V . СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИЙ ЖКТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В экспериментальной физиологии широко используются фистульные методы, разработанные В.А.Басовым, Тири, Вейлом, Гейденгайном, И.П. Павловым. В клинической практике для исследования секреторной и моторной функции пищеварительной системы используются следующие инструментальные и биохимические методы:

При изучении пищеварения в полости рта –

1. Капсулы Лешли-Красногорского – капсулы, позволяющие раздельно собирать слюну околоушной, подчелюстной и подъязычной желез.

2. Реография слюнных желез – позволяет оценить интенсивность кровообращения в данной железе.

3. Гнатодинамометрия – позволяет определить максимальное давление, которое могут развивать жевательные мышцы при максимальном сжимании челюстей, а также выносливость пародонта на зубах фронтальной и жевательной групп.

4. Мастикациография – регистрация движений нижней челюсти во время жевания.

5. Миоэлектромастикациография – регистрация электрической активности жевательных мышц во время процесса жевания

Для оценки акта глотания используются: рентгеноскопия, рентгенография, баллонография (введение баллона в пищевод и регистрация давления в данном баллоне, регистрация давления в различных участках пищевода с помощью многоканального зонда).

При изучении пищеварения в желудочно-кишечном тракте:

1. Зондирование желудка – позволяет исследовать интенсивность выделения желудочного сока при парентеральном введении химических стимуляторов желудочного сокоотделения – гистамина, инсулина, пентагастрина.

2. Зондирование 12-перстной кишки на фоне введения сернокислой магнезии для исследования желчевыведения – производят сбор трех порций желчи (порция А – пузырная, порция В – смешанная, порция С – печеночная желчь).

3. Исследование желчевыделения на фоне стимуляции оливковым маслом и яичным желтком

4. Определение с помощью зондов или радиозондов давления, температуры и рН в желудочно-кишечном тракте.

5. Радиоимунный способ определения в крови гормонов энтериновой системы – гастрина, секретина, панкреазимина и т.д.

6. Беззондовые методы оценки функции ЖКТ: метод Сали (или десмоидная проба), при которой определяют рН и активность пепсина.

7. Определение в крови и моче ферментов ЖКТ: на основании определения плазмопепсиногена в крови или уропепсиногена, пепсиногенов или других ферментов в моче делается вывод о продукии пепсиногенов в желудочно-кишечном тракте.

8. Ациодотест, гастротест – используются таблетки ионно-обменной смолы. Попадая в желудок, под влияние соляной кислоты из таблетки вытесняется легко всасываемый компонент, который затем определяют в крови или моче больного.

9. Оценка гидролиза и всасывания – в клинической практике применяют биохимические методы определения веществ при даче исходных продуктов. Например, определение в крови изменения содержания сахара при даче крахмала или дисахаридов. Введение меченых продуктов, в частности, казеина, альбумина, метионина и других веществ и определение радиактивности в моче или крови. В эксперименте – методика вивидиффузии по Е.Лондону.

10. Зондовый метод оценки гидролиза и всасывания: в просвет кишки вводят обтурационный зонд, содержащий баллончик. Его надувают, отделяя данный отдел кишечника от других. В образовавшуюся полость вводят исследуемое вещество, которое подвергается гидролизу. Затем анализируют состав химуса.

11. Баллонные методики, при которых баллон вводится в соответствующий отдел желудочно-кишечного тракта и регистрируется сократительная деятельность данного отдела.

12. Электрогастрография – регистрация электрической активности гладких мышц желудка (или кишечника) с помощью наружного отведения электрической активности с поверхности кожи.

13. Эндоскопия – наиболее широко применяемый метод в гастроэнтерологии, особенно для выявления морфологических изменений слизистой оболочки желудка, двенадцатиперстной кишки, толстого кишечника.

14. Гастроскопия (или эзофагогастродуоденоскопия)- ЭГДС -  осмотр желудка с помощью эндоскопа. Позволяет детально рассмотреть внутреннюю поверхность органа, произвести цифровую видеозапись процесса и провести дополнительные исследования (биопсия и определение кислотности желудочного сока).

15. Рентгеноскопия пищевода, желудка, кишечника – для изучения состояния слизистых оболочек и диагностирования нарушений в их функционировании.

16. УЗИ – метод основан на регистрации отраженных ультразвуковых волн, при этом для каждого органа подбираются определенные частоты, при которых они лучше видны. Данные метод широко применяется для диагностики заболеваний печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, редко применяют для исследования полых органов ЖКТ – желудка и кишечника.

В целом инструментальные методы исследования ЖКТ включают в себя рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые, электрографические и электрометрические способы обследования пациентов. Каждый из данных методов исследования позволяет оценить конкретные особенности структуры (морфологии) или функции изучаемого органа.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольные вопросы для самоподготовки к итоговому занятию по разделу «Физиология пищеварения»

1. Значение пищеварения в жизнедеятельности организма, функции пищеварительного тракта.

2. Типы пищеварения (внутриклеточное, полостное, мембранное), основные этапы.

3. Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи, жевание, регуляция жевания.

4. Слюноотделение, количество, состав и свойства слюны, физиологическое значение, регуляция слюноотделения.

5. Глотание, его фазы, методики изучения, регуляция.

6. Пищеварение в желудке, его роль в пищеварении, секреторная деятельность желудка, состав и свойства желудочного сока, регуляция секреции желудочных желез, определение переваривающей силы желудочного сока.

7. Кривые отделения желудочного сока на различные пищевые вещества.

8. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка, ее регуляция.

9. Методики изучения функций пищеварительного тракта (И.П. Павлов – создатель хронических экспериментальных методик исследования пищеварения).

10. Методики изучения желудочной секреции у животных (фистула желудка, изолированный «желудочек», эзофаготомия).

11. Методики исследования пищеварения у человека, значение для клиники.

12. Современные методы изучения деятельности желудка (рентгенография, электрогастрография, эндорадиозондирование, зондирование).

13. Пищеварение в тонкой кишке, в том числе в двенадцатиперстной.

14. Состав и свойства поджелудочного сока, механизмы адаптации его секреции к различным пищевым веществам, регуляция панкреатической секреции.

15. Функции печени, состав и свойства желчи, значение в пищеварении, желчеобразование и желчевыделение, их регуляция.

16. Кишечная секреция, состав и свойства кишечного секрета, регуляция кишечной секреции, полостной и мембранный (А.М. Уголев) гидролиз питательных веществ.

17. Моторная деятельность тонкой кишки, регуляция, значение для пищеварения.

18. Пищеварение в толстой кишке, значение микрофлоры и газа в кишечнике, моторика толстой кишки, дефекация.

19. Всасывание различных веществ в отделах пищеварительного тракта, его механизмы, регуляция всасывания.

20. Физиологические основы голода и насыщения.

 

Тестовые задания

    Для оценки сформированности компетенций (ОК-1, ОК-5, ОПК-9) предлагаются следующие тестовые задания

Выберите один правильный ответ

1. В ПОЛОСТИ  РТА ПРОИСХОДИТ:

1. начальная механическая и химическая обработка пищи

2. начальный гидролиз белков до стадии альбуминов и пептонов с образованием некоторого количества аминокислот

3. механическая и химическая переработка пищи до состояния пригодности ее к всасыванию и усвоению организмом

2. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ СИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ВЫДЕЛЯЕТСЯ:

1. небольшое количество слюны с богатым содержанием органических веществ и небольшим содержанием солей

2. обильная слюна с богатым содержанием солей и малым содержанием органических веществ

3. ЦЕНТР СЛЮНООТДЕЛЕНИЯ РАСПОЛОЖЕН В

1. промежуточном мозге

2. продолговатом мозге

3. латеральных ядрах гипоталамуса

4. боковых рогах верхних грудных сегментов спинного мозга

4. РЕЦЕПТОРЫ РЕФЛЕКСА  ГЛОТАНИЯ  РАСПОЛОЖЕНЫ В

1. слизистой оболочке гортани

2. слизистой оболочке корня языка и глотки

3. слизистой твердого неба

5. ОКОЛОУШНЫЕ СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ ИННЕРВИРУЮТСЯ

1. тройничным нервом

2. лицевым нервом

3. блуждающим нервом

4. языкоглоточным нервом

6. ПЕРВАЯ ФАЗА ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ НАЗЫВАЕТСЯ

1. сложно-рефлекторная

2. нервно-гуморальная

3. привратниковая

 7. ВТОРАЯ ФАЗА ЖЕЛУДОЧНОЙ СЕКРЕЦИИ  НАЗЫВАЕТСЯ

1. сложно-рефлекторная

2. нервно-гуморальная

3. привратниковая

8. ЖЕЛУДОК   ПОМИМО ПИЩЕВАРЕНИЯ, УЧАСТВУЕТ В ЭРИТРОПОЭЗЕ, ПОТОМУ ЧТО СИНТЕЗИРУЕТ:

1. реннин

2. фактор Кастла

3. гистамин

9. ВЛИЯНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ, ИДУЩЕГО ПО ЭФФЕРЕНТНЫМ ВОЛОКНАМ БЛУЖДАЮЩЕГО НЕРВА, НА МОТОРИКУ ЖЕЛУДКА-

1. увеличивает ритм и силу сокращений, скорость перистальтической волны, ускоряет эвакуацию желудочного содержимого

2. уменьшает ритм и силу сокращений, скорость распространения перистальтической волны

10. УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОТКРЫТИЮ ПИЛОРИЧЕСКОГО СФИНКТЕРА ЖЕЛУДКА-

1. наличие кислой среды в пилорическом отделе желудка и щелочной среды в 12-перстной кишке

2. наличие щелочной среды в пилорическом отделе желудка и кислой среды в 12-перстной кишке

3. наличие щелочной среды как в пилорическом отделе желудка, так и в 12-перстной кишке

4. наличие кислой среды в пилорическом отделе желудка и в 12-перстной кишке

11. РЕАКЦИЯ (РН) ПАНКРЕАТИЧЕСКОГО СОКА СОСТАВЛЯЕТ

1. 7,8 - 8,4

2. 1,5 - 2,0

3. 3,5 - 4,0

12. ВСЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, НАЧИНАЯ ОТ НАТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ДО КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ ПЕРЕВАРИВАНИЯ, РАСЩЕПЛЯЮТСЯ ПОД ДЕЙСТВИЕМ

1. желудочного сока

2. кишечного сока

3. поджелудочного сока

4. желчи

13. СЛАБОЩЕЛОЧНУЮ РЕАКЦИЮ ПАНКРЕАТИЧЕСКОГО СОКА ОБЕСПЕЧИВАЮТ

1. бикарбонаты

2. хлориды

3. фосфаты

4. сульфаты

14. ФЕРМЕНТАМИ, ФИКСИРОВАННЫМИ НА КЛЕТОЧНОЙ МЕМБРАНЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПИЩЕВАРЕНИЕ

1. контактное

2. внутриклеточное

3. дистантное

15. ГОРМОНАМИ, ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ПАНКРЕАС, КАК ЖЕЛЕЗОЙ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ

1. трипсин, хемотрипсин

2. секретин, холецистокинин-панкреозимин

3. глюкагон, инсулин

 

 

Ситуационные задачи

    Для оценки сформированности компетенций (ОК-1, ОК-5, ОПК-9) предлагаются следующие ситуационные задачи.

Задача №1.

В клинику поступил пациент А. для проведения тонзилэктомии (удаление глоточных миндалин). Перед операцией ему провели анестезию корня языка и задней стенки глотки.

Вопросы:

1. Для чего это было сделано?

2. Объясните физиологический смысл данной манипуляции помимо анестезии?

Задача №2.

Студент В. сдает экзамен. Через некоторое время он почувствовал учащение пульса и пересыхание слизистой полости рта.

Вопросы:

1. Почему это произошло?

2. Как в этих условиях происходит регуляция слюноотделения?

Задача №3

В клинике пациенту Б. проводили зондирование желудка с целью взятия пробы желудочного сока. Однако во время данной манипуляции у пациента возник рвотный рефлекс и проведение данного исследования стало невозможным.

Вопросы:

1. Почему возник рвотный рефлекс?

2. Какую необходимую процедуру нужно провести для устранения рвотного рефлекса?

Задача №4.

На приеме у врача пациент К. пожаловался на постоянную слабость и головокружения. Анализ крови показал наличие В12-дефицитной анемии. Из анамнеза стало известно, что больной перенес операцию по удалению желудка. Врач предположил, что возможной причиной развившейся анемии стала перенесенная операция.

Вопросы:

1. Верно ли предположение врача?

2. Объясните причину развития В12-дефицитной анемии?

Задача №5.

    В приемный покой на скорой помощи был доставлен мужчина М. с приступом печеночной колики. Для снятия приступа ему ввели препарат, блокирующий М-холинорецепторы?

    Вопросы:

    1. Как называется эта группа препаратов?

    2. Объясните механизм действия этих препаратов?

Задача №6.

Как известно, высокая кислотность желудочного сока является важным условием эффективного пищеварения в желудке. У больного Р. был удален пилорический отдел желудка, после чего у него снизилась кислотность желудочного сока.

Вопросы:

1. Объясните, почему это произошло?

2. Почему в желудке кислая среда?

Задача №7.

    При проведении опыта в одну пробирку с фибрином налили желудочный сок, а в другую пробирку с фибрином прилили 0,5% раствор соляной кислоты. Затем обе пробирки на 30 минут поставили в термостат.

    Вопросы:

    1. Что произойдет с фибрином в пробирке с желудочным соком?

    2. Что произойдет с фибрином в пробирке с соляной кислотой?

 

Задача №8.

В клинике для уточнения диагноза и выявления причин стеноза (сужения) привратника желудка пациенту Д. ввели раствор атропина, который является блокатором М-холинорецепторов. Стеноз может быть вызван гипертонусом мышц, либо рубцовыми изменениями стенки привратника.

Вопросы:

1. Какой эффект будет наблюдаться после введения атропина в случае гипертонуса мышц?

2. Какой эффект будет наблюдаться после введения атропина в случае рубцовых изменений стенки привратника?

Задача №9.

    Подопытному животному в эксперименте в 12-перстную кишку ввели дополнительную порцию соляной кислоты.

    Вопросы:

    1. Как изменится секреция панкреатического сока?

    2. Объясните механизм полученных изменений?

Задача №10.

    У пациента В. в области головки поджелудочной железы обнаружена гастринома – опухоль, вырабатывающая гастрин.

Вопросы:

1. Что такое гастрин и где в норме он образуется?

2. Какое характерное изменение желудочного содержимого будет сопровождать это заболевание?

 

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям

Вопрос Ответ Вопрос Ответ Вопрос Ответ
1 2 6 1 11 1
2 1 7 2 12 3
3 2 8 2 13 1
4 2 9 1 14 1
5 4 10 1 15 3

Дата: 2019-07-24, просмотров: 914.