Корру́пция(от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
История коррупции
Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов
первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».
Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.
Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией.
Модели коррупции
Модель коррупции – есть теоретическое представление о реальной системе участников коррупции, составе ее элементов, количестве и характере связей между ними, выполняемых системой коррупционных функций в ходе реализации выбранных участниками стратегий своего поведения и имитации коррупционных эффектов.
Соответственно видам коррупции их модели могут быть социальными, экономическими, политическими и т.д.
Детально разработанной в 1975 г. является модель коррупции как социального отношения Э.К. Бэнфилдаиз Гарвардского университета (США). Ее элементами служат следующие звенья [44]:
официальный представитель власти – субъект деловых кругов;
госслужащий –политик;
официальный представитель власти – частные лица, решающие свои личные проблемы, не связанные ни с бизнесом, ни с политикой.
Эти звенья благодаря внутренним взаимодействиям бюрократического аппарата приводят к трехчленной структуре: “шеф - агент – клиент.
По утверждению Э.К. Бэнфилда, для возникновения коррупции необходимо существование трех видов экономических агентов: первый - уполномоченный, второй -делегирующий полномочия (доверитель), третий - лицо, доходы которого и потери зависят от первого агента (уполномоченного). Уполномоченный агент склонен к коррупции в такой степени, в какой он способен скрыть коррупцию от доверителя (шефа). Уполномоченный превращается официально в коррупционера, когда осознанно нарушает интересы доверителя, действуя нелегально или неэтично, пренебрегая его принципами" [44].
Модель коррупции «принципал (шеф) – агент (уполномоченный)» впервые исследована Гарри С. Бекером и Георгом Дж. Стиглером [45]в 1974 г., а в последующем – Эдвардом Банфилдомв 1975 г., Сюзан Роуз-Аккерман в 1975 и 1978г.г., Робертом Клитгаардомв 1988 и 1991г.г. Они отталкиваются от честности агента, варьирующейся от уровня его заработной платы [33, с.599-600].
Исходя из модели коррупции «принципал-агент» как данности, А. Шляйфер и Р. Вишни в 1993 г.сосредоточились на последствиях коррупционного размещения ресурсов в странах с развивающейся экономикой, в частности, на следующих вопросах: как организованы коррупционные связи, почему даже хорошо организованная коррупция появляется как более извращенное налогообложение, почему коррупция замедляет развитие. Они определи коррупцию как продажу официальными представителями органов власти государственной собственности для личных целей [33, с.600]. В результате они выявилитри вида моделей коррупции:
1) монополистическую, при которой предоставляемые общественные блага сосредоточены в одних руках и контролируются из единого административного центра;
2) нерегулируемую, согласно которой подразделения бюрократической организации действуют относительно друг от друга независимо в сферах полномочий;
3) конкурентную, в соответствии с которой всякое общественное благо предоставляется более, чем одной бюрократической службой.
На основе проведенных исследований А. Шляйфер и Р.Вишни утверждают, что при ослаблении центральных правительств для снижения коррупции более благоприятны модели «независимых монополистов» [33, с.600].
Анализируя классификации коррупции и методы ее изучения А.М. Рахимжанов, выявил, что в странах, где коррупция является актуальной частью политики и используется для противостояния между кланами, наблюдаются следующие три вида моделей коррупции: а) азиатская, б) африканская, в) латиноамериканская [30].
В азиатской модели коррупция воспринимается не только как общепринятое, но и социально приемлемое культурное и экономическое явление, которое отождествляется с функционированием государства.
В африканской модели предполагается, что власть изначально продается группе доминирующих экономических кланов, находящихся в сговоре между собой, и политическими средствами защищает надежность их существования. Помимо этого, в ней развиты обычаи землячества. В африканских странах госслужащий в большинстве случаев получает образование на средства, собранные для него всеми жителями родной деревни. Став госслужащим, он полагает, что обязан помогать своим односельчанам, обращающимся к нему. Если ему удается добиться высокой должности, то он, подчиненный ему аппарат, формирует из своих земляков. Не смотря на то, что высокопоставленным чиновникам гарантируются вполне внушительные доходы, все же, коррупция в виде взятки, по некоторым подсчетам, приносит им до трети их общих доходов.
Латиноамериканская (мафиозная) модель коррупции определяется тем, что при потворстве коррупционированного государства нелегальные и криминализированные сферы экономики достигают столь значительной власти, которая сравнима с силой государства. В результате эти сферы экономики образуют государство в государстве. Важным выводом А.М. Рахимжанова из анализа латиноамериканской модели является то, что она, дестабилизируя политику такого государства, при всплеске борьбы с коррупцией влечет к установлению диктатуры, после которой может произойти его трансформация в африканскую модель.
Лоббизм как конфликтоген
Лоббизм — это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в большинстве демократических стран. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.
Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 452.