Формы налоговых ставок, применяемые в Российской Федерации при акцизном налогообложении. Налоговая база при исчислении акциза.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формы налоговых ставок, применяемые в Российской Федерации при акцизном налогообложении. Налоговая база при исчислении акциза.

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется в зависимости от налоговых ставок по трем системам: специфической, адвалорной и смешанной (комбинированной). При специфической системе сбора акцизов применяется ставка налога в денежном выражении на единицу товара, при адвалорной – ставки устанавливаются в процентах к розничной цене товара или отпускной цене производителя и при смешанной (комбинированной) системе используются ставки, которые устанавливаются в денежном выражении и в процентах. В нашей стране используется комбинированная система ставок в отношении табачной продукции и специфическая – для всех остальных подакцизных товаров.

Комбинированные ставки акциза представляет собой две части – специфическую и адвалорную (ст. 187.1 НК РФ). Такие ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы

Налоговая база (ст. 187, 189 и 190 НК РФ)

Общим требованием НК РФ является определение налоговой базы отдельно по каждому виду подакцизного товара с использованием соответствующей ставки. Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется (ст. 187 НК РФ):

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза и НДС – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза и НДС – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

Налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные:

– за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи;

– в виде авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, дата реализации которых определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров;

– для пополнения фондов специального назначения;

– в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров (ст. 189 НК РФ).

Земельный налог

1) Установлено положение, касающееся имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, аналогичное рассмотренному ранее для налогообложения имущества организаций. Земельный налог в отношении составляющих имущество паевого земельного фонда земельных участков уплачивается за счёт имущества (прежде всего, видимо, денежных средств) этого паевого инвестиционного фонда. Налогоплательщиком признаётся управляющая организация.

2) Отменена обязанность для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, представлять в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам.

Транспортный налог

В два раза снижены размеры большинства минимальных налоговых ставок, непосредственная величина которых устанавливается законом субъекта РФ и может быть не более чем в 10 раз выше или ниже упомянутого значения. Изменения не коснулись катеров, яхт, гидроциклов, а также воздушных средств.

 

Объект налогообложения

Транспортные средства, которые облагаются налогом, можно выделить в три группы:

1. автотранспортные (автомобили, мотоциклы, моторолле­ры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пнев­матическом и гусеничном ходу);

2. водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);

3. воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Ставка налога

Базовые ставки по транспортному налогу установлены в ста­тье 361 Налогового кодекса. Региональные власти могут умень­шить или увеличить ставки транспортного налога не более чем в десять раз. Кроме того, региональные власти могут устанавли­вать налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса

Налоговые льготы могут быть предусмотрены для определенной категории физических лиц.

Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать плательщикам транспортного налога льготы и основания для их использования.

Согласно закону Санкт-Петербурга «О транспортном налоге», льготами обладают следующие категории физических лиц:

1) Герои СССР, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордеров Славы и Трудовой Славы, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды 1 и 2 группы по общему заболеванию и другие лица, приравненные к указанным категориям. Льгота предоставляется на один легковой автомобиль с мощностью двигателя до 100 л.с. или на любой другой легковой автомобиль, со дня выпуска которого прошло более 15 лет;

2) Пенсионеры, зарегистрированные по месту жительства в Санкт-Петербурге. Льгота предоставляется на один автомобиль отечественного производства выпуска до 1991 г. с мощностью двигателя не более 100 л.с. в виде уплаты налога в размере 70% от установленной ставки.

 

 

4. Операции, освобождаемые от налога на добавленную стоимость. Порядок определения налоговой базы. Администрирование налога на добавленную стоимость.

1) следующие банковские и иные операции, осуществляемые на основании лицензии банками и организациями.

прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

переводные операции;

банковские заемные операции;

кассовые операции;

организация обменных операций с иностранной валютой;

прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);

открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;

выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

прием беспроцентных депозитов до востребования физических и юридических лиц, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

прием инвестиционных депозитов физических и юридических лиц;

2) операции с ценными бумагами;

3) услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии

4) операции с производными финансовыми инструментами;

5) операции по страхованию (перестрахованию), а также услуги страховых брокеров (страховых агентов) по заключению и исполнению договоров страхования (перестрахования);

6) услуги по межбанковскому клирингу;

7) операции с платежными карточками, электронными деньгами, чеками, векселями, депозитными сертификатами;

8) деятельность по управлению инвестиционным портфелем с правом привлечения добровольных пенсионных взносов (добровольный накопительный пенсионный фонд)

9) услуги по управлению правами требования по ипотечным жилищным займам;

10) реализация доли участия;

11) операции по предоставлению микрокредитов;

12) услуги по предоставлению краткосрочных займов ломбардами под залог движимого имущества;

13) следующие операции, осуществляемые кредитными товариществами для своих участников:

переводные операции: выполнение поручений по платежам и переводам денег;

заемные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

кассовые операции;

открытие и ведение банковских счетов участников кредитного товарищества;

выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме, за участников кредитного товарищества;

 

Порядок определения налоговой базы

1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

4. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

5. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

7. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

8. До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

 

Содержание налоговой декларации, порядок ее представления. Виды доходов физических лиц, по которым представляются декларации в налоговые органы.

Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязательному обложению НДФЛ подлежат доходы:

• от сдачи в аренду собственности;

• от продажи имущества, которым физическое лицо владело меньше трех лет;

• полученные в результате выигрыша;

• полученные от разнообразных источников, которые находятся за границей.

Также облагаться НДФЛ могут:

• пенсии, пособия, стипендии и иные социальные начисления;

• страховые выплаты;

• доходы от использования средств связи, транспорта, компьютерных сетей и прав на интеллектуальную собственность;

• подарки от лиц, которые не являются членами семьи или близкими родственниками;

• проценты и дивиденды, выплачиваемые зарубежной или российской организацией на территории Российской Федерации через постоянное представительство;

• вознаграждения за разнообразные услуги и работы.

11Сроки уплаты налога на прибыль по ежемесячным расчетам. Сроки и порядок представления декларации по налогу на прибыль в налоговый орган.

Ежемесячные платежи перечисляются не позднее 28 числа каждого месяца соответствующего отчетного периода. 

Авансовые платежи – не позднее 28-го числа следующего месяца:

– ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале;

– ежемесячно, исходя из фактической прибыли;

– ежеквартально (организации, у которых за предшествующие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, бюджетные и административные учреждения).

Срок предоставления декларации:

Организации должны сдавать декларацию в зависимости от средней уплаты налога не позднее 28-го числа следующего месяца:

– ежемесячно;

– ежеквартально.

 

Реализационные

- реализации продукции, произведенной самой организацией;

- реализации товаров, приобретенных с прямой целью перепродажи по более высоким ценам

- оказания услуг и выполнения работ по заказам населения и подрядчиков;

- сдачи имущества в аренду,

- участия в уставных капиталах других организаций,

- предоставления за плату прав, возникающих из патентов на

- изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной

собственности, если это является основным видом деятельности для

организации

 

ПОРЯДОК РАСЧЕТА

Для того, чтобы рассчитать НДС, необходимо рассчитать сумму НДС исчисленную при реализации, сумму вычетов по НДС , и, при необходимости - сумму НДС которую нужно восстановить к уплате.

Восстановлению подлежат ранее принятые к вычету суммы НДС, по операциям, указанным в п.3 в ст. 170 НК РФ.

Налоговая база : По общему правилу налоговая база определяется на наиболее раннюю из двух дат:

- на день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг)

- на день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг)

Ставки налога:

В настоящее время действуют 3 ставки налога на добавленную стоимость (ст. 164. НК РФ).

- в размере 0% применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, услуг по международной перевозке и некоторых других операций (п. 1 ст. 164 НК РФ);

- в размере 10% налогообложение производится в случаях реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий и книжной продукции, медицинских товаров. (см. перечень, утвержденный Правительством РФ) Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 908;Постановление Правительства РФ от 15.09.2004 № 688; Постановление Правительства РФ от 23.01.2003 № 41;

- в размере 18% применяется во всех остальных случаях (п.3 ст. 164 НК РФ). Сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки налога

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг). (ст.171 НК РФ)

ВЫЧЕТЫ

Вычетам подлежат суммы НДС, которые:

- предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);

- уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;

- уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 171 НК РФ).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГАУплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.Исключение! Лица, которые не являются налогоплательщиками НДС, но выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС, уплачивают всю сумму налога до 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки, по которым облагаются налогом на прибыль доходы, полученные в виде дивидендов. Распределение налога на прибыль между уровнями бюджета. Налоговый период и отчетные периоды по налогу на прибыль.

Ставки, по которым облагаются налогом на прибыль доходы, полученные в виде дивидендов. Довольно часто чистая прибыль делится между собственниками организации, а именно:

· в АО акционерам выплачиваются дивиденды

· в ООО прибыль распределяется между участниками

Однако в целях налогообложения применяется единое понятие «дивиденды». Это любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Дивиденды, напомним, могут выплачиваться как физическим лицам, так и другим организациям. У получателей, в свою очередь, возникает доход, который облагается налогами (НДФЛ, если получатель физическое лицо; налог на прибыль, если получатель организация).

НДФЛ: Если дивиденды получает физическое лицо — налоговый резидент РФ, то НДФЛ рассчитывается по ставке 9 процентов. Сумму налога удерживает организация, выплачивающая дивиденды. Однако с 1 января 2015 года дивиденды в пользу физических лиц будут облагаться по ставке 13 процентов.

Налог на прибыль: Рассмотрим ситуацию, когда дивиденды получает не физическое, а юридическое лицо. В общем случае, при расчете налога на прибыль сейчас применяется ставка 9 процентов. Но с 1 января 2015 года эта ставка тоже возрастает до 13 процентов. Что касается ее применения, то, напомним, что налог на прибыль удерживается налоговым агентом при выплате. А перечислить налог в бюджет надо не позднее дня, следующего за днем выплаты дивидендов. То есть вопрос о применении новой ставки также напрямую зависит от момента «дивидендных» выплат.

Напомним, что российская организация должна самостоятельно рассчитать и заплатить налог на прибыль, если она получила дивиденды от иностранной компании.

Распределение налога на прибыль между уровнями бюджета.

Налоговые ставки российских организаций определяются п. 1 ст. 284 НК РФ в размере 20 % от налоговой базы. Сумма налога, уплачиваемая по ставке 20 %, распределяется между бюджетами разных уровней следующим образом:

· в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2%;

· в бюджет субъекта федерации зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 18%.

По суммам налога, зачисляемым в бюджет субъекта РФ, ставка налога может быть уменьшена законами субъектов РФ до уровня 13,5%.

Налоговый период и отчетные периоды по налогу на прибыль.

Налоговый период для налога на прибыль определен как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). То есть это период времени с 1 января по 31 декабря. Но это в общем случае — а из него есть исключения, к которым относятся создание или ликвидация (реорганизация) организации в середине года. Отчетный период: Налоговым кодексом РФ установлены 2 типа отчетных периодов по налогу на прибыль (условно назовем их квартальными и ежемесячными). Зависят они от того, какой способ исчисления авансов по прибыли выбрала организация — обычный поквартальный или по фактически полученной прибыли. При обычных авансах отчетными периодами являются: I квартал; полугодие; 9 месяцев. При авансах, исчисляемых из фактической прибыли: месяц, 2 месяца, 3 месяца и так далее до конца года.

 

Патентная система.

ПСН также освобождает от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество по виду деятельности, на который получен патент.

Особенностью ПСН является полное отсутствие отчетности. Кроме того, патент может приобретаться на определенное время (от 1 месяца до года в пределах календарного года), что может подойти для ИП, чья деятельность носит сезонный или временный характер. Многие ИП переходят на ПСН по этим причинам. Ставка налога на ПСН равна 6 % от потенциально возможного дохода.

ЕНВД:

Также как и УСН, ИП на ЕНВД освобождается от уплаты НДС, НДФЛ, налога на имущество по видам деятельности, переведенным на ЕНВД. Достоинством ЕНВД является низкая налоговая ставка — 15 % от вмененного дохода (который рассчитывается по установленной формуле), простота расчета налога, учета и отчетности. ИП, выбравший этот режим, также имеет право на уменьшение единого налога на сумму страховых взносов, уплаченных за себя или за работников. На уплату ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. уплаты ЕНВД уходят те предприниматели, что начинают применять УСН на основе патента. Дело в том, что виды деятельности, которые подпадают под эту систему, во многом пересекаются.

Уплата ЕНВД — обязательна; переход на уплату налога по УСН на основе патента — доброволен. Таким образом, выбор у предпринимателя небольшой — или уплачивать ЕНВД, или перейти на патент.

В-третьих (ну это уже почти эксклюзив), не переводятся на уплату ЕНВД предприниматели, которые оказывают услуги по передаче во временное владение или в пользование АЗС и АЗГС.

Выплатить необходимо не позже чем 25 число первого месяца, который идет после отчетного периода. В прошлом году авансы должны были выплачиваться не позднее, чем 25 число месяца апреля, июля и октября. В случае, когда срок уплаты налога припадает на нерабочие дни, то он автоматически переноситься. Тогда выплатить нужно в ближайший рабочий день.

 

Ставки водного налога

Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. Кроме того, при заборе воды учитывается экономический район, а также является ли водный объект поверхностным или подземным.

Указанные в НК РФ ставки налога применяются при заборе воды в пределах установленных лимитов. При заборе воды сверх установленных лимитов предусмотрено увеличение ставок в 5 раз.

При исчислении водного налога за пользование акваторией водного объекта ставка налога установлена на год. Поэтому налог за отдельный налоговый период исчисляется как % суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.

Ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за 1000 куб. м воды.

 

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

- жилой дом, в том числе жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;

- жилое помещение (квартира, комната);

- гараж, машино-место;

- единый недвижимый комплекс;

- объект незавершенного строительства;

- иные здание, строение, сооружение, помещение.

При этом имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом налогообложения не признается.

 

Ставки:

˗ 13% — основная

˗ 9% —для дивидендов

˗ 35%- выигрыши, призы, материальные выгоды от экономии на процентах по займам

˗ 30% — для нерезидентов.

Налогоплательщики:

· Физические лица, являющиеся налоговыми резиден­тами Российской Федерации.

· Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации

Объекты налогообложения:

Объектом налогообложения признается доход, полученный нало­гоплательщиками:

· от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющих­ся резидентами Российской Федерации;

· от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

К доходам от источников в Российской Федерации относятся:

· дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных пред­принимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельно­стью ее обособленного подразделения;

· страховые выплаты при наступлении страхового случая, в том числе периодические страховые выплаты (ренты, аннуитеты) и (или) выплаты, связанные с участием страхователя в инвестиционном дохо­де страховщика, а также выкупные суммы, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельно­стью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;

· доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;

· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;

• доходы от реализации:

- недвижимого имущества, находящегося в Российской Федера­ции;

- в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;

· иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле­ния деятельности в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 208 НК РФ.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся:

· дивиденды и проценты, полученные от иностранной организа­ции;

· страховые выплаты при наступлении страхового случая, полу­ченные от иностранной организации;

· доходы, полученные от использования за пределами Российской Федерации авторских или смежных прав;

· доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

· вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязаннос­тей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации;

· пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полу­ченные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

· иные доходы, получаемые налогоплательщиком от осуществле­ния деятельности за пределами Российской Федерации в соответст­вии с п. 3 ст. 208 НК РФ.

 

Перечень доходов, которые не облагаются налогом, приведен в статье 217 Налогового кодекса. К таким доходам, в частности, относятся:

§ государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством;

§ пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с российским законодательством и законодательством субъектов Федерации;

§ все виды установленных законодательством России, законодательными актами субъектов Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья, увольнением работников, исполнением трудовых обязанностей ит. д.;

§ алименты, получаемые налогоплательщиками;

§ суммы, получаемые в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в России, а также премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню, утверждаемому Правительством России;

§ единовременные выплаты (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемые:

§ в связи со стихийными бедствиями или иными чрезвычайными обстоятельствами;

§ работнику (в т. ч. бывшему работнику, вышедшему на пенсию) в связи со смертью члена его семьи или членам семьи умершего работника (бывшего работника, вышедшего на пенсию);

§ в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи от благотворительных организаций;

§ малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде адресной социальной помощи;

§ пострадавшим, а также членам семей лиц, погибших от террористических актов на территории России;

§ при рождении ребенка, но не более 50 тысяч рублей на каждого ребенка;

§ стипендии;

§ доходы физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации, полученные от продажи жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более;

§ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;

§ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев;

§ доходы, не превышающие 4000 рублей за налоговый период по каждому из следующих оснований:

§ стоимость подарков, полученных от организаций или индивидуальных предпринимателей;

§ стоимость призов в денежной и натуральной форме, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

§ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

§ возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом;

§ стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг);

§ помощь и подарки, предоставляемые ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, в части, не превышающей 10000 рублей за налоговый период;

§ средства материнского (семейного) капитала;

§ взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12000 рублей в год на каждого работника;

§ частичная компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях дошкольного образования;

§ другие доходы.

 

Порядок проведения камеральной проверки. Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок. Содержание и значение встречной проверки.

Камеральная проверка

1.Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

2.Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
3.Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

4.Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации,
5.Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

6.При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Выездная проверка

1.Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

2.Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

3. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

4. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

5. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

6.Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.


Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов. На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки.

 





Налоговая база

Налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является суммарная инвентаризационная стоимость строений по состоянию на 1 января каждого года.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектом налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта налогообложения с учетом износа и динамики цен на

строительную продукцию. Определение инвентаризационной стоимости для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину физического износа на момент оценки. Определение восстановительной стоимости производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенными Госстроем СССР. Затем осуществляется перевод в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физлиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества. В то же время, если ставки налога на имущество физлиц установлены вне зависимости от типа использования имущества (жилое или нежилое), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам.

Налоговый период — календарный год. Отчетных периодов нет.

Алгоритм исчисления суммы налога по объектам, находящимся в общей долевой собственности, следующий:

СН = И*Д*Cm

· СН — сумма налога на имущество физических лиц;

· И — инвентаризационная стоимость имущества на начало налогового периода;

· Д- размер доли владельца;

· Cm — ставка налога, исходя из общей инвентаризационной стоимости.

Алгоритм исчисления суммы налога по объектам, находящимся в общей совместной собственности, следующий:

СН = И/К*Cm

· СН — сумма налога на имущество физических лиц;

· И — инвентаризационная стоимость имущества на начало налогового периода;

· К — количество собственников;

· Cm — ставка налога, исходя из общей инвентаризационной стоимости.

На федеральном уровне установлены максимальные ставки налогообложения.

Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога
До 300 тыс. рублей От 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей Свыше 500 тыс. рублей До 0,1% (включительно) Свыше 0,1%) до 0,3%о (включительно) Свыше 0,3%о до 2% (включительно)

В каждом муниципальном образовании действуют свои ставки налогообложения. Муниципалитетам предоставлено право дифференцировать ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

 

55.Методы налогообложения их содержание. Способы уплаты налогов, их содержание. Формы администрирования налогов.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).

Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.

Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.

2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.

3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.

4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).

Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).

 

Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.

Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.

Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

 

Налоговое администрирование в юридическом аспекте есть деятельность органов власти по поводу контроля за исполнение налогового законодательства и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Содержание налог администрирования:

· Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.

· Разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления налогов и налогового контроля.

· Деятельность по обеспечению контрольной функции налоговых органов (организационные, методические, аналитич. материалы).

 

Методами налогового администрирования являются: планирование; нормативно-правовое регулирование; контроль (включая учет и регистрационные действия); обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов, в том числе путем применения санкций; арбитраж.

 

Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).

Стратегическое налоговое планирование - это планирование наращивания налогового потенциала. Основная цель стратегического НП - это определение стратегического налогового потенциала, тогда как цель тактического НП - определение тактического налогового потенциала.

Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка отчетности;

- учет поступления налогов и начисленных сумм;

- контроль за своевременным поступлением платежей;

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки;

- реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

· Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

 

· Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей.

· Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

· Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

Формы налоговых ставок, применяемые в Российской Федерации при акцизном налогообложении. Налоговая база при исчислении акциза.

Налогообложение подакцизных товаров осуществляется в зависимости от налоговых ставок по трем системам: специфической, адвалорной и смешанной (комбинированной). При специфической системе сбора акцизов применяется ставка налога в денежном выражении на единицу товара, при адвалорной – ставки устанавливаются в процентах к розничной цене товара или отпускной цене производителя и при смешанной (комбинированной) системе используются ставки, которые устанавливаются в денежном выражении и в процентах. В нашей стране используется комбинированная система ставок в отношении табачной продукции и специфическая – для всех остальных подакцизных товаров.

Комбинированные ставки акциза представляет собой две части – специфическую и адвалорную (ст. 187.1 НК РФ). Такие ставки применяются только при исчислении акциза на сигареты с фильтром, сигареты без фильтра и папиросы

Дата: 2019-07-24, просмотров: 314.