Ницше «Так говорил Заратустра». Глава: «О любви к ближнему»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вы жметесь к ближнему и говорите при этом красивые слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему – это всего лишь дурная любовь к самим себе.

Вы убегаете к ближнему от самих себя и хотели бы сделать из этого добродетель: но я насквозь вижу ваше "бескорыстие".

"Ты" старше, чем "Я"; "Ты" объявлено священным, но пока еще не признано таковым "Я": и вот – человек жмется к ближнему.

Разве призываю я вас любить ближнего? Скорее я посоветую вам бежать от ближних и любить дальних!

Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и будущему; выше любви к человеку – любовь к делам и призрачным видениям.

Этот призрак, парящий над тобой, брат мой, прекраснее тебя; почему бы тебе не отдать ему плоть и кровь свою? Но ты страшишься и бежишь к ближнему.

Вы не выносите себя и недостаточно себя любите: и вот вы хотите соблазнить ближнего своего на любовь к вам и позолотить себя его заблуждением.

Я хотел бы, чтобы все эти ближние и соседи их стали для вас невыносимы; и тогда из самих себя вам придется создать друга с переполненным сердцем.

Вы приглашаете свидетеля, когда хотите похвалить себя; и когда вы убедили его думать о вас хорошо, тогда и сами начинаете хорошо думать о себе.

Лжет не только тот, кто говорит вопреки знанию своему, но прежде всего тот, кто говорит вопреки своему незнанию. Именно так общаетесь вы между собой, вводя в заблуждение на свой счет соседей своих.

Так говорит глупец: "Общение с людьми портит характер, особенно когда нет его".

Один идет к ближнему, потому что ищет себя, а другой – потому что хочет себя потерять. Ваша дурная любовь к себе превращает ваше одиночество в тюрьму.

Дальние расплачиваются за вашу любовь к ближнему; и всякий раз, когда вы соберетесь впятером, должен умереть шестой.

Я не люблю ваших праздников: слишком много лицедеев встречаю я там, и даже зрители часто кривляются, словно актеры.

Не о ближнем учу я вас, но о друге. Да будет друг для вас праздником земли и предчувствием Сверхчеловека.

Я учу вас о друге и переполненном сердце его. Но надо уметь быть губкой, если хочешь, чтобы тебя любили всем сердцем.

Я учу вас о друге, о вместилище добра, в котором мир предстает совершенным и завершенным; я учу вас о созидающем друге, который всегда готов одарить таким миром.

И как мир этот развертывается для него, так свертываясь, снова он возвращается к нему, подобно становлению добра через зло, подобно становлению цели из случая.

Да будет для тебя грядущее и отдаленное причиной твоего нынешнего: в друге люби Сверхчеловека, как причину свою.

Братья мои, любить дальнего, а не ближнего призываю я вас.

Так говорил Заратустра.

Вопросы к тексту

1. Каким образом Ф. Ницше разделяет «любовь к ближнему» и «любовь к дальнему»?

2. Какая форма любви характерна для толпы, а какая – для сверхчеловека?

3. Что позитивного и негативного содержится в «любви к дальнему»?

 

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности современной западной философии?

2. Что представляет собой герменевтика? Каковы основные ее положения?

3. Каковы основные этапы позитивизма? Чем они характеризуются?

4. В чём заключается разница между позитивизмом и неопозитивизмом?

5. В чём заключается сущность иррационализма?

6. Что понимает под волей А. Шопенгауэр?

7. Почему волю можно охарактеризовать как бессознательное, иррациональное влечение?

8. Что означает лозунг Ницше «Бог умер!»?

9. Почему Ницше выдвигает тезис о переоценке ценностей?

10. В чём новаторство и смелость философии Ф. Ницше?

11. Почему фашистская идеология использовала учение Ф. Ницше?

12. В чём значение критики рационализма А. Шопенгауэром и Ф. Ницше?

13. Обоснуйте положение, что экзистенциализм является философией существования.

14. Почему экзистенциализм называют философией пессимизма?

15. Почему в философии экзистенциализма в центре стоит проблема субъективных переживаний человека?

16. Что означает «пограничная ситуация», каково её значение в бытии человека?

17. В действительности ли человек всегда свободен, как считает Сартр?

18. Почему человек, как считает Сартр, осуждён быть свободным?

19. В чем принципиальное отличие экзистенциализма от классической философии?

20. Почему экзистенциализм – это гуманизм?

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: разбейтесь на 2 команды по 2-4 человека, нарисуйте «портрет» западной философии конца XIX – XX века, используя знания по теме. При этом допускается использование доски, рисунков, презентаций с сопутствующим докладом. Для полноты картины необходимо указать как плюсы, так и минусы этого периода философской мысли Запада. Также необходимо указать влияние философов XIX – XX века на культуру, политику, экономику, науку, общество.

Задание №2: осуществите сравнительный анализ классической и неклассической философии, заполнив соответствующие колонки в таблице.

Основание для сравнения Классическая философия Неклассическая философия
Время
Отношение к разуму
Главные темы, идеи
Отношение к человеку
 

Задание №3: разбейтесь на команды по 2 человека, выберете одно из философских учений западной философии конца XIX – XX ( философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, постмодернизм, феноменология, герменевтика, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм). Определите положительные и отрицательные стороны выбранного учения, составив таблицу:

Название философского учения Время Представители Достоинства Недостатки Влияние на философию и культуру

      

Задание №4: Определите принадлежность перечисленных понятий к таким пластам психики, как «Я», «Сверх-Я» и «Оно»: ум, сновидение, идеалы, личные убеждения, художественное творчество, фантазии, инстинкты, контроль поведения разумом, оговорки, сознание, поэзия, описки, внутренние ценности, ошибочные действия, религия, искусство, инстинктивные действия.

Я Сверх-Я Оно
     

  

Задание № 5: Прочитав предложенный текст, охарактеризуйте основные положения философии Сартра. В чем схожесть его взглядов с философией экзистенциализма в целом?

Герой романа Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен рассказывает, как ему открылась действительность. На берегу он брал плоские камушки и бросал их по поверхности воды. Антуана охватила тошнота, когда он разглядел, что камешки сверху сухие, теплые и гладкие, а снизу мокрые, грязные и склизкие. Через приступ тошноты ему открылась действительность как темная и отвратительная, спрятанная за внешней уютностью и комфортностью. Мир для человека враждебен, жесток и абсурден, подумал Антуан.

Задание №6: На основе краткого содержания романа «Все люди смертны» Симоны де Бовуар покажите основные проблемы философии экзистенциализма.

В XIII в. ремесленник занимался поисками эликсира бессмертия. Чтобы проверить эликсир, он поймал крысу, убил ее, а затем побрызгал эликсиром. Ожившая крыса убежала. Выпив эликсир, ремесленник стал бессмертным, но смерть близких он не может предотвратить. Люди, с которыми он сталкивается на протяжении своего многовекового существования, чувствуют, что он не такой, как все. И сам он все глубже осознает свое одиночество и отверженность. Он молит Бога о смерти. Его до ужаса потрясает мысль о том, что он переживет всех и останется один со злополучной крысой.

Задание №7: Каковы основные проблемы существования человека поднимаются в романе Альбера Камю «Посторонний»?

Герой романа Мерсо является мелким клерком. Он ведет себя просто, естественно, но при этом пренебрегает социальными условностями или, попросту не понимая их, отвергает эти условности, по которым живут многие. Но в конечном итоге обернулось его равнодушием даже к своей умирающей матери. Вскоре он, защищаясь, убивает на пляже араба.

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко, В.П. Философия: учебник для бакалавров / В.П. Лавриненко. - М. : Юрайт, 2014.

2. Пастушкова, О.В. Конспект лекций по философии: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. - Воронеж : ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный технический университет", 2014.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1 / Под ред. Л.Я. Курочкиной. – Воронеж, 2002.

4. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. - Мн., 1998.

Дополнительный

1. Барт, Р. Смерть автора / Ролан Барт // Барт Р. Избр. работы. Семиотика. Поэтика. – М. : Прогресс, 1989. – С. 384-391.

2. Больнов, О.Ф. Философия экзистенциализма / О.Ф. Больнов. - СПб. : Лань, 1999. - 224 с.

3. Гайденко, П.П. Экзистенциализм / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия : в 4 т. - М. : Мысль, 2001. - Т. 4. - С. 420-421.

4. Гутнер, Г.Б. Сартр / Г.Б. Гутнер, А.П. Огурцов // Новая философская энциклопедия : в 4 т. - М. : Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 495-497.

5. Долгов, К.М. От Киркегора до Камю : Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века / К.М. Долгов. - М. : Искусство, 1990. - 399 с.

6. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. - М. : Интрада, 1996. - 256 с.

7. Камю, А. Миф о Сизифе. Бунтующий человек / Альбер Камю. – Минск : Попурри, 2000. – 544 с.

8. Киссель, М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра / М.А. Киссель // Вопр. философии. - 1994. - №11. - С. 171-188.

9. Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск : Интерпрессервис : Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

10. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / Сост. И общ. ред. А.А. Яковлева. - М. : Политиздат, 1990. - С. 319-344.

11. Ставцев, С.Н. Введение в философию Хайдеггера : учеб. пособие / С.Н. Ставцев. - СПб. : Лань, 2000. - 190 с.

12. Фуко, М. Воля к истине : по ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М. : Касталь, 1996. - 448 с.

13. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер. – М. : Республика, 1993. - 447 с.

14. Юнг, К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.-Г. Юнг //Вопросы фи­лософии, 1988. № I.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 205.