Теоретические основы индивидуального подхода к детям. Сущность индивидуального подхода, принципы его организации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

▲Теоретические основы индивидуального подхода.
 Я.А.Коменский. В его педагогической системе обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
 К.Д.Ушинский разработал методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие- то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
 Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. Она утверждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
 А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям.
 В.А.Сухомлинский подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка нужно начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между членами.
 Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

▲Сущность индивидуального подхода, принципы его организации.
Индивидуальный подход к детям — важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.
Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.
 Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
▲Принципы организации индивидуального подхода к детям.
 Я.И.Ковальчук
выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода к детям:
1.Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
2.Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
3.Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.
При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:
- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
- уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;
- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
- уровень самостоятельности и активности;
- отношение к обучению;
- характер познавательных интересов;
- уровень волевого развития.























Дата: 2019-07-24, просмотров: 364.