Постиндустриальная теория условно делит всю историю человечества на три большие эпохи, соответствующие следующим типам общ-ва:
1. Доиндустриальному
2. Индустриальному
3. Постиндустриальному
Доиндустриальное общ-во базируется на взаимодействиях индивидов с природой, индустриальное - на взаимодействии индивидов с преобразованной ими природой: с техникой, с искуственно созданными ландшафтами, зданиями и сооружениями; а постиндустриальное общ-во - на взаимодействиях между индивидами.
Переход от общ-ва к общ-ву означает смену ограничителей процесса цивилизации: природный фактор, определявший на ранних этапах истории степень свободы индивидов.
Т.о. последователи постиндустриальной теории разделяют экономики доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную по уровню качественных изменений следующих 4х осн критериев:
- осн производственный ресурс;
- осн тип производственной деят-ти;
- хар-р осн используемых технологий;
- тип экондеят-ти.
По осн производственному ресурсу в доинд общ-ве ресурсами явл сырье и первичные условия производства, в инд - энергия, а в постинд - инф-я и знания.
(Э. Тоффлер)
По осн типу произвдеят-ти в доинд общ-ве - это добыча и изготовление продуктов; в инд - последовательная обработка сырья и продуктов для получения окончательного продукта; а в постинд к последовательной обработке добавляется высокий уровень автоматизации производства
По хар-ру основного технологий в доинд общ-ве ими являются трудоемкие технологии, в инд - оснисп технологии - капиталоемкие, а в постинд - наукоемкие технологии.
По типам экон.деят-ти в доинд общ-ве - это натуральное хозяйство или ручное производство продуктов; в инд - крупное машинное производство; в постинд - предоставление услуг.
В данный момент в мире нет экономик чисто постинд типа, есть только общ-ва более или менее приближенные к ним. Мы можем говорить лишь о большей или меньшей степени преобладания вышеперечисленных параметров в экономике.
***
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития, производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность, что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.
Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).
Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.
В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств. Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.
Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.
Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.
Отличительные черты постиндустриального общества:
· переход от производства товаров к экономике услуг;
· возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
· главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
· контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
· принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
По Козеру:
Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.
Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.
Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.
Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.
Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.
С.В.Соколов полагает, что «существуют три типа обществ:
- политические (деспотические), базисом которых является деспотическое государство;
- экономические (рыночные), базисом которых выступает рыночная экономика;
- смешанные (гибридные), базисом которых, в той или иной мере, выступают и экономика, и госвласть.
Первый тип общества характерен для Востока (Азии), второй – для Запада (Западной Европы) до первой трети ХХ века, третий тип является сейчас ведущим среди развитых стран мира. Эти типы обществ иногда называются по-другому: (1) открытое (демократическое); (2) закрытое (тоталитарное)».
Открытое (демократическое, рыночное) общество характеризуется признанием социальных конфликтов как естественных явлений, которые разрешаются в результате публичной дискуссии в соответствующих государственных органах (парламентах) на основе правовых процедур. Для экономических формаций свойственна конкуренция во всех общественных сферах – демографической, экономической, политической, что является причиной динамичного развития этих обществ.
Здесь мы сталкиваемся с тем же механизмом, который зиждется на принципе накопления и применяется в других областях: социально-политическая структура любого общества играет основную роль в выборе, который это общество делает среди множества возможных вариантов урегулирования конфликтов, или определяет, почему данное общество отдает предпочтение тем, а не иным способам.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 194.