4
1.1.1
1.5.2
1.5.7
Разряды чисел.
Оценка данных
1.2
8.3.1
Перебор вариантов
6.2
1.1.1
1.5.2
1.5.7
6.1.1
8.3.1
1.1
1.2
1.4
6.2
7.2
1.1.1
1.5.2
1.5.7
6.1.1
8.3.1
1.1
1.2
1.4
6.2
7.2
Глава 3. Действия с натуральными числами (22 урока)
(П) - Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выполняют операции со знаками и символами. Моделируют условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строят логическую цепочку рассуждений. Структурируют знания. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений.
(Р) - Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно. Критически оценивают полученный ответ, осуществляют самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.
(К) - С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Работают в группе. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Учатся с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Описывают содержание совершаемых действий.
(Л) - Формируют навыки анализа, творческой активности. Формируют мотивацию к аналитической деятельности. Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
1.1.2
Правила сложения и вычитания
1.1
1.3
1.1.2
Правила умножения и деления
1.1
1.3
1.1.2
Порядок действий.
Применение свойств.
Решение задач
1.1
1.3
1.1.3
Понятие степени числа
1.1
1.2
1.1.2
1.5.1
Скорость
Время
Расстояние
1.1
1.2
1.1.2
1.1.3
1.1
1.2
1.3
1.1.2
1.1.3
1.1
1.2
1.3
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях (12 уроков)
(П) - Развивают представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике. Учатся использовать приемы, рационализирующие вычисления. Приобретают привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Развивают креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
(Р) - Составляют план и последовательность действий с учетом конечного результата. Приобретают привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ. Осознают качество и уровень усвоения. Соотносят свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.
(К) - Планируют общие способы работы. Воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения. Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.
(Л) - Формируют навык осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.
1.1.2
Свойства сложения и умножения
1.1
1.1.2
Распределительное свойство
1.1
1.1.2
1.2.3
Нахождение части от числа, числа по части
1.1
1.3
1.1.2
3.1.1
3.3.2
Составление уравнения по условию задачи
1.1
3.4
1.1.2
3.1.1
3.3.2
1.1
1.3
3.4
Глава 5. Углы и многоугольники (9 уроков)
П) - Грамотно применять математические термины и символику. Развивать навыки устных, письменных, инструментальных вычислений. Использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развивать изобразительные умения, приобрести навыки геометрических построений.
(Р) - Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов построений. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.
(К) - Работают в группе. Развивают умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
(Л) - формируют навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.
7.1.2
Виды углов
5.1
5.2
7.1.2
Измерение углов
5.1
5.2
7.1.1
7.5.1
Ломаные и многоугольники
5.1
5.2
7.1.1
7.1.2
7.5.1
5.1
5.2
7.1.1
7.1.2
7.5.1
5.1
5.2
Глава 6. Делимость чисел (15 уроков) + 1 урок из итогового повторения
П) - Углубляют и развивают представление о свойствах делимости чисел. Учатся использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
(Р) - Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий. Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата. Сопоставляют свой способ действия с эталоном.
(К) - Работают в группах, несут ответственность за выполнения действий. Воспринимают текс с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения. Проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.
(Л) - Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового знания.
1.1.4
Делители и кратные
1.1
1.3
1.1.4
Простые и составные числа
1.1
1.3
1.1.4
Свойства делимости
1.1
1.3
1.1.5
Признаки делимости
1.1
1.3
1.1.7
Деление с остатком
1.1
1.3
1.1.4
1.1.5
1.1.7
1.1
1.3
Глава 7. Треугольники и четырехугольники (10 уроков).
(П) - Проводят классификацию геометрических фигур. Усваивают систематические знания о плоских фигурах и их свойствах. Используют геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развивать изобразительные умения, приобретают навыки геометрических построений.
(Р) - Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
(К) - Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
(Л) - Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности
7.1.1
7.2.2
7.2.3
7.2.5
7.5.1
Треугольники и их виды. Периметр треугольника. Неравенство треугольника
5.1
5.2
7.3.2
7.5.1
Прямоугольник. Свойства сторон и углов прямоугольника. Периметр прямоугольника
5.1
5.2
7.1.1
7.5.1
Равенство фигур
5.1
5.2
1.5.1
7.5.4
Площадь прямоугольника
5.1
5.2
7.1
7.1.1
7.2.2
7.2.3
7.2.5
7.3.2
7.5.1
5.1
5.2
7.1
7.1.1
7.2.2
7.2.3
7.2.5
7.3.2
7.5.1
5.1
5.2
7.1
Глава 8. Дроби (18 уроков)
(П) - Овладевают символьным языком алгебры. Представляют математическую науку как сферу человеческой деятельности, узнают об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации. Понимают сущность алгоритмических предписаний и учатся действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
(Р) - Ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенных и незнакомых понятий. Выстраивают алгоритм действий. Сличают свой способ действия с эталоном. Составляют план и последовательность действий
(К) - Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить по существу. Учатся анализировать ход своих действий и объяснять их.
(Л) - Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану.
1.2.1
Доли
1.1
1.3
7.1
1.2.1
1.2.3
6.1.1
Обыкновенная дробь
1.1
1.3
7.1
1.2.1
1.1.4
1.1.5
Основное свойство дроби. Сокращение дробей
1.1
1.3
7.1
1.1.4
1.2.1
1.2.2
Приведение дробей к общему знаменателю
1.1
1.3
7.1
1.1.4
1.2.1
1.2.2
Сравнение дробей
1.1
1.3
7.1
1.2.1
Представление результата от деления в виде дроби
1.1
7.1
1.1.4
1.2.1
1.2.2
1.1.5
6.1.1
1.1
1.3
7.1
1.1.4
1.2.1
1.2.2
1.1.5
6.1.1
1.1
1.3
7.1
Глава 9. Действия с дробями (34 урока)
(П) - Понимают сущность алгоритмических предписаний и действуют в соответствии с предложенным алгоритмом. Самостоятельно ставят цели, выбирают и создают алгоритмы для решения учебных математических проблем. Применяют изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из других дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера. Эмоционально воспринимают математическую задачу, объект, решение.
(Р) – Определяют последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составляют план. Ставят учебную задачу, соотнося то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно. Принимают познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи. Выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Осознают качество и уровень усвоения.
(К) - Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Описывают содержание совершаемых действий.
(Л) - Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей
1.2.2
1.1.4
Правила сложения и вычитания дробей
1.1
1.3
7.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
Перевод смешанного числа в обыкновенную дробь
1.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
Правила сложения и вычитания смешанных чисел
1.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
Правило умножения дробей
1.1
1.3
7.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
Правило деления дробей
1.1
1.3
7.1
1.2.3
1.2.2
Нахождение части целого и целого по его части
1.1
1.3
7.1
3.3.1
1.2.2
Задачи на совместную работу
1.1
1.3
7.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
3.3.1
1.1
1.3
7.1
1.1.2
1.1.4
1.2.2
3.3.1
1.1
1.3
7.1
Глава 10. Многогранники (10 уроков)
(П) - Вычисляют объемы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов. Углубляют и развивают представления о пространственных геометрических фигурах. Применяют понятие развертки для выполнения практических расчетов. Выдвигают гипотезы при решении учебных задач и понимают необходимость их проверки.
(Р) - Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
5.3.2(ЕГЭ)
Геометрические тела
5.3.2(ЕГЭ)
Параллелепипед, свойства параллелепипеда
4.2
5.5.7 (ЕГЭ)
Объём параллелепипеда
4.2
5.3.3
Пирамида, свойства пирамиды
4.2
5.3.2
5.5.7
4.2
Глава 11. Таблицы и диаграммы (9 уроков)
(П) - Понимают и используют математические средства наглядности (таблицы, диаграммы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
(Р) - Ставят цели деятельности, планируют пути их достижения. Адекватно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
(К) - Развивают способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели; находить общие способы работы; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
(Л) - Развитие основ гражданской идентичности; обеспечение самоэффективности в форме принятия учеб-ной цели и работы над ее достижением
8.1.1
Чтение и составление таблиц
7.6
8.1.1
Диаграммы
7.6
8.1.1
Представление информации
7.6
8.1.1
7.6
8.1.1
7.6
Повторение (9 уроков)
Усольского района Иркутской области
Методическая разработка
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.