Любой двигатель внутреннего сгорания состоит из сотен деталей, большинство из которых (главным образом - детали КШМ и ГРМ) находится в постоянном движении друг относительно друга, а поэтому подвержены трению и износу. Силы трения приводят к бесполезной затрате мощности двигателя, а в ряде случаев делают работу двигателя и вовсе невозможной - при трении детали нагреваются и расширяются, зазоры между ними уменьшаются и заполняются продуктами износа (мелкой стружкой и металлическими частицами микронных размеров), и в результате происходит заклинивание.
Решает эти проблемы система смазки двигателя. Главное, что выполняет система смазки - заменяет «сухое» трение на «мокрое», в результате трение между трущимися деталями снижается на порядок, и двигатель может нормально работать.
Современная система смазки двигателя выполняет несколько функций:
- Снижение сил трения между деталями;
- Защита поверхностей деталей от коррозии;
- Охлаждение деталей;
- Функции управления (масло используется в качестве рабочей жидкости в системе регулирования фаз газораспределения, в гидркомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ и т.д.).
- Удаление из зазоров продуктов износа деталей и частиц нагара.
- Назначение системы смазки заключается в снижении трения сопряженных деталей двигателя. Кроме того система смазки выполняет и побочные функции - понижает температуру деталей двигателя, удаляет продукты износа и нагара, защищает детали двигателя от коррозии.
Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными. В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.
По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).
Лист |
11 |
Требования к маслам :
- маслянистость (способность удерживаться на поверхности);
- необходимая вязкость;
- отсутствие кислот (чистота);
- отсутствие механических примесей.
Марки масел по ГОСТ 17479.1-85 М-8Б1 (АС-8); М-10Б1 (АС-10); М-8Б1; М-6З/10В1. В скобках указаны марки масел по старой классификации. Расшифровка марок:
- М - моторное;
- 8,10 - кинематическая вязкость масла в мм2/с или в сСт (сантистоксах) при 1000С;
- Б,В,Г,Д -группы масла по эксплуатационным свойствам (отличается количеством присадок и их эффективностью) соответственно для: мало-, средне-, высоко- и высокофорсированных двигателей с турбонаддувом;
- цифровой индекс 1,2 - соответственно для карбюраторных и дизельных двигателей, без индекса - универсальные;
- 6з: -6 - класс вязкости при t= -180С не менее 2600 и не более 10400 сСт; - з - загущающие присадки (используются в качестве зимнего масла или всесезонного).
Лист |
12 |
Рис. 1. Принципиальная схема устройства и работа смазочной системы двигателя.
1 - масляный поддон;
2 - масляный насос;
3 - редукционный клапан масляного насоса;
4 - масломерный щуп;
5 - промежуточная шестерня;
6 - масляный фильтр;
7- редукционный (температурный) клапан;
8 - масляный радиатор;
9 - сливной клапан;
10 - распределительный вал;
11 – манометр;
12 - ось коромысел;
13 - главный масляный канал;
14 - полость шатунной шейки;
15 - коленчатый вал;
16 - масло заливная горловина.
В систему смазки двигателя входят:
- поддон картера с масло-заборником;
- масляный насос;
- масляный радиатор;
- масляный фильтр;
- соединительные магистрали и каналы.
В изучаемых двигателях применяется комбинированная смазочная система. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к остальным - разбрызгиванием и самотеком.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, клапанный механизм, втулки распределительного вала и распределительных шестерен.
В смазочную систему двигателя входят поддон (1) картера, масляный насос (2), масляный фильтр(6), масляный радиатор (8), масляные каналы и трубопроводы, манометр (11), маслозаливная горловина (16). Уровень масла контролируется масломерным стержнем (4) при неработающем двигателе.
Лист |
13 |
Путь циркуляции масла под давлением в смазочной системе у большинства автотракторных двигателей одинаков. На рисунке приведена принципиальная схема работы смазочной системы двигателя. При работе двигателя масло из поддона картера засасывается шестеренчатым насосом и подается под давлением к фильтру.
Очищенное масло охлаждается в масляном радиаторе и поступает в главный масляный канал - магистраль (13). Из этого канала масло проходит по каналам в блоке к коренным подшипникам коленчатого вала и к шейкам распределительного вала.
По наклонным каналам коленчатого вала масло попадает в полость (14) шатунных шеек, где дополнительно очищается и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники. От первого коренного подшипника масло поступает к пальцу промежуточной шестерни (5) и втулке шестерни топливного насоса.
По каналу в одной из шеек распределительного вала масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке - в пустотелую ось (12) коромысел. Через отверстия в валике коромысел масло поступает к втулкам коромысел и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала.
Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием. Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала и стекающее с клапанного механизма, разбрызгивается быстровращающимся коленчатым валом на мелкие капли, образуя масляный туман. Капельки масла, оседая на поверхности цилиндров, поршней, кулачков распределительного вала, смазывают их и стекают в поддон картера, откуда масло вновь начинает свой путь. Поршневой палец смазывается капельками масла, которые забрызгиваются в отверстие верхней головки шатуна. В двигателях, имеющих канал в стержне шатуна, поршневой палец смазывается под давлением.
Работу смазочной системы контролируют по манометру (11), показывающему давление в главной магистрали. На некоторых двигателях, кроме того, устанавливают термометр, измеряющий температуру масла в смазочной системе и датчики аварийного падения давления масла.
На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения масло-заборника и уровня масла в картере.
Масляный поддон.
Является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем масло охлаждается.
Масляный поддон (1) - стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля.
Лист |
14 |
Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку, изготовленную из пробкорезиновой смеси. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.