Спрос и предложение на рынке товаров и услуг, факторы их динамики. Линейные функции спроса и предложения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совокупный спрос – это общий объём спроса на товары и услуги в стране. Совокупный спрос зависит от доходов населения и фирм.

Закон спроса: Рост цен приводит к снижению величины спроса на товар при прочих равных условиях.

Предложение ― это готовность фирм, изготовителей и продавцов товара предоставить на рынок определённое количество товаров по данной цене. Цена и количество товаров действуют однонаправлено: рост цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот, понижающая тенденция цен означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынке.

Закон предложения: с ростом цен на товар (ось P на графике) увеличивается объём предложений этого товара (ось Q на графике) при прочих равных условиях. Закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска и ценой товаров.

Каждое ресурсовложение фирмы это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров.

Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, которая выплачивается за отвлекаемые в производство ресурсы, эта цена – альтернативные издержки.

Альтернативная стоимость – стоимость другого лучшего решения, по отношению к рассматриваемому.

Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:

Вкусы и предпочтения потребителей.

Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

Доходы потребителей.

Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.

Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

Число потребителей.

При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

Цены на другие товары.

Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового, или экзогенного фактора.

Факторы неценовые предложения:

К неценовым факторам предложения относят:

§ изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

§ Выход на рынок новых фирм.

§ Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

§ Природные катастрофы

§ Политические действия и войны

§ Перспективные экономические ожидания

§ Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

§ В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.

Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:

Q d = f (Р, Р s 1 … Р s n , Р c 1 …Р c m , I , Z , N , Inf , R, T, E ), где Q d - объем спроса.

В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:

Q d = f ( P )

Линейную функцию спроса (т.е. когда она представлена в виде прямой на графике) математически можно записать следующим образом:

, где

a – максимально возможный спрос на рынке на данный товар,

b – зависимость изменения спроса от изменения цены (одновременно отражает и угол наклона кривой спроса),

p – цена на товар.

Знак «минус» показывает, что функция спроса имеет убывающий вид.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.