Философия и методология науки
Направление подготовки
47.03.01 Философия
Профиль подготовки
Философия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск-2016
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
− получение знаний в философии через обращение к таким ее разделам, как философия и история науки;
− формирование навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности;
− формирование комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.
− повышение компетентности в области философии научного исследования;
− формирование исследовательских навыков бакалавра через изучение проблематики философии и истории науки;
− подготовка бакалавра к сдаче экзамена «Философия и методология науки».
−
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Лекционный курс «Философия и методология науки» имеет общенаучное значение, способствует формированию научного мировоззрения, позволяет создать комплексное представление о природе научного знания, структуре науки и ее месте в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как смене концептуальных каркасов. Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и методология науки»
Курс «Философия и методология науки» способствует выработке у студента следующих компетенций:
Ø ОПК-8 (общепрофессиональная компетенция) способность использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
Ø ОПК-10 (общепрофессиональная компетенция): умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)
Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «Философия и методология науки» обучающийся должен:
Знать: основные научные школы, направления, концепции и методологию научных исследований, историю науки как историю смены концептуальных каркасов;
Уметь:
Ø применять методологию научного познания в профессиональной деятельности;
Ø использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и истории науки
Владеть:
Ø навыками методологической рефлексии
Ø анализа и интерпретации философских и научных текстов
Ø подготовки научно-аналитических обзоров, эссе, рефератов, курсовых работ по философии и методологии науки.
1. Код и наименование дисциплины (модуля): Б. 1.27 Философия и методология науки
2.Место дисциплины «Философия и методология науки» в структуре ООП бакалавриата: базовая часть ООП
3. Год/годы и семестр/семестры обучения. Первый семестр третьего курса
4. Входные требования для освоения дисциплины «Философия и методология науки» , предварительные условия.
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, иметь представление о философии как системе знания, истории философии; иметь базовые представления о науке как системе знания, о классификации наук по предмету; иметь представление о науке как виде теоретической деятельности; уметь работать с оригинальными и адаптированными философскими текстами, с адаптированными текстами, представляющими основное содержание концептуальных положений современной науки; формулировать и излагать учебный материал в области освоенных теоретических и философских дисциплин; владеть: навыками восприятия и анализа философских и теоретических текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного изложения собственной точки зрения.
5. Общая трудоемкость дисциплины «Философия и методология науки» составляет 4 зачетных единиц, 144 часов, из которых 40 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (14 часов – занятия лекционного типа, 26 часов – занятия семинарского типа), 104 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, из них 32 часа на подготовку к экзамену.
6. Формат обучения: дневная форма обучения (очная).
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Философия и методология науки» , соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОПК-8) – II Знание различных подходов к выявлению сущности научного знания, отличия науки от других типов знания, современных концепций философии науки и умение владеть приемами анализа содержания научной картины мира и философских оснований науки | Владеть: способностью составить собственное суждение о современном этапе развития научного знания, владеть приемами анализа содержания научной картины мира и философских оснований науки – шифр В (ОПК-8) –II Уметь: дискутировать на тему природы научного знания, анализировать текст на предмет его научности, распознавать научные методы, выделять элементы структуры научного знания, различать различные дискурсы философского анализа науки – шифр У (ОПК-8) –II Знать: различные подходы к выявлению сущности научного знания, распознавать научное знание среди других типов знания, назвать современные концепции философии науки – шифр З (ОПК-8) –II |
(ОПК-10) – II -способность понимать предметную и методологическую специфику точных наук, естествознания, социально-гуманитарных и технических наук; готовность и умение применять полученные знания для оценивания и анализа роли, значения научных концепций и методов в культуре техногенной цивилизации | Знать: воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты; предмет и основные категории концепций естествознания, философии науки, основные темы и концептуальные проблемы современной науки, – шифр З (ОПК-10) –II Владеть: навыками чтения и анализа текстов, концептуально отражающих содержание основных фундаментальных научных теорий (естествознания в его историческом и актуальном развитии); навыками публичных выступлений и письменного аргументированного изложения позиции, сформулированной в текстах, отражающих базовые идеи научных концепций, как в мировоззренческом, так и в методологическом аспектах; навыками выражения собственной точки зрения; навыками использования полученных знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с развитием науки и техники - шифр З (ОПК-10) –II Уметь читать и анализировать тексты, концептуально отражающие содержание основных фундаментальных научных теорий (естествознания в его историческом и актуальном развитии); Участвовать в публичных выступлениях и уметь письменно аргументированно излагать позиции, сформулированные в текстах, отражающих базовые идеи научных концепций, как в мировоззренческом, так и в методологическом аспектах; выражать собственной точку зрения; использовать полученные знания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с развитием науки и техники - шифр У(ОПК-10) –II |
8. Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
Наименование разделов и тем | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
Вид учебных занятий: лекции | Вид учебных занятий: семинары | Вид учебных занятий | |||
1.Предмет и основные концепции философии науки | 2 | 2 | 16 | ||
2.Концептуальная модель современной философии науки | 2 | 14 | |||
3.Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции | 2 | 2 | 16 | ||
4.Типы научности. Этапы развития науки | 2 | 2 | 6 | ||
5. Философия о научном познании | 8 | ||||
6.Школы в философии науки. Типы научной рациональности | 2 | 12 | 16 | ||
7.Структура научного знания | 2 | 4 | 14 | ||
8.Динамика науки как смена концептуальных каркасов | 2 | 4 | 14 | ||
Экзамен | 36 | ||||
Итого | 144 | 14 | 26 | 108 |
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю)
В состав самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия и методология науки» входит написание реферата по одному из предложенных этических текстов или эссе по предложенным темам (темы рефератов и эссе приводятся в разделе «Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения»), контрольная работа по проведенным семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студентов направлена на достижение следующих результатов и решение следующих задач:
− получение знаний в философии через обращение к таким ее разделам, как философия и история науки;
− формирование способности связь тем и проблем философии и методологии науки с темами и проблемами философии в целом, применять философские знания для оценивания и анализа тем и проблем философии науки;
− приобретение навыков чтения и анализа философских текстов (классических и современных), посвященных философско-методологической проблематике;
− умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;
− формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных методологических позиций;
− формирование навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности;
− формирование комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.
− повышение компетентности в области философии научного исследования;
− формирование исследовательских навыков бакалавра через изучение проблематики философии и истории науки
Примерные темы эссе и докладов
1. Образы науки.
2. Соотношение философии и истории науки.
3. Научное познание в зеркале философской рефлексии.
4. Понятие технонауки.
5. Позитивизм и философия науки.
6. Эссе по работе: Д. Дэвидсон. «Общение и конвенциональность».
7. Эссе по работе: Мах Э. Механика: Историко-критический очерк ее развития.
8. Эссе по работе: Карнап Р. «Философские основания физики».
9. Эссе по работе: Рассел Б. «Человеческое познание: его сферы и границы».
10. Эссе по работе: Фреге Г. «Смысл и значение».
11. Эссе по работе: Мах Э. «Познание и заблуждение».
12. Эссе по работе: Пуанкаре А. Наука и гипотеза».
13. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.
14. Становление субъекта научной деятельности (эпоха реформации).
15. Образы природы от Античности до современности.
16. Формирование научного метода (Г. Галилей. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И Ньютон)
17. Становление европейской науки
18. Научные программы античности
19. Научные и вненаучные формы познания
Литература для написания рефератов и эссе:
1. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2011. 384 с.
2. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект. 2014. 424 с.
3. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.
4. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.
5. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.
6. В. Г. Горохов. Технические науки: история и теория история науки с философской точки зрения [монография] Москва: Логос 2012. 511 с.
7. Розов М.А. Философия науки в новом видении М. Новый хронограф. 2012
8. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.
9. Философия и естествознание / По страницам журнала «Познание» М.: Канон+. 2010
10. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.
11. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.
12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.
13. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.
14. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.
15. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.
16. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.
17. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.
18. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.
19. Философия науки. Словарь основных терминов. М. 2004.
20. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева/. М. Академический проект. 2004.736 с.
21. Философия современного естествознания/под ред. С.А. Лебедева/. М. Фаир-Пресс. 2004. 304 с.
22. Философия. Методология. Наука. М. Прометей. 2005. 608 с.
23. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.
24. Микешина Л.А. Философия науки. М. Прогресс-Традиция. 2005.464 c.
25. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998.
26. Философия для аспирантов // Кохановский В.Г. Золотухина Е.В. Лешкевич Т.Г. Фахти Т.Б. Ростов/Д: 2002. Феникс. 2005. 516 с.
Форма контроля - экзамен
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Предмет философии науки, функции, место в системе знания.
2. Критический рационализм К. Поппера.
3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
4. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.
5. Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.
6. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
7. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
8. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.
9. Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.
10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.
11. Логический позитивизм о науке.
12. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).
14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.
15. Законы науки, основные трактовки.
16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.
18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).
19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.
21. Понятие НКМ и научной парадигмы.
22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма
23. Стандартная концепция науки.
24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.
25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).
26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.
27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.
28. Наука как социальный институт. Этика науки.
29. Объяснение и понимание в научном познании.
30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.
31. Границы науки. Критерии научности.
32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.
33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.
34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.
35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.
37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)
38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).
39. Понятие метода. Роль метода в познании.
40. Когнитивные практики как основание научных парадигм
41. Характеристика научного знания, способы его проверки.
42. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.
43. Природа научного знания. Образы науки.
44. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.
45. Концептуальная модель современной философии науки
46. Позитивистская модель науки, основные характеристики.
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных философов. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа философских текстов, посвященных этическим проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.
Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.
Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.
Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской теме или проблеме. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо этической проблеме.
Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.
Цель написания эссе - развитие способности понимания философских аспектов различных моральных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной этической позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
11 . Ресурсное обеспечение:
Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1.Купцов В.И. Философия и методология науки .М. : Издательство Юрайт , 2018. 394с.: Электронный ресурс
http://www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C
2.Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 1. М. : Юрайт , 2017. 329 с.
http://www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038
Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 М. : Юрайт , 2017. 330 с.
http://www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9
3. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект [и др.] , 2015. 716 с.
4. Черникова И.В. История и философия науки (общие проблемы) Электронный ресурс : учебно-методический комплекс : [для аспирантов всех направлений ] ; Томск : Томский государственный университет , 2015.
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527385
Дополнительная литература
1. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.
2. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.
3. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.
4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.
5. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.
6. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.
7. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.
8. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.
9. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.
10. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.
11. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.
12. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.
13. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.
11.2 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1 Философская цифровая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru
2 Электронная библиотека (репозиторий) ТГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 2011- . URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index
3 Философский словарь. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. URL: http: //filosof.historic.ru
4 Черникова И.В. Философия и история науки. Электронный учебник. URL: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm
11.3Материально-техническое обеспечение дисциплины
Философский факультет и кафедра онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:
наличие компьютерного класса;
- наличие доступного для студента выхода в Интернет;
- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
-наличие учебно-методического кабинета
12. Язык преподавания: русский.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Содержание разделов дисциплины
Литература к темам 1 и 2
Обязательная литература:
1. Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. ИФ РАН. 1994. С.3-12; 226-250.
2. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2006. С.91-119.
3. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. М. ИФ РАН. 1996. С. 29-55.
4. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. С. 5-30.
5. Философия для аспирантов. Ростов на/Д. Феникс. 2002. С.6-27; 37-49; 151-227.
6. Холтон Дж. Что такое «антинаука»?//Вопросы философии. 1992. N 2. С. 26-59.
7. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 9-35.
8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.С. 9-18; 77-83; 102-110.
Дополнительная литература:
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М. Изд. Иностранной литературы. 1958.
2. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Соч.: в 2-х томах. Т.1. М. Мысль. 1994. 437 с.
3. Наука и квазинаука. / под ред. В.М. Найдыша. М. Альфа-М. 2008.320 с.
4. Пуанкаре А. О науке. М. Главная редакция физико-математической литературы. 1983. 560 с.
5. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М. Высшая школа. 1992. 189 с.
6. Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. М. ЛКИ. 2010. 512 с.
Литература к теме 3.
Обязательная литература:
1. Введение в историю и философию науки / под ред. С.А. Лебедева. М. Академический проект. 2004. С. 6-107.
2. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.18-42.
3. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М. Наука. 1985. С. 26-85.
4. Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура. Человек и картина мира. М. ИФ РАН. 1989. С. 28-37.
5. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 27-58.
6. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000. С.54-99.
7. Степин В.С. Философия науки. М. 2006. Гардарики. С.91-119.
8. Философия для аспирантов. Ростов н\ Д. Феникс. 2002. С.85-151.
9. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 38-45.
10. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С.50-83.
Дополнительная литература:
1. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М. Наука. 1980. 566 с.
2. Кузнецов Б.Г. Разум и бытие. Этюды о классическом рационализме и классической науке. М. Наука. 1972. 287 с.
3. Свасьян К.А. Становление европейской науки. Ереван. Изд. АН Армении. 1990. 329 с.
Литература к теме 4.
Обязательная литература:
1. Введение в историю и философию науки / под ред. С.А. Лебедева. М. Академический проект. 2004. С. 6-107.
2. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.18-42.
3. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М. Наука. 1985. С. 26-85.
4. Лекторский В.А. Научное познание как феномен культуры // Культура. Человек и картина мира. М. ИФ РАН. 1989. С. 28-37.
5. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. С. 27-58.
6. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000. С.54-99.
7. Степин В.С. Философия науки. М. 2006. Гардарики. С.91-119.
8. Философия для аспирантов. Ростов н\ Д. Феникс. 2002. С.85-151.
9. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 38-45.
10. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С.50-83.
Дополнительная литература:
Литература к темам 6.
Обязательная литература:
1. Венцковский Л.Э. Философские проблемы развития науки. М. Наука. 1982. С. 7-58, 134-160.
2. Койре А. Очерки истории философской мысли. М. Прогресс. 1985. С. 51-109; 154-175.
3. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. Прогресс-Традиция. С. 27-45; 88-129.
4. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998. С.9-131.
5. Поппер К. Предположения и опровержения. М. Прогресс. 2004. С.16-33; 53-57; 121-134.
6. Степин В.С. Философия науки. М. 2005. Гардарики. С.13-56, 209-229.
7. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М. Прогресс. 1986. С.216-307.
8. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С.97-101.
9. Чешев В.В. Проблема познания в философии. Томск. Изд. Томского архитектурно-строительного ун-та. 2003. С.86-221.
Дополнительная литература:
1. Кун Т. Структура научных революций. М. Прогресс. 1975. 287 с.
2. Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки. М. Академический проект. 2008. 475 с.
3. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности, в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост., пер. вступ. статьи и коммент. А.А. Печенкина. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Логос, 1996. С. 295‑342.
4. От логического позитивизма к постпозитивизму: Хрестоматия. М. НИИВО ИНИОН. 1993. 387 с.
5. Поппер К. Логика и рост научного знания. М. Прогресс. 1993. 606 с.
6. Современные исследования по истории и методологии науки. Материалы к VIII Международному конгрессу по логике, методологии и философии науки. М. 1987. С.21-87.
7. Степин В.С. Современная философия науки: Хрестоматия. М. 1994.
Литература к теме 7.
Обязательная литература:
1. Из лекций по философии науки. С.В. Илларионов // Эпистемология и философия науки. 2006. №3. С.189-221.
2. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. Прогресс-Традиция. С. 225-363.
3. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2006. С.156-209.
4. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000. С.99-387.
5. Философия для аспирантов. Ростов н\ Д. Феникс. 2002. С.243-376.
6. Черникова И.В. Структура научного знания. Учебное пособие. Томск. ТГУ. 2013. 36 с.
Дополнительная литература:
1. Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедева, Т.А. Дмитриева. М.: Идея‑Пресс, 2001. 507 с.
2. Ивин А.А. Современная философия науки. М. Высшая школа. 2005. 592 с.
3. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М. РОСПЭН. 2007.535 с.
4. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. 432 с.
5. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: хрестоматия / Сост., перевод, вступ. статья и комментарии А.А. Печенкина. М.: Наука, 1994. С. 23‑36.
Литература к теме 8
Обязательная литература:
1. Ильин В.В. Классика - неклассика - неоклассика: три этапа в развитии науки // Вопросы философии. 1989. № 10. С.3-18.
2. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.
3. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. С. 239-374.
4. Философия науки / под ред. С.А. Лебедева. М. Академический проект. 2004. С. 78-129.
5. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. С. 154-235.
6. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011. С. 102-176.
Дополнительная литература:
1. На пути к неклассической эпистемологии. М. ИФ РАН. 2009.237 с.
2. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М. Эдиториал УРСС. 2001. 256 с.
3. Философия науки в историческом контексте. СПб. 2003.
МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Философский факультет
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ООП по направлению
47.03.01 Философия
________________ Сыров В.Н.
"_____"__________________2016 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
ОПК-8 – II
знание различных подходов к выявлению сущности научного знания, отличия науки от других типов знания, современных концепций философии науки и умение владеть приемами анализа содержания научной картины мира и философских оснований науки
ОПК-10 –II
способность понимать предметную и методологическую специфику точных наук, естествознания, социально-гуманитарных и технических наук; готовность и умение применять полученные знания для оценивания и анализа роли, значения научных концепций и методов в культуре техногенной цивилизации
Успешное и систематическое знание предмета и основных категории философии науки,
основные темы и концептуальные проблем современной философии науки,.
Успешное и систематическое владение навыками чтения и анализа текстов, концептуально отражающих содержание основных фундаментальных научных теорий естествознания;
Сформированные и систематические умение анализировать тексты, концептуально отражающие содержание основных фундаментальных научных теорий;
Цели написания реферата
а) знакомство студентов с базовым понятийным аппаратом, основными темами и проблемами философии как области философского знания, а также с методами философского исследования;
б) формирование навыков анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философские проблем их связи с гуманистическими ценностями
в) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными текстами, посвященными актуальным темам и проблемам философии;
г) развитие навыков анализа, систематизации, обобщения, критического осмысления информации, необходимых для осуществления осмысленного мировоззренческого и профессионального самоопределения;
д) формирование умения устно и письменно формулировать, излагать базовые темы и проблемы философии.
Перечень примерных тем для эссе и рефератов
1. Образы науки.
2. Соотношение философии и истории науки.
3. Научное познание в зеркале философской рефлексии.
4. Понятие технонауки.
5. Позитивизм и философия науки.
6. Эссе по работе: Д. Дэвидсон. «Общение и конвенциональность».
7. Эссе по работе: Мах Э. Механика: Историко-критический очерк ее развития.
8. Эссе по работе: Карнап Р. «Философские основания физики».
9. Эссе по работе: Рассел Б. «Человеческое познание: его сферы и границы».
10. Эссе по работе: Фреге Г. «Смысл и значение».
11. Эссе по работе: Мах Э. «Познание и заблуждение».
12. Эссе по работе: Пуанкаре А. Наука и гипотеза».
13. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.
14. Становление субъекта научной деятельности (эпоха реформации).
15. Образы природы от Античности до современности.
16. Формирование научного метода (Г. Галилей. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И Ньютон)
17. Становление европейской науки
18. Научные программы античности
19. Научные и вненаучные формы познания
20. Концептуальная модель современной философии науки
21. Образы науки
22. Типы научной рациональности
23. История и методология классической науки
24. История и методология неклассической науки
25. История и методология постнеклассической науки
26. Классический позитивизм о науке
27. Физический позитивизм о науке
28. Логический позитивизм о науке
Требования к написанию реферата
Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных философов.
Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.
Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 8-10 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.
Критерии оценивания реферата:
- «хорошо» - демонстрирует знание базового понятийного аппарата, тематики и проблематики, содержащейся в реферируемом тексте, умение изложить материал в соответствии с требованиями к реферату, грамотно использовать ссылочный аппарат, навыки анализа, систематизации и критического осмысления содержания реферируемого текста.
- «удовлетворительно» - демонстрирует содержащее отдельные проблемы или не систематическое знание базового понятийного аппарата, тематики и проблематики, содержащейся в реферируемом тексте; частичное умение изложить материал в соответствии с требованиями к реферату, использовать ссылочный аппарат, навыки анализа, систематизации и критического осмысления содержания реферируемого текста
- «неудовлетворительно» - отсутствие знания базового понятийного аппарата, тематики и проблематики, содержащейся в реферируемом тексте, умения изложить материал в соответствии с требованиями к реферату, грамотного использования ссылочного аппарата, навыков анализа, интерпретации и критического осмысления содержания реферируемого текста.
2. Контрольные вопросы и контрольные задания (ОПК-8 – второй уровень, ОПК-10– второй уровень)
Примеры контрольных заданий
1.Соотнесите по историческим эпохам толкование научной рациональности:
Рациональность – измерение ………………..Античность
Рациональность - Мировой закон…………………..Новое время
Рациональность-научность………………………Средневековье
Рациональность-логичность…………………….Просвещение
2. Дайте определения классической, прагматической, конвенциональной концепций истины
1.Классическая концепция истины………
2.Прагматическая концепция истины………………
3.Конвенциональная концепция истины………………
Л итература к коллоквиуму .
1.Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция 2005. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mik_filn/index.php
2.Фрагменты сочинений Аристотеля. С. 125-132.
3.Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М. 2010. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/leshk/index.php
4.Эйнштейн А. О науке. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/einscht_nauka.php
Проведение семинарских занятий предполагает опрос и дискуссию студентов по темам с целью обсуждения проблемных вопросов дисциплины и контроля остаточных знаний студентов по тематическому содержанию дисциплины, а также навыков аналитического и систематического мышления и способностей к использованию философских знаний анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем. Предполагается активизация аналитического потенциала студентов, формирование навыков профессионального взгляда на проблемы, имеющие достаточно широкий философский и социокультурный контекст.
Качество работы студентов на семинаре оценивается по следующим критериям:
- «отлично» - логичность изложения, полнота ответа, понимание сути вопроса, умение аргументировать свою точку зрения, способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления;
- «хорошо» - логичность изложения, понимание сути вопроса, умение аргументировать свою точку зрения, способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления, но в ответе присутствуют отдельные содержательные ошибки;
- «удовлетворительно» - логичность изложения, понимание сути вопроса, но отсутствует умение аргументировать свою точку зрения и способность привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения теорий управления, наличие систематических содержательных ошибок;
- «неудовлетворительно» - отсутствие ответа на вопрос.
Форма контроля - экзамен
Перечень примерных вопросов к экзамену (ОПК-8 - второй уровень, ОПК-10 – второй уровень)
1. Предмет философии науки, функции, место в системе знания.
2. Критический рационализм К. Поппера.
3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
4. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.
5. Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.
6. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
7. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
8. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.
9. Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.
10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.
11. Логический позитивизм о науке.
12. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).
14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.
15. Законы науки, основные трактовки.
16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.
18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).
19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.
21. Понятие НКМ и научной парадигмы.
22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма
23. Стандартная концепция науки.
24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.
25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).
26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.
27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.
28. Наука как социальный институт. Этика науки.
29. Объяснение и понимание в научном познании.
30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.
31. Границы науки. Критерии научности.
32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.
33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.
34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.
35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.
37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)
38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).
39. Понятие метода. Роль метода в познании.
40. Когнитивные практики как основание научных парадигм
41. Характеристика научного знания, способы его проверки.
42. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.
43. Природа научного знания. Образы науки.
44. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.
45. Концептуальная модель современной философии науки
46. Позитивистская модель науки, основные характеристики.
Требования к экзамену по дисциплине «Философия и методология науки»
Экзамен по дисциплине «Философия и методология науки» является заключительным этапом обучения по дисциплине и предназначен:
– выявить систематичность, широту и глубину теоретических знаний по данной дисциплине;
– определить умение и владение основными приемами и методами устного изложения базовых знаний философии науки;
- выявить умение применять полученные знания для анализа мировоззренческих, методологических философских проблем и решения конкретных исследовательских задач.
Критерии оценив ания.
Оценка «отлично» предполагает, что студент показывает высокий уровень компетентности знания программного материала, учебной литературы и литературы, использованной на семинарских занятиях, знает предмет и основные категории философии науки, ее основные темы и проблемы. Профессионально, грамотно, логически, систематично, последовательно, хорошим языком излагает материал, аргументировано формулирует выводы. Умеет показать, как изложенные знания могут быть применены для анализа мировоззренческих и методологических проблем философии науки и решения конкретных исследовательских задач.
Оценка «хорошо» предполагает, что обладает сформированными, но содержащими отдельные пробелы или допускающими погрешности представлениями о предмете и основных категориях философии науки, ее основных темах и проблемах. Демонстрирует степень систематичности и последовательности в изложении материала. Правильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы.
Оценка «удовлетворительно» предполагает, что студент обладает неполными представлениями о предмете и основных категориях философии науки, ее основных темах и проблемах. При ответе отсутствует должная связь между анализом, аргументацией и выводами. На поставленные вопросы отвечает неуверенно, допускает погрешности.
Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент показывает слабые знания лекционного материала, учебной литературы, низкий уровень компетентности, неуверенное изложение вопроса. Неправильно отвечает на поставленные экзаменатором вопросы или затрудняется с ответом.
Форма итогового контроля
Экзамен
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1.Купцов В.И. .Философия и методология науки. М. : Издательство Юрайт , 2018. 394с.: Электронный ресурс
http://www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C
2.Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 1. М. : Юрайт , 2017. 329 с.
http://www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038
Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 М. : Юрайт , 2017. 330 с.
http://www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9
3. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект [и др.] , 2015. 716 с.
4. Черникова И.В. История и философия науки (общие проблемы) Электронный ресурс : учебно-методический комплекс : [для аспирантов всех направлений ] ; Томск : Томский государственный университет , 2015.
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527385
Дополнительная литература
14. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.
15. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.
16. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.
17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.
18. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.
19. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.
20. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.
21. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.
22. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.
23. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.
24. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.
25. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.
26. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используются видеофильмы и видеолекции по отдельным разделам дисциплины, компьютерные классы ФсФ ТГУ с доступом к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, в том числе отечественным и зарубежным периодическим изданиям, и интернета.
Перечень рекомендуемых информационных ресурсов:
1.Электронный учебник Черникова И.В. Философия и история науки: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm
2.Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru
3.Философский портал: http://www.philosophy.ru
4.Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru
5.Britannica- www.britannica.com
6.Социология науки : Хрестоматия / Сост. Э. М. Мирский; Науч. ред. С. А. Лебедев; Ин-т системного анализа РАН, Лаб. организации и управления наукой фак. гос. управления МГУ. - М. : Б.и., 2000. - . URL: http://www.courier-edu.ru/pril/posobie/0.htm
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки «Философия»
Автор: Черникова Ирина Васильевна –доктор философских наук, профессор,
Программа одобрена на заседании УМК философского факультета ТГУ
от 11.10.2014 года, протокол № 2.
Философия и методология науки
Направление подготовки
47.03.01 Философия
Профиль подготовки
Философия
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Томск-2016
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины являются:
− получение знаний в философии через обращение к таким ее разделам, как философия и история науки;
− формирование навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности;
− формирование комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.
− повышение компетентности в области философии научного исследования;
− формирование исследовательских навыков бакалавра через изучение проблематики философии и истории науки;
− подготовка бакалавра к сдаче экзамена «Философия и методология науки».
−
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Лекционный курс «Философия и методология науки» имеет общенаучное значение, способствует формированию научного мировоззрения, позволяет создать комплексное представление о природе научного знания, структуре науки и ее месте в современной культуре, механизмах функционирования науки как социального института, об истории науки как смене концептуальных каркасов. Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия и методология науки»
Курс «Философия и методология науки» способствует выработке у студента следующих компетенций:
Ø ОПК-8 (общепрофессиональная компетенция) способность использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и методологии науки (наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт, природа научного знания, структура науки, методы и формы научного познания, современные концепции философии науки)
Ø ОПК-10 (общепрофессиональная компетенция): умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных философских проблем естественных, технических и гуманитарных наук (основные философские проблемы физики, математики, биологии, истории и др.)
Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины «Философия и методология науки» обучающийся должен:
Знать: основные научные школы, направления, концепции и методологию научных исследований, историю науки как историю смены концептуальных каркасов;
Уметь:
Ø применять методологию научного познания в профессиональной деятельности;
Ø использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем философии и истории науки
Владеть:
Ø навыками методологической рефлексии
Ø анализа и интерпретации философских и научных текстов
Ø подготовки научно-аналитических обзоров, эссе, рефератов, курсовых работ по философии и методологии науки.
1. Код и наименование дисциплины (модуля): Б. 1.27 Философия и методология науки
2.Место дисциплины «Философия и методология науки» в структуре ООП бакалавриата: базовая часть ООП
3. Год/годы и семестр/семестры обучения. Первый семестр третьего курса
4. Входные требования для освоения дисциплины «Философия и методология науки» , предварительные условия.
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен иметь базовые знания по истории, иметь представление о философии как системе знания, истории философии; иметь базовые представления о науке как системе знания, о классификации наук по предмету; иметь представление о науке как виде теоретической деятельности; уметь работать с оригинальными и адаптированными философскими текстами, с адаптированными текстами, представляющими основное содержание концептуальных положений современной науки; формулировать и излагать учебный материал в области освоенных теоретических и философских дисциплин; владеть: навыками восприятия и анализа философских и теоретических текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного изложения собственной точки зрения.
5. Общая трудоемкость дисциплины «Философия и методология науки» составляет 4 зачетных единиц, 144 часов, из которых 40 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (14 часов – занятия лекционного типа, 26 часов – занятия семинарского типа), 104 часа составляет самостоятельная работа обучающегося, из них 32 часа на подготовку к экзамену.
6. Формат обучения: дневная форма обучения (очная).
7. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Философия и методология науки» , соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые компетенции (код компетенции, уровень (этап) освоения) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОПК-8) – II Знание различных подходов к выявлению сущности научного знания, отличия науки от других типов знания, современных концепций философии науки и умение владеть приемами анализа содержания научной картины мира и философских оснований науки | Владеть: способностью составить собственное суждение о современном этапе развития научного знания, владеть приемами анализа содержания научной картины мира и философских оснований науки – шифр В (ОПК-8) –II Уметь: дискутировать на тему природы научного знания, анализировать текст на предмет его научности, распознавать научные методы, выделять элементы структуры научного знания, различать различные дискурсы философского анализа науки – шифр У (ОПК-8) –II Знать: различные подходы к выявлению сущности научного знания, распознавать научное знание среди других типов знания, назвать современные концепции философии науки – шифр З (ОПК-8) –II |
(ОПК-10) – II -способность понимать предметную и методологическую специфику точных наук, естествознания, социально-гуманитарных и технических наук; готовность и умение применять полученные знания для оценивания и анализа роли, значения научных концепций и методов в культуре техногенной цивилизации | Знать: воспроизводить и объяснять учебный материал с требуемой степенью научной точности и полноты; предмет и основные категории концепций естествознания, философии науки, основные темы и концептуальные проблемы современной науки, – шифр З (ОПК-10) –II Владеть: навыками чтения и анализа текстов, концептуально отражающих содержание основных фундаментальных научных теорий (естествознания в его историческом и актуальном развитии); навыками публичных выступлений и письменного аргументированного изложения позиции, сформулированной в текстах, отражающих базовые идеи научных концепций, как в мировоззренческом, так и в методологическом аспектах; навыками выражения собственной точки зрения; навыками использования полученных знаний для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с развитием науки и техники - шифр З (ОПК-10) –II Уметь читать и анализировать тексты, концептуально отражающие содержание основных фундаментальных научных теорий (естествознания в его историческом и актуальном развитии); Участвовать в публичных выступлениях и уметь письменно аргументированно излагать позиции, сформулированные в текстах, отражающих базовые идеи научных концепций, как в мировоззренческом, так и в методологическом аспектах; выражать собственной точку зрения; использовать полученные знания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с развитием науки и техники - шифр У(ОПК-10) –II |
8. Содержание дисциплины (модуля) и структура учебных видов деятельности
Наименование разделов и тем | Всего (час.) | Контактная работа (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
Вид учебных занятий: лекции | Вид учебных занятий: семинары | Вид учебных занятий | |||
1.Предмет и основные концепции философии науки | 2 | 2 | 16 | ||
2.Концептуальная модель современной философии науки | 2 | 14 | |||
3.Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции | 2 | 2 | 16 | ||
4.Типы научности. Этапы развития науки | 2 | 2 | 6 | ||
5. Философия о научном познании | 8 | ||||
6.Школы в философии науки. Типы научной рациональности | 2 | 12 | 16 | ||
7.Структура научного знания | 2 | 4 | 14 | ||
8.Динамика науки как смена концептуальных каркасов | 2 | 4 | 14 | ||
Экзамен | 36 | ||||
Итого | 144 | 14 | 26 | 108 |
9. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) и методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модулю)
В состав самостоятельной работы студентов по дисциплине «Философия и методология науки» входит написание реферата по одному из предложенных этических текстов или эссе по предложенным темам (темы рефератов и эссе приводятся в разделе «Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения»), контрольная работа по проведенным семинарским занятиям.
Самостоятельная работа студентов направлена на достижение следующих результатов и решение следующих задач:
− получение знаний в философии через обращение к таким ее разделам, как философия и история науки;
− формирование способности связь тем и проблем философии и методологии науки с темами и проблемами философии в целом, применять философские знания для оценивания и анализа тем и проблем философии науки;
− приобретение навыков чтения и анализа философских текстов (классических и современных), посвященных философско-методологической проблематике;
− умение вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском тексте, а также воспроизвести авторскую аргументацию;
− формирование навыков самостоятельного критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации в пользу тех или иных методологических позиций;
− формирование навыков и компетенций для успешной профессиональной деятельности;
− формирование комплексного представления о философии и истории науки через философскую рефлексию над наукой и научным познанием.
− повышение компетентности в области философии научного исследования;
− формирование исследовательских навыков бакалавра через изучение проблематики философии и истории науки
Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.