Правовое регулирование предпринимательской деятельности не может ограничиваться только диспозитивным методом, присущим гражданскому праву. С одной стороны, как показал опыт многих экономически развитых стран, свобода рынка предполагает периодические кризисы (падение производства, расстройство финансовой системы, рост безработицы), которые при отсутствии механизмов государственного контроля и защиты способны приводить к тяжелым социальным последствиям. С другой стороны, абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупотреблениями - появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограничением и устранением свободной конкуренции - необходимой предпосылки нормального функционирования рынка и многими другими. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их негативных последствий составляет задачу публичного права, прежде всего административного.
Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:
• установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т. е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;
• регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности,
• антимонопольное регулирование;
• регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации;
• охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательства речь пойдет в следующей главе. Здесь же необходимо дать общую характеристику других направлений публично-правового регулирования.
Лицензирование.
Некоторыми видами деятельности, перечень которых определяется законом, субъекты предпринимательства могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия - это разрешение на осуществление некоторых видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию'. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.
Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Антимонопольное регулирование.
Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Цель предпринимательской деятельности - прибыль, но, чтобы ее получать в условиях конкурентной борьбы, предприниматели должны производить лучше, а продавать дешевле, чем их конкуренты. Противоположность конкуренции - монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг). Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.
Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.
Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 ст. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законодательства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Стандартизация, обеспечение единства измерений, сертификация.
Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, обеспечение их качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).
Под стандартизацией понимается установление требований к товарам (работам, услугам) в целях обеспечения их безопасности, качества, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости. Обязательные требования к товарам [работам, услугам) устанавливаются государственными органами в государственных и отраслевых стандартах. Госстандарт России в лице его специально уполномоченных должностных лиц - государственных инспекторов и иные уполномоченные государственные органы осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований стандартов. Для выполнения этой функции им предоставлены властные полномочия, в том числе право налагать штрафы и запрещать реализацию продукции в случае ее несоответствия стандартам.
Е динство измерений - это состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью. Деятельность государства, направленная на обеспечение единства измерений (государственный метрологический контроль и надзор), включает утверждение типа средств измерений, поверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату этих средств, надзор за их выпуском, состоянием и применением, методиками выполнения измерений, соблюдением метрологических правил и норм и др.
Сертификация представляет собой процедуру подтверждения компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на территории Российской Федерации возможна только при наличии специального документа - сертификата соответствия. Изготовители (продавцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сертификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нормативными актами в данной сфере правового регулирования являются: законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г.
«О сертификации продукции и услуг».
Иные направления публично-правового регулирования.
Помимо регулирования отношений, нормально складывающихся и развивающихся в процессе осуществления предпринимательской деятельности, административное право выполняет также охранительную функцию, устанавливая санкции за правонарушения в сфере предпринимательства. Кодекс РФ об административных правонарушениях1 предусматривает административную ответственность как за правонарушения в области предпринимательской деятельности в целом (этому виду правонарушений посвящена специальная глава КоАП РФ), так и за правонарушения в отдельных отраслях экономики. В числе других им предусмотрены такие составы, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии; незаконная продажа товаров или иных вещей, свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; обман потребителей; нарушение иных прав потребителей; незаконное ограничение должностными лицами государственных (муниципальных) органов свободы торговли; нарушение правил продажи отдельных видов товаров и др.
Наиболее опасные правонарушения в области предпринимательства попадают в сферу действия уголовного права и влекут применение мер уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает такие составы преступлений, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; незаконное предпринимательство (т. е. предпринимательская деятельность без регистрации либо без лицензии или с нарушением условий лицензирования в случае причинения этим крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере); производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции; незаконная банковская деятельность; лжепредпринимательство (т. е. создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность с целью получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; монополистические действия и ограничение конкуренции; принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения; контрабанда; обман потребителей в значительном размере и др.
Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно - путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а следовательно, и предпринимательскими.
Таковы основные направления публично-правового воздействия на общественные отношения в сфере предпринимательства. Следует помнить, что публичное право должно лишь защищать нормально развивающиеся экономические отношения, создавать и поддерживать необходимые для такого развития условия, а также принимать меры, гарантирующие безопасность реализуемых на рынке товаров, работ и услуг. Прямое воздействие государства на производственные отношения, их жесткая правовая регламентация совершенно недопустимы. Регулирование самого процесса предпринимательской деятельности возможно только при помощи диспозитивного метода, присущего частному (гражданскому) праву.
Таким образом, в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и, выполняя каждое свои собственные задачи, преследуют единую общую цель - создать необходимые условия для нормального функционирования рыночного механизма и тем самым содействовать прогрессу экономического развития страны.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.