Восстановите хронологическую цепочку основных этапов развития науки в западной культуре
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А. доктрина схоластов

Б. постнеклассическая наука

В. эпистема греков

Г. неклассическая наука

Д. классическая наука

Варианты ответа на контрольные вопросы к дисциплине

1.

Рациональность – измерение ………………..Новое время

Рациональность - Мировой закон…………….… Античность

Рациональность-научность……………………… Просвещение

Рациональность-логичность……………………. Средневековье

2.

Истина – знание, соответствующее реальности

Истина – эффективность

Истина – результат соглашения

3.

эпистема греков - Античность

доктрина схоластов- Средние века

классическая наука -16-17вв - Новое время

неклассическая наука (конец 19-го - первая половина 20 в.)

постнеклассическая наука (2-я половина 20в.)

Критерии оценки ответов на контрольные вопросы и контрольные задания

- «хорошо» - демонстрирует знание базового понятийного аппарата, философской тематики и проблематики, содержащейся в вопросах и цитатах, навыки анализа, систематизации и критического осмысления содержания вопросов и цитат.

- «удовлетворительно» - демонстрирует содержащее отдельные проблемы или не систематическое знание понятийного аппарата, философской тематики и проблематики, содержащейся в вопросах и цитатах, навыки анализа, систематизации и критического осмысления содержания вопросов и цитат

- «неудовлетворительно» - отсутствие знания базового понятийного аппарата, философской тематики и проблематики, содержащейся в вопросах и цитатах, навыки анализа, систематизации и критического осмысления содержания вопросов и цитат.

 

2. Семинарские занятия (ОПК-8, ОПК - 10)

 

Цель семинарских занятий – формирование всех требуемых по курсу компетенций, включая знание и умение критического сравнения различных концепций философии науки и их использование для формирования методологической грамотности и мировоззренческой позиции.

 

Тема: Предмет и основные концепции философии науки

Семинар№1

Взаимосвязь философии и науки: основные концепции.

  • Проблема демаркации науки и не-науки как ключевая проблема философии науки.
  • Натурфилософская концепция тождества философии и науки («Философия – царица наук»: Аристотель, И. Ньютон.
  • Позитивистская концепция («Наука – сама себе философия»). О. Конт.
  • Антиинтеракционистская концепция соотношения философии и науки (философия и наука – различные и во многом несовместимые процессы познания).
  • Диалектическая концепция («философия и наука взаимосвязаны и дополняют друг друга»).

Л итература к коллоквиуму .

1.Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция 2005. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/index.php

2.Фрагменты сочинений Аристотеля. С. 125-132.

3.Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М. 2010. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/index.php

4.Эйнштейн А. О науке. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/einscht_nauka.php

Проведение семинарских занятий предполагает опрос и дискуссию студентов по темам с целью обсуждения проблемных вопросов дисциплины и контроля остаточных знаний студентов по тематическому содержанию дисциплины, а также навыков аналитического и систематического мышления и способностей к использованию философских знаний анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем. Предполагается активизация аналитического потенциала студентов, формирование навыков профессионального взгляда на проблемы, имеющие достаточно широкий философский и социокультурный контекст.

Качество работы студентов на семинаре оценивается по следующим критериям:

- «отлично» - логичность изложения, полнота ответа, понимание сути вопроса, умение аргументировать свою точку зрения, способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления;

- «хорошо» - логичность изложения, понимание сути вопроса, умение аргументировать свою точку зрения, способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления, но в ответе присутствуют отдельные содержательные ошибки;

- «удовлетворительно» - логичность изложения, понимание сути вопроса, но отсутствует умение аргументировать свою точку зрения и способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления, наличие систематических содержательных ошибок;

- «неудовлетворительно» - отсутствие ответа на вопрос.

 

Форма контроля - экзамен

Перечень примерных вопросов к экзамену (ОПК-8 - второй уровень, ОПК-10 – второй уровень)

1. Предмет философии науки, функции, место в системе знания.

2. Критический рационализм К. Поппера.

3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

4. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.

5. Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.

6. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.

7. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

8. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.

9. Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.

10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.

11. Логический позитивизм о науке.

12. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).

13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.

15. Законы науки, основные трактовки.

16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.

17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.

18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).

19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.

21. Понятие НКМ и научной парадигмы.

22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма

23. Стандартная концепция науки.

24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.

25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.

27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.

28. Наука как социальный институт. Этика науки.

29. Объяснение и понимание в научном познании.

30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.

31. Границы науки. Критерии научности.

32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.

33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.

34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.

35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.

37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)

38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).

39. Понятие метода. Роль метода в познании.

40. Когнитивные практики как основание научных парадигм

41. Характеристика научного знания, способы его проверки.

42. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.

43. Природа научного знания. Образы науки.

44. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.

45. Концептуальная модель современной философии науки

46. Позитивистская модель науки, основные характеристики.

 

Требования к экзамену по дисциплине «Философия и методология науки»

Экзамен по дисциплине «Философия и методология науки» является заключительным этапом обучения по дисциплине и предназначен:

– выявить систематичность, широту и глубину теоретических знаний по данной дисциплине;

– определить умение и владение основными приемами и методами устного изложения базовых знаний философии науки;

- выявить умение применять полученные знания для анализа мировоззренческих, методологических философских проблем и решения конкретных исследовательских задач.

Критерии оценив ания.

Оценка «отлично» предполагает, что студент показывает высокий уровень компетентности знания программного материала, учебной литературы и литературы, использованной на семинарских занятиях, знает предмет и основные категории философии науки, ее основные темы и проблемы. Профессионально, грамотно, логически, систематично, последовательно, хорошим языком излагает материал, аргументировано формулирует выводы. Умеет показать, как изложенные знания могут быть применены для анализа мировоззренческих и методологических проблем философии науки и решения конкретных исследовательских задач.

Оценка «хорошо» предполагает, что обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы или допускающими погрешности представлениями о предмете и основных категориях философии науки, ее основных темах и проблемах. Демонстрирует степень систематичности и последовательности в изложении материала. Правильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы.

Оценка «удовлетворительно» предполагает, что студент обладает неполными представлениями о предмете и основных категориях философии науки, ее основных темах и проблемах. При ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. На поставленные вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности.

Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент показывает слабые знания лекционного материала, учебной литературы, низкий уровень компетентности, неуверенное изложение вопроса. Неправильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы или затрудняется с ответом.

 

Форма итогового контроля

Экзамен

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Купцов В.И. .Философия и методология науки. М. : Издательство Юрайт , 2018. 394с.: Электронный ресурс

http://www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C

2.Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 1. М. : Юрайт , 2017. 329 с.

http://www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038

Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 М. : Юрайт , 2017. 330 с.

http://www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9

3. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект [и др.] , 2015. 716 с.

4. Черникова И.В. История и философия науки (общие проблемы) Электронный ресурс : учебно-методический комплекс : [для аспирантов всех направлений ] ; Томск : Томский государственный университет , 2015.

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527385

Дополнительная литература

14. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.

15. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.

16. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.

17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.

18. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.

19. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.

20. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.

21. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.

22. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.

23. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.

24. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.

25. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.

26. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При освоении дисциплины используются видеофильмы и видеолекции по отдельным разделам дисциплины, компьютерные классы ФсФ ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям, и интернета.

Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:

1.Электронный учебник Черникова И.В. Философия и история науки: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm

2.Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

3.Философский портал: http://www.philosophy.ru

4.Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru

5.Britannica- www.britannica.com

6.Социология науки : Хрестоматия / Сост. Э. М. Мирский; Науч. ред. С. А. Лебедев; Ин-т системного анализа РАН, Лаб. организации и управления наукой фак. гос. управления МГУ. - М. : Б.и., 2000. - . URL: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/0.htm

 

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Философия»

 

Автор: Черникова Ирина Васильевна –доктор философских наук, профессор,

 

Программа одобрена на заседании УМК философского факультета ТГУ

 

от 11.10.2014 года, протокол № 2.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 476.