Рис.2. Масляный насос с шестернями наружного зацепления.
1 - сетка;
2 - патрубок;
3 - клапан;
4 - пружина;
5 - крышка;
6, 8, 11 - шестерни;
7 - корпус;
9 - ось;
10 - вал.
Масляный насос подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. На двигателях применяют масляные насосы шестеренного типа с установленным в насосе редукционным клапаном, отрегулированным на давление 0,45 МПа и не подлежащим регулировке в процессе эксплуатации.
Масляный насос двигателя с шестернями наружного зацепления (рис.2) имеет две шестерни наружного зацепления. К корпусу (7) насоса через крышку (5) прикреплен масло-приёмный патрубок (2) с фильтрующей сеткой (1) и редукционным клапаном (3).
Ведущая шестерня (8) напрессована на ведущем валу (10) насоса.
Ведомая шестерня (6) свободно вращается на оси (9), запрессованной в корпусе насоса. При вращении шестерен создается разрежение, масло через фильтрующую сетку и патрубок поступает под крышку (5) насоса и через отверстие в крышке - в полость разрежения корпуса насоса.
Лист |
15 |
Масло, заполняющее впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания, а оттуда поступает в приемный канал блока цилиндров двигателя. При повышении давления масла в смазочной системе более допустимого редукционный клапан (3) открывается, перепуская при этом часть масла из полости нагнетания в масло-приёмный патрубок (2), и давление в системе не повышается. Давление открытия редукционного клапана не регулируется. Оно обеспечивается его пружиной (4). Ведущему валу (10) насоса вращение передается с помощью шестерни (11) вала привода масляного насоса, который приводится цепной передачей от коленчатого вала двигателя. Масляный насос установлен внутри масляного поддона и прикреплен двумя болтами к блоку цилиндров.
Рис.3.Масляный насос с шестернями внутреннего зацепления.
1 - корпус;
2, 3 - шестерни;
4 - клапан;
5 - пружина;
6 - манжета;
7 - крышка;
8 - маслоприемник;
9 - выступ;
10 - вал.
Масляный насос с шестернями внутреннего зацепления (рис. 3) состоит из корпуса (1), крышки (7), ведущей (3) и ведомой (2) шестерен, маслоприемника (8) и редукционного клапана (4). Корпус насоса отлит из чугуна. Он имеет две полости (всасывания и нагнетания), которые разделены между собой выступом (9). Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из спеченного материала и размещены внутри корпуса.
Лист |
16 |
Ведущая шестерня (3) установлена на переднем конце коленчатого вала (10), который уплотняется в крышке насоса манжетой (6). К корпусу прикреплены маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышка.
Крышка (7) насоса отлита из алюминиевого сплава. В ней размещен редукционный клапан (4), давление срабатывания которого обеспечивается пружиной (5).
При вращении шестерен масло через маслоприемник поступает во всасывающую полость насоса.
Оно заполняет впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания и под давлением направляется в приемный канал блока цилиндров.
Редукционный клапан срабатывает при возрастании давления выше допустимого и перепускает часть масла из нагнетательной полости насоса во всасывающую. Подача насоса равна 34 л/мин при частоте вращения ведущей шестерни 6000 мин -1, а создаваемое давление - 0,5 МПа.
Масляный фильтр.
Масляный фильтр очищает масло от твердых частиц (продуктов износа трущихся деталей, нагара и т.п.), так как они вызывают повышенное изнашивание деталей и засоряют масляные магистрали. На легковых автомобилях применяется масляный фильтр полно-поточный (пропускает все нагнетаемое масло), неразборный, с перепускным и против дренажным клапанами.
Лист |
17 |
Рис.4. Масляный фильтр.
1 – корпус;
2 – днище;
3, 5 – клапаны;
4, 6 – отверстия;
7 – кольцо;
8 – крышка;
9 – фильтрующий элемент.
В корпусе (1) фильтра (Рис.4.) находится бумажный фильтрующий элемент (9) со специальной вставкой из вискозного волокна.
Нагнетаемое насосом масло поступает через отверстия (6) в днище (2) в наружную полость
фильтра, проходит через поры фильтрующего элемента (9), очищается в нем и выходит в масляную магистраль блока цилиндров из центральной части фильтра через отверстие (4).
Вставка фильтрующего элемента очищает масло при пуске холодного двигателя, когда оно не может пройти через поры бумажного фильтрующего элемента.
При сильном загрязнении фильтра, а также при повышенной вязкости масла (при низких температурах) открывается перепускной клапан (5) масляного фильтра, имеющий пружину, и неочищенное масло из фильтра поступает в масляную магистраль.
Дренажный клапан (3), выполненный в виде манжеты из специальной маслостойкой резины, пропуская масло в фильтр, предотвращает вытекание его из смазочной системы в масляный поддон при неработающем двигателе.
Это позволяет ускорить подачу масла к трущимся поверхностям деталей двигателя после его пуска.
Масляный фильтр крепится к блоку цилиндров на специальном резьбовом штуцере, для чего в днище фильтра имеется резьбовое отверстие (4). Резиновое кольцо (7), надетое на крышку (8), обеспечивает герметичность установки фильтра на блоке цилиндров двигателя. Для эффективной очистки масла фильтр заменяют при смене масла в двигателе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.