Революционная ситуация — точно и ясно ее характеристика была дана В. Лениным в работе "Государство и революция" — это ситуация, когда низы не хотят жить по старому, а верхи не могут управлять по-старому. Более детальную диагностику революционной ситуации дал Ф. Бэкон, писавший еще в XVII в. о следующих "признаках мятежа":
• снизу: шум, пасквили, речи, направленные против власти; переворачивание ценностей — что бы власть не сделала, все плохо; плохая циркуляция приказов, которые отдаются робко, принимаются дерзко, не исполняются, а обсуждаются, истолковываются;
• сверху: окружение действует по собственному усмотрению; неспособность власти встать над партиями; власть занимает позицию одной из сторон.
Нетрудно заметить, что сквозной темой характеристики революционной ситуации является разлитое в обществе недоверие.
В революционном процессе можно выделить:
• Вектор направленности. Революционный процесс чаще всего на начальной стадии не имеет далеко идущих целей. Такие цели проявляются со временем, выступая как бы аттрактором политического процесса. А сама революция с синергетической точки зрения предстает прохождением точки бифуркации, нелинейным процессом, результат которого не предзадан точно.
• Социальные силы — движущий революцию социальный капитал, конкретные социальные группы, лидеры, способные мобилизовать критически важные массы, сконцентрировав их в нужное время в нужном месте.
• Конкретные ресурсы: материальные, информационные, финансовые, необходимые для решения текущих задач революционного движения.
В марксизме политические революции связывались с противоречием производительных сил и производственных отношений: когда развитие производительных сил достигало такого уровня, когда старые производственные отношения (прежде всего собственности на средства производства) начинали тормозить развитие, происходит (в результате классовой борьбы) революционный переход к новому общественно-экономическому строю (формации). Так, рабовладение сменило первобытнообщинный строй.
Ему на смену пришел феодализм, который сменил капитализм. И будущее человечества связывалось с социалистической революцией. Легко заметить некоторые натяжки в этой концепции. В истории трудно обнаружить рабовладельческие и феодальные политические революции. Не случайно развитие теории марксизма привело к фактическому выделению трех типов политических революций: буржуазной, социалистической и национально-освободительной.
Марксистская теория революции связывала ее преимущественно с классовой вооруженной борьбой. Именно эта сторона революций была развита Мао Цзедуном и подхвачена революционизмом Э. Че Гевары, Р. Дебре ("революция возникает из дула винтовки"). Хотя еще А. Грамши настаивал, что в социалистической революции главное не восстание, а изменение массового сознания (культурная революция).
Как радикальная политическая инновация политическая революция может осуществляться двумя способами:
1) "сверху", когда революционные изменения инициируются самой политической элитой, правящим политическим классом;
2) "снизу", когда инициатива радикальных изменений исходит из низов общества.
Рубеж XX—XXI столетий ознаменовался чередой качественно новых революций:
1) "бархатные" революции 1989—1991 гг. в странах бывшего социалистического лагеря;
2) "цветные" революции ("оранжевая" в Украине, "роз" в Грузии, "тюльпанов" в Киргизии) 1999—2009 гг.;
3) социальные революции в Латинской Америке (Куба, Венесуэла, Боливия, Колумбия, отчасти — Чили) с конца 1980-х гг. по наше время;
4) исламистские революции в Иране, Тунисе, Ливни, Египте.
Последние примеры представляют интерес в силу ряда особенностей:
• протест связан не столько с экономикой, сколько с культурой;
• в требованиях и целях нет модернизационного компонента, наоборот, протест ориентирован на традиционные религиозные ценности;
• опора в мобилизации сторонников делается на современные средства связи и информационно-коммуникативные технологии, прежде всего социальные сети, неконтролируемые государством;
• ведущую роль в революционной активности играет молодежь и маргиналы, группы, дистанцированные от власти, но обладающие организационным потенциалом, например, футбольные болельщики.
Молодежь как социальная группа с очевидностью обладает необходимым потенциалом: еще социально не укоренена, испытывающая проблемы с социализацией, обладает относительно большим свободным временем, склонна к групповым и массовым действиям и наиболее продвинута в освоении новых информационных технологий. Группировки футбольных фанатов в этом случае выполняют роль отмобилизованного организационного ресурса, склонного к агрессивному поведению вплоть до насильственных действий.
Согласно автору современной "теории революции" Д. Шарпу, это объективный общемировой процесс, связанный с изживанием себя диктатур, образовавшихся в "несвободных странах", число которых увеличилось в ходе политического транзита конца 1980-х — начала 1990-х гг. Шарп применяет упрощенную классификацию политических режимов X. Линца, в которой мир делится на авторитарные, тоталитарные и демократические страны.
В современном мире достижение свободы невозможно через насилие. Поэтому на первый план выходят ненасильственные методы, успешно примененные М. Ганди и его сторонниками при освобождении Индии от британского владычества.
В паши дни свобода может быть достигнута в результате относительно мирной революции при поддержке "мирового сообщества". Когда попытки договора с властью оказываются бессмысленны и вредны, необходимо консолидировать ресурсы прежде всего организационные и информационные и заручиться поддержкой мировых "демократических центров".
Технология 200 методов ненасильственных действий, описанных Шарпом, в общем виде может быть представлена как ряд конкретных шагов.
1. Квалифицировать политический режим страны как тоталитарной или авторитарной диктатуры. Для этого можно опираться на ряд авторитетных международных рейтингов демократичности рейтингов.
2. Сформулировать стратегию, тактику, узнаваемый яркий образ борьбы за демократию.
3. Заручиться политической, финансовой поддержкой авторитетных демократических СМИ, НКО, политических лидеров. Для установления контактов желательно пройти подготовку на базе международных НКО, поддерживающих демократические процессы.
4. Создать организационную сеть, включая вербовку сторонников, электронные ресурсы, СМИ, спонсорскую поддержку.
5. Начать пропагандистскую кампанию по разоблачению злоупотреблений правящего режима.
6. Непризнание результатов очередного электорального цикла. Начато протеста, неповиновения власти.
7. Перевыборы или блокирование центров действующей власти.
8. Сдерживание силовых структур и недопущение кровопролития.
9. Случаи насилия, особенно приведшие к арестам, ранениям, в этом случае оборачиваются против режима.
10. В случае успеха частичная или полная люстрация, развертывание действий по формированию повой гражданской идентичности (переписывание истории, новации в системе образования, государственного языка и других социально культурных и гуманитарных технологий).
В таком понимании революция сводится к технологии захвата политической власти, фактически, к государственному перевороту. Вопрос о социальных целях, реальном переустройстве экономического и культурного уклада выносится за скобки. Такие революции — особенность стран полупериферии, резко меняющих свою политическую ориентацию с одного центра на другой.
Отличительной чертой реально демократического политического режима является то, что необходимость революции в этом случае отпадает. Смена режима осуществляется в результате демократических процедур. В этом плане революция "встроена" в демократию, которая сама по себе предстает перманентной "революцией". Эта особенность демократии иногда оборачивается против нее, когда вполне демократическим путем устанавливается авторитарный, а то и тоталитарный политический режим (Салазара в Португалии, Гитлера в Германии и пр.).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.