Публично-правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовое регулирование предприниматель­ской деятельности не может ограничиваться только диспозитивным методом, присущим гражданскому праву. С одной стороны, как показал опыт многих экономически разви­тых стран, свобода рынка предполагает периодические кризисы (падение производства, расстройство фи­нансовой системы, рост безработицы), которые при отсутствии механизмов государственного контроля и защиты способны при­водить к тяжелым социальным последствиям. С другой стороны, абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупо­треблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здо­ровья потребителей, возникновением мошеннических предприни­мательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограниче­нием и устранением свободной конкуренции - необходимой пред­посылки нормального функционирования рынка и многими други­ми. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их нега­тивных последствий составляет задачу публичного права, прежде всего административного.

Основными направлениями публично-правового регулиро­вания в сфере предпринимательства являются:

• установление порядка государственной регистрации субъ­ектов предпринимательской деятельности - индивидуаль­ных предпринимателей и юридических лиц, т. е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;

• регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности,

антимонопольное регулирование;

• регулирование отношений по стандартизации, обеспече­нию единства измерений и сертификации;

охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предприни­мательской деятельности.

О порядке государственной регистрации субъектов пред­принимательства речь пойдет в следующей главе. Здесь же необ­ходимо дать общую характеристику других направлений публично-правового регулирования.

Лицензирование.

Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъ­екты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе пред­принимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицен­зирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Ли­цензирующими органами являются федеральные органы испол­нительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

     Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к ли­цензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным ин­тересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регули­рование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчер­пывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензирова­нию'. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.

Смысл лицензирования заключается в том, что лицензиру­ющие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Антимонопольное регулирование.

     Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности - при­быль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, пред­приниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты. Противоположность конкуренции - монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг). Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает ком­плекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пре­сечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товар­ных рынков. Данные меры составляют государственную антимо­нопольную политику и устанавливаются антимонопольным зако­нодательством, относящимся к сфере административного права.

Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.

Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 ст. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, на­правленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законода­тельства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация.

Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окру­жающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совмести­мости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стан­дартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспе­чения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).

Под стандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимоза­меняемости. Обязательные требования к товарам [работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах. Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц - государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют го­сударственный контроль и надзор за соблюдением обязательных тре­бований стандартов. Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запре­щать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.

Е динство измерений - это состояние измерений, при кото­ром их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Деятельность государства, направлен­ная на обеспечение единства измерений (государственный метро­логический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эта­лонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоя­нием и применением, методиками выполнения измерений, соблю­дением метрологических правил и норм и др.

Сертификация представляет собой процедуру подтвержде­ния компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на терри­тории Российской Федерации возможна только при наличии специ­ального документа - сертификата соответствия. Изготовители (про­давцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сер­тификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нор­мативными актами в данной сфере правового регулирования являют­ся: законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г.

«О сертификации продукции и услуг».

 

Иные направления публично-правового регулирования.

Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. Кодекс РФ об административных правонарушениях1 предусматри­вает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом (этому виду правонарушений посвящена специальная глава КоАП РФ), так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики. В числе других им предусмотрены такие составы, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистра­ции или без лицензии; незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена; нару­шение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нару­шение иных прав потребителей; незаконное ограничение должност­ными лицами государственных (муниципальных) органов свободы торговли; нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.

Наиболее опасные правонарушения в области предприни­мательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие составы преступлений, как воспрепятст­вование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство (т. е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий ли­цензирования в случае причинения этим крупного ущерба или из­влечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и про­дукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринима­тельство (т. е. создание коммерческой организации без намере­ния осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.

Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отно­шений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производствен­ными, а следовательно, и предпринимательскими.

Таковы основные направления публично-правового воздей­ствия на общественные отношения в сфере предпринимательства. Следует помнить, что публичное право должно лишь защищать нормально развивающиеся экономические отношения, создавать и поддерживать необходимые для такого развития условия, а так­же принимать меры, гарантирующие безопасность реализуемых на рынке товаров, работ и услуг. Прямое воздействие государства на производственные отношения, их жесткая правовая регламен­тация совершенно недопустимы. Регулирование самого процесса предпринимательской деятельности возможно только при помощи диспозитивного метода, присущего частному (гражданскому) праву.

Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпри­нимательской деятельности, частное и публичное право взаимо­действуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.