Назначение, общее устройство и принцип работы системы смазки двигателя.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любой двигатель внутреннего сгорания состоит из сотен деталей, большинство из которых (главным образом - детали КШМ и ГРМ) находится в постоянном движении друг относительно друга, а поэтому подвержены трению и износу. Силы трения приводят к бесполезной затрате мощности двигателя, а в ряде случаев делают работу двигателя и вовсе невозможной - при трении детали нагреваются и расширяются, зазоры между ними уменьшаются и заполняются продуктами износа (мелкой стружкой и металлическими частицами микронных размеров), и в результате происходит заклинивание.

Решает эти проблемы система смазки двигателя. Главное, что выполняет система смазки - заменяет «сухое» трение на «мокрое», в результате трение между трущимися деталями снижается на порядок, и двигатель может нормально работать.

    Современная система смазки двигателя выполняет несколько функций:

- Снижение сил трения между деталями;

- Защита поверхностей деталей от коррозии;

   - Охлаждение деталей;

- Функции управления (масло используется в качестве рабочей жидкости в системе регулирования фаз газораспределения, в гидркомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ и т.д.).

- Удаление из зазоров продуктов износа деталей и частиц нагара.

  - Назначение системы смазки заключается в снижении трения сопряженных деталей двигателя. Кроме того система смазки выполняет и побочные функции - понижает температуру деталей двигателя, удаляет продукты износа и нагара, защищает детали двигателя от коррозии.       

    Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего   сгорания, называют моторными. В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.

По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные.

По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).

Лист
11

Требования к маслам :

- маслянистость (способность удерживаться на поверхности);

- необходимая вязкость;

- отсутствие кислот (чистота);

- отсутствие механических примесей.

Марки масел по ГОСТ 17479.1-85 М-8Б1 (АС-8); М-10Б1 (АС-10); М-8Б1; М-6З/10В1. В скобках указаны марки масел по старой классификации. Расшифровка марок:

- М - моторное;

- 8,10 - кинематическая вязкость масла в мм2/с или в сСт (сантистоксах) при 1000С;

- Б,В,Г,Д -группы масла по эксплуатационным свойствам (отличается количеством присадок и их эффективностью) соответственно для: мало-, средне-, высоко- и высокофорсированных двигателей с турбонаддувом;

- цифровой индекс 1,2 - соответственно для карбюраторных и дизельных двигателей, без индекса - универсальные;

- 6з: -6 - класс вязкости при t= -180С не менее 2600 и не более 10400 сСт; - з - загущающие присадки (используются в качестве зимнего масла или всесезонного).

Лист
12

 

Рис. 1. Принципиальная схема устройства и работа смазочной системы двигателя.

 

 

 1 - масляный поддон;

 2 - масляный насос;

 3 - редукционный клапан масляного насоса;

 4 - масломерный щуп;

 5 - промежуточная шестерня;

 6 - масляный фильтр;

 7- редукционный (температурный) клапан;

 8 - масляный радиатор;

 9 - сливной клапан;

10 - распределительный вал;

11 – манометр;

12 - ось коромысел;

13 - главный масляный канал;

14 - полость шатунной шейки;

15 - коленчатый вал;

16 - масло заливная горловина.

 

В систему смазки двигателя входят:

- поддон картера с масло-заборником;

- масляный насос;

- масляный радиатор;

- масляный фильтр;

- соединительные магистрали и каналы.

 

В изучаемых двигателях применяется комбинированная смазочная система. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к остальным - разбрызгиванием и самотеком.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, клапанный механизм, втулки распределительного вала и распределительных шестерен.

В смазочную систему двигателя входят поддон (1) картера, масляный насос (2), масляный фильтр(6), масляный радиатор (8), масляные каналы и трубопроводы, манометр (11), маслозаливная горловина (16). Уровень масла контролируется масломерным стержнем (4) при неработающем двигателе.

Лист
13

Путь циркуляции масла под давлением в смазочной системе у большинства автотракторных двигателей одинаков. На рисунке приведена принципиальная схема работы смазочной системы двигателя. При работе двигателя масло из поддона картера засасывается шестеренчатым насосом и подается под давлением к фильтру.

 

Очищенное масло охлаждается в масляном радиаторе и поступает в главный масляный канал - магистраль (13). Из этого канала масло проходит по каналам в блоке к коренным подшипникам коленчатого вала и к шейкам распределительного вала.

 По наклонным каналам коленчатого вала масло попадает в полость (14) шатунных шеек, где дополнительно очищается и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники. От первого коренного подшипника масло поступает к пальцу промежуточной шестерни (5) и втулке шестерни топливного насоса.

По каналу в одной из шеек распределительного вала масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке - в пустотелую ось (12) коромысел. Через отверстия в валике коромысел масло поступает к втулкам коромысел и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала.

Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием. Масло, вытекающее из подшипников коленчатого вала и стекающее с клапанного механизма, разбрызгивается быстровращающимся коленчатым валом на мелкие капли, образуя масляный туман. Капельки масла, оседая на поверхности цилиндров, поршней, кулачков распределительного вала, смазывают их и стекают в поддон картера, откуда масло вновь начинает свой путь. Поршневой палец смазывается капельками масла, которые забрызгиваются в отверстие верхней головки шатуна. В двигателях, имеющих канал в стержне шатуна, поршневой палец смазывается под давлением.

Работу смазочной системы контролируют по манометру (11), показывающему давление в главной магистрали. На некоторых двигателях, кроме того, устанавливают термометр, измеряющий температуру масла в смазочной системе и датчики аварийного падения давления масла.

На некоторых спортивных автомобилях применяется система смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения масло-заборника и уровня масла в картере.

Масляный поддон.

Является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем масло охлаждается.

Масляный поддон (1) - стальной, штампованный. Внутри поддона имеется специальная перегородка, уменьшающая колебания масла при движении автомобиля.

Лист
14

 

Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку, изготовленную из пробкорезиновой смеси. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 239.