Спусковые (тормозные) устройства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рабочий спуск альпиниста может осуществляться с помощью ле­бедки, лазанием по конструкциям, с применением противовеса, по ве­ревке или тросу за счет создания дополнительного трения в так назы­ваемых спусковых (или тормозных) устройствах. Общим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них веревки и создание благодаря этому дополнительного трения тор­можения.

Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом фасонного литья или фрезерованием из прокатной заготовки. В первом случае требуется гарантия качества литья и - очень желательно - последующая дефектоскопия для выявления скрытых де­фектов. Фрезерование из проката более предпочтительно при само­стоятельном изготовлении, так как прокатка обладает свойствами уст­ранять дефекты литья и дополнительно упрочнять металл. Хотя и в этом случае возможны неприятные непредсказуемые без специального об­следования нюансы на краях прокатного листа. Так что при любом изготовлении, будь это специализированная фирма-изготовитель, или дру­гое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже га­рантия вашей безопас­ности.

Для промышленно­го альпинизма, где не так уж важен вес уст­ройства, их можно де­лать из стали, которая обладает не только вы­сокой прочностью, но и высокой износостойко­стью, что также имеет большое значение.

"Восьмерка" (1) - одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при кото­ром веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком рез­кие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках.

Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации ве­ревки при остановке. Это уже лучше!

"Лепесток"(2) - те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо бо­лее надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: верев­ка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска.

Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразив­ными частицами - песок, цемент и др.).

 "Гребенка" (3) - устаревшая конструкция, для работы не рекомен­дуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность со­скакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей не­объятной стране...

 

"Букашка Б.Кашевника "(4) - ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства.

"Букашка-Промальп" (5) - то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позво­ляет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, об­служивая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук ве­ревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки".

Система Радебергер (6) - разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, про­ходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручива­ния. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее сня­тия с тормозного устройства. Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспо­могательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек.

Радебергер уменьшенный (7) - разработка специалистов Герма­нии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс.

Другие спусковые устройства:

A) Самостопорящее устройство "I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемой системы "Anti-Panik": автоматическая остановка и удержи­вание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм.

Б) Самостопорящее спусковое устройство "Stop" (у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных эле­ментов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при отпускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отсте­гивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм.

B) "Grigri" - также самостопорящее устройство для спуска и стра­ховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм.

Г) "Rack" - решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная -9-13 мм, двойная - 8-11 мм.

Д) "Tuba" - эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную ве­ревку.

Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким: либо для так называемого активного спуска - когда устройство присте­гивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страхо­вочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя ско­рость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечи­вает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормоз­ное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к кон­цу которой тот и пристегнут.

Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессиона­лов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и обо­рудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если исполнитель не будет держать их, они должны останавливать или тормо­зить спуск по веревке до безопасной скорости.

(Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5 м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч).

Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естествен­но, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие дос­таточную степень торможения и возможность остановки в любой мо­мент спуска. Например, узел УИАА, узел "пожарника" или карабинный тормоз.

НО!

И ЗДЕСЬ, И ДАЛЕЕ!

НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ РУКО­ВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К РАБО­ТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ!

ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ!

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.