Значение для русской философии творчества М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел. Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил "окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль­тет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Ломоносов развил атомистические идеи античности, конкре­тизировал фундаментальное положение Декарта о сохранении движения, выдвинул молекулярную концепцию строения веще­ства: корпускулы — молекулы, состоящие из элементов, т.е. ато­мов. Последние суть неделимые частицы, имеющие различное строение и способные образовать однородную молекулу вещест­ва.

Значительный интерес представляет позиция Ломоносова в дискуссии по концепции Локка о первичных и вторичных каче­ствах. В отличие от Локка он считал, что и первичные, и вто­ричные качества существуют объективно и зависят лишь от фи­зических свойств составляющих их корпускул.

В теории познания Ломоносов обосновывал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований: эмпирические ис­следования — это руки, а теоретические — глаза ученого. При этом он не проводил резкой грани между теоретическими обобщениями и философскими выводами из них.

В своих трудах Ломоносов уделял значительное внимание про­блемам логики, которую он ставил в связь с риторикой. Ему при­надлежит мысль об объективном содержании логических форм: слова служат для обозначения «идей, подлинные вещи или дейст­вия изображающих».

Радищев. Выступая с критикой крепостного права и само­державия, он приходит к выводу, что самодержавие не способно облегчить положение народа. В «Путешествии из Пе­тербурга в Москву», за издание которого он был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь, Радищев опи­сывает тяжкий труд, бесправие и нищету крестьян, выдвигает идеи о необходимости революционного просвещения народа.

В сибирской ссылке Радищев написал свой философский труд «О человеке, его смертности и бессмертии». Это фундаменталь­ное произведение состоит из четырех частей. В первых двух частях проблема смертности и бессмертия рассматривается с ма­териалистических позиций. Радищев при­ходит к выводу, что смерть тела неминуемо влечет смерть души. Однако в последних двух книгах он меняет свои взгляды. Радищев подчеркивает, что человек — верхняя ступень лестни­цы постепенного совершенствования живых существ. Он отлича­ется творческим характером своей природы. Само несовершенство его физической организации ста­новится мощнейшим побуждением к развитию. Радищев утверждает, что дальнейшее развитие че­ловека и обретение им высшей, «богоподобной гуманности» не­избежно. На этом основании Радищев не считает возможным отожде­ствление всех смертных живых существ, не наделенных созна­нием, с человеком. Человек — особое духовное существо, кото­рое в силу своей духовной организации бессмертно. Другим доказательством бессмертия души Радищев считает наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. И поскольку Бог сотворил нас не для того, чтобы мы считали такую цель недостижимой, поскольку разумно пола­гать, что после смерти одной плоти человек обретает другую, более совершенную, и благодаря этому продолжает свое непре­рывное совершенствование. Радищев аргументирует это утверж­дение ссылкой на Лейбница, который сравнивал переход из одного состояния тела в другое с превращением гусеницы в ба­бочку. Главный же аргумент тезиса о бессмертии души — закон сохранения энергии («силы»). И если в природе невозможно исчезновение силы, то и «душа», будучи одной из совершенных сил, не исчезает бесслед­но.

Рассматривая природу мышления и чувств, он прихо­дит к выводу, что познание несводимо к чувственному опыту, мышление же по своей природе нечувственно.

Радищев во многом предвосхищал идеи русского космизма, пытавшегося практически разрешить задачу бессмертия.

Задание №3: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 306.