Для подъема по веревке вместо схватывающих узлов применяют специальные устройства - зажимы. По принципу действия существуют зажимы перегибающего типа и кулачковые. Возможно и сочетание обоих принципов в одной конструкции (зажим фирмы "Петцль"), а также применение иных принципов (например, система с роликом). Материал для изготовления зажимов - легкие сплавы, хотя для промышленного альпинизма их, так же как и спусковые устройства, можно изготавливать из стали.
Рассмотрим основные типы зажимов.
"Абалаз" (I) - простейшая проволочная конструкция перегибающего типа, созданная В.М.Абалаковым. Приведен здесь в качестве прообраза такого типа зажимов. Для применения на высотных работах не рекомендуется, так как требует к себе постоянного внимания (существует опасность выскакивания веревки). Кроме того, в нем, как и во всех перегибающих зажимах, слишком велик холостой ход, результат слишком большие энергетические затраты.
Система Хибелера (2) представляет собой сочетание принципа перегибания и кулачкового. Зажим более сложен в изготовлении, держит более надежно, без проскальзываний, но и в нем есть опасность выскакивания веревки. Обе эти системы (1 и 2) приведены здесь скорее для исторического обзора, чем в качестве рекомендаций к применению.
Зажим с поворотным сегментом (3) - перегибающего типа. Надежность удержания повышается за счет поворотного сегмента. Надежен, так как веревка после вкладывания в зажим геометрически замыкается щечками зажима и карабином. Существующий недостаток - на натянутой веревке ненагруженный зажим может уехать вниз - можно устранить, если поворотный эксцентрик слегка подпружинить.
Жюмар (4) - один из распространенных типов зажима. Получил название по имени изобретателей: швейцарцев Жюзи и Марти. Тип - кулачковый. Удобен в обращении за счет простоты одевания на веревку и снятия, в том числе и одной рукой. Как правило, имеет удобную рукоятку. В том числе под левую и под правую руки. По нашему обычаю, встретив жюмары много лет назад впервые, мы теперь называем так все аналогичные зажимы любых фирм.
Система с плавающим роликом (5) (конструкция О.Душина) работает на совершенно ином принципе, чем предыдущие: Свободно плавающие в прорезях цилиндры за счет трения захватываются веревкой и автоматически заклиниваются в расположенных под углом друг к другу щеках зажима. Если цилиндры слегка подпружинить снизу, то исключится возможность проскальзывания нагруженного зажима вниз по веревке.
Диаметр веревки для этого зажима никакой роли не играет. Прочность зажима определяется прочностью его корпуса.
Шунт (Shunt) - зажим перегибающего действия. Может применяться на двойной веревке, имеет гладкие кулачки, не портящие оплетку. При работе на двух веревках они должны иметь одинаковый диаметр.
Кролл (Croll) - зажим фирмы Петцль. Прикрепляется непосредственно на ИСС (грудную обвязку или беседку). Удобен для фиксации веревки при спуске (расположение ниже спускового устройства) и в качестве страховки и фиксации при подъеме по веревке. Поскольку при таком расположении отсутствует свободный полет при срыве, может использоваться без дополнительных страховочных устройств. Такие конструкции (в том числе и других фирм) называют также грудными зажимами.
Разумеется, здесь перечислены лишь основные типы зажимов. Модификаций же может быть множество: перегибающие и заклинивающие, разъемные и неразъемные, с удобной рукояткой или только с рабочим узлом, для одинарной веревки или для двойной и т.д.
При выборе зажима для работы нужно учитывать следующие требования:
- он должен быть достаточно прочным и надежным (на зажим нужно иметь сертификат, паспорт или акт испытания);
- не должно быть возможности выскакивания из зажима веревки;
-кулачок и все детали, соприкасающиеся с веревкой, не должны иметь острых кромок, нарушающих оплетку веревки при работе зажима или при рывке;
- в зажимах разъемных конструкций все детали должны быть пристрахованы друг к другу.
Область применения зажимов не ограничивается только лазанием по веревке. Они используются также при создании полиспастных систем для подъема грузов, для временной фиксации веревки и т.д. В частности, есть устройства, представляющее собой комбинацию зажима кулачкового типа с роликом и предназначенное для вытаскивания грузов (Minitraxion, Петцль, например).
В практике часто задают вопрос, можно ли использовать зажимы для самостраховки вместо схватывающего узла?
Ответ однозначен:
Только если это допускается производителем зажима (например, для системы Кролл и при правильном использовании). Известны случаи гибели альпинистов и у нас, и за рубежом, вызванные либо разрушением зажимов при срыве, либо разрушением веревки в результате действия зажима.
Альпинистский зажим - это, как правило, средство для передвижения по веревке или для других действий с ней, но не средство страховки! При движении на зажимах страховка должна быть обеспечена отдельно.
Речь, конечно, не идет о специально изготовленных зажимах, прошедших испытания, подтвержденные актом. Решение о применении соответствующих зажимов для самостраховки принимает руководитель работ.
Зажимы для троса
Для троса промышленностью выпускаются специальные зажимы шарнирно-кулачковой конструкции.
Внешний вид одной из старых модификаций этой конструкции дал зажиму принятое в обиходе название "лягушка". Изготавливаются эти зажимы из стали и рассчитаны на такую же нагрузку, что и сам трос (не менее).
Со вспомогательными целями для передачи тяговых усилий на трос можно также использовать так называемые бугели (бугель практически представляет собой аналог веревочного зажима перегибающего действия). Каждый бугель, так же, как и "лягушка", рассчитан на свой диаметр троса.
Лебедки для троса и веревки
Лебедка - это механическое устройство для уменьшения тяговых усилий при вытаскивании грузов. Лебедки прошлого века (подумать только - прошлый век!) разрабатывались в основном для стальных тросов. Сейчас выпускаются лебедки и для тросов синтетических, то есть - попросту - веревок.
Преобразование усилий в них осуществляется с помощью таких способов (по отдельности или в комбинации):
- Ворот - выигрыш в силе определяется отношением длины рукоятки и радиуса барабана, на который наматывался трос;
- Шестеренчатая передача внешняя или внутренняя (планетарная) - выигрыш в силе определяется отношением диаметров зубчатых колес передачи.
Кроме того, одним из определяющих параметров лебедки является система накопления выбираемого троса (веревки). Это либо барабан самой лебедки, либо отдельная катушка для стального троса (для веревки - просто маркировка в бухту).
В первом случае результатом является неизбежное увеличение веса лебедки, поскольку барабан несет и силовую нагрузку и должен иметь соответствующую прочность. Поэтому такую систему в мобильных системах используют в основном только для относительно небольших расстояний (10-15 м).
При "длинных" спусках-подъемах применяют вторую систему, работающую на принципе так называемого кабестана.
Кабестан - ворот для намотки якорных канатов (цепей) на флоте. Характерен тем, что выбираемый канат от якоря наматывается в несколько оборотов на вращаемый ворот, а затем выходит с другой стороны и практически без нагрузки наматывается на свободную катушку. Вес каната и якоря воспринимает кабестан, на котором трос удерживается (и захватывается при вращении) благодаря трению
В России по австрийскому образцу была в свое время сконструирована легкая альпинистская лебедка для троса, использующая принцип планетарной передачи. Она состоит из трубчатой рамы-треноги, на которую надевается барабан с вмонтированной в него планетарной передачей. Крепится барабан с помощью вставного вала с двумя съемными рукоятками. Вся конструкция позволяет просто и быстро осуществлять сборку и разборку.
На раме лебедки установлена собачка, которая автоматически взаимодействует с храповым колесом на оси барабана, предотвращая его вращение назад. Кроме того, на раме имеется ряд штифтов для фиксации троса при длительных остановках.
Вес лебедки в сборе 9-15 кг.
Для работы кроме самой лебедки (и троса, разумеется!) требуется еще и катушка для троса, которая располагается "последовательно" за лебедкой. Работа на лебедке осуществляется следующим образом:
Трос "заряжается" в лебедку, для чего нужно сделать несколько витков вокруг барабана (из расчета два витка на нагрузку около 80 кг), конец троса фиксируется на катушке после барабана. Можно начинать подъем. Для подъема используются рукоятки лебедки. При этом очень важна роль альпиниста, работающего на катушке: трос между барабаном лебедки и катушкой не должен иметь слабины! Это, во-первых, гарантирует обеспечение необходимого для подъема трения на барабане, а во-вторых предотвращает образование барашков на тросе.
Защитные каски и шлемы
Все ремонтно-строительные работы в так называемых опасных зонах по принятым у нас "Строительным нормам и правилам" (СНиП) должны выполняться в защитных касках.
То, что верхолазные работы проводятся в опасной для человека зоне, сомнения не вызывает, даже если и не заглядывать с СНиП. Так что каски нужны, тем более, что альпинисты приучены пользоваться ими в горах.
Каски, как и другие средства защиты, должны удовлетворять определенным требованиям. Для верхолазных работ можно применять как строительные каски, так и каски альпинистские. Из них, как ни странно, наименее строгие требования предъявляются в стандарте на каски строительные, а самые жесткие - в требованиях УИАА и евростандартов к альпинистским каскам. Это связано, очевидно, с тем, что строительные каски рассчитаны в основном на падение каких-либо предметов сверху, а альпинистские каски еще и на вероятность удара головой при падении самого человека.
"Европейские" требования включают в себя:
- требования к конструкции каски: она должна закрывать затылок и виски (УИАА), подвеска должна быть выполнена по "трехточечной" схеме, чтобы предотвратить сползание каски на лоб и затылок;
- усилие, прикладываемое к передней или задней кромке каски для сползания - 5 кг (евростандарт EN 12492);
- требования к энергопоглощению каски: каска, одетая на макет головы, должна выдержать падение полукруглого груза массой 5 кг с высоты 1 м (EN 397);
- требования к прочности каски на пробой: острый пробойник массой 3 кг сбрасывается на макет головы с каской с высоты 1 м, при этом он не должен коснуться самой "головы" (EN 397);
- требования к подвеске каски: она должна выдерживать максимальную нагрузку 50 кгс.
И все же, несмотря на допущение работать в любых касках, желательно, чтобы выбранная вами удовлетворяла европейским требованиям или максимально к ним приближалась.А чтобы придать еще больше веса нашим мыслям о касках приведем немножко цифр:
Предмет весом 100 г (вес половины стакана воды без учета стакана), пролетевший 50 метров и имеющий затем путь гашения усилия 1 см (это подвеска вашей каски), развивает пиковое усилие 1000 кг. Если вес предмета 0,5 кг, то для развития такого усилия достаточно 10 м. Вот и думайте, в ней работать или без нее...
Амортизаторы рывка
Мы с вами уже подсчитывали усилие рывка при срыве с высоты 1 м над точкой закрепления или точкой страховки.
При срыве с большей высоты и рывок будет больше. Естественно, что таким испытаниям не стоит подвергать ни снаряжение, ни самого альпиниста, что гораздо важнее. Ибо, согласно заключениям физиологов, предельно допустимая нагрузка рывка на тело человека не должна превышать 400 кгс.
Но поскольку при некоторых видах работ на высоте вероятность срыва все же существует, (монтажные работы, подъемы с нижней страховкой), то потребовались способы борьбы с рывком. Одним из таких способов является применение устройств, ограничивающих величину усилия рывка - амортизаторов.
По принципу действия амортизаторы бывают разрушаемые (одноразовые) и не разрушаемые.
Промышленностью выпускаются одноразовые текстильные амортизаторы разрывного действия. Они представляют собой прошитую нитками петлю из синтетической ленты. При рывке нитки рвутся, усилие рывка ограничивается усилием их разрыва.
Альпинистский амортизатор работает по тому же принципу, но представляет собой не шитую, а связанную из лент объемного строения специальной вязки систему.
Место расположения амортизатора: либо на теле альпиниста, либо на последней точке страховки.
Для того, чтобы амортизатор не мешал в работе - а его длина в неразорванном составляет около 60 см - его помещают в сложенном виде в специальный мешочек, размещаемый, например, на поясе.
Пример: разрывной ленточный амортизатор Absorbica (Петцль) в сложенном виде имеет длину 22 см, после разрыва - 160 см. Кроме амортизаторов разрывного действия могут применяться и неразрушаемые металлические конструкции, принцип действия - фрикционный. Например, веревка, проходящая через систему отверстий в металлической пластине, за счет трения снижает нагрузку рывка. Правда, все фрикционные амортизаторы рассчитаны для определенного типа веревки каждый.
Ну, а страхующий, например, с целью создания тормозящего эффекта может использовать любое тормозное устройство.
При отсутствии штатного амортизатора в качестве замены можно использовать амортизатор В.Д.Саратовкина.
Спецодежда
Требования к спецодежде альпиниста определяются, как правило, характером выполняемых работ. Основные требования к спецодежде:
- она должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы можно было без помех осуществлять любые движения руками, ногами,
туловищем, с любой амплитудой;
- она должна быть прочной и защищать тело от краски, цемента и т.п. (т.е., как правило, сшитой из прочных тканей);
- она должна "дышать" (за исключением, возможно, случаев выполнения специальных работ, требующих непромокаемой одежды, но и в этом случае могут помочь современные ткани типа гортекс, тинсулайт и др.);
- она должна иметь достаточное количество карманов.
Этим требованиям удовлетворяют штормовые альпинистские (или туристские) костюмы, а также стандартные рабочие хлопчатобумажные костюмы. Выбирая одежду, нужно следить, чтобы она подходила по размеру: брюки и куртки меньших, чем надо, размеров не выдерживают активных движений альпиниста и быстро рвутся по швам.
Брюки должны надежно закрывать поясницу, которую не стоит переохлаждать (о, незабвенный радикулит!).
С наступлением холодов надо утепляться. В прохладную погоду можно порекомендовать под обычный хлопчатобумажный костюм надевать спортивный шерстяной костюм и пуховый жилет. В морозы вполне спасает обычный ватный стеганый костюм: брюки и телогрейка. Ну, а если ваша фирма обеспечит вас фирменной спецодеждой - то это вообще сказка!
Для защиты рук, как правило, вполне достаточно обычных брезентовых рукавиц. Зимой могут потребоваться рукавицы суконные, а то и две пары: внутренние и наружные - верхонки.
На голову в холодное время года под каску можно надеть шерстяной подшлемник. Впрочем, если вы пользуетесь нормальной фирменной каской, то в ней и так достаточно тепло.
Обувь также должна быть достаточно грубой и прочной, но не на скользкой подошве. Вполне подходят обычные рабочие ботинки на резиновой подошве, желательно типа вибрам. Возможно использовать и кирзовые сапоги. Если на их голенища сверху навыпуск опустить штанины брюк, то полностью гарантируется, что внутри обуви у вас не будет ни краски, ни случайных камешков и других строительных компонентов, не говоря уже о каплях расплавленного металла, если вдруг придется выполнять сварочные работы.
В заключение хотелось бы сказать пару слов об аккуратности в одежде. То, что ее вряд ли возможно спасти от загрязнений - очевидно. Но одежда в лохмотьях, без пуговиц - это увеличение вероятности за что-то зацепиться в неподходящий момент, а это попросту небезопасно. Наступив на развязанный шнурок можно не просто упасть, а упасть с высоты.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 284.