Значение сенсорной культуры для умственного развития ребенка. Сенсорное воспитание дошкольников в зарубежной педагогике (системы Ф.Фребеля. М.Монтессори, О. Декроли).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятии.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

Сенсорная культура имеет большое значение в умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков дает возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства.
Таким образом, сенсорная культура ребенка имеет большое значение для его умственного развития.

Сенсорное воспитание по Ф. Фребелю.
Фребель предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов.
Он разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.
Такой конструктор – «Дар Фребеля» - обучающий материал, развивающий умственные способности ребенка, который и сейчас позволяет научить ребенка координировать движения, познакомиться с предлогами и наречиями (над, под, вверху, внизу, справа, слева), узнать понятие длины и ширины.

Сенсорное воспитание по М. Монтессори.
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.
Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.
М. Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал.
Например, для развития термического чувства – упражнения с набором металлических чашечек, наполненных водой различной температуры; для воспитания тактильного чувства – упражнения с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей и т.д.
В системе Монтессори ребёнок должен действовать с материалами самостоятельно.

Сенсорное воспитание по О. Декроли.
Исходя из теории о том, что дети удовлетворяют свои интересы и потребности, которые определяются инстинктами, Декроли разработал свой метод «центы интересов».
Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями.
На этом основании систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой.
В результате занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.
О. Декроли — автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:

1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные;

2) арифметические;

3) игры, связанные с понятием времени;

4) игры, связанные с чтением;
5) игры грамматические и для развития речи.
Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.
В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления.
По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.

 






















Дата: 2019-07-24, просмотров: 902.