Трудовое воспитание — важное средство всестороннего развития личности дошкольника.
Целью трудового воспитания является Формирование у детей положительного отношения к труду, желание и умение трудиться.
Важная задача педагога – помогать ребенку в активном приобретении собственного опыта, развивать потребность ребенка в получении трудовых умений.
Трудовая деятельность детей имеет свою специфику. Поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога.
Структура руководства трудовой деятельностью:
1.Постановка цели
2.Планирование трудовой деятельности (воспитатель планирует трудовую деятельность детей)
3.Процесс трудовой деятельности (идет выполнение обязанностей индивидуально или с помощью взрослого)
4.Результат
Основные аспекты руководства трудовой деятельностью (по Сергеевой):
1.Общественная значимость труда
2.Посильность рабочей нагрузки
3.Систематичность труда
4.Единство детского сада и семьи
Поручение как форма организации труда детей, руководство поручениями.
Трудовые поручения -- наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей.
Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.
Исследовали: В.Г.Нечаева, А.Д.Шатова (1974).
Трудовые поручения:
1) по форме организации могут быть: индивидуальными, подгрупповыми, общими;
2) по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми;
3) по содержанию - соответствовать видам труда.
Особенности поручений:
1) Они всегда исходят от взрослого
2) В них заключена четкая направленность на получение результата
3) Конкретно определена задача
4) Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми
5) В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.
Поручения особенно важны в период от З до 5 лет.
Руководство поручениями
1) Особую роль в руководстве выполнением детьми 3—5 лет поручений играет оценка их труда. Надо непременно найти что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если на первых порах ребенок не всегда может самостоятельно справиться с заданием: «Молодец, Сережа, ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе быстро сделали работу. Игорь скоро совсем хорошо и правильно научится поливать цветы. Сегодня ты очень старался».
2) В оценке результатов выполненного ребенком задания следует широко использовать игровые приемы. Здесь воспитатель не обходится без персонажей кукольного театра «Петрушка». Такой прием позволяет воспитателю нужное время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время подробно рассказать и дать оценку того, как выполнено задание.
3) В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно.
4) Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.
5) В работе с детьми 6—7 лет воспитатель широко организует поручения-задания (однодневные, многодневные, с отсроченным заданием), например, воспитатель просит принести к определенному дню пустые спичечные коробки для труда, цветные нитки и салфетку для вышивания, открытки, картинки определенного содержания для альбома, какой-либо природный материал, нарезать дома квадратов, кружков для занятий малышей и т. п.
6) Педагог строго контролирует их выполнение в срок и качественно. С этой целью на первых порах использует приемы косвенного воздействия на детей: напоминание, намек, иногда требование, постепенно добиваясь полной самостоятельности в выполнении задания.
7) Широко организуются разнообразные поручения, связанные с длительными наблюдениями в уголке природы за растениями, животными. Через определенное время ребенок должен рассказать воспитателю, всем детям о тех изменениях, которые он заметил, или об интересных фактах поведения животного во время его кормления, сна и т. д.
8) Детей 6—7 лет широко привлекают оценивать результаты работы, выполненной товарищем, а также и свои собственные. Это способствует формированию критического отношения к результатам труда, умению давать справедливую оценку.
9) Организуя поручения, воспитатель в любой возрастной группе должен стремиться равномерно привлекать детей к выполнению заданий. При этом все дети приобретают необходимые трудовые навыки и умения, у них появляется привычка к труду.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 477.