Социально – политический строй
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обычно полис определяют как гражданскую общину, тем самым подчеркивая два его элемента: общинный характер данного социального организма и своеобразие этой общины, отличающейся от других типов общин (родовой, семейной, территориальной и т. д.). Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности. Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю. Существует и обратная зависимость, хотя она и не столь ярко выражена: во многих полисах утрата участка земли означала и потерю политических прав. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.

13.   Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы.

По своему политическому устройству, структуре государственных органов греческие полисы V—IV вв. до н. э. делились на два основных типа: полисы с демократическим устройством и полисы с олигархическим правлением. Наличие демократического или олигархического строя в тех или иных полисах не было случайностью, временным стечением обстоятельств, а отражало, как правило, существенные различия в социально-экономических отношениях, сложившихся внутри этих полисов. Полисы с высоким уровнем экономики, интенсивным сельским хозяйством, развитым ремеслом и активной торговлей тяготели к демократическим формам государственного устройства. Демократический строй как бы увенчивал интенсивную экономику, динамичную социальную структуру торгово-ремесленных полисов.

Олигархия, напротив, в большинстве случаев оформляла в политической области консервативную аграрную экономику, архаические общественные отношения. В то время эталоном олигархии стала политическая организация Спарты.

Афинская демократия

Афинская демократия считается самой развитой, самой законченной и самой совершенной формой демократического строя античных государств. Золотым веком афинской демократии стало столетие с середины V до середины IV в. до н. э. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода начиная с реформ Солона. «Наш государственный строй,— говорил один из прославленных вождей афинской демократии Перикл, — не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для подражания некоторым, чем подражаем другим. Называется наш строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан».

Любая политическая система, в том числе и афинская демократия, направлена на регулирование отношений как между классами (в интересах господствующего класса), так и между социальными группами, в том числе и между отдельными людьми, составляющими данное общество. В греческих полисах (и Афины здесь являются одним из классических примеров)основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения того или иного полиса, в частности Афин. Кроме граждан, в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для афинского гражданина. Достижением греческой политической мысли и полисного мировоззрения была выработка самого понятия «гражданин». В древневосточных деспотиях такого понятия практически не существовало. В древневосточных монархиях были «подданные», правоспособность которых слабо обеспечивалась законодательством и могла быть в любой момент ущемлена представителями

Греческий же гражданин — это личность, наделенная некоторыми неотъемлемыми правами, составляющими основу его жизнедеятельности.

Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя вносилось в особый список, ведущийся в демах — низших административных единицах Аттики. В списки включались юноши и девушки по достижении 18-летнего возраста после тщательно проведенной проверки специальной комиссией. Молодые люди, внесенные в гражданские списки демов, собирались со всей Аттики в районе Пирея и здесь в течение года проходили обучение и получали определенное воспитание под руководством специальных учителей — софронистов, избранных из числа наиболее уважаемых афинян. Под их руководством юноши (их называли эфебами) обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с метательными орудиями, физическим упражнениям. Большое внимание уделялось нравственному воспитанию молодых людей.

После окончания занятий учителя отчитывались о своей деятельности в Народном собрании, а эфебы в театре, по словам Аристотеля, «показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охраняют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах... По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами». Таким образом, воспитание и подготовка эфебов к исполнению гражданских обязанностей рассматривались как важное государственное дело, находились под пристальным наблюдением Народного собрания и властей. О значимости воспитательной работы говорит не только факт отбора софронистов из числа наиболее уважаемых граждан, но и их высокая оплата: софронисту была положена на содержание I драхма в день, как и члену важнейшего органа афинской демократии —Совета 500.

К 20 годам эфеб заканчивал обязательный курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Гражданское полноправие включало совокупность как определенных прав, так и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службы в ополчении, право на участие в делах государства, т. е. участия в Народном собрании, Совете, выборных органах, право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, на защиту и покровительство афинских законов.

Своего рода продолжением этих прав было формирование обязанностей гражданина: он был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Идеалом афинского полноправного гражданина был свободный человек, имеющий земельный участок и обладающий известным достатком, физически развитый человек, получивший определенное воспитание.

Спартанская олигархия

 В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.

Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.

Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V—IV вв. до н. э, эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное военное командование и руководство религиозным культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.

При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами и, по словам Ксенофонта, «в городах периэков царю разрешают брать себе достаточное количество земли». На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они назначали проксенов, выдавали замуж невест-наследниц, потерявших родственников. Высокий авторитет царской власти проявлялся также в оказании особых почестей умершему царю. «Что касается почестей, — писал Ксенофонт в IV в. до н, э., — воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно, что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев». При таком положении царей в государстве всегда существовала реальная опасность усиления царской власти, вплоть до ее превращения в настоящую монархию. Вот почему царям уделяли столько внимания.

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.

В спартанской армии была хорошо продуманная организационная структура, в том числе многочисленный командный корпус, пользующийся в обществе определенным политическим влиянием. Одной из высших военных должностей была должность наварха, командующего спартанским флотом. Должность наварха не была постоянной. Аристотель называет навархию «почти второй царской властью», а навархов как командующих и политических деятелей считает реальными соперниками спартанских царей. Нужно отметить, что, так же как и цари, спартанские навархи находились под постоянным контролем эфоров. Например, знатный спартиат Лисандр, по словам Плутарха, «самый могущественный из греков, своего рода владыка всей Греции», распоряжавшийся судьбами громадного флота, внушительной армии, многих городов, строго выполнял все указания эфоров, по их приказу покорно возвратился в Спарту, где с большим трудом смог оправдаться в своих действиях.

В структуре сухопутного войска предусматривался постоянный штат различных военных командиров. По данным Ксенофонта, служившего в спартанском войске и хорошо знавшего его порядки, командный состав в Спарте был довольно многочисленным. Он включал командиров подразделений, на которые делилась спартанская армия: полемархов, командующих морой (от 500 до 900 человек), лохагов, командующих лохом (от 150 до 200 человек), пентекостеров, командующих пентекостией (от 50 до 60 человек), и эномотархов, командующих эномотией (от 25 до 30 человек). Полемархи составляли ближайшую свиту царя и его военный совет, они постоянно находились около царя и даже питались вместе с ним, присутствовали при жертвоприношениях. В царскую свиту входили также отборные воины, выполнявшие функции современных адъютантов, гадатели, врачи, флейтисты. Здесь же находились пифии, а также командиры союзных отрядов, подразделений наемников, начальники обозов. В управлении войском царям помогали специальные должностные лица: различные воинские преступления разбирали судьи-элланодики, распоряжаться финансами помогали особые казначеи, распродажей военной добычи занимались лафирополы. Царскую особу охранял отряд из 300 «всадников» — молодых спартиатов (на самом деле это были пешие воины, название условное), три его командира — гиппагрета — входили в ближайшее окружение царя. В источниках мало данных о том, кто назначал многочисленных военных командиров в спартанской армии и как действовала такая отлаженная система в мирное время. Можно предположить, что их избирали в апелле (в собрании тех же воинов-спартиатов), но по представлению царей. Время пребывания в должности, видимо, зависело от воли царя как командующего армией. Особое место среди спартанских командиров занимали гармосты, назначаемые в качестве начальников гарнизонов Лаконики или на ближайшие острова, имеющие стратегическое значение, например на остров Киферу. В целом спартанский государственный строй как строй олигархический представлял собой сочетание гражданских и военных властей, в котором власть спартанской олигархии уравновешивалась авторитетом военных командиров во главе с царями, с которым спартанская геруссия и эфорат вынуждены были считаться.

Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия. В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет (по-гречески геронты — старики, отсюда и название Совета). Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Кроме 28 геронтов в геруссию входили два спартанских царя (независимо от возраста). Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Если в Афинах Совет 500 был рабочим органом экклесии — он подготавливал ее заседания и оформлял решения, то в Спарте, напротив, все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из узкого круга спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов. Избрание эфоров, так же как и геронтов, проходило в Спарте способом, который Аристотель называет детским. Небольшая коллегия специальных выборщиков закрывалась в темном помещении. Кандидатов на должность геронта или эфора проводили мимо этого помещения, а сошедшиеся на апеллу спартиаты криком или молчанием «голосовали» за каждого. Сидящие в помещении выборщики фиксировали «результаты голосования», и по их заключению утверждались на должность те кандидаты, одобрение которых было наиболее шумным. Естественно, при таком своеобразном избрании возможны были самые произвольные решения, используемые спартанской олигархией в своих интересах.

Коллегия эфоров обладала огромной властью, Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте, как в Афинах по имени старшего архонта. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания — основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.

В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.

Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, именно перед геруссией эфоры возбуждали судебные преследования, могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность подкупа геронтов, что имело место в истории Спарты V—IV вв. до н. э. Так, Аристотель сообщает, что эфоров «легко можно было подкупить, и в прежнее время такие факты подкупа нередко случались, да и недавно они имели место в андросском деле, когда некоторые из эфоров, соблазненные деньгами, погубили, насколько, по крайней мере, от них зависело, все государство». Злоупотребления властью со стороны эфоров и геронтов облегчались также и тем, что практически они были бесконтрольны, связаны круговой порукой и их невозможно было привлечь к судебной ответственности.

14.   Пелопонесская война (431 - 404 гг. до н. э.), её особенности и периодизация. Итоги войны и её значение.

История  Пелопонесской войны делится на два периода:

1. «Архидамова война» (до 421 г. до н. э.) – названа так по имени Архидама II. Тактика военного конфликта в этот период заключалась в следующем: Спарта регулярно нападала на Аттику, тогда как Афины использовали для атак свой флот и совершали рейды на побережье Пелопоннеса.

2. Ионийская война – заключительный этап военного конфликта Афин и Спарты и союзных полисов. Он длился до 404 года до н. э. и закончился поражением Афин. Первый период военного конфликта, как уже было сказано ранее, начался с нападения на союзные Афинам Платеи. После этого спартанские войска вторглись в Аттику. Население укрылось за Длинными стенами Афин, а корабли по морю доставляли в город все необходимое. Спартанцы начали уничтожать посевы и вырубать ценные оливковые деревья и виноградники. Каждое такое вторжение наносило серьезный урон Аттике, но длилось недолго, около трех недель. Армия Спарты состояла из гражданского ополчения, которое не могло на длительный срок покидать свои хозяйства. К тому же нельзя было надолго оставлять без присмотров илотов, которые могли в это время поднять восстание.

Пелопонесская война шла с переменным успехом вплоть до 421 года до н. э. Постепенно Афины стали одерживать в войне вверх. Им удалось создать вокруг Пелопоннеса линию своих опорных пунктов. Были одержаны и другие стратегические победы. Истощенные боевыми действиями противники заключили Никиев мир. Его условием был возврат к двоенному положению. Продержалось перемирие несколько лет, которые были заполнены постоянными стычками. В 415 году до н. э. Афины предприняли попытку завоевать Сицилию. Захват богатых Сиракуз дал бы афинянам огромное преимущество перед Спартой и Коринфом. Из-за выжидательной тактики полководца Никия эта компания закончилась безрезультатно. Афинские войска отошли на зимние квартиры, а за это время Сиракузы получили военную помощь Спарты. В 413 году до н. э. афинская армия была полностью разбита. После победы в Сицилии Спарта решила продолжить борьбу с применением другой тактики. Решено было закрепиться в Аттике надолго. Для полной победы спартанцы обратились за помощью к бывшему врагу – Персии. К 404 году до н. э. Афины остались без флота, армии и денег. Полис был вынужден сдаться. По условиям мирного договора он больше не имел права владеть флотом, обязан был разрушить Длинные стены и лишался владений за морем. Пелопонесская война закончилась полной победой Спарты. Территория конфликта Пелопонесская война (карта сражений представлена ниже) охватила значительные территории. В первую очередь это Аттика и Пелопоннес – области, подчиненные основным участникам конфликта. Военные действия велись также на Сицилии, в северной Греции, Фракии, в Средиземном и Эгейском морях.

Итоги войны и ее значение

На короткий период в Афинах установилась открыто олигархическая власть «Тридцати тиранов», открыто поддерживаемых Спартой. Наиболее известным из них был Критий. «Тридцать тиранов» развернули в городе настоящий террор, как против своих политических противников, так и просто против богатых людей, чьими средствами желали завладеть. Однако через некоторое время (в 403 году до н. э.) олигархия была свергнута, и в Афинах восстановилась демократия.

Экономические последствия войны ощущались по всей Греции; бедность стала нормальным явлением в Пелопоннесе, а Афины были полностью разорены и никогда больше не восстановили своего довоенного процветания. Война привела к глубоким переменам в греческом обществе; конфликт между демократическими Афинами и олигархической Спартой, поддерживавшими дружественные силы в других городах, сделал гражданские войны частым событием в греческом мире. Рост социальной напряжённости неоднократно выливался в вооружённые противостояния.

Конфликт, поначалу носивший ограниченный характер, и в котором обе стороны первоначально соблюдали определённые «правила», довольно быстро вырос во всеобъемлющую войну, невиданную прежде в Греции по жестокости и масштабам. Нарушение религиозных и культурных запретов, разорение целых областей и уничтожение городов получили в ходе боевых действий широкое распространение.

В самих воюющих государствах война привела к заметным переменам во внутренней политике. Рост популярности демагогов в Афинах (Клеона, Гипербола, Андрокла, Клеофонта) во время войны сменился с заключением мира олигархической тиранией. Спарта, хотя и не изменила государственного строя, тем не менее также испытала на себе влияние военных действий. Происходит обеднение значительного количества полноправных граждан, и наоборот — обогащение некоторых представителей верхушки полиса. В 399 году до н. э. был раскрыт заговор Кинадона, в котором приняли участие обедневшие граждане, потерявшие свои гражданские права.

Глубокие изменения произошли в международных отношениях. Афины, сильнейший полис Греции в начале войны, в её итоге превратился в зависимое государство, Афинская держава исчезла, а лидирующей силой в Греции стала Спарта, которая стала осуществлять свою гегемонию на территории всей Греции. Впрочем, бесцеремонность спартанцев во внешней политике, желание опираться исключительно на силу и отсутствие гибкости вскоре привели к трениям с союзниками и общему росту антиспартанских настроений. Их итогом стала битва при Левктрах (371 год до н. э.), выдвинувшая в качестве гегемона Греции Фивы. Значительно выросла во внутригреческих международных отношениях роль Персидской державы. Её вмешательство (в основном в виде финансовой помощи) неоднократно меняло ход боевых действий. Целью персов было поддержание равновесия между воюющими сторонами, и в конечном итоге, их обоюдное ослабление.

В целом можно сказать, что с концом Пелопоннесской войны начался новый этап развития греческого общества.

Пелопоннесская война представляет собой важнейшую веху в истории классической Греции. В этой войне столкнулись, с одной стороны, Афины, возглавлявшие несколько сот эллинских полисов, входивших в состав Афинского морского союза (архэ), и, с другой, — Спарта, стоявшая во главе Пелопоннесского союза, в который входило большинство государств Пелопоннеса. От имени этого руководимого Спартой союза и произошло само название «Пелопоннесская война».

Пелопоннесская война, продолжавшаяся с 431 по 404 г. до н. э., явилась переломным моментом в истории Эллады. Если в предшествующий период рабовладельческая Греция переживала период подъема, то после Пелопоннесской войны Афины теряют свою былую мощь, и вся полисная система впадает в период длительного кризиса, выход из которого оказался возможным только в результате покорения всей Греции Македонией.

После блестящих успехов в греко-персидских войнах весь ход событий ставил перед Элладой вопрос о дальнейшем пути развития: либо победа Афин, означавшая рост торговли и ремесла, борьбу за гегемонию на море и демократическое развитие (понятно, в рамках античного рабовладельческого строя), либо победа Спарты, означавшая торжество землевладельческой аристократии и, следовательно, отказ от всех тех достижений, которые дала Элладе историческая победа над Персией в первой половине V в. до н. э.

Пелопоннесская война как по длительности и масштабам военных действий, так и по ожесточенному характеру борьбы и, наконец, по своему историческому значению резко отличалась от весьма частых и обычных в Древней Греции войн между отдельными полисами и даже их коалициями.

Прежде всего обращает на себя внимание уже сама длительность войны. Не учитывая кратковременных перерывов, война продолжалась целых 27 лет, причем непосредственные активные действия между главными противниками — Афинами и Спартой — длились около 20 лет без явно выраженного перевеса сил какой-либо из сторон. Вспомним для сравнения, что исход каждой из крупнейших для своего времени персидских экспедиций в Грецию решался в одном-двух сражениях.

Длительный отрыв многих десятков тысяч людей от мирного труда оказал разрушительное действие на экономику всей Греции. Стихийные бедствия — землетрясения, засуха, жестокий голод и моровая болезнь — еще более усугубили разрушительные последствия войны и обострили кризис полисной системы в целом.

Пелопоннесская война ни в коей мере не была локальным событием, она носила международный характер. Начавшись с конфликта между Афинами и Пелопоннесским союзом, война сразу охватила всю материковую и островную Грецию, затем перекинулась на западные окраины эллинского мира — в Сицилию и в конце концов вовлекла в военный водоворот и Персию. В той или иной степени все страны Восточного Средиземноморья участвовали в военных действиях. Наиболее катастрофическими были последствия войны для главных ее участников: как побежденных Афин, так и победительницы Спарты.

Не в пример предшествующим войнам Пелопоннесская война велась с исключительным ожесточением, так как в ней кроме политического момента — борьбы за гегемонию в Греции решающую роль играл социальный фактор. В частности, очень большое значение имел антагонизм между земельной рабовладельческой аристократией и рабовладельческой же демократией, представлявшей в первую очередь интересы торгово-ремесленных кругов. Кроме основного антагонизма между Афинами и Спартой во время войны немалую роль играли также столь обычные в Древней Элладе соседские раздоры между отдельными полисами.

В ходе борьбы между двумя группировками греческих государств впервые — если не считать Мессенских войн — произошли массовые выступления рабов, притом, что весьма показательно, как в одном, так и в другом лагере. Многочисленные выступления илотов во время пилосской операции, равно как и бегство многих тысяч афинских рабов в Декелею, в значительной степени повлияли не только на ход военных действий, но даже на окончательный исход войны. Именно тесное переплетение политических и социальных противоречий предопределило как затяжной и разрушительный характер войны, так и ее социально-политические последствия.

15.   Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис полисной системы.

 IV век до н. э. — время кризиса, поразившего полисы Греции. Наиболее интенсивно кризис развивался в Афинах самом богатом и процветающем полисе. Особенностью кризиса в Афинах являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема.

Богатства скапливались в основном в руках неграждан — метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. То, что казалось преимуществом гражданского статуса, привело к обнищанию граждан. Граждане-собственники земельных участков вынуждены были их продавать. «Новые богатые», скупая их, увеличивали свои собственные земельные владения. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством.

Для полисной структуры важнейшим было разделение на граждан и неграждан. В самом же полисе главным политическим противоречием было разделение на сторонников олигархии и сто ройников демократии, а социальным — разделение между аристократической верхушкой и остальной частью граждан.

Теперь в греческих государствах нарастало противостояние между «новыми богатыми» и беднеющим населением. Оно прорывалось в общественном недовольстве, принимавшем различные формы — от яростного накала дебатов в народном собрании и изгнания неугодных политических деятелей до открытых гражданских столкновений с применением военной силы. В ряде полисов установилась тирания. Тирания была формой государственного устройства, при которой полисом управлял один человек — тиран (впоследствии это слово стало нарицательным). Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной.

Нарастание внутреннего напряжения в полисах не замедлило сказаться и на отношениях между полисами. Разразилась серия войн за господство над Грецией. Пелопоннесская война (431—404 гг. до н. э.) велась между союзами полисов, возглавляемыми, с одной стороны, Афинами, а с другой — Спартой. Третьей, скрытой силой в этой войне была Персия, поддерживавшая Спарту. Итогом войны стало установление в Греции кратковременной гегемонии Спарты. Вскоре Фивы в очередной войне разбили спартанскую армию, после чего Спарта должна была думать о собственном выживании. Попытка Афин восстановить свои позиции в греческом мире привела к Союзнической войне (357—355 гг. до н. э.), в которой Афины потерпели поражение.

Ослабленные греческие полисы, выясняя отношения между собой, не заметили, что на севере Балкан нарастала новая угроза — крепло и создавало мощную армию Македонское царство. Начало македонскому господству в Греции положил царь Филипп II. В 338 г. до н. э. он разгромил объединенные войска греков под предводительством Афин. Филипп призвал эллинов объединиться и выступить против персов, замыслив тем самым преодолеть политический кризис, поразивший Грецию. Однако вскоре он был убит.

16.   Возвышение Македонии в V в – первой половине IV в. до н. э. Установление македонской гегемонии в Греции.

Македония занимала обширную территорию в северо-западной части Эгейского бассейна, к северу от Фессалии и юго-западу от Фракии. По своему рельефу и природным условиям Македония делится на внутреннюю горную область и нижнюю приморскую равнину. Если горные районы были удобны для занятия скотоводством, то равнинные приморские области были достаточно благоприятны для земледелия. Выгодное географическое положение Македонии на пересечении путей, ведущих из Северной Греции во Фракию, Иллирию и к проливам, было важным фактором хозяйственной жизни страны. В горах Македонии рос столь нужный для строительства флота корабельный лес, который вывозился во многие, полисы Эгейского бассейна, в том числе и в Афины.

В начале V в. до н. э. развитие македонского общества и государства проходило в тесном взаимодействии с греческими полисами. История Македонии является органической частью истории Балканской Греции.

В это время в Македонии формируются раннеклассовые отношения и первая государственность. Влиятельная и богатая македонская знать жила в родовых поселках, распоряжалась обширными земельными владениями, располагала значительными материальными ресурсами, составляла ближайшее окружение македонского царя, его совет и называлась гетайрами («товарищами») царя, что подчеркивало ее высокое социальное положение. Царь избирался гетайрами из членов какого-либо знатного рода. С VI в. до н. э. царей избирали из рода Аргеадов. Правившие в своих областях в качестве независимых князьков, аристократы ограничивали власть македонского царя, которая в начале V в. до н. э. носила в значительной степени номинальный характер.

Большое влияние на развитие македонского общества и государства в V в. до н. э. оказали греческие полисы, с которыми вступают в различные отношения македонские цари. Во время греко-персидских войн Македония оказалась в эпицентре многих военных событий. При вторжении Мардония и Ксеркса македонский царь Александр I (498–454 гг. до н. э.), не имея сил противостоять персидскому могуществу, был вынужден признать власть персидского царя, предоставить ему войска и продовольствие. После поражения персов Александр проводит политику сближения с греческими городами и способствует распространению греческой культуры в Македонии, за что получил прозвище «Филэллин». Установление тесных связей с греческим миром было частью более широкой политики Александра по экономическому развитию, страны и ее централизации, укреплению царского авторитета. Он успешно вел войны с самостоятельными князьками горной Македонии, стремясь подчинить их своей власти. Понимая важное значение морской торговли для хозяйственной жизни Македонии, Александр I начал борьбу с греческими колониями на Халкидском полуострове, которые закрывали Македонии выход к морю.

В борьбе с халкидскими городами Александр столкнулся с интересами Афин, что привело к росту напряженности между ними. Дальновидную политику по экономическому укреплению и централизации государства продолжили преемники Александра I. Особенно настойчиво и твердо проводил ее царь Архелай (419–399 гг. до н. э.).

Архелай основал новую столицу Пеллу, расположенную невдалеке от моря в равнинной местности, перенеся свою резиденцию поближе к экономически крепким областям государства. Македонский царь воспользовался тяжелым положением Афин в последний период Пелопоннесской войны, заключил с ними союз и добился от Афин признания некоторых своих захватов на Халкидике и в Северной Фессалии. После убийства Архелая его политику продолжали другие македонские цари. Особенно большую роль в усилении Македонии сыграл царь Филипп II, выдающийся политик, дипломат и полководец.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.