Предмет и методы политической конфликтологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и методы политической конфликтологии

Политическая конфликтология — наука о закономерностях возникновения и развития политических противоречий и конфликтов, о способах их предупреждения, разрешения и управления ими. Политика – сфера деятельности, направленная на завоевание, распределение, перераспределение и удержание власти. Власть – всегда недостаточный ресурс.

ПРЕДМЕТ ПК- исследование закономерностей возникновения, функционирования, развития и управления конфликтами в разных сферах социально- политического взаимодействия, выраженного через синергизм или антагонизм.

Статистическая группировка – это метод исследования массовых общественных явлений путем выделения и ограничения однородных групп, через которые раскрываются существенные черты и особенности состояния и развития всей совокупности.

Группировка - расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным для них признакам. Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей

Политическое моделирование – процесс получения знаний о будущем состоянии политического развития общества путем создания условного образа объекта, который может быть воплощен в математическую формулу, график, схему. Назначение политического моделирования – имитация структуры прогнозируемого политического процесса.

– коллективная экспертная оценка – определение согласованности мнений экспертов по поводу возможных вариантов развития каких-либо конкретных явлений или процессов в сфере внутренней или внешней политики. При этом количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100 и более человек в зависимости от сложности объекта. Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов;

Опросы общественного мнения - это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблема жизни общества.

Метод фокус-группы («глубинное групповое интервью» или «групповая дискуссия»).

В политических исследованиях фокус-группы применяются преимущественно в следующих целях:

  • выявление специфики восприятия политических субъектов и объектов: лидеров, политических партий, институтов, государства и власти в целом. В прикладных исследованиях одной из наиболее распространенных задач является диагностика имиджа (сознательно формируемого образа) политического деятеля;
  • получения информации об особенностях политической культуры определённых групп населения и элиты;
  • формирования представлений об особенностях социального самочувствия групп населения и характера его влияния на политическое поведение;

 

Политические конфликты на постсоветском пространстве

Конфликты после распада СССР:

- межгосударственный: Армения и Азербайджан из-за Нагорного Карабаха

- внутригос-ные: в РФ, Молдавии, Грузии, Таджикистане

Нагорный Карабах (НК)

До 1918 года в Закавказье нац. границ не было. После 1917 г. Карабах включен в состав Азербайджанской республики, хотя населяли его в основном армяне. Границы с Арменией у НК не было.

В 1988 году на референдуме население НК высказалось за воссоединение с Арменией. В 1991 г. начались боевые действия, в итоге Армения установила контроль над НК. Кроме того, были захвачены и некоторые близлежащие районы Азербайджана.

На данный момент ситуация «заморожена»: республика НК имеет президента, правительство и парламент, но признана только Арменией.

Ситуацию пытается решить Минская группа ОБСЕ (сопредседатели — Россия, Франция, США), созданная по решению СБ ООН. Переговоры тормозит Азербайджан, который добивается признания себя жертвой агрессии и не желает обсуждать полит. будущее НК.

Грузино-абхазский конфликт

Имеет глубокие корни. В дореволюционный период Абхазия разделена между современными Грузией и РФ. В 1921 г. провозглашена Совет. социалист. республика Абхазия. В том же году она включена по союзному договору в состав советской Грузии. При Сталине грузинским руководством проводилась жесткая политика дискриминации абхазского населения. 1960-1980-е гг. массовое переселение грузин в Абхазию.

В марте 1989 г. в селе Лыхны состоялся сход, на котором заявлено о необходимости возвращения Абхазии самостоятельности в рамках СССР. В 1989 руководство Грузии оказывало поддержку грузинским националистам, что в июле 1989 г. в Сухуми привело к первым вооруженным столкновениям.

Этапы:

1) март 1989 – июль 1992 г. - политико-правовой. Спор о юрид. неправомерности вхождения Абхазии в состав Грузии. Борьба в основном между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Против грузин выступили русские, армяне, греки. Сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, а абхазы защищали существовавшее на тот момент единое государство.

2) июль 1992 - июль 1994 гг. - военно-полит. Рубеж между этапами - решение Верховного Совета Абхазии о отмене Конституции Абхазской АССР 1978 г., т.е. аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии. В ответ ввод войск Грузии в Абхазию. С этого времени цель абхазов - выход из состава Грузии. Осенью 1993 г. Грузия терпит военное поражение и теряет контроль над Абхазией. Бои прекращены в результате ввода миротворцев РФ.

3) июль 1994 г. – наст. время - попытки при участии РФ урегулирования конфликта. Отдельные обострения в 1998 и 2001 гг. Проблемы: статус Абхазии и возвращение в нее грузинских беженцев. Пока Абхазия не признана никем и имеет транспортное сообщение только с РФ. Значительная часть населения имеет гражданство РФ, в стране – российский рубль и рус. язык как 1 из 2-х гос-ных. Но пока перспектив урегулирования не видно.

Грузино-осетинский конфликт

Причины аналогичны грузино-абхазскому конфликту: резкий всплеск национализма в Грузии, попытки лишить Юж. Осетию автономии. В ответ – заявление Юж. Осетии о выходе из состава Грузии. Вооруженные столкновения грузинских и осетинских отрядов на территории Юж. Осетии.

В соотв-и с Сочинским соглашением, 14 июля 1992 г. введены Смешанные силы по поддержанию мира (батальоны из РФ, Грузии и Юж. Осетии). В 1996 меморандум (подписан в Москве) о мерах по обеспечению безопасности.

В настоящее время положение в зоне конфликта сложное, Грузия часто обстреливает приграничные районы Осетии. Осетия обвиняет Грузию в подготовке нового вооруженного конфликта. Единственный гарант мира – миротворцы РФ.

Приднестровье

Конфликт разгорелся после провозглашения независимости Молдавии. Националистическое руководство взяло курс на объединение с Румынией, юг страны (Приднестровье, населенное в основном русскими) высказался против. Конфликт перерос в боевые действия, которые прекратились лишь когда между противниками встали миротворцы РФ.

На текущий момент Молдавия оказывает эконом. давление на Приднестровье, а РФ – на Молдавию (неофициально). Молдавия добивается вывода миротворцев РФ и их замены на междунар. силы, РФ и Приднестровье выступают против.

Таджикистан

1924 г. образована автономия в составе Узбекистана. В 1929 г. Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Граница была проведена так, что миллион узбеков оказались на таджикской территории и два миллиона таджиков в Узбекистане. Клановый принцип организации власти, во времена СССР она находилась у выходцев с севера страны.

После распада СССР южные таджики заявили о своих правах, с 1990 г. противостояние между властями и оппозицией. Русские и узбеки активного участия в конфликте не принимали. Специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.

В начале 1992 г. раскол по региональному и религиозному (между разными ветвями ислама) признакам, к концу лета начались вооруженные столкновения в Душанбе, а на юге – наст. война. За 2 года войны из общей численности таджиков 3,5 млн. человек погибло и искалечено 100 тыс., 900 тыс. бежали в СНГ и Афганистан.

Апрель 1994 начало переговоров (в Москве). Сентябрь 1994 г. соглашение о прекращении огня. Сдерживающим фактором стала и 201-я российская дивизия, прикрывающая таджико-афганскую границу.

Сейчас Объединенная таджикская оппозиция не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю власть в стране. Конфликт практически угас, но вполне может разгореться снова.

 

История коррупции

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов

первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина — шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Однако начиная с конца XVIII века на Западе в отношении общества к коррупции наступил перелом. Либеральные преобразования проходили под лозунгом, что государственная власть существует для блага людей ей подвластных, и поэтому подданные содержат правительство в обмен на неукоснительное соблюдение чиновниками законов. В частности, согласно Конституции США, принятой в 1787 г., получение взятки является одним из двух явным образом упомянутых преступлений, за которые Президенту США может быть объявлен импичмент. Общество начало оказывать всё больше влияние на качество работы государственного аппарата. По мере усиления политических партий и государственного регулирования, растущую озабоченность стали вызывать эпизоды сговора политической элиты и крупного бизнеса. Тем не менее, объективно уровень коррупции в развитых странах на протяжении XIX—XX веков значительно уменьшился по сравнению с остальным миром.

Во второй половине XX века коррупция всё больше начала становиться международной проблемой. Подкуп корпорациями высших должностных лиц за границей приобрёл массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих стран. При этом страны с наиболее высоким уровнем коррупции более не ограничивались третьим миром: либерализация в бывших социалистических странах в 1990-е гг. сопровождалась вопиющими должностными злоупотреблениями. В своём выпуске от 31 декабря1995 г. газета «Financial Times» объявила 1995 год «годом коррупции». Для пропаганды знаний о коррупции ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией.

Модели коррупции

Модель коррупции – есть теоретическое представление о реальной системе участников коррупции, составе ее элементов, количестве и характере связей между ними, выполняемых системой коррупционных функций в ходе реализации выбранных участниками стратегий своего поведения и имитации коррупционных эффектов.

Соответственно видам коррупции их модели могут быть социальными, экономическими, политическими и т.д.

Детально разработанной в 1975 г. является модель коррупции как социального отношения Э.К. Бэнфилдаиз Гарвардского университета (США). Ее элементами служат следующие звенья [44]:

официальный представитель власти – субъект деловых кругов;

госслужащий –политик;

официальный представитель власти – частные лица, решающие свои личные проблемы, не связанные ни с бизнесом, ни с политикой.

Эти звенья благодаря внутренним взаимодействиям бюрократического аппарата приводят к трехчленной структуре: “шеф - агент – клиент.

По утверждению Э.К. Бэнфилда, для возникновения коррупции необходимо существование трех видов экономических агентов: первый - уполномоченный, второй -делегирующий полномочия (доверитель), третий - лицо, доходы которого и потери зависят от первого агента (уполномоченного). Уполномоченный агент склонен к коррупции в такой степени, в какой он способен скрыть коррупцию от доверителя (шефа). Уполномоченный превращается официально в коррупционера, когда осознанно нарушает интересы доверителя, действуя нелегально или неэтично, пренебрегая его принципами" [44].

Модель коррупции «принципал (шеф) – агент (уполномоченный)» впервые исследована Гарри С. Бекером и Георгом Дж. Стиглером [45]в 1974 г., а в последующем – Эдвардом Банфилдомв 1975 г., Сюзан Роуз-Аккерман в 1975 и 1978г.г., Робертом Клитгаардомв 1988 и 1991г.г. Они отталкиваются от честности агента, варьирующейся от уровня его заработной платы [33, с.599-600].

Исходя из модели коррупции «принципал-агент» как данности, А. Шляйфер и Р. Вишни в 1993 г.сосредоточились на последствиях коррупционного размещения ресурсов в странах с развивающейся экономикой, в частности, на следующих вопросах: как организованы коррупционные связи, почему даже хорошо организованная коррупция появляется как более извращенное налогообложение, почему коррупция замедляет развитие. Они определи коррупцию как продажу официальными представителями органов власти государственной собственности для личных целей [33, с.600]. В результате они выявилитри вида моделей коррупции:

1) монополистическую, при которой предоставляемые общественные блага сосредоточены в одних руках и контролируются из единого административного центра;

2) нерегулируемую, согласно которой подразделения бюрократической организации действуют относительно друг от друга независимо в сферах полномочий;

3) конкурентную, в соответствии с которой всякое общественное благо предоставляется более, чем одной бюрократической службой.

На основе проведенных исследований А. Шляйфер и Р.Вишни утверждают, что при ослаблении центральных правительств для снижения коррупции более благоприятны модели «независимых монополистов» [33, с.600].

Анализируя классификации коррупции и методы ее изучения А.М. Рахимжанов, выявил, что в странах, где коррупция является актуальной частью политики и используется для противостояния между кланами, наблюдаются следующие три вида моделей коррупции: а) азиатская, б) африканская, в) латиноамериканская [30].

В азиатской модели коррупция воспринимается не только как общепринятое, но и социально приемлемое культурное и экономическое явление, которое отождествляется с функционированием государства.

В африканской модели предполагается, что власть изначально продается группе доминирующих экономических кланов, находящихся в сговоре между собой, и политическими средствами защищает надежность их существования. Помимо этого, в ней развиты обычаи землячества. В африканских странах госслужащий в большинстве случаев получает образование на средства, собранные для него всеми жителями родной деревни. Став госслужащим, он полагает, что обязан помогать своим односельчанам, обращающимся к нему. Если ему удается добиться высокой должности, то он, подчиненный ему аппарат, формирует из своих земляков. Не смотря на то, что высокопоставленным чиновникам гарантируются вполне внушительные доходы, все же, коррупция в виде взятки, по некоторым подсчетам, приносит им до трети их общих доходов.

Латиноамериканская (мафиозная) модель коррупции определяется тем, что при потворстве коррупционированного государства нелегальные и криминализированные сферы экономики достигают столь значительной власти, которая сравнима с силой государства. В результате эти сферы экономики образуют государство в государстве. Важным выводом А.М. Рахимжанова из анализа латиноамериканской модели является то, что она, дестабилизируя политику такого государства, при всплеске борьбы с коррупцией влечет к установлению диктатуры, после которой может произойти его трансформация в африканскую модель.

 

 

Лоббизм как конфликтоген

Лоббизм — это система приемов и практика реализации интересов различных групп граждан путем воздействия на органы государственной власти. Под лоббированием подразумевается высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и являющаяся интегральным элементом демократической системы. Возник в США (где был принят в 1946 г. специальный закон о лоббизме); ныне существует в большинстве демократических стран. Нередко лоббисты имеют свои конторы при законодательных органах.

Цели лоббизма разнообразны. Однако даже в странах с богатыми демократическими традициями лоббизм преследует преимущественно социально-экономические цели, связанные с решением вопросов собственности и прав распоряжения ею; предоставлением прав на ведение конкретной деятельности (экспорта сырьевых ресурсов, производства вооружения и т. д.); государственным заказом; квотами, лицензиями; дотациями, кредитами; тарифами на энергоресурсы; экономическими и налоговыми льготами; финансированием социальных программ.

Причины

Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции - это углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенным классом. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Таким образом, социальные революции - это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они "не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин" [7].

Из немарксистских точек зрения на причины социальных революций выделим следующие. Первое. П. Сорокин, понимая под причинами восстаний и войн "комплекс условий, связь событий, обрамленных в причинную цепочку, начало которой теряется в вечности прошлого, а конец - в бесконечности будущего" [8], и подчеркивая, что непосредственной предпосылкой всякого "революционного отклонения в поведении людей" всегда было "увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения" [9], выделял следующие причины: 1) "подавление" голодом "пищеварительного рефлекса" большой части населения; 2) "подавление" инстинкта самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами; 3) "подавление" рефлекса коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), осквернение их святынь, измывательства над их членами в виде арестов и т.п.; 4) неудовлетворение потребностей людей в жилище,

Факторы социальных изменений.

Физическая среда. В процессе жизнедеятельности люди постоянно вступают во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в распоряжении населения, относятся социальная организация и технология. Общества охотников и собирателей, огороднические, аграрные и индустриальные различаются по типу адаптации. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов и пр. – это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Следовательно, человек связан с окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Напр., “старение” общества создает проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять.

Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Для достижения своих целей в ходе борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны граждане бывают вынуждены отказаться от привычного образа жизни, терпеть неудобства военного положения. Конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры.

Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”.

Инновации. Открытие - это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного. Открытие всегда добавляет нечто новое к культуре. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений.

Изобретение. Изобретение часто определяют как новую комбинацию или новое использование существующего знания. Изобретения могут быть разделены на два типа: материальные (напр., телефон, самолет и т.д.) и социальные (напр., алфавит, конституционное правительство, выборная демократия и т.д.).

Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные факты, а кумулятивная последовательность передаваемых изпоколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Например, изобретение стекла дало толчок к созданию линз, оконных стекол, лабораторных трубок, электрических ламп, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, телескопов, фотокамер, фонариков и т.д. По мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к экспоненциальному росту.

Диффузия это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, возник под влиянием финикийского.

 

 

Предмет и методы политической конфликтологии

Политическая конфликтология — наука о закономерностях возникновения и развития политических противоречий и конфликтов, о способах их предупреждения, разрешения и управления ими. Политика – сфера деятельности, направленная на завоевание, распределение, перераспределение и удержание власти. Власть – всегда недостаточный ресурс.

ПРЕДМЕТ ПК- исследование закономерностей возникновения, функционирования, развития и управления конфликтами в разных сферах социально- политического взаимодействия, выраженного через синергизм или антагонизм.

Статистическая группировка – это метод исследования массовых общественных явлений путем выделения и ограничения однородных групп, через которые раскрываются существенные черты и особенности состояния и развития всей совокупности.

Группировка - расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным существенным для них признакам. Группировки являются важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей

Политическое моделирование – процесс получения знаний о будущем состоянии политического развития общества путем создания условного образа объекта, который может быть воплощен в математическую формулу, график, схему. Назначение политического моделирования – имитация структуры прогнозируемого политического процесса.

– коллективная экспертная оценка – определение согласованности мнений экспертов по поводу возможных вариантов развития каких-либо конкретных явлений или процессов в сфере внутренней или внешней политики. При этом количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100 и более человек в зависимости от сложности объекта. Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов;

Опросы общественного мнения - это совокупность методов, которая позволяет выявлять, отслеживать оценки, мнения, суждения различных групп людей по значимым социальным, экономическим и политическим проблема жизни общества.

Метод фокус-группы («глубинное групповое интервью» или «групповая дискуссия»).

В политических исследованиях фокус-группы применяются преимущественно в следующих целях:

  • выявление специфики восприятия политических субъектов и объектов: лидеров, политических партий, институтов, государства и власти в целом. В прикладных исследованиях одной из наиболее распространенных задач является диагностика имиджа (сознательно формируемого образа) политического деятеля;
  • получения информации об особенностях политической культуры определённых групп населения и элиты;
  • формирования представлений об особенностях социального самочувствия групп населения и характера его влияния на политическое поведение;

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.