5.1. Таблица требований к умениям учащихся по русскому языку
(программный минимум)
класс | Речевые умения | Учебно-языковые умения | орфографические умения |
2 класс | Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное. Составлять предложения на заданную тему. Составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя. | Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов. Графически обозначать изученные орфограммы. Находить корень в группе однокоренных слов. Подбирать однокоренные слова. Ставить вопрос к словам в предложении. | Делить слова на части для переноса. Писать большую букву в словах. Писать безударные гласные, проверяемые ударением в двусложных словах. Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Писать проверяемые согласные буквы на конце слова. Употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова. Не употреблять ь в буквосочетаниях чк,чн,нщ,нч . Писать ъ и ь разделительные. |
3 класс | Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное. Писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами. Читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации. Составлять предложения с однородными членами, сложные предложения (в рамках изученного). Писать подробное изложение доступного текста. | Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов. Находить в слове окончание и основу, выделять в основе её части( корень, приставку, суффикс), два корня в сложных словах. Подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, личные местоимения. Выполнять морфологический разбор изученных частей речи. Образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов, глаголы – с помощью приставок. Определять вид предложения по цели высказывания, интонации. Выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных. Выделять из предложения словосочетания. Выделять в предложении однородные члены. Различать простое и сложное предложение. Графически обозначать изученные орфограммы. | Писать слова с безударными гласными в корне проверяемые ударением и непроверяемые ударением (изученные случи) Писать слова с удвоенной согласной буквой в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи). Писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Писать сложные слова с соединительными гласными о и е. Писать раздельно частицу не с глаголом. Писать ь после ч в неопределённой форме глагола. Писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Правильно переносить слова с ь, с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня. Пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, сложное предложение. |
4 класс | Писать подробное изложение доступного текста – повествования. Писать сочинение на заданную тему по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой. | Подбирать к словам синонимы, антонимы. Выполнять разбор по составу доступных слов. Выполнять фонетический разбор доступных слов. Выполнять морфологический разбор изученных частей речи. Выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения. | Писать безударные гласные в окончаниях имён существительных 1,2,3 склонений, в окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения, не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения. Писать раздельно частицу не с глаголом. Писать буквосочетания –тся, - ться в глаголах. Писать ь после шипящих в глаголах ед.ч. Пунктуационно оформлять предложения с однородными членами, сложное предложение. |
5.2. Текущий контроль и нормы оценивания по русскому языку во 2-4 классах
Диктанты
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
· неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;
• пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;
• замену слов;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
* неправильное написание одного слова ( при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.
* перенос слова.
Требования к тексту диктанта.
Текст диктанта подбирается средней трудности, с расчетом на возможность выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 15-20 слов |
2 класс | 25-35 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45 -55 слов | 55-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-80 слов |
5.2.2 . Грамматические задания
Первое полугодие | Содержание | Второе полугодие | Содержание | |
1 класс | - | - | ||
2 класс | 1-2 | 1. Фонетический разбор слов произношение которых не расходится с написанием. Трава- [т,р,а,в,а]- 2 слога, 5 букв, 5 звуков. 2. Выделить корень в однокоренных словах: Трава, травинка, травушка. 3. Подобрать (выписать) слова на заданную орфограмму. | 1-2 | 1.Фонетический разбор слов Жить- [ж,ы,т`]- 1 слог, 4 буквы, 3 звука. 2. Выделить корень в однокоренных словах. Окно, подоконник, оконная (рама) 3. Подобрать (выписать) слова на заданную орфограмму. |
3 класс | 1-2 | 2.Фонетический разбор Вьюга- [в`,й´,у,г,а,]- 2 слога, 5 букв, 5 звуков. 2. Разбор по составу слов: водолаз, рассказ, городок. 3. Подобрать (выписать) слова на заданную орфограмму. | 2-3 | 1.Фонетический разбор лес – 1 слог л-[л´]-согл. мягк,зв. е -[э]-гл.уд. с-[с]-согл., тв., глух. 3буквы, 3звука. 2. Разбор по составу слов: учитель, лисёнок, каменщик. 3. Подобрать (выписать) слова на заданную орфограмму. 4. Морфологический разбор существительного, местоимения, прилагательного, глагола. |
4 класс | 2-3 | 1.Фонетический разбор. Съест -1 слог [с]-согл., тв., глух., обозначен буквой «с». [й´]-согл., мягк., зв., обозначен буквой «е». [э]-гл., уд., обозначен буквой «е». [с]-согл., тв., глух., обозначен буквами «с». [т]-согл., тв., глух., обозначен буквой «т» 5 букв, 5 звуков 2. Разбор слов по составу. Водопад, пригорок, грибной. 3.Морфологический разбор существительного, местоимения, прилагательного, глагола. 4. Указать части речи. | 3-4 | 1.Фонетический разбор. Стулья – 2 слога. [с]-согласный, твёрдый, глухой, обозначен буквой «с». [т]-согласный, твёрдый, глухой, обозначен буквой «т». [у]-гласный, ударный, обозначен буквой «у». [л´]-согласный, мягкий, звонкий, обозначен буквами «л», «ь». [й´]-согласный, мягкий, звонкий, обозначен буквой «я» [а]-гласный, безударный, обозначен буквой «а» 6 букв, 6 звуков 2. Разбор слов по составу. 3.Морфологический разбор существительного, местоимения, прилагательного, глагола. 4. Подобрать (выписать) слова на заданную орфограмму. |
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
5.2.3. Словарный диктант.
Оценка «5» – работа без ошибок.
Оценка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
Оценка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» – 3–5 ошибок.
Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.
Требования к количеству слов в словарном диктанте.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
5.2.4. Изложения и сочинения
К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.
Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учётом содержания, речевого оформления и грамотности написания слов.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинений, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса, тексты для 4класса- до25-30 слов.
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность);
б) г рамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 -2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочёт в содержании и построении текста.
б) грамотность:
- 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- имеются отступления от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.
Оценка «2» ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
-работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторского текста;
- много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
-отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями;
-словарь однообразен;
-более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;
б) грамотность:
-более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.
Контрольное списывание
Оценка "5" ставится:
- нет ошибок и исправлений;
- работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (3 - 4 кл.);
Оценка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (3 - 4 кл.);
Оценка «2» – 4 и более ошибок . (3 - 4 кл.);
За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера.
За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.
Требования к тексту для списывания
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
1-2 класс – списывание с печатного текста.
3-4 класс – осложнённое списывание. (пропуск букв на изученные орфограммы)
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 20-30 слов |
2 класс | 30-35 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 60-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-90 слов |
Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.