Детского объединения
«Электрошок»
Возраст детей: 7 – 11 лет
Срок обучения: 5 лет
Автор-составитель:
Иванова Елена Владимировна
2016 год
Пояснительная записка Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Воспитание детей на высоких образцах классического, народного и бального танцев развивает у них высокий художественный вкус и иммунитет против примитивного, пошлого. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания.
Предполагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Обучение проводится в 3 этапа:
Первый этап – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, народного танца, а так же современного танца.
Второй этап – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического и народного экзерсиса, освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации. Этим этапом можно завершить так называемый танцевальный всеобуч для некоторых категорий детей. Те же из них, которые проявили интерес и способности к отдельным хореографическим жанрам, высказали желание продолжить свое образование, могут перейти к третьему этапу обучения.
Третий этап – предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Занятия здесь становятся студийно-кружковыми. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар. Педагог на этом этапе осуществляет самостоятельные постановки, либо прибегает к помощи специальной литературы и видеоматериалов.
Приоритетными направлениями в данной образовательной программе являются: изучение классического и народно-сценического танца. И в классическом , в народном танце существует определенная последовательность экзерсисов. Здесь преимущественно ценится, прежде всего, индивидуальность педагога, неповторимость. И педагог вправе, основываясь на базовых понятиях, искать свой путь, свою технику, лексику, педагогические приемы и методы.
Рабочая программа рассчитана на детей с 7 до 11 лет и составлена в соответствии с нормами, установленными следующей законодательной базой:
- Конституцией Российской Федерации;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 -1 «О защите прав потребителей»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования танцевальной культуры, посредством изучения классических и народных направлений в хореографии.
-развитие физического потенциала учащихся для выполнения танцевальных композиций в различных жанрах хореографии.
-формирование условий для разностороннего развития индивидуальных особенностей личности обучающихся посредством изучения различных направлений в хореографии.
Задачи программы:
Образовательные:
– обучить основным танцевальным направлениям данной программы (классический танец, народно-сценический танец)
– обучить технике выполнения классического и народного экзерсиса
– обучить практическому применению теоретических знаний.
Развивающие:
– способствовать развитию умственной и физической работоспособности
- сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства
– способствовать развитию интереса к миру танца.
Воспитательные:
– воспитать культуру личности обучающегося средствами хореографического искусства
- сформировать танцевальную культуру подрастающего поколения; социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе; эстетическое воспитание посредством хореографии; формирование творческой личности
– воспитать гражданскую позицию и чувство патриотизма;
– воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу
Задачи 1 - го года обучения:
Образовательные:
- обучить выполнению заданий по инструкции педагога.
- обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и движений.
- обучить выполнению партерной гимнастики
- обучить выполнению простых акробатических упражнений
- обучить позициям ног, рук, головы в классическом танце, и в танце джаз-модерн
-обучить простым прыжковым комбинациям
-обучить умению согласовывать движения с музыкой
- обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на занятиях
Развивающие:
- развивать умения ориентирования в пространстве (знание точек класса)
- развивать самостоятельность в выполнении заданий по инструкции педагога
- развить интерес к творчеству через изучение танцевальных этюдов
- развить навыки самостоятельной и творческой деятельности развивать умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы
Воспитательные:
- воспитывать общительность, умение входить в контакт с педагогом и детьми.
- воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
- способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого объединения.
Задачи 2 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать выполнению экзерсиса классического танца у танцевального станка
- обучать выполнению экзерсиса танца джаз-модерн на середине зала
- научить переключаться эмоционально с одного характера музыки на другой
Развивающие:
- развивать мышление, воображение, активность, импровизацию посредством выполнения упражнений по актерскому мастерству
- развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений.
- развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость.
- развить представление об организации постановочной и концертной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
- воспитывать общую культуру личности, способной адаптироваться в современном обществе.
- воспитывать чуткое отношение друг к другу, желание заниматься вместе.
- воспитывать личность ребенка посредством хореографического искусства.
- сформировать знания о правилах поведения в танцевальном зале.
Задачи 3 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать основным позам классического танца (6 поз), арабескам (4), пор де бра
- обучить выполнению экзерсиса танца джаз-модерн у танцевального станка
- обучить выполнению хореографической композиции
- формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической и современной хореографии;
- организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях).
Развивающие:
- развивать навыки танцевальных данных: гибкость, пластичность, музыкальность.
- развивать навыки артистичности, эмоциональности и выразительности.
- развивать навыки выполнения движений в соответствии с динамическими оттенками в музыке.
- сформировать навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения друг к другу.
- сформировать представления об организации постановочной и концертной деятельности.
- способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого объединения.
Задачи 4 - го года обучения:
Образовательные:
- обучать навыкам технического выполнения основных упражнений на середине танцевального зала.
- обучать технически сложным тренировочным комбинациям в продвижении
- обучать выполнению хореографической композиции (различные жанры хореографии).
Развивающие:
- развивать физическую подготовку: силу, выносливость, ловкость.
- развивать навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике.
- сформировать потребность в здоровом образе жизни.
- обучить правилам культуры поведения на сценической площадке.
Задачи 5 - го года обучения:
Образовательные:
- обучить практическим приемам артистического мастерства и сценической выразительности.
- обучить выполнению хореографической композиции (сольный танец).
Развивающие:
- развить навыки работы с литературой.
- продолжать развивать навыки постановочной и концертной деятельности.
- развивать интерес и фантазию в создании образов в хореографических композициях.
Воспитательные:
- воспитать любовь к хореографическому искусству.
- воспитать чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе.
- воспитать чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься вместе..
- воспитать профессиональный уровень культуры через концертную деятельность.
Новизна рабочей программы заключается в том что. дети будут изучать через движения и танец культуру наций. их манеру исполнения ,обряды, костюмы и музыку . Практических и теоретических основ изучения хореографии, различных направлений хореографии, а так же занятий по актерскому мастерству и акробатике, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность.
Теоретико-методологической основой разработки программы являются основы педагогической практики таких авторов как:
И.Моисеев(Путь к танцу) методика преподавания народно-сценического танца
· Т. Барышниковой (азбука хореографии)
· А.Я. Вагановой (основы классического танца)
· Марта Грэхэм, Д. Хамфри. (техника преподавания современных направлений хореографии)
Данная рабочая программа способствует освоению обучающимися универсальных учебных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.
Данная рабочая программа позволяет развивать обучающихся в следующих универсальных учебных действия:
Личностных - система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.
Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивных - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). То есть учащиеся должны знать для чего и ради чего они посещают данные занятия, выполняют то или иное упражнение.
Познавательных - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:
- элементами классического экзерсиса
- элементами экзерсиса народно-сценического танца
- элементами партерной гимнастики
- элементами акробатики
- основами актерского мастерства
а также техникой исполнения:
- эстрадного танца
- классического танца
- современных направлений хореографии
Коммуникативных – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся направлено на развитие:
- навыков работы в группе, коллективе;
- навыков овладение различными социальными ролями;
- навыков активной позиции в коллективе.
Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.
Этапы реализации программы
Вводный этап
Дети, поступая в творческое объединение, могут обладать какими-либо минимальными знаниями в области хореографии, но вводный этап необходим, так как позволит обучающимся, получить первоначальные знания . А так же обучающиеся познакомятся с правилами поведения в танцевальном коллективе, структурой проведения занятий. Смогут выполнять разминку (комплекс тренировочных упражнений) под музыку. Овладеют навыками выполнения классического экзерсиса у станка. Смогут выполнять простейшие акробатические элементы, и упражнения для развития эмоциональности и актерского мастерства, а так же овладеют специальной терминологией.
Основной этап
В дальнейшем происходит совершенствование всего комплекса профессиональных знаний и навыков, полученных за данный период обучения. Дети научатся свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей, применяя ранее изученные упражнения, в различных комбинациях, рисунках и танцах. У обучающихся начнет формироваться индивидуальный стиль, развиваться профессиональная память (запоминание специальных терминов, позиций, движений, рисунков и т.д.).
На данном этапе обучающиеся уже обладают первоначальной базой определенных знаний в области хореографии. Дети, свободно ориентируются в танцевальном зале, владеют практическими навыками постановочной деятельности. Обучающиеся, могут использовать простейшую терминологию на занятиях.
Занятия на основном этапе предполагают развитие более сложных движений, комбинаций, рисунков и композиций. Обучающиеся смогут свободно различать движения и упражнения разных направлений в хореографии и технически правильно их выполнять. Овладеют методическими знаниями и более сложной терминологией. Сформируются начальные теоретические и технические навыки использования приемов актерского мастерства и сценической выразительности на практике.
Завершающий этап
На завершающем этапе происходит совершенствование всех практических и теоретических знаний, полученных за весь период обучения. Обучающиеся, овладеют профессиональными навыками постановочной и концертной деятельности. Смогут достойно переносить физические нагрузки, выполняя сложную танцевальную лексику. Овладеют приемами адаптации в современном обществе.
После завершения образовательной программы обучающиеся смогут выйти на профессиональный этап работы: участие в конкурсах и фестивалях областного, регионального, всероссийского и международного уровней.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 184.