Форма промежуточной аттестации и фонд оценочных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

10.1 Дисциплина «Философия и методология науки» участвует в формировании компетенций ОПК-8 (второй уровень) и ОПК -10 (второй уровень)

 

10.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций

Перечень примерных тем для курсовых работ, эссе и рефератов

1. Концептуальная модель современной философии науки

2. Образы науки

3. Типы научной рациональности

4. История и методология классической науки

5. История и методология неклассической науки

6. История и методология постнеклассической науки

7. Классический позитивизм о науке

8. Физический позитивизм о науке

9. Логический позитивизм о науке

Примерные темы эссе и докладов

1. Образы науки.

2. Соотношение философии и истории науки.

3. Научное познание в зеркале философской рефлексии.

4. Понятие технонауки.

5. Позитивизм и философия науки.

6. Эссе по работе: Д. Дэвидсон. «Общение и конвенциональность».

7. Эссе по работе: Мах Э. Механика: Историко-критический очерк ее развития.

8. Эссе по работе: Карнап Р. «Философские основания физики».

9. Эссе по работе: Рассел Б. «Человеческое познание: его сферы и границы».

10. Эссе по работе: Фреге Г. «Смысл и значение».

11. Эссе по работе: Мах Э. «Познание и заблуждение».

12. Эссе по работе: Пуанкаре А. Наука и гипотеза».

13. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.

14. Становление субъекта научной деятельности (эпоха реформации).

15. Образы природы от Античности до современности.

16. Формирование научного метода (Г. Галилей. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И Ньютон)

17. Становление европейской науки

18. Научные программы античности

19. Научные и вненаучные формы познания

 

Литература для написания рефератов и эссе:

1. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2011. 384 с.

2. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект. 2014. 424 с.

3. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.

4. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.

5. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.

6. В. Г. Горохов. Технические науки: история и теория история науки с философской точки зрения [монография] Москва: Логос 2012. 511 с.

7. Розов М.А. Философия науки в новом видении М. Новый хронограф. 2012

8. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.

9. Философия и естествознание / По страницам журнала «Познание» М.: Канон+. 2010

10. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.

11. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.

12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.

13. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.

14. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.

15. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.

16. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.

17. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.

18. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.

19. Философия науки. Словарь основных терминов. М. 2004.

20. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева/. М. Академический проект. 2004.736 с.

21. Философия современного естествознания/под ред. С.А. Лебедева/. М. Фаир-Пресс. 2004. 304 с.

22. Философия. Методология. Наука. М. Прометей. 2005. 608 с.

23. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.

24. Микешина Л.А. Философия науки. М. Прогресс-Традиция. 2005.464 c.

25. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998.

26. Философия для аспирантов // Кохановский В.Г. Золотухина Е.В. Лешкевич Т.Г. Фахти Т.Б. Ростов/Д: 2002. Феникс. 2005. 516 с.

Форма контроля - экзамен

Перечень примерных вопросов к экзамену

 

1. Предмет философии науки, функции, место в системе знания.

2. Критический рационализм К. Поппера.

3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

4. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.

5. Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.

6. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.

7. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

8. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.

9. Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.

10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.

11. Логический позитивизм о науке.

12. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).

13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).

14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.

15. Законы науки, основные трактовки.

16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.

17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.

18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).

19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.

20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.

21. Понятие НКМ и научной парадигмы.

22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма

23. Стандартная концепция науки.

24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.

25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).

26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.

27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.

28. Наука как социальный институт. Этика науки.

29. Объяснение и понимание в научном познании.

30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.

31. Границы науки. Критерии научности.

32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.

33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.

34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.

35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.

37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)

38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).

39. Понятие метода. Роль метода в познании.

40. Когнитивные практики как основание научных парадигм

41. Характеристика научного знания, способы его проверки.

42. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.

43. Природа научного знания. Образы науки.

44. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.

45. Концептуальная модель современной философии науки

46. Позитивистская модель науки, основные характеристики.

 

Требования к написанию реферата

 

Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных философов. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа философских текстов, посвященных этическим проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.

Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.

Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.

Требования к написанию эссе

 

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской теме или проблеме. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо этической проблеме.

Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.

Цель написания эссе - развитие способности понимания философских аспектов различных моральных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной этической позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.

 

11 . Ресурсное обеспечение:

Информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1.Купцов В.И. Философия и методология науки .М. : Издательство Юрайт , 2018. 394с.: Электронный ресурс

http://www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C

2.Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 1. М. : Юрайт , 2017. 329 с.

http://www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038

Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 М. : Юрайт , 2017. 330 с.

http://www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9

3. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект [и др.] , 2015. 716 с.

4. Черникова И.В. История и философия науки (общие проблемы) Электронный ресурс : учебно-методический комплекс : [для аспирантов всех направлений ] ; Томск : Томский государственный университет , 2015.

http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527385

Дополнительная литература

1. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.

2. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.

3. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.

5. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.

6. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.

7. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.

8. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.

9. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.

10. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.

11. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.

12. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.

13. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.

11.2 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1     Философская цифровая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru

2     Электронная библиотека (репозиторий) ТГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 2011- . URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index

3     Философский словарь. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. URL: http: //filosof.historic.ru

4     Черникова И.В. Философия и история науки. Электронный учебник. URL: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm      

 

11.3Материально-техническое обеспечение дисциплины

Философский факультет и кафедра онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.

-наличие учебно-методического кабинета

 

12. Язык преподавания: русский.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.