Рабочий спуск альпиниста может осуществляться с помощью лебедки, лазанием по конструкциям, с применением противовеса, по веревке или тросу за счет создания дополнительного трения в так называемых спусковых (или тормозных) устройствах. Общим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них веревки и создание благодаря этому дополнительного трения торможения.
Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом фасонного литья или фрезерованием из прокатной заготовки. В первом случае требуется гарантия качества литья и - очень желательно - последующая дефектоскопия для выявления скрытых дефектов. Фрезерование из проката более предпочтительно при самостоятельном изготовлении, так как прокатка обладает свойствами устранять дефекты литья и дополнительно упрочнять металл. Хотя и в этом случае возможны неприятные непредсказуемые без специального обследования нюансы на краях прокатного листа. Так что при любом изготовлении, будь это специализированная фирма-изготовитель, или другое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже гарантия вашей безопасности.
Для промышленного альпинизма, где не так уж важен вес устройства, их можно делать из стали, которая обладает не только высокой прочностью, но и высокой износостойкостью, что также имеет большое значение.
"Восьмерка" (1) - одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при котором веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком резкие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках.
Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации веревки при остановке. Это уже лучше!
"Лепесток"(2) - те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо более надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: веревка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска.
Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразивными частицами - песок, цемент и др.).
"Гребенка" (3) - устаревшая конструкция, для работы не рекомендуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность соскакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей необъятной стране...
"Букашка Б.Кашевника "(4) - ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства.
"Букашка-Промальп" (5) - то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позволяет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, обслуживая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук веревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки".
Система Радебергер (6) - разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, проходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручивания. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее снятия с тормозного устройства. Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспомогательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек.
Радебергер уменьшенный (7) - разработка специалистов Германии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс.
Другие спусковые устройства:
A) Самостопорящее устройство "I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемой системы "Anti-Panik": автоматическая остановка и удерживание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм.
Б) Самостопорящее спусковое устройство "Stop" (у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных элементов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при отпускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отстегивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм.
B) "Grigri" - также самостопорящее устройство для спуска и страховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм.
Г) "Rack" - решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная -9-13 мм, двойная - 8-11 мм.
Д) "Tuba" - эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную веревку.
Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким: либо для так называемого активного спуска - когда устройство пристегивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страховочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя скорость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечивает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормозное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к концу которой тот и пристегнут.
Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и оборудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если исполнитель не будет держать их, они должны останавливать или тормозить спуск по веревке до безопасной скорости.
(Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5 м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч).
Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естественно, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие достаточную степень торможения и возможность остановки в любой момент спуска. Например, узел УИАА, узел "пожарника" или карабинный тормоз.
НО!
И ЗДЕСЬ, И ДАЛЕЕ!
НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К РАБОТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ!
ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ!
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.