10.1 Дисциплина «Философия и методология науки» участвует в формировании компетенций ОПК-8 (второй уровень) и ОПК -10 (второй уровень)
10.2 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов обучения, характеризующих этапы формирования компетенций
Перечень примерных тем для курсовых работ, эссе и рефератов
1. Концептуальная модель современной философии науки
2. Образы науки
3. Типы научной рациональности
4. История и методология классической науки
5. История и методология неклассической науки
6. История и методология постнеклассической науки
7. Классический позитивизм о науке
8. Физический позитивизм о науке
9. Логический позитивизм о науке
Примерные темы эссе и докладов
1. Образы науки.
2. Соотношение философии и истории науки.
3. Научное познание в зеркале философской рефлексии.
4. Понятие технонауки.
5. Позитивизм и философия науки.
6. Эссе по работе: Д. Дэвидсон. «Общение и конвенциональность».
7. Эссе по работе: Мах Э. Механика: Историко-критический очерк ее развития.
8. Эссе по работе: Карнап Р. «Философские основания физики».
9. Эссе по работе: Рассел Б. «Человеческое познание: его сферы и границы».
10. Эссе по работе: Фреге Г. «Смысл и значение».
11. Эссе по работе: Мах Э. «Познание и заблуждение».
12. Эссе по работе: Пуанкаре А. Наука и гипотеза».
13. Европейское Возрождение. Разрушение «старого Космоса» и становление механистической картины мира.
14. Становление субъекта научной деятельности (эпоха реформации).
15. Образы природы от Античности до современности.
16. Формирование научного метода (Г. Галилей. Ф. Бэкон. Р. Декарт. И Ньютон)
17. Становление европейской науки
18. Научные программы античности
19. Научные и вненаучные формы познания
Литература для написания рефератов и эссе:
1. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2011. 384 с.
2. Степин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект. 2014. 424 с.
3. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.
4. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.
5. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.
6. В. Г. Горохов. Технические науки: история и теория история науки с философской точки зрения [монография] Москва: Логос 2012. 511 с.
7. Розов М.А. Философия науки в новом видении М. Новый хронограф. 2012
8. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.
9. Философия и естествознание / По страницам журнала «Познание» М.: Канон+. 2010
10. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.
11. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.
12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.
13. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.
14. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.
15. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.
16. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.
17. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.
18. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.
19. Философия науки. Словарь основных терминов. М. 2004.
20. Философия науки/под ред. С.А. Лебедева/. М. Академический проект. 2004.736 с.
21. Философия современного естествознания/под ред. С.А. Лебедева/. М. Фаир-Пресс. 2004. 304 с.
22. Философия. Методология. Наука. М. Прометей. 2005. 608 с.
23. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. С.331-354.
24. Микешина Л.А. Философия науки. М. Прогресс-Традиция. 2005.464 c.
25. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М. Дом интеллектуальной книги. 1998.
26. Философия для аспирантов // Кохановский В.Г. Золотухина Е.В. Лешкевич Т.Г. Фахти Т.Б. Ростов/Д: 2002. Феникс. 2005. 516 с.
Форма контроля - экзамен
Перечень примерных вопросов к экзамену
1. Предмет философии науки, функции, место в системе знания.
2. Критический рационализм К. Поппера.
3. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.
4. Наблюдение и эксперимент — процедуры формирования научного факта.
5. Генезис науки Нового времени, становление объекта классической науки.
6. Т. Кун о развитии науки и научных революциях.
7. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.
8. Формализация, идеализация, моделирование, математизация — методы теоретического уровня науки.
9. Роль метода в науке. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода.
10. Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.
11. Логический позитивизм о науке.
12. Генезис науки. Эпистема греков. Научные программы античности (демокритовская, платоновская, аристотелевская).
13. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный).
14. Эмпиризм и рационализм об источниках знания.
15. Законы науки, основные трактовки.
16. Типы научной рациональности, ее исторические формы.
17. Эмпирический и теоретический уровни в научном познании и критерии их различения.
18. Школа историков науки (С. Тулмин, М. Поланьи).
19. Философские основания науки. Идеалы и нормы научного исследования.
20. Становление науки Нового времени. Субъект и объект классической науки.
21. Понятие НКМ и научной парадигмы.
22. Основные черты классической науки. Понятия универсализма, фундаментализма, редукционизма
23. Стандартная концепция науки.
24. Теоретический уровень научного знания. Понятие теории, теоретической схемы.
25. Школа историков науки о природе науки (И. Лакатос, П. Фейерабенд).
26. Неклассическая наука. Принципы дополнительности.
27. Эволюционно-синергетическая парадигма как ядро постнеклассической науки.
28. Наука как социальный институт. Этика науки.
29. Объяснение и понимание в научном познании.
30. Кумулятивная модель науки. Экстернализм и интернализм о развитии науки. Критерии научности.
31. Границы науки. Критерии научности.
32. Парадигма неклассической науки, проблема реальности, принцип суперпозиции.
33. Динамика науки в культуре, основные этапы развития, характеристика парадигм научности.
34. Концепция постнеклассической науки, ее основные признаки.
35. Становление науки как социального института (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
36. Проблема взаимоотношения философии и науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного познания.
37. История науки как смена концептуальных каркасов (Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука)
38. Становление научного метода (Г. Галлилей, И. Кеплер).
39. Понятие метода. Роль метода в познании.
40. Когнитивные практики как основание научных парадигм
41. Характеристика научного знания, способы его проверки.
42. Рациональность как философская проблема, соотношение с научной рациональностью.
43. Природа научного знания. Образы науки.
44. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта.
45. Концептуальная модель современной философии науки
46. Позитивистская модель науки, основные характеристики.
Требования к написанию реферата
Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме написания реферата по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Реферат пишется по одной из предложенных работ (статей, книг, раздела и т.д.) классических или современных философов. Цель написания реферата – проверка навыков чтения и анализа философских текстов, посвященных этическим проблемам, умения вычленить и последовательно изложить основную идею, отраженную в том или ином философском тексте, а также способности воспроизвести авторскую аргументацию.
Структура реферата должна включать введение, несколько разделов (два или три), заключение. Во введении указывается цель работы, последовательность задач по ее достижению и предполагаемый результат. Разделы реферата должны отражать основные блоки в последовательности изложения идей реферируемого текста. Все цитаты, которыми сопровождается содержание реферируемой книги, должны быть снабжены сносками (внизу страницы с указанием названия книги, автора и страницы, откуда взята цитата). В заключении должны быть подведены итоги реферируемого текста, а именно основные идеи реферируемой работы.
Содержание основной части реферата должно представлять собой анализ реферируемого текста. Анализ предполагает демонстрацию способности выявить и сформулировать основную идею или совокупность идей, выдвигаемых автором реферируемого текста, а также воспроизвести последовательность аргументов, которые были приведены автором реферируемого текста в защиту своей идеи. Поэтому разделы содержания реферата будут определяться изложением последовательности идей, выдвигаемых автором реферируемого текста (или изложением последовательности этапов развития основной идеи, излагаемой автором реферируемого текста) и последовательности аргументов, выдвинутых автором реферируемого текста. Предполагаемый объем – 10-15 страниц 12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.
Требования к написанию эссе
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом 3 (три) страницы текста (12 шрифт, одинарный интервал, размер 2+2+2+2.), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской теме или проблеме. В отличие от реферата творческая работа не должна носить описательный характер и должна представлять собой аргументированное представление своей точки зрения по какой-либо этической проблеме.
Структура эссе должна представлять собой обоснование актуальности взятой темы, демонстрацию проблемной ситуации (умение показать наличие разных точек зрения и аргументации, выдвигаемой сторонниками различных точек зрения в обсуждении данной темы), умение изложить собственную позицию (оценку) с использованием рациональной аргументации.
Цель написания эссе - развитие способности понимания философских аспектов различных моральных проблем; формирование и проверка навыков логически аргументированного изложения и обоснования собственной этической позиции по тому или иному вопросу, что должно способствовать раскрытию творческих, аналитических способностей, а также формированию устойчивых мировоззренческих ориентиров.
11 . Ресурсное обеспечение:
Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
1.Купцов В.И. Философия и методология науки .М. : Издательство Юрайт , 2018. 394с.: Электронный ресурс
http://www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C
2.Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 1. М. : Юрайт , 2017. 329 с.
http://www.biblio-online.ru/book/003D4F36-1079-4170-BE72-123B1F8C4038
Ивин А.А. Философия науки в 2 ч. Часть 2 М. : Юрайт , 2017. 330 с.
http://www.biblio-online.ru/book/6F6B7BAB-997B-4CBA-8751-7D42A4AF39C9
3. Степин В.С. Философия и методология науки. М.: Академический проект [и др.] , 2015. 716 с.
4. Черникова И.В. История и философия науки (общие проблемы) Электронный ресурс : учебно-методический комплекс : [для аспирантов всех направлений ] ; Томск : Томский государственный университет , 2015.
http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000527385
Дополнительная литература
1. Гришунин С.И. Философия науки: Основные концепции и проблемы. –М., 2009.
2. Коэн М. Нагель Э. Введение в логику и научный метод. Челябинск. Социум. 2010. 655с.
3. Философия науки. Хрестоматия. М. Прогресс-Традиция. 2005.992 с.
4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М. Гардарики. 2006. 639 с.
5. Степин В.С. Горохов В.Г. Розов Н.А. Философия науки и техники. М. 1995.
6. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2005. 384 с.
7. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000.744 с.
8. Томпсон Мел. Философия науки. М. Фаир-Пресс. 2003. 304 с.
9. Философия науки. Методология и история конкретных наук. М. Канон+. 2007.640 с.
10. Философия и естествознание. М. Канон+. 2010. 640 с.
11. Черникова Д.В. Школы в философии науки. Томск. Изд. ТПУ. 2014. 98 с.
12. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск. НТЛ. 2011.370 с.
13. Черникова И.В. Постнеклассическая наука и философия процесса. Томск. НТЛ. 2007. 250 с.
11.2 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1 Философская цифровая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophy.ru
2 Электронная библиотека (репозиторий) ТГУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Томск, 2011- . URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Index
3 Философский словарь. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. URL: http: //filosof.historic.ru
4 Черникова И.В. Философия и история науки. Электронный учебник. URL: http://www.ido.tsu.ru/other_res/hischool/4ernikova/index.htm
11.3Материально-техническое обеспечение дисциплины
Философский факультет и кафедра онтологии, теории познания и социальной философии ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:
наличие компьютерного класса;
- наличие доступного для студента выхода в Интернет;
- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.
-наличие учебно-методического кабинета
12. Язык преподавания: русский.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.